Эзос мачалка... Дворовая мочалка

Нелли Ляховски
Тбилиси всегда был городом колоритным, многонациональным. Каждый народ внёс определённую толику во взаимодействие языков и создание чисто тбилисских словечек и выражений. Порой, грустное перекликалось с необычным тбилисским юмором, который был понятен только нам – тбилисцам.
Тбилисец – это определённая национальность. Те, кто свою жизнь связал с этим удивительным городом, пользуются смешанно – тбилисским языком до конца жизни.
В старых домах Тбилиси, некогда принадлежащих состоятельным людям, обычно, на нижних этажах размещались флигели. Когда-то, в былые времена, там жила прислуга. При Советах они превратились в обычное жильё тбилисских горожан. На улице Советской, что находилась в районе «Нахаловка», во "флигелях" жили «понаехавшие" из грузинских деревень и из бывших советских республик.
Наш двор не был исключением. Это был типичный тбилисский дворик. Кто только в нём не жил.
В одной, из пристроенных к флигелю, комнате проживала Иванова. По сегодняшний день не знаю её имени. Весь двор называл её Иванихой. Иваниха была представительницей самой древней профессии. Её клиентами, в основном, были иностранные студенты. Она была шумной и очень общительной дамой бальзаковского возраста.
После очередного "клиента", Иваниха высовывалась на свой маленький, пристроенный к одной комнатке, балкончик и на весь двор орала: «Чатлах, так мало заплатил. А ещё говорит, что из Кумаруна!».
Нам, детям, не совсем была понятна география, где находится этот, очевидно, Камерун, но всем было ясно, что у Иванихи был "чатлах". По – нашему – плохой человек.
Однажды, когда мне соседский мальчишка подставил подножку, и я свалилась, при этом в сердцах выдавив Иванихин "чатлах", то получила сразу дополнительную затрещину.
Иваниха, как и мой папа, не могла выговорить слово «Азербайджан»:
«У меня сегодня был асейпаржанец – бозис швил. Деньги не дал. Последнее нами легко усваивалось. Когда узнали значение, то было не очень смешно. (Бозис швили – ребёнок ****и).
Рядом с Иванихиной пристройкой была такая же однушка. В ней жила тётя Вера(Верико). Она была из "понаехавших", из Кахетии. Добрячка – необыкновенная. За чурчхелой или сухим корольком мы бегали к ней. Можно было не просить, она сама догадывалась, что визит наш – неспроста. Верико не выносила Иваниху. Когда та кричала на своём крыльце так, что было слышно всему двору, она за словом в карман не лезла: «Каи ра, прекраты страковать. Не стракуй! Это слово, производное от слова траки – жопа. Значение его – прекрати выпендриваться.
Однажды, в соседнем дворе, скончался мужчина. В убани он слыл большим скандалистом. Утром, тётя Вера спрашивает нашего соседа,
– Шалико, ра мохта ам сацодавс"(что с этим несчастным случилось?).
Иваниха тут же присоединилась к вопросу. Шалико повернулся к ней и громко во всеуслышание объяснил:
– Ат рака.(От рака, мол скончался).Реакция Верико последовала мгновенно .Она на весь двор выдала,
– Атрака, атрака, да гардаицвала... (довыпендривался и умер).
Так и запомнилась эта фраза на всю жизнь.
 Мода на мини, которая зародилась в Союзе ещё в 60-х, была отменной во всех смыслах – не только экономия ткани, но и возможность демонстрации нижних конечностей, если конечно было что показать. Однажды, когда я спустилась во двор, неугомонная тётя Верико мне кинула во след ,
– Я твой фасон опрокинула...
Где ещё можно услышать такую музыку слов? Только в Тбилиси!
Соседка наша разводила кур. Так возникла ячейка натурального хозяйства рядом с нашей квартирой. Куры исправно несли яйца. Их собирали и в голодные 80-е — это было хорошим подспорьем. Старший сын нашей « ветеринарши» был любопытным и нетерпимым малым. Указательным пальцем он , как скальпелем, внедрялся в куриную задницу проверяя наличие яиц.
Увидев эту "вакханалию", мамаша заорала на весь двор,— твою мать , куриный гинеколог, перестань вызывать преждевременные роды. Перлы нашего двора!
Тбилисская свадьба – это не только ритуал. Нечто особенное, незабываемое! После первой брачной ночи всем интересно знать – невеста "дэвушка", или не дай Бог, нет. Утром слышишь:
– Рава… а? Целка, или? (ну, она девственница, или?).
Обычно, утром невеста оказывалась "целкой". Иначе никто бы и не рискнул выйти замуж. Традиции в Грузии оставались консервативными.
На свадьбах гудел весь двор. Вся ребятня сбегалась на запахи шашлыков и разных вкусностей. Дворовые столы ломились от всевозможных яств... Ох-х-х, уж эти тбилисские свадьбы!
Тётя Натела, со второго этажа, из семьи зажиточных , по тем временам, грузинских евреев, слыла великолепной хозяйкой и стряпухой. Перед праздниками она делала огромное количество колбасок, которые вывешивались за окном и некоторое время сохли без марли. Это был наш улов.
Ванная комната нашей квартиры упиралась в угол окна за которым Нателла вывешивала копчёности. Мальчишки соорудили крючок, привязанный к длинной деревянной швабре. Этим приспособлением легко было стаскивать колбаски, висевшие на верёвочке. Их количество постепенно уменьшалось. Никто не мог догадаться чьи это проделки. Дворовые пацаны были в полном восторге от моего "гостеприимства" и разделяли со мной добычу.
Однажды, рано утром ,через распахнутое соседское окно раздался громкий голос, по силе амплитуды равный грому и молнии , тёти Нателы. Она, высунувшись из окна орала,
– Федерасты, тквени дедац ватире, гётферанебо (пидерасты, я вашу мать, жопошники). Это не фтыцы, это – чатлахи, но как? (Это, мол, не птицы)...
Мы поняли, что обвинять птиц долго не станут и прекратили таскать колбасу.
Утро нашего двора всегда начиналось с возгласов продавцов. Кукурузные шарики – бати - бути, зелень, разные солёности: джонджоли, перец, мочёный чеснок. Домашний, деревенский мацони привозил один и тот же очень колоритный разносчик на ослике. Он так орал во всю глотку: «Бати - бути, бати - бути, мацони, свэжая мацони, цыцмата!» , что будильник в доме можно было не держать. Все жители выбегали во двор – в чём спали. Картина была ещё та, только – писать маслом! Шалико – в кальсонах, Зойка – в ажуре, Иваниха – в каком-то пИИИнюАААре... Торг шёл полным ходом. После ухода торговца двор затихал.
Любая дворовая проблема решалась сообща. Когда не было воды( что случалось не редко) – все делились набранной заранее, в банках, бутылках, выварках. Если что - то у кого - то портилось, то приглашались Иванихины "фраеры", которые за стакан чачи (грузинской виноградной водки) чинили всё.
Достоянием двора была – Ника. Внучка известного оператора, снимавшего "Капитана дальнего плавания" – дочь балерины местного оперного театра, которая утверждала, что виделась со знаменитым Карузо и он ей целовал руки. Ника, как и Иваниха, рано начала вольготный образ жизни ночной бабочки. Уровень её "клиентуры" был выше иванихинского, и к нашему двору начали подъезжать «Волги», «Фиаты», что было для того времени – неплохо. Одевалась Ника безвкусно, вызывающе, ярко. Но, какая это была почва для разговоров в нашем дворе!
Шалвович её называл «Эзос мачалка» – дворовая мочалка. Ника здорово пила, много курила, и частенько её возвращали не совсем адекватной. Если кто-то осмеливался спросить: «Сад икави Ника,джан (где ты была дорогая Ника?)», – можно было получить шквал "нежности": «Дакети шен протезиани пири, мосаткнават дабадебули...(заткни свой протезный рот, рожденный для ебли).
Просто фонтан речи! От Ники мы научились многому. Меня она обожала и постоянно дарила сладости, жвачки (страшный дефицит), заколки для волос.
«Какой сладкий парцуф (какое сладкое лицо...) у тебя!», – так она выражала своё "нежное" ко мне отношение.
– Девочка, никогда не пей, как я, не кури как я. И, вообще, никакие другие вещи не делай, как я.
Печально было узнать, что Ника спилась.
Если и есть ностальгия, то она связана с нашим детством, с нашим тбилисским двориком.

