Как я сдавала экзамен

Наталья Ладица
Экзамен… Сильное слово! Они бывают самые разные. Бывают экзамены кошмарно-мучительные, решающие, серьёзные, очередные, письменные, устные… Всякие. Говорят, есть даже халявные. А бывают курьезные, ни на что не похожие. Как у меня.

Эта история произошла, когда я получала второе высшее образование. Учёба давалась нелегко. Не по личной нерадивости, просто курс был вечерний. То есть до пяти работаешь, а к шести летишь на занятия. Зато у преподавателей мы пользовались неизменным уважением – за старание и целеустремлённость.

Но иногда случались небольшие накладки. Например, наша группа долго не могла сдать один из экзаменов. Курс лекций отслушали, семинары провели… И всё! То преподаватель на больничном, то на каком-то симпозиуме, то ещё что-то случилось. Прошло таким образов месяца три. Мы уже и забывать стали о существовании этой дисциплины. Как вдруг!..

Гром грянул нежданно. Роль его с успехом исполнил банальный телефонный звонок. Воскресенье, на часах – 20.20, добрый голос методиста вечернего образования:

- Здравствуйте. Вы в курсе, что у вас завтра экзамен?

- Нет, - промямлила я.

- Ну как же, теперь уже в курсе. Ждём вас, как всегда, в 18.00.
Щелчок, короткие гудки. Я, озадаченная донельзя, стою с телефонной трубкой в руках. В теории в моём распоряжении – почти сутки. На практике – немного ночь и рабочий день. В общем, немного помучившись для очистки совести, прихожу на экзамен с пустой до звона головой и твёрдым намерением попросить о переносе экзамена.
Вся группа уже усердно выкладывала на бумагу свои мысли, когда я несмело поскреблась в дверь аудитории (опоздала на десять минут, на работе задержалась).

- Здравствуйте, - начинаю я с решимостью приговорённого к казни. – А можно мне в другой раз экзамен сдать?

- Причина? – любопытствует преподаватель.

- Я не готова.

Ну вот, самые трудные слова сказаны. Честная дура!

- Ну, что ж вы так сразу! – её голос звучит чуть снисходительно. – Попробуйте хотя бы. Я понимаю, вам только вчера сказали. Поэтому я разрешила всем взять любой вопрос, который больше нравится. Смелее!

В общем, уговорила она меня. Села я, взяла листок с вопросами. Гляжу в него и вижу, что уходить мне отсюда надо подобру-поздорову, пока зачётку не испортила. И тут преподаватель встаёт из-за стола.

- Ладно, - говорит она. – Вы пока готовьтесь, а я спущусь в гардероб, заберу пальто.
Выходит. Вся группа дружно набрасывается на меня:

- Наташка, ты что, совсем с ума сошла? Готовься давай!

- Да у меня даже шпор нет! – отбиваюсь я.

- Мы тебе дадим!

Тут же передо мной как по волшебству появляется с десяток шпор.

- У меня и листика нет.

Миг – и со стола мне подмигивает девственная белизна чистого листа.

- Ребята, будьте логичны, - окончательно сдаюсь я. – Дайте уж тогда и ручку.

И вот уже, высунув от усердия язык, я аккуратно переношу ответ на понравившийся мне вопрос со шпаргалки на листок.

Преподавателя не было минут сорок (святая женщина!). Увидев, что я ещё не сбежала, она улыбнулась, одобрительно кивнула и начала опрос. К чести преподавателя хочу сказать, что она не просто выслушивала то, что мы усердно переписали со шпаргалок. После ответа она задавала вопросы «по существу», на уровне «если ты знаешь предмет, то поймёшь, о чём я говорю». Выслушав меня, она довольно улыбнулась:

- Молодец, пять! Ну вот, а вы хотели уходить. Давайте вашу зачётку.

Счастливая от произошедшего, я сунула руку в сумочку, и… На меня навалилось истерическое веселье.

- Что случилось? – спросила преподаватель, увидев моё изменившееся лицо.

- Простите, но я, кажется, забыла зачётку.

Я с трудом сдерживала истерический хохот.

- Ничего страшного. Завтра перед занятиями зайдёте в деканат, я проставлю вам оценку.

И ведь не обманула! Уже на следующий день в моей зачётке красовалась очередная (хотя, наверное, не совсем заслуженная) пятёрка.

Да, неисповедимы пути студента!