The other half of the sky... другая половина небес

Жека Махно
THE OTHER HALF OF THE SKY: A CHINA MEMOIR
ДРУГАЯ ПОЛОВИНА НЕБЕС ИЛИ КАК Я ЧЕТЫРЕ РАЗА НЕ БЫЛ В КИТАЕ
(КИТАЙСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ)

 «…Вот мне приснилось,
Что сердце моё не болит
Оно- колокольчик фарфоровый в жёлтом Китае
На пагоде пёстрой… висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи…»
(Н.Гумилёв)
АзиАДСКАЯ жара…
Мысли закипают, …пузырятся памятью…
…Раздавленный комар на стене похож на иероглиф…

интересно, а есть ли у китайцев не цензурные иероглифы?...
 Должны быть!!
-да Е- ЕСТЬ !...есть! - Е-е-есть наверняка!...
…Как жеж без них?!
Что ж они пишут тогда на своих заборах!?…

Тем более, что это САМЫЙ ПОНЯТНЫЙ ЯЗЫК  на нашей планете…
- его понимают почти полтора миллиарда жителей Земли,…то есть каждый пятый землянин!...

…Наплыли воспоминания:
 в открытое окно сиропом вливается тяжёлый, душный воздух приморского города Шэньчжэнь.
*****
… За сорок лет с рыбацкого посёлка, по инициативе Ден Cяо Пина, трудолюбивые китайцы,. настроив небоскрёбов ,создали чудо градостроительства…
…Мегаполис …со знаменитой высотной архитектурой, тематическими  парками и скверами… с более чем 11 миллионным населением…
-На сегодня Шэньчжэнь является одним из наиболее динамично развивающихся городов Китая, четвёртым из числа наиболее конкурентоспособных городов страны.
 … крупнейшим среди китайских городов по объёму экспорта и служит своеобразными воротами для привлечения инвестиций, новых технологий и культуры ведения бизнеса …
-…центр электронной и электротехнической промышленности…
В нём сосредоточенно основное китайское производство айфонов и айтпадов , снабжающее весь мир…

*****
 Воздух, казалось, пропитан пряностями и специями Юго-Восточной Азии…
 и потом потом выходит из тебя…
 и вот , ты уже чувствуешь себя белым медведем
 приехавшим  с круизом зоопарка в этот замечательный город, даже не медведем, а обезьяной…
да! ДА!. «ЛАОВАЙ» – «белой обезьяной», именно так переводится это слово на русский..
По своей неграмотности, поначалу, я сильно обижался на такую кличку, пока один китаист не вразумил меня, посоветовав - « Смело сравнивай кого-либо с обезьяной…ведь обезьяна у них символ сметливости и незаурядного ума…
 а вот за собаку могут обидеться , как впрочем и у нас… особенно за суку…»


 Четыре раза меня отправляли в Китай в командировку… и четырежды срывалось…
один раз даже уже приклеили визу в паспорт…но в китайском СУАРе ( Синьцзян-Уйгурский  автономный район) волнения закрыли границу…
…На пятый раз, пройдя все процедуры досмотра и слезоточивый ритуал прощания с родиной, я сидел в випкресле лайнера летящего в Гонконг…

