Дивеевский дневник, очерк

Михаил Панкратов 2
А я и не собирался ехать в Дивеево.  Я договорился поехать в соседний Ардатовский
район, в село Туркуши. Там есть церковь Архистратига Архангела Михаила. Дай, ду-
маю, соломки подстелю, поработаю с недельку во славу Божию. Время мое к вечеру, уже
с базара еду, неровЁн час.  Так и молюсь своему  святому тезоимениннику. Мол, когда
будет моя грешная душа проходить  этот страшный воздушный промежуток, где  по видЕ-
ниям наших святых и происходят мытарства, пошли самого что ни на есть младшего
своего ангела, дабы подсобить моей душе к Богу пробиться.
Да так вышло, что первые двенадцать дней отпуска повисли в воздухе – ни на Дон в родные края не поедешь  - слишком мало времени, ни в Туркуши, священник отец Сергий оказался  в отпуске.  Так я и приехал в Дивеево, отсюда и до Туркуши рукой подать, одна область.
В доме паломника матушка Никодима определили меня поработать дворником. Получил
я талон на бесплатное питание в трапезной и на проживание в монастырской гостинице
за речкой, минут двадцать пять ходьбы.  Бросил свои нехитрые пожитки под кровать
и вернулся на подворье монастыря. Если в половине шестого утра народу было мало, то к
к десяти уже толпы людей осаждали киоски и лавки с церковными принадлежностями,
подавали записки о поминовении своих живых и мертвых, покупали сувениры, изготов-
ленные в монастыре. Главное, что меня поразило, это огромная очередь к среднему хра-
му, к храму Пресвятой Троицы. Стояли к мощам  одного из самых любимых наших мо-
литвинников за нас , к святому Преподобному Серафиму Саровскому. В храме шла
служба. Динамики, вынесенные на улицу, доносили слова молитвы, песнопение хора.
Я тоже занял очередь. Рядом, судя по разговорам, стояли паломники из многих городов
России.  Приезжают через паломнические центры человек по двадцать-тридцать на
специальных автобусах. Во многих группах есть свои батюшки. Видимо, со своими прихо
жанами сподобились посетить эти святые места.
Часа через два благоговейно прикладываюсь к раке с мощами святого Серафима. Прошу
его святых молитв за себя и своих родных. Неожиданно вспоминаю болеющих своих
друзей, прошу и за них.
Работаю в третью смену, нас человек двенадцать.
Старшая по этим работам,  сестра Людмила, перед работой проводит общую молитву.
Молимся стоя. После работы, перед уходом на ужин, тоже общая благодарственная мо-
литва. Работаем с одиннадцати до двадцати часов вечера,  кормят четыре раза в день.
Как раз начался Успенский пост. Мету синтетической метлой от души, присмотра и понукания не надо, сам напросился в послушники. С непривычки болит спина, ноют ноги.
Ребята помоложе бодро управляются с прилипшей к асфальту листвой, я догоняю их,
прилагая последние силы. Хорошо, что скоро ужин, конец работы…
Самая ранняя служба начинается  в пять часов пятнадцать минут в Преображенском храме. На другие службы в будние дни, работая послушником, не попадаю. Приходится вставать очень рано, идти до монастыря по темноте, стоять службу часа четыре. Монастырские службы строгие и длинные. Пропускаю завтрак в восемь часов утра, так как хочется исповедоваться и причаститься именно в этой обители, отсюда до Бога рукой подать, говорят.
Стараюсь. После ужина прохожу Канавкой Богородицы. Здесь она прошла своими ножками по этой дивеевской земле в бытность Серафима, отмерила пояском место будущей в то время мельничной общинки. Все запомнил святой Серафим, прокопал Канавку по Ее шагам, отметил. Канавку, засыпанную богоборцами, восстанавливали уже в наше время, совсем недавно.  Копали только вручную, по завету св. Серафима.
Приезжали желающие приобщиться этому святому делу со всей России.
В начале Канавки читаю слова Серафима о истории ее. Запоминаю, как он говорил.
Пройдешь по Канавке, да прочитаешь сто пятьдесят раз Богородица, Дево радуйся,
тут тебе и Иерусалим, и Афон, и Киев. Иду и читаю молитву. Замечаю,
что читают не только эту молитву, а и акафист Пресвятой Богородице, свои поминальные
записки. Пресвятая Богородица, спаси и помилуй!
