Слуга и кинотеатр

Игорь Александрович Беляев
Возле кинотеатра "Лос-Анджелес" на Бродвее было много народу. Стояла зима. Тридцатого января тысяча девятьсот тридцать первого года проходила премьера фильма Чарли Чаплина "Огни города". Опираясь на кастыль, дряхлый и немощный одноногий старик, которого звали Соломон, стоял и смотрел на это дивное зрелище. Из роскошных машин выходили красивые дамы.
-Зачем мы пришли сюда, хозяин? мне семьдесят лет, я практически ничего не вижу...
-Это же Чарли Чаплин, сам Чарли Чаплин,- сказал одержимый мужчина средних лет. Это был Даярам, сын Орангзеба, человека, которому Соломон служил долгие шестнадцать лет.
-И какого черта мы сюда пришли, у нас ни гроша, а тут вон какие люди собираются... Нам туда не попасть. Мы одеты как бродяги, а я вообще жалкий старый калека.
Соломон высморкался на асфальт.
-Здесь можно не плохо поживиться,- жадно осматривая посетителей кинотеатра тихо шептал Даярам.
-Здесь полно легавых, хозяин,- он называл Даярама хозяином, хотя уже давно они жили в подворотнях Нью-йорка вдвоём и вместе занимались шулерством и грабежами. Ила, мать Даярама умерла шесть лет назад, а дочери повыходили замуж за американцев и разъехались.
-Бросьте меня хозяин, я Вам обуза только,- вздохнул Слуга.
-Нет, старик,- усмехнулся Даярам,- ты мне нужен, ты знаешь еще пару карточных фокусов. Завтра пойдем поиграем, я уже нашёл противников.
-Да я карт не вижу совсем, в прошлый раз чуть не попались, Вы то убежите, а мне наваляют.
-В том то и дело что старика кто тронет,- и Даярам подошел к калеке,- Соломон, ты единственный мой друг, ты заменил мне отца, спас от тюрьмы, сам отсидев пять лет. Ты самый преданный из всех людей.
Соломон вздохнул и достал фляжку с виски. Сделав несколько глотков он усмехнулся и вдруг услышал нежный голос, зовущий его в кинотеатр. Это была Госпожа Матильда. Теперь он был намного старше её.
-Я пережил тебя, госпожа, прости что так вышло, не уберег тогда, тридцать лет назад, но знай у меня не было ни одной женщины после тебя Госпожа, да и до тебя тоже... и еще... я всегда знал, что Эдгар, это мой сын, а не вашего мужа, когда я встретил его в Таджикистане, я пощадил его и не убил. а он заслуживал смерти... Мой сын... Эдгар. За то, что убил тебя с помощью того человека, а зщнаешь, Матильда, я мечтаю найти твою могилу. Там, в Таджикистане я специально поставил крест и заложил его камнями, если они не разрушали погост, у меня есть карта. Но посмотри на меня... Я стар и немощен, у меня нет ноги, мне не попасть туда... Никогда...
И Соломон заплакал.
-Опять сам с собой говоришь,- и Даярам обнял старика,- ну-ну, Соломон, перестань...
В этот момент к ним подошел какой-то мужчина:
-Эй, деньги есть?- спросил он.
Даярам сжал рукоять ножа в кармане:
-Нет у нас ничего, сами на кусок хлеба зарабатываем.
-Жаль, а то я бы вас за два бакса провел на фильм...
-Серьезно? - и Даярам отпустил рукоять,- у нас есть, есть, веди.
-Только задним входом пройдем, я там уборщиком работаю. Давайте два бакса.
Так Соломон впервые в жизни попал на фильм. Он не верил своим глазам. все что происходило на экране было как живое. Люди двигались и разговаривали.
Даярам укутавшись в свой грязный плащ с восхищением смотрел на свою мечту- он всю жизнь мечтал стать актером.
Они стояли сбоку у выхода и во мраке никто не видел что это были два бродяги. Один из которых был без ноги.
-Хозяин, где-то здесь моя Госпожа Матильда. Она ведь тоже из высшего света,- громко сказал Слуга.
-Заткнись старый идиот, дай посмотреть,- впервые Соломон видел восхищение на лице этого эмигранта преступника. И он заткнулся.