Гонконг , как много в этом звуке для сердца руского* слилось…

*****
*  Я стараюсь писать «РУСКИЙ» с одной С… Ведь Россия это Русь, в греческой огласовке… и должно писать с одной «С»
 Владимир Иванович Даль утверждал, что писать «русский» с двумя «с» - неправильно, и писал с одной (руский язык, руский человек, руская земля...). В летописях одна «с» - руский, руський. Откуда появилась вторая «С»?
* По правилам латинского правописания, если буква «С» одна, то читается она, как З, а если две «СС», то читается [С]. В руском языке буква «С» всегда читается [С] и сдваивается весьма редко, например: ссора, ссужать. «Для чего сдваивать согласные, когда это противно нашему языку, и при хорошем произношении, не может быть слышно?» - В.И. Даль.
 * Руский - это прилагательное, а не существительное. Например, поляк, а его язык польский, англичанин - язык английский, китаец - язык китайский и т.д. Только в отношении руских делается исключение: руский... и язык руский. Руские – РУСЫ (великорусы, малорусы, белорусы)
* В XV-XVI веках, с распространением христианства (греческой религии), в церковно-книжных, а затем и официальных документах стали употреблять название «Россия». Соответственно вместо Великой, Малой и Белой Руси появились Великая Россия (Великороссия), Малая Россия (Малороссия), Белая Россия (Белороссия).
* В XVII веке под влиянием греческого языка возникает книжная форма россы (прилагательное росский).
* В XVIII веке слово россы получает окончательное оформление - россияне, но оно обозначало не всех жителей или подданных Российской империи, а этническую принадлежность к рускому народу. В Российской империи великорусы, малорусы, белорусы - это был один руский народ.
* В XIX веке руский народ вытеснил чуждое «россияне» словом «русские», только забыли про сдвоенную СС, о чем писал В.И. Даль
 * В ХХ веке после революции 1917 г., русскими стали обозначать только великорусов. Причем «забыли», что руский - это прилагательное, а не существительное. На вопрос «кто?» ответом всегда служит существительное. Например, человек - англичанин, а его язык - английский; францз - язык французский, китаец - язык китайский и т.д. И только в отношении руских людей делается «исключение», на вопрос «кто?» отвечают - руский, а его язык - тоже руский. Мы - русы, а не руские. Человек - великоРУС или РУСАК, а его язык - руский, руский дух, руские земли и т.д.
«Я русский человек , грузинской национальности» (И.В.Сталин)
«Я русский человек , но немного евреец!» (И.Бродский)
*****
Итак – Гонконг… Гонконг –«БЛАГОУХАЮЩАЯ ГАВАНЬ»…
Гонконг – своя валюта, виза… город - Восточный Лас-Вегас… один из финансовых центров мира на крошечном острове…
Город со своими тайцами, малазийцами, филиппинцами, корейцами, японцами, англичанами… со своим подводным  тоннелем на материковый Китай… город контрастов, как впрочем и вся Аримия-Китай… где городские джунгли с суперсовременными небоскрёбами., офисами, банками… шумным , бешеным ритмом цивилизации…всё это  соседствует с тихим спокойствием общественных парков,
где от мала до велика, делают какую-нибудь гимнастику «УШУ» не обращая внимания ни на кого…
 где  и ты можешь побыть наедине со своими мыслями…
Где цветут цветы и журчит вода…

*****
….И вот , я уже ,сложенными руками перед грудью, приветствую проСТРАНство этого чудного города …
 В Гонконге принято некоторые  вещи , как деньги, кредитки, анкеты и пр. передавать  и принимать двумя руками… - Это вежливость, уважение!..
 Жест «Две руки» всегда приятно удивит и обрадует гонконгца…
*****
 Китай- это удивительный народ, со своей простотой,  детским любопытством, скрупулезностью  и трудоголизмом…
… Чжунгожень – называют себя китайцы – ЛЮДИ СРЕДИННОГО ГОСУДАРСТВА…ПУП ЗЕМЛИ… БОГОИЗБРАННЫЕ…
ОНИ НЕ ХОРОШИЕ и НЕ ПЛОХИЕ - ОНИ ДРУГИЕ!
У них другое небо, другой воздух, другая вода…
…Китай по-доброму и искренне , с блеском в глазах радуется и широко улыбается, когда слышит , что иностранец пытается что-нибудь сказать  на китайском…

ОНИ ДРУГИЕ!
- Удивительный народ со своей мудростью и пониманием жизни…
Они не умеют плевать на своё прошлое, какое бы оно не было:
… двадцать пять миллионов погибших в годы правления Мао-  официально признанных двадцать пять…
но китайцы помнят и чтут своего Великого Кормчего( их «самое, самое красное солнце») … его цитатник популярная книга…
Ведь «Если ты не признаешь своей ошибки, это значит, что ты делаешь вторую.» гласит народная мудрость…
…ДРУГИЕ!
…Их любопытство, первое время, приносит иноземцу напряжение - сложно  находиться под столь пристальным прицелом такого количества глаз одновременно… затем привыкаешь и  понимаешь , что китайцы воспринимают нас как источник своего финансового благополучия и реакция на белого всегда одна- вам кланяются, улыбаются и нежно-тоненьким голосочком зазывают «ВЕЛЬКАМ СЭР»…
На вопрос « Do you speak English» почти все отвечают –YES! I DO!... ,
 но следующий вопрос ставит их в затруднение, замешательство…
 …Официантки в ресторанах встречают тебя как императора, входящего в свой дворец…- они стоят в два ряда в ярких алых национальных костюмах и покорно кланяются
 своими фарфоровыми головками… улыбаются все! Даже охранники и полицейские…