Многолик был тбилисский наш ник…
Вонцес, рава хар, натерсен –живы?
Там сложился наш общий язык.
Был по-своему – красноречивый…

Авлабарский цвет красных волос,
Молоканский базар, «Дезертирка»…
Вор в законе в "Нахаловке" рос,
А в "Ваке" – антикварная бирка.

"Площадь Ленина", клумбы из роз,
"Руставели" – несопоставимо…
«Чашка» многим «здоровье здесь нёс»,
С Синагоги еврейской, вестимо.

По утрам – "бати–бути" в обмен
На бутылки пустые с запаса,
Фрукты – с "Веры", сапожник Сурен
Подбивал всем подошвы с припаса.

Заиграет шарманщик – кинто
Песнь – элегию местных мотивов,
И почувствуешь всей остротой
Колорит всех кавказских "архивов"…

Сухишвилевский танец – балет!
"Сердце гор" – гений Чабукиани...
Параджановский был этикет...
Театральной элиты – гулянье!

Школа, парк утопал в тополях…
У уборщиц – французский свободный, -
Из дворян , что была в соболях –
Комнатушка, едва, в подворотне…

Так и жили, как в общем дворе.
Если бился стакан, то дарили …
Общим было тепло в сентябре.
Мы любили, любили, любили…

Н.Л.(с)

(Вонцес(арм)-как дела?,рава хар(гр)-Как дела?,натерсен(азерб)-как дела?