Глава 1. 5. Бабушка

Марина Лебедь
       Василиса Александровна   не  читала книги. В молодости   она не чуралась чтения, но с возрастом работа мысли по пониманию текста  стала требовать значительных умственных усилий, а в фильмах, если они хорошо сняты, зримо яркие, выпуклые образы  героев воспринимались легче. Идеалом    отдыха и удовольствия для Василисы Александровны  был просмотр  телесериалов детективного и криминального жанра,  причем  многочисленные, из серии к серии, убийства ее не отпугивали. Тема поиска и обезвреживания преступников Василисе Александровне не могла надоесть в принципе: ведь она  всю жизнь проработала в милиции и   на пенсию ушла в звании майора.

    В то же время, Василиса Александровна считала, что телевизор крайне  вреден детям и в неустанных попытках ограничить его просмотр собственной внучкой она преуспела настолько, что девочка, еще в дошкольном возрасте,  совершенно охладела к  телевизионным передачам.  Бабушка поощряла интерес внучки к книгам,  и, когда Виктория  пошла в первый класс,  решила организовать ей  дополнительное чтение. В  качестве первых книг она выбрала роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» и «Бахчисарайский фонтан» Пушкина. Почему именно их, для Виктории и спустя годы  осталось загадкой, может быть, эти книги просто попались бабушке на глаза, или была другая причина. После того, как в автокатастрофе погибли родители Виктории, ее  единственная дочь и зять, Василиса Александровна  ни с кем не обсуждая принципы воспитания внучки и не снисходила до объяснения своих поступков.
 Осилить   сложные  книги  девочке  было трудно, зато потом, преодолев этот рубикон,  она,  уже сама,  определяла круг чтения. Бабушка  собрала прекрасную домашнюю библиотеку, и Виктория  прочитала Джека Лондона – почти всего, и  далее продолжала читать  литературу, предназначенную для взрослых – преимущественно классику.

     Одно из первых сочинений в школе было – «мои первые книги». Виктория просто перечислила все, что было ей прочитано. Учительница не стала оценивать её сочинение, а немедленно вызвала бабушку. Виктория краем уха слышала их разговор, до неё доносились гневные тирады учительницы: «Вы отдаете  отчет в своих действиях?», «Взрослые  книги читать ребенку нельзя». «Такое чтение может сломать ей психику». Василиса Александровна, была  майором милиции в отставке,  она привыкла командовать и повелевать - и на пенсии продолжала стремиться к абсолютной власти, даже если эта власть была ограничена пределом ее дома и воспитанием внучки. Все должно было делаться так, как говорила Василиса Александровна, мнением учительницы она не интересовалась, та сама навязалась со своими оценками и поучениями. И все же это мнение не соседки с лавочки, а профессионала.  Бабушка вернулась домой обескураженная, несколько дней ходила задумчивая и, наконец, объявила вердикт. «Твоя  учительница совсем не думает, что говорит. Читай, что хочешь, ничего плохого в книгах для взрослых нет. Чем раньше узнаешь, как суров этот мир, тем тебе же будет лучше».

    После этого случая  авторитет первой учительницы в глазах Виктории был основательно поколеблен, а читать она стала еще больше.  Когда  Виктория  читала - была глуха и нема, не слышала даже обращения к ней, так захватывали её перипетии сюжета.   В такие моменты  девочка будто видела героев, и чем интереснее для нее  была книга, тем глубже она погружалась в их  жизнь.   
Чрезмерная увлеченность Виктории книгами  начала тревожить бабушку и она   поставила новую цель -  обнаружить, выявить и развить скрытые способности Виктории. В  Чите, где  они проживали, в условиях жестокой и длинной зимы, наиболее естественным казалось попытаться сделать из Виктории фигуристку. Школьная подружка Виктории уже выступала на соревнованиях, и Виктория  тоже мечтала о коньках. Однако, быстро выяснилось, что этот спорт не для нее, поскольку Виктория  была слишком высокой. Девочка расстроилась буквально до слез, но бабушку неудача не смутила. Виктории еще снились танцы на льду, когда бабушка повела ее на прослушивание в музыкальную школу.  Вердикт отборочной комиссии был неутешительный - "медведь наступил сразу на два уха". Вернувшись домой, Виктория с содроганием вспоминала свои судорожные попытки воспроизвести ноты и мелодии. В этот раз она  совсем не огорчилась, поскольку ни петь, ни слушать музыку не любила.    Но неутомимая Василиса Александровна наперекор всему мечтала об успехах Виктории и продолжала искать скрытые таланты внучки.  Наконец, девочку приняли в балетную школу – на отборочную комиссию произвели впечатление ее  изящное телосложение, гибкость и  утонченная красота.