хоть ОНИ и  ДРУГИЕ!
…но  всё же, я постараюсь рассказать, избегая конкретных выводов, морализации, сравнений… постараюсь уйти от обобщений, опирающихся на те или иные особенности культурных традиций Китая… Культурной Вселенной Китайцев…
Потому, как не настолько знаю я эту страну.. её традиции и культуру.
А ещё и потому , что здесь невозможно никакое сопоставление с нашими понятиями…

Потому, что ДРУГИЕ!
Это взгляд СТРАНника , Взгляд Хуэта!... без всякого философского, стилистического анализа, тонкостей китаиста или политолога…
Китайское миросозерцание остаётся недоступным и мне, как бы я ни старался… я не смогу истолковать «правильно» в наших терминах, тот мир глубоких дум и летучих грёз, чистых чувств и возвышенного покоя…мир уединённого , вечно бодрствующего духа, вместившего в себя мудрость многих веков…- груз многовековых традиций китайского художника- философа…
…- Я Женя их Шеньчжэня…которого добрые дяди привезли в ДРУГУЮ страну…
( кстати Женями зовут многих переводчиков…слово «ЖЕНЬ» -человек)
… Короче «Мои дорогие  мама и папа, пишет ваш сын дядя Фёдор…из Шаолиня…у меня всё хорошо, просто замечательно… я обрёл просветление, … и отказался от оценочного восприятия, так что дела у меня НИКАК!...»

Ведь не важно, что написано, Важно как понято…
Я хуэт…
Я тот дикий гусь, что  не имеет намерения оставить след на воде…
А вода не имеет желания удержать отражение гуся…
 Веди меня  высшая истина – в безмолвии просветлённого.. и нет религии выше истины…
******
Ох, не миновать мне пяти лет  суеты у себя дома за пропаганду Дзен-Буддизма!
******
 Они другие!... И я могу лишь отметить уникальность Китайской цивилизации. Древнейшей среди современных… Её уникальность в постоянстве, в непрерывающейся линии приемственности. Линии связующей седую глубокую древность ЧжунГО- Срединного государства Аримия…с настоящей реальностью Китайской Народной Республики, сохранившей , вопреки всему, черты прошлых веков для будущих поколений… создавший особый склад миропонимания обращённого в будущее через мудрость прошлого…
 они говорят – «Предки сажают деревья, потомки наслаждаются прохладой»

