Воспоминания о войне... 1942 год Лето

Олег Слюсарь
   Волею судеб, в начале 1942 года мы оказались в маленьком городке на Северном Кавказе. 
Вся наша семья, мама, папа (он был инвалид без ноги), я ( мне шел 5 год ) и две мои старшие сестры стали жить в небольшом домике, в двух маленьких комнатках.
Домик располагался недалеко от подножия горы Бештау.
   В стране вовсю шла война и летом 1942 года докатилась до Кавказа.
Конечно, в свои годы я не понимал полностью опасностей  войны, ее причин и хода событий. Опасность и напряженность жизни передавалась мне через поведение взрослых,
хотя родители и оберегали меня и много чего не говорили.
   Но стоило мне выйти на улицу  и встретиться с местными ребятам, как я узнавал про войну... В игре же мы скоро забывали все и все опасности уходили от нас.
Моя мама была учительницей английского языка, немного знала немецкий и какое то время работала в Пятигорске в школе.

   Все это в одночасье перевернулось, после того как неожиданно в наш городок вошли немцы. Я вспоминаю, что это произошло как то незаметно. Не было боя. Раздалось несколько выстрелов и слышны были вдалеке взрывы. Только улицы опустели. Отец приказал на всякий случай нам детям залезть под кровати. Я это хорошо помню, так как под кроватью было холодно и не уютно. На дворе как раз была жара, разгар лета. Поскольку тишина затягивалась, а мы под кроватью " бастовали", нас выпустили и мы побежали на улицу посмотреть...
 
   На улице никого не было и вдруг мы увидели, что со стороны Бештау к нам приближаются какие то автомобили. Приближались они быстро. Как потом я узнал - это были танкетки.
Были они желто-зеленого цвета на гусеницах... Тут нам стала кричать мама, чтобы мы бежали скорей домой. Но и в щель забора мы смотрели как танкетки проезжали мимо нашего дома.
   В памяти у меня хорошо сохранился маленький эпизод этого проезда немецких танкеток.
   По нашей улице практически никто не ездил. Обыкновенно там гуляли куры и мы дети играли на середине дороги в свои игры. Делали свои "крепости, рвы"  т.п.
Часто там оставляли свои игрушки.
   И вот и в этот злополучный час там посредине улицы лежала чья та старая, большая кукла..
И я, все время пока ехали танкетки, думал: сейчас ее раздавят. Но танкетки, как по команде, почему то объезжали ее. Следующая танкетка с точностью повторяла маневр первой. Танкисты проехали и все снова затихло.
   Я сразу выскочил на улицу и схватил куклу, намереваясь унести ее домой.
 Выбежал и мой друг-сосед. Пока мы с ним обсуждали   танкетки и происшедшее, еще не очень понимая, что произошло, к нам с большой скоростью подъехал мотоцикл с коляской. И к нам подошли двое военных в незнакомой нам форме, в шлемах.
Увидев у меня в руке куклу они рассмеялись и стали что то говорить на своем языке. Помню, что страха у меня не было. Думал только не отнимут ли у меня куклу. Мне было немного стыдно, что я ее взял. Ведь она была не моя.
   В это время выбежала мама и стала тянуть меня с другом домой.
   Неожиданно один из военных что то ей сказал, подошел к нам и дал мне и другу по конфетке. Они уехали.
   Друг убежал к себе, а меня мама увела домой. Дома меня отругали все, что я выскочил в такое опасное время на улицу.  Потом мама рассказал, что она поняла из разговора немцев. Разговаривая, они упомянули, что мы были похожи на их сыновей.
Конфетка, которую дали мне эти немцы, оказалась круглыми леденцами, уложенными в столбик. Посредине было отверстие.. Но мне не пришлось попробовать немецкую конфетку. Я продел нитку через отверстие в середине и одел конфетку на шею.
А потом, где то заигравшись, потерял. Конечно, я плакал.

   Помню, что на следующий день появились другие немцы, в другой форме. Нам строго настрого запретили выходить на улицу. Стали опять раздаваться выстрелы...
Потом опять все на долго успокоилось.
   Уже будучи постарше и взрослым, я часто вспоминал этот эпизод жизни.
Как произошла моя первая встреча с немцами.
 Уже с годами я думал: " Что не все немцы были фашисты. Были и антифашисты.  Часть из них была взята в армию, может быть, по принуждению...
С кем же меня маленького тогда свела судьба?"

 О фашистах мы узнали чуть позднее...
( продолжение ) http://www.proza.ru/2013/09/14/661