Вечером служба в Троицком храме начинается в пять часов вечера.Неожиданно в динамиках раздается дикий страшный крик, потом еще и еще.
Ребята метут, не обращая внимания. Я спрашиваю, что это такое? Отвечают. Одержимый кричит, бес выходит. Да тут почти каждый день это происходит. Не терпит бес высокой молитвы у мощей св. Серафима. Ребята(братья), уже не один год наезжают в Дивеево и их уже ничем не удивишь. Знакомимся с братом Вячеславом. Оказывается, что он из Красково, земляк, живет рядом. Он молодой, а уже приезжает в Дивеево пятый раз. Господь призывает в свои ряды разные возраста, не как в военкомате. Хорошо, что меня хотя бы теперь заметил. Время "второй" молодости такое хрупкое и ненадежное. Спасибо, Господи!..
Всегда, если метем рядом с Троицким храмом, смотрю, много ли народа стоит к Серафиму. Если мало,  бросаю метлу и совок и  бегу приложиться к святым мощам. Всего за двенадцать дней Господь  сподобил пять раз приложиться к святыне.   Святый отче
Серафиме, моли Бога о нас! Семнадцать раз с молитвой прошел по Канавке Богородицы. Прошу о здравии, о вразумлении, о помощи родным и близким.
Сегодня воскресение, нерабочий день. Иду уже второй раз в местный банк. Там, в банкомате на улице,  можно снять по карте «Виза» деньги. Прохожу мимо летнего рынка.
На земле, на разостланных чистых тряпицах, яблоки, сливы, помидоры, огурцы, грибы.
Но мне, который день хочется груш, причем обычных, наших черномясок.
У мамы в полисаднике такая груша росла. И, хотя ей больше лет, чем мне, каждую весну
стоит она в брачном белом одеянии, а в свое время приносит щедрые плоды. Но на рынке
опять груш никаких нет, прохожу мимо. Через пять минут, здесь все близко, снимаю
деньги , и возвращаюсь. Говорю вслух, благо рядом никого нет: Ну, что?  Тебя что ли
просить Серафим, хочу груш, черномясок хочу. Улыбаюсь своим мыслям. Подхожу вновь к рынку. Только что подошедший рыжий дядька, снимает с ведер материю и выставляет на продажу два ведра груш. Я в Дивеево уже ничему не удивляюсь, пробую крупные груши, похожие на бергамоты, и из другого ведра пробую черномяски. Крупные груши мягче и вкуснее. Но я беру черномяски, о которых в шутку просил Серафима. Нет поблагодарть его, веду себя, как та баба в сказке о золотой рыбке.. Ворчу себе под нос. Я же пошутил, святый Отче Серафиме.  Ты бы что-нибудь посущественнее помог бы. Загрустил. Многое в жизни не сложилось у меня и не складывается, а сколько там еще осталось-то?..
За это воскресенье сумел окунуться в пяти святых источниках. Вода холодющая, ключевая.  Первые два источника рядом на одной площадке, недалеко от моей гостиницы.
Это источники Казанской Божьей Матери и источник святого Пантелеимона. Захожу
в купальню втроем с какими-то мужиками. Один весь в наколках по всему телу, живого места нет.  Он первый спускается по деревянным порожкам, совершенно голый, к воде.
Неспешно широко крестится, и с размаха окунается с головой в воду. Потом еще и еще, и выходит. Вытираться нельзя, они меня уже предупредили. Я молюсь. Я рассказываю Богородице, что умываюсь только горячей водой. Что не купался в родном Дону даже летом лет десять из-за холодной воды. Спускаюсь по ступенькам в воду. На дне мелкая галька. Тысячи иголок пронзают мое изнеженное тело.
Перекрестился, и не дыша, трижды окунаюсь с головой. Выскакиваю, как ошпаренный. Не могу вздохнуть, тело совершенно дубовое. Потом подает некоторые признаки жизни. Кое-как одеваюсь,и мы все выходим. В том же составе, полуодетые, переходим к источнику св. Пантелеимона.  Молюсь перед его иконой о здравии, чтобы не заболеть здесь на выезде, вдали от дома. Уже смелее опускаюсь три раза под воду, выхожу.