ОНИ ДРУГИЕ!
Если смотреть на Китай через призму « толерантности», «консенсуса»…
через «коммунизм…плюс электрификация всей страны»…
 и прочие ЦВЕТНЫЕ СТЁКЛЫШКИ «СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»… 
то есть «СОВРЕМЕННЫМИ» глазами, то, наверняка, мы мало что сможем разглядеть,…
 а тем более понять…
Формы появляются и исчезают, в свете новых технологий… новых алгоритмов жизнеустроения…
Ритмы меняются в безпрестанном становлении…
 И вот уже  -«… Задорно Китай улыбаясь,
                Свой флаг коммунизмом звездит,
                «Гнилой капитализм» зазывая
                Наш молот с серпом золотит!...»
Народы, как и люди, мудреют с опытом…
Опыт приходит с возрастом…
Древнейший возраст бесприциндентной преемственности китайской традиции, позволяет Китаю считать себя богоизбранными.. -ПУПОМ ЗЕМЛИ…
Возможно, поэтому Китай склонен расставлять все другие государства по рангу, в зависимости от того, насколько те приближенны к китайским культурным и политическим формам…
******
Накатили волны досады…с волнами ИРия ТИШайшего на Иртышские плёсы древней страны ТАРТАРИИ… взбрыкнула горячим скакуном память моя расТРОИлась…
Поскакала, понеслась НиколайВасильевской Тройкой РУСЬ…
 к стенам АСгардта…
 на встречу Асура и Аримана… в Звёздный Храм 7521лета…
И улыбнулась полумесяцем –
 улыбкой на губах повешенного…
******
Здесь я соединился с несогласием, обретя потерянное…
Здесь я… я –Конфуций, промолвивший, стоя на краю водного потока:
«А! То, что проходит, подобно этому, и оно не останавливается ни днём ни ночью…»
ТОЧНО!!! Китай  - Дао! Вернее Китай как Дао – никогда не спит!
…Я СТРАНник в поисках ЦИ ЮНЬ…
…Я величайший мудрец, который «вмещает в себе то, что не охватит Небо и Земля,  я выявляю то, что не осветят Солнце и Луна…»…
…Я меряющий всеми оттенками смысла, податливый и текущий СМИРЕНОМУДРЕЦ!!
… Я наделяю преходящему ореол Вечности, даю обыденному возвышенный смысл, привычному – таинственный, загадочный вид, известному – достоинство неведомого…
… Я поэт и художник! Я Хуэт!...Творец , у которого творчество стало приятным времяпровождением -  приятным развлечением учёного…Ученого в поисках ЮНЬ, которое скрывает следы и творит формы… Духовное созвучие само ЦИ ЮНЬ!!!...
… Я тот, что уснул в лодке,
Умело смешав свои сновидения со снами лотосов…
Со снами- вещими снами лягушек, похищенными цаплями…
Вздохами цветущей сакуры и шепотом Юго-Восточного Заката…
…Я тот хуэт возвышенной сдержанности и невозмутимого покоя, оставивший страсти и желания, посвятив себя музыке слов…
…Их волшебной каллиграфии и живописности…
…Я в мире – В СВОЁМ МИРЕ…
Где путешествие по заснеженной дороге подобно любованию цветущей сливы,
 а игра на лютне соотнесена с прогулкой в весеннюю пору… или с дивным , мистическим цветением осенних клёнов в старинном парке…
Где чтение книги подобно плаванию в лодке…
А езда на велосипеде- с весельем шуточного разговора с любимой…
Где истома утреннего пробуждения согласна с дыханием белого весеннего пиона, тронутого лёгким дуновением нежнейшего майского ветерка…
…Я -  влюблённый в ЧжунГо ЛАОВАЙ… -«ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО» - внешне белый, а внутри жёлтый, … ( «белая кожа- жёлтое сердце»…)
……так называют они чужеземцев влюблённых в Китай.
И любовь эта оживила пространство…
- Ожили с классического Няньхуа золотой мальчик и нефритовая девочка...
И поднесли они пожалованный мне Богдыханом чин мандарина седьмой степени
И пожелали они мне счастья и благополучия, сложив обе руки перед грудью…
……………………………………………………………………………………………………
…И стал текуч я , как вода,
Покоен, как зеркало,
Отзывчив , как эхо…
И невозмутим,  как тишина…
- Обрёл  просветление, и отказался от оценочного восприятия…

Ох, то-о-очно получу я…за Дзен –Буддизм!

И вдруг, -  иероглифы из злых пауков, тут же превратились в добрые пушистые снежинки…
Снежинки Родной зимы… руны и черты праРОДины моей…
*****
О! Где ты, РУСЬ Моя! Святая Русь!?...
НЕ РОССИЯ, не РОССИОНИЯ, а РУСЬ!!! МАТУШКА РУСЬ!...
Как громко называют Китай ПОДНЕБЕСНАЯ, а Японию- «СТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА»!...других –«ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ»…
Или ДЯДЯ СЭМ!...
Где Ты Русь моя?!Исконная Земля!?-ПРАРОДИНА МОЯ! БАТЬКIВЩИНА! РIДНЕ МАТЕ МОЯ…-МАЛАЯ РУСЬ….МАЛОРОССИЯ… БЕЛАЯ, МАЛАЯ, ЧЕРВОНАЯ РУСЬ?!!
******
 …Я – ХуЭт!... языком неизбывной мимолётности , одним щедрым жестом души… одной каплей терпения… выразивший безконечную весну…
Саму ЦИ-ЮНЬ, ШЭН-ДУН… - СОЗВУЧИЕ ДУХА, ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНИ…
….Я наполнен даосской любовью к свободе и спонтанности…
…Я само переживание… «Я ПЕРЕЖИВАЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО , Я ТВОРЮ!»…
…Я на берегу неба…на срединной линии ЯН и ИНЬ, на границе добра и зла, тёмного и светлого…где свет будущего отбрасывает тени прошлого
- ЧЕМ БОЛЬШЕ СВЕТА, ТЕМ ДЛИНННЕЕ ТЕНИ!...