Раньше  Вике хотелось танцевать на льду, а теперь она решила, что танцевать на сцене еще лучше. Виктория занималась год, по итогам состоялся просмотр, нужно было исполнить танец импровизацию - лебедь. Неловкие телодвижения, которыми Виктория  пыталась выразить характер этой царственной птицы, оскорбили эстетический вкус комиссии, и без долгих  церемоний девочка была выдворена из балетной школы. Остались лишь школа и бабушкин дом – и то и другое было безрадостным. 

Успехи в школе у Виктории были скромные, в других сферах, она так и не проявила  способностей. Бабушка решила сосредоточиться на  воспитании таких  качеств, которые ей обязательно пригодятся в жизни.

-Ты должна уметь выполнять домашнюю работу, Вика, это прежде всего. Все остальные твои достоинства померкнут, если ты вырастешь неряхой и неумехой.

- Но я не хочу становиться домохозяйкой, бабушка.
-  Когда ты вырастешь, то станешь женой и матерью - в этом главное женское счастье. Вот тогда  поймешь, как важно  все, чему я тебя учила.

    Сама Василиса Александровна была отличной хозяйкой.  Она всегда и  везде добивалась отличных результатов и теперь,  на пенсии,  гордилась тем, что «не распустилась», все успевала, смогла сохранить  энергию и  организованность.  Василиса Александровна  великолепно готовила, занималась закупками и заготовками, но неустанной всепоглощающей заботой бабушки было наведение порядка.  Иногда казалось,  что достижение идеальной чистоты является целью ее существования, а поскольку достижение совершенства было невозможно, то наведение порядка было бесконечным процессом. Бабушка натирала, чистила, мыла с утра и до позднего вечера.  Она органически не переносила  ни малейшей дисгармонии – немного сбившееся покрывало поправлялось в тот же миг, еле видимая соринка немедленно ликвидировались. Малейшее нарушение порядка  воспринималось как попрание всех человеческих ценностей.  Другой целью бабушки была организация бытовых удобств.  Хотя главным атрибутом уюта для нее была все же  приближенная  к совершенству чистота, немалое время она посвящала более творческим аспектам порядка: перестановкам мебели, обновлению занавесок, ковриков,  переклеиванию обоев.  Однако Виктория не была способна должным образом оценить усилия бабушки по созданию комфортной обстановки. В её  понимании отдохнуть, значит поиграть с кошкой или посидеть с книжкой у старого абажура, решить шахматную задачку,  подумать, помечтать, насладиться  тишиной и покоем, но как раз это было сложно - бабушка была сторонницей принудительной организации свободного времени, личного пространства не признавала.

  Виктория было скучно участвовать в  бесконечных перестановках и обновлениях квартиры, утомительно посвящать все свое свободное время наведению порядка. 

 Девушке    казалось, что уже ничто не может изменить унылое течение её жизни, и вот, совершенно неожиданно, ей начала улыбаться  удача. Она поступила в университет. Учиться в высшем учебном заведении оказалось значительно интереснее, чем в школе. И главное – теперь в ее жизни появились шахматы.

Продолжение:

http://www.proza.ru/2013/09/12/1277