 
Почему-то вода  здесь показалась еще холоднее.  Ломит внизу. Я подпрыгиваю и смотрю. Ты это чего, подозрительно спрашивает мужик в наколках. Я смеюсь. Да смотрю, не отвалились ли. Он улыбается. Ну, и как? Да, вроде, все на месте, выходим. Нас уже поджидает человека четыре на улице…
Святой источник матушки Александры, основательницы монастыря, находится в пяти минутах ходьбы от южных ворот монастыря, рядом в метрах двустах от него святой
источник Иверской иконы Божьей Матери. Снова прохожу уже знакомую процедуру
в этих святых ключах. Подхожу к новенькой часовенке у Иверского источника, захожу внутрь,  делаю поклон и благодарю за оказанную возможность окунуться в святых водах.
В подсвечнике догорает кем-то поставленная свеча, на столике лежит молитвослов.
Подходит молодой мужчина лет тридцати, берет со стола молитвослов, начинает вслух
читать акафист Пресвятой Деве Марии, подходит еще одна женщина-богомолка. С черных
ее волос стекает вода, становится рядом. Это уже коллективная молитва. Вспоминаю Евангелие. Если собрались во имя Мое три человека,, то я с вами, посреди вас. Мы с женщиной стараемся вовремя подхватить припев. У мужчины красивый баритон, я его после видел в трапезной. Акафист длится и длится, мы молимся и молимся. Хорошо и радостно на душе.
В 15-00 покупаю за шестьдесят рублей билет на автобус к святому источнику Серафима
Саровского. Автобус набит до отказа, но место мое никто не занимает. Минут через пятьдесят автобус привозит нас к святому источнику. Автобус будет стоять здесь и ждать всех своих пассажиров два часа. Спешим к источнику. Видим, что людей довольно много.
Три аккуратных сруба из новеньких сосновых бревен приятно удивляют своей чистотой и опрятностью.
Занимаем очередь. Женщины за женщинами, мужчины за мужчинами. Вместе, даже если
вы муж и жена, окунаться нельзя, запрещено. Рядом берут из колодца святую воду. Набираю и я, благо рядом продают пластмассовые бутыли по пятнадцать рублей за штуку.
Смотрю на купальни. Они погружены прямо в маленькое озеро, метров восьмидесяти в длину и десяти метров в ширину. Мальчик-подросток уже несколько минут бродит
в этой воде, я смотрю на него и невольно ежусь. У меня это пятое за день погружение.
Наконец, доходит очередь. Все повторяется, холодно, но уже терпимо.  Выхожу, благодарю св. Серафима за помощь, что успел столько сделать полезного для себя, что
не заболел, не закашлял, не обметало губы. Да таковых я и не встречал здесь, никто не
жаловался. Успеваю сделать несколько снимков купален, озерца, колодца Серафима.
Упрашиваю девушек снять меня на мой цифровик, дай им здоровья, Господи! Теперь
память останется и на фотобумаге.
А сегодня уезжаю, сегодня двадцать шестое августа. Время, определенное мною и  подредактированное св.Серафимом, , заканчивается. Впереди Туркуши, церковь Архангела Михаила, встреча с иереем отцом Сергием, с которым я давно переписываюь.
Вчера из нашей бригады уехали домой два человека, а сегодня и я уезжаю. Ребята
вздыхают, нагрузка увеличивается. На это сестра Людмила говорит просто, как само-собою разумеющееся. Ничего, братья, Богородица все видит и знает. Ей и решать. Неужто
она оставит свой четвертый удел без работников. Я думаю, что уже кто-то подъезжает к Дивеево, кто-то спешит занять место, пока оно свободное. Я тоже думаю так же, как и Людмила. Кто-то поспешает, радуется, что все связалось правильно, что все способствовало поездке. И начальник неожиданно отпустил в самый навал работы, и билеты в кассе, бери не хочу, и ночное такси взяло недорого. Спасибо, Пресвятая Богородица, что и меня грешного вот так же сподобила,  неожиданно для себя, посетить это святое место, где до звезд рукой подать, где одна тысяча людей сменяет каждый день другую, где день и ночь возносятся пламенные молитвы к престолу Божию о России и людях ее.
СЛАВА РОССИИ!
                СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ, СЛАВА ТЕБЕ!