Я среди почти одинаковых удивлённо раскосых, постоянно спешащих человечков…с удивлённоподнятыми бровями, человека с такими бровями очень трудно удивить…

…Поразило количество близоруких людей… Кафе. Заходит семья или компания из 18 человек и собачка… 14 из них в очках… в первый миг показалось, что и собачка в очках… скажем, так что очки бы ей были к лицу… то есть к морде…


Спустя неделю ты с огорчением замечаешь отсутствие эрекции…- никакого интереса к представителям женского пола: не то чтобы они были не красивы- красивы!!... Изысканная, утончённая красота китаянок- как декоративные собачки – объяснить невозможно…  порой даже  красивы, красотой домашних породистых кошечек или собачек… !»…
но не вызывают ни  тени не только страсти, но даже вульгарного желания …ни восковой белизной лица, ни походкой…очень своеобразной…  природной коротконогости и полусогнутых коленях
это выглядит очень забавно…
Забавно , как, не понимая китайского языка, участвовать мимикой в разговорах переводчика…
 сочиняя тем временем свои тексты диалогов…
…………..
«Кто не умеет улыбаться, не должен заниматься торговлей» (китайская пословица)
…………..
Щебетание продавщиц, стайкой канареек вьющихся возле « белого покупателя», их смех. Стыдливый по-восточному…плавный, быстрый перебор ног в тихих тапочках и чёрные смородины глаз, удивлённо смотрящих на тебя…  влажный жемчуг пурпурного рта зубов…
Город художников. Деревня с бюстом Леонардо да Винчи по центру площади и с картинками для плосковидящих… пародия на Московский Арбат, только ниже качеством… Китай большой ксерокс…Антиквариат для «любителей прекрасного» … без атрибуции, без заключения экспертов…Как сложно было русским эмигрантам. Должно быть в Китае… первый раз в жизни я был инвестором, этот позорный факт запечатлён на странице газеты Пенху…
Жидовская морда китайская харя…
У Иосифа Бродского однажды спросили: - почему говорят жидовская морда, а китайская харя?!...
- ничего не нашёлся сказать поэт…
И я НЕ ЗНАЮ почему китайская харя…
Вспоминается притча о старце сидящем у врат древнего города… подходит к нему путник и спрашивает : «Скажи мне старец ,ты наверняка знаешь, какие люди живут в этом городе – злые или добрые?»
Старец, в свою очередь, спрашивает у путника: « А там, откуда ты пришёл, какие люди живут?»
- Злые и завистливые! – отвечает путник..
-Значит , и здесь тоже ты встретишь злых и завистливых людей1» - вздохнув, промолвил старец…
Следом идёт другой путник и обращается к старику с тем же вопросом: «Какие люди живут в этом городе?»
Старик также отвечает ему вопросом: «А какие люди были там, откуда ты держишь путь?»
- «Очень хорошие люди… там у меня было много друзей!»-говорит второй путник.
-«Значит, и здесь, ты найдёшь добрых и хороших людей!»- отвечает старец…
Рядом со старцем сидел человек, который слышал всё это:- «Старик, зачем ты обманываешь людей?!»- возмущённо спросил он.
-«У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА В ДУШЕ И В СЕРДЦЕ ЕГО - СВОЙ МИР!... И ОН НЕСЁТ ЕГО ТУДА , КУДА ПРИХОДИТ!, - промолвил старец… 

 ОХ, УЖ ЭТА ГРАВИТАЦИЯ!... если бы не она- Ага! Видели бы вы меня здесь!...
Мистер Шен. Теперь я точно знаю, что Гарбузова рисовала своего ёжика в тумане с мистера Шена. Миллионера на мотороллере, простого доброго труженика с пролысиной и добрейшей женой…мистера ждущего своего японского друга-художника, что бы вместе любоваться звёздами …
………
«В Поднебесной нет ничего труднее, чем поесть» (китайская пословица)
………
Ларьки, магазины, магазинчики, мини-рынки, «бутики»…ими образуются улочки, улицы. Целые кварталы…ЕСТЬ ВСЁ!...  и ЕСТЬ можно всё…кто хоть раз в жизни аромат сероводорода от варённых тухлых яиц СУНХУАДАНЬ!!!…не забудет никогда!
культ еды  -отсюда и традиционное приветствие «Ни чифань ла мА?!» - «Как Вы поели?!»
Весь квартал –О-о-огромная пешеходная столовая…
«Можно усмирить Поднебесную, но нельзя усмирить кухню», говорят китайцы…
«Когда китаец режет лук, лук плачет», говорим мы…
«Превратим желудок каждого китайца в маленький заводик по выработке удобрений»- говорят китайские коммунисты…
Огромные аквариумы с рыбами, черепахами, живыми моллюсками, разноцветными крабами. Миногами. Угрями. Лангустами