Пустая тележка

Наталья Довженко
            

     Марина Львовна после  напряжённого рабочего дня пришла в супермаркет за продуктами. «Маленький тортик, апельсины, лимончик, кусочек сыра. Что ещё взять? – размышляла Марина Львовна, - Наверное, больше ничего не надо, всё уже куплено… Странно, завтра мой юбилей, а я не рада… Господи, а чему радоваться? 55 лет, пенсия грозит. Дааа. Хорошо, что я классный специалист – востребована. Ну, ладно, ладно, не раскисай…» - уговаривала себя симпатичная, ухоженная с умными и грустными глазами женщина.
     Свободной тележки на входе в торговый зал не оказалось. Марина Львовна решила подойти к столику, где покупатели складывают в свои сумки и пакеты продукты, чтобы взять освободившуюся тележку. Ждать долго не пришлось. Мужчина подкатил тележку к столику.
- Я дождусь, когда вы освободите тележку, не отдавайте, пожалуйста, никому её, - попросила  Марина Львовна, обращаясь к мужчине.
     Мужчина поднял глаза и мгновенно сказал:
- Марина? Здравствуй Марина. Как я рад тебя видеть, Мариночка.
- Павлик? Павлуша, боже мой, сколько лет мы не виделись с тобой? Как ты здесь?  – задала глупый вопрос Марина Львовна от неожиданной встречи.
- Вот, приехал к дочке в гости, завтра внуку 10 лет.
- 10 лет внуку? Здорово. Поздравляю.
- Как ты живёшь, Марина? У тебя завтра день рождения, я помню. Заранее прими мои поздравления.
- У меня всё замечательно. Работа, дом. Всё хорошо. А ты ещё служишь?
- Нет, я уже в отставке, работаю на гражданке, помогаю дочке и внуку. Сюда приезжаю редко, чаще они у меня бывают.
- Павел, всего тебе хорошего, я спешу, извини, - Марина Львовна взяла свободную тележку и исчезла между рядами супермаркета, не желая показывать своей тоски и одиночества.
     Она долго бродила по магазину с пустой тележкой, кружилась и кружилась вдоль стеллажей, как будто что-то искала. Марина Львовна погрузилась в воспоминания тридцатипятилетней давности.

- Марина, мой Николаша пригласил нас с тобой в кино, - загадочно, с лукавой улыбкой, уведомила сокурсница свою подругу, - он будет не один, с другом. Ему будет скучно, пойдём. Познакомлю тебя с хорошим парнем, тоже курсантом, через год будет офицером. Марин, чего ты?
     Весёлая подруга, улыбчивая и энергичная девушка, с милыми ямочками на щеках, конопатым носом и серыми большими глазами, подмигнула Марине и рассмеялась:
- Ну, скажи мне, зачем ты в свои 18 лет такая серьёзная, и чем так занята по вечерам? Ты же никуда не ходишь…
- Свет, я даже не знаю, мне столько учить надо, и маме обещала помочь.
- Ой, всего на два-три часа. Погуляем немного и в кино сходим, Марин, ребята так редко бывают в увольнении, ты представляешь, их редко выпускают из училища. Пойдём.
     Марина согласилась. Вечером, надев нарядные платья, девушки направились в парк, где их ждали кавалеры. Марина познакомилась с Павлом и почти сразу влюбилась.
     Молодые люди бережно поддерживали зародившиеся отношения. Встречались редко, только тогда, когда Павлу предоставлялось увольнение из училища.
      Год пролетел незаметно. Заканчивали свое обучение Марина и Павел.
- Марина, - сказал Павел при встрече, - Света и Николай решили пожениться сразу после выпуска, давай, и мы с тобой поженимся, сделаем одну свадьбу на две пары, весело будет. Я делаю тебе предложение, выходи за меня замуж.
     Девушка почти не задумываясь ответила:
- Павел, я так не хочу. У нас со Светой разный достаток. Света выросла в обеспеченной семье. У меня не может быть такого платья, как у Светы.
- Марина, ты не о том говоришь, какое платье? Ну, хорошо, если не хочешь совместную свадьбу, давай, просто распишемся и поедем к моему месту службы супругами. Я тебя очень люблю, и хочу, чтобы ты поехала со мной.
- Павлик, я заканчиваю институт, для чего я столько училась? Давай так, я получаю диплом, работаю год, покупаю себе все необходимое и тогда поговорим. Ты же знаешь, как маме тяжело одной нас четверых растить и ещё меня обучать. Я очень хочу, чтоб у меня было хорошее постельное белье, одежда достойная, обувь, посуда, сам понимаешь…
- Марина, мы все это купим сами, постепенно, это не главное.
- А что главное, Павел?
- Да любовь наша, быть вместе!
- Павел, мы же любим друг друга, хотя и видимся не так часто. Через год, обещаю, будет наша свадьба.
     Прошёл год. Марина работала в строительной организации. Она завоевала в коллективе уважение, поскольку была ответственной и аккуратной, терпеливо повышала профессиональные навыки, слёту хватала подсказки опытных сослуживцев и через год стала незаменимым сотрудником, регулярно поощрялась премиями. На работе ей было комфортно, она не замечала, как пробегали дни и недели.
     Приехал Павел и вновь предложил Марине руку и сердце, но Марина решила ещё повременить, ссылаясь на невозможность уволиться сейчас. Павел уехал.
     Прошло ещё полгода, Марина перестала получать от Павла письма, позднее она узнала, что Павел женился.

     Марина Львовна ходила и ходила по супермаркету с пустой тележкой. «Как я могла так бездарно прожить свою жизнь? Судьба мне в руки давала любовь,  семейный очаг, надежду. Я сама своими ногами отпихнула своё счастье, судьба мне другого шанса не дала. Павел смог построить свою жизнь без меня, у него есть дочь и внук – семья, есть ради чего и кого жить. Что есть у меня? Только моя работа. Придёт время, когда я уйду на пенсию? И что? Одиночество. Боже мой, как бесполезна моя жизнь, как пусто в моей жизни и в душе, точно так, как в этой пустой металлической тележке».