Наталья Эфрон

Майя Уздина
Это было в 1968 году. В августе в подмосковном санатории «Михайловское» я  познакомилась с Натальей Григорьевной Эфрон. Вокруг нас собралась компания отдыхающих, и это неудивительно. Она была  общительна, красива, доброжелательна. Могла поддержать любой разговор, это  привлекало окружающих и меня тоже. Я хорошо запомнила время нашего знакомства. Именно тогда некоторые из уже знакомых отдыхающих подходили ко мне, когда я была одна, и вполголоса рассказывали о том, что происходило в Чехословакии.

Знакомство с актрисой переросло в привязанность, и  после нашего разъезда из санатория мы встречались много раз.

Наталья Григорьевна жила в доме  бывшего Камерного театра. Сейчас –  это пушкинский театр. Верхние два этажа были пристроены для артистов Камерного театра. Тогда она, одна из известнейших актрис театра, была очень популярна.

 Она блистательно сыграла роль проститутки Дженни в спектакле «Трёхгрошовая опера» (спектакль назывался «Опера нищих»). Она показывала мне вырезки из газет, рецензии на спектакль. Недавно, читала воспоминания партнёра по спектаклю исполнителя роли Мэкки-Ножа актера Юлия Хмельницкого в  мемуарной книге «Из записок актера таировского театра» о ее работе в этом спектакле: Роль Дженни, верной подруги Мэкки, великолепно играла красивая и грациозная Наталья Эфрон. Она любила его горячо. Но, страдая и мучаясь, все же передала его в руки полиции.


О своей жизни она много рассказывала. Была она одинокой, жила с сестрой. Держалась очень хорошо, мне никогда не приходило в голову спросить её о возрасте. Но я знала от неё, что  в 1917 году она кончила Петроградскую консерваторию.

Купить красивую и не очень дорогую вещь в те годы было сложно. Я к этому никогда и не стремилась. Но радовалась, когда видела Наталью Григорьевну  с красиво подкрашенной сединой в шикарной шубе светлого , почти седого цвета из каракуля.

Может, это был очень дешёвый мех, но выглядела она шикарно в нём.

В 1939 году она сыграла роль Фанни Каплан в фильме «Ленин в 1918 году». Её рассказы о том, как ей жилось после этого фильма, вызывали у меня смех и слёзы.

 
Недавно нашла материалы о Фанни Каплан. Привожу короткий фрагмент  казни Ф.Каплан

 3 сентября 1918 года в 16 часов 00 минут комендант Кремля матрос Павел Мальков собственноручно выстрелил Каплан в затылок. Ей было 28 лет, и 10 из них она провела в тюрьме. У следователей и палачей с Лубянки оставалась еще одна проблема: где хоронить? Решили — нигде. Положили тело в железную бочку, облили бензином и сожгли. Пролетарский поэт Демьян Бедный помогал подливать бензин и даже подал матросу зажженную спичку. Но когда запахло горелым мясом, все-таки упал в обморок.

Зрителей допускали по специальным пропускам.

Свою тайну она унесла в могилу. Да, эта женщина, безусловно, вошла в историю. Ведь о ней писали во всех советских учебниках. Был даже такой фильм. "Ленин в 18-м году", где в одной из сцен разъяренная толпа рабочих завода Михельсона рвала на части "убийцу Ленина". Но ее бесславный конец служит хорошим примером того, чем может быть чреват отход от традиции и увлечение идеями "всеобщего равенства и счастья".

После демонстрации фильма пройти по улице было опасно. Её узнавали, кричали ей вслед:"Каплан, Каплан!" и бросали в неё камни. Разве это можно забыть?

В Израиле я иногда проезжаю мимо Дома культуры им. Фанни Каплан.

Улыбаюсь и вспоминаю лицо Натальи Григорьевны.

Надпись на подаренной фотокарточке-«Не забывайте меня, Майя!»