Идея ада - адская идея из сборника Откровения хоро

Вас Уранов
Идея ада – адская идея!
(из сборника «Откровения хорошо информированного оптимиста»)
Есть такой анекдот:
Человек после смерти попадает в ад и видит там такую картину: черти варят грешников в котлах с кипящей смолой, жарят их на раскаленных сковородках, терзают всевозможными орудиями пыток, всюду огонь, гарь, чад, немыслимая жара, стоны и вопли истязаемых… И вдруг посреди всего этого кромешного ужаса человек видит «оазис» – что-то вроде ресторана, где стоят столики, укрытые тентами, журчат фонтанчики с прохладной водой, работают кондиционеры, между столиками снуют официанты, разносящие посетителям прохладительные напитки… Человек проходит в ресторан, садится за столик, заказывает официанту холодного пива и, мгновенно получив его, блаженно разваливается в кресле, потягивая «божественный нектар»… Через некоторое время он останавливает пробегающего мимо официанта и спрашивает его: «И что, вот это и есть ад?» «Да», – отвечает тот. «А тогда что это вокруг нас?» «Это тоже ад, – отвечает официант, – только для тех, кто верует!..»

Только одурманенное проповедями святош сознание верующего могла посетить и укорениться в нем совершенно чудовищная, абсурдная, разрушающая все основы религиозной веры идея Ада.
Разумеется, прототипом христианского Ада выступает мифический греческий Аид – подземное «царство мертвых», находящееся под управлением одноименного бога. Однако, если в мифологическом варианте Аид является последним пристанищем всех умерших (как праведников, так и грешников), в христианском Аде находят свое вечное «упокоение» только грешники, которым заказан путь в антипод Ада – Рай.
Я затрудняюсь сказать, кто из «отцов церкви» первым высказал мысль о Рае и Аде, как центрах средоточия вселенского Добра и Зла, но он воистину впустил тем самым в христианскую теологию «Троянского Коня», который вот уже две тысячи лет порождает смуту в умах простых верующих и бесконечные споры между церковными иерархами, богословами и религиозными философами, которые пытаются объяснить, как же можно совместить базовые, канонические положения вероучения с идеей Ада.
До сегодняшнего дня для любого человека, обладающего достаточно критическим умом и аналитическими способностями, совершенно невозможными для логического объяснения остаются вопросы, связанные с верой в существование Ада:
1. Как может Бог, который есть воплощенное Добро, который прощает любого кающегося грешника, наказать кого-то за совершенные грехи в такой кратковременной земной жизни вечными(!) муками в Аду?! (ведь даже у рабов Божьих – людей максимальное наказание за совершенное преступление не распространяется дальше времени жизни!)
2. В практике богослужения, в литературе (например, в творчестве Данте) и искусстве (например, в живописи Босха) изображение сцен Ада получило свое невероятно колоритное воплощение. (Должен попутно заметить, что Раю в этом отношении очень «не повезло»: практически никому не удалось красочно описать райскую жизнь для «заслуженных покойников». Пожалуй, только в исламе создан весьма привлекательный для определенной категории людей образ Рая, где праведники вкушают самые изысканные яства, пьют самые тонкие вина, занимаются любовью с самыми красивыми девушками.) Но на фоне этих натуралистических картин возникает такой «простенький» вопрос: поскольку в загробном мире человек существует, согласно религиозным представлениям, только в своем бестелесном, духовном воплощении, какие же физические мучения может испытывать наша душа, если ее варить в котле, жарить на сковородке и т.д.?!
3. Важнейшим положением христианского вероучения является идея Второго пришествия Христа и Страшного Суда, который он должен осуществить над всеми живущими и умершими… Следовательно, получается так, что решение того божьего суда, который уже состоялся над последними в прошлом, будет отменено, и в силу вступит новое решение!.. Абсурдность этой ситуации была осознана уже в эпоху средневековья, и потому церковью было дано специальное указание о запрещении упоминания в богослужебной практике понятия Ада, а вместо него вводилось представление о Чистилище, в котором должны были находиться души умерших в ожидании Страшного Суда. (Решение оказалось паллиативом, так как не касалось Рая. То есть грешники задерживались на «промежуточной станции» – в Чистилище, а праведники продолжали двигаться до конечного пункта назначения – Рая! Отсюда возникает вопрос: как и за что Христос будет судить находящихся в Раю праведников?)
4. С идеями Второго пришествия Христа и Страшного Суда неразрывно связана идея всеобщего Воскресения. Согласно ей, все умершие поколения людей должны будут снова воскреснуть для новой, уже вечной, телесно-душевной земной жизни… Все больные (физически и психически), увечные, разложившиеся в прах, истерзанные бесконечными пытками в Аду и т.д. и т.п. снова будут должны принять свой изначальный человеческий облик… Нетрудно представить, насколько будут физически и психически готовы к «новой жизни» люди, которых перед этим «вечно истязали в Аду»!.. (Очень грустной в этой связи представляется и судьба праведников, которые до этого вели вечную «блаженную жизнь» в Раю, а теперь будут вынуждены вновь вернуться в земную юдоль!)
5. На фоне всего описанного абсурда особое место занимает фигура «хозяина Ада» – падшего ангела Люцифера (Дьявола, Сатаны и т.д.). Если царствование мифического Аида в «мире мертвых» легко объяснимо: три брата (Зевс, Посейдон и Аид) разделили между собой части земли, – то воцарение Люцифера в Аду вызывает каверзные вопросы.
Во-первых, как мог Всеведущий и Всемогущий Бог допустить предательство со стороны своего самого близкого и любимого помощника – ангела Люцифера («Светоносного»)?
Во-вторых, почему после своего падения Люцифер, превратившись в антипода Бога, стал тем самым выполнять функцию, которая еще больше подчеркивает Всемогущество и Всеблагость Бога?
В-третьих, почему Дьявол подвергает попавших в его «царство» грешников таким неслыханным мучениям? Ведь на самом деле он должен был бы принимать их с распростертыми объятиями (ну, или, по крайней мере, так, как было сказано в вышеупомянутом анекдоте), поскольку грешники для него – самые желанные, дорогие, преданные ему люди, его опора в земном мире!.. Отсюда возникает резонный вопрос: «А на кого же на самом деле работает Дьявол?!»
Ответ напрашивается очевидный: выражаясь современным языком, Дьявол – это «агент под прикрытием», работающий на Бога. Можно использовать и другую аналогию, популярную в народе, – о двух следователях, один из которых сегодня добрый, а другой злой, а завтра, возможно, они поменяются местами…
Из всего вышеизложенного вытекает «риторический вопрос»: способствует ли вера в Ад Вере в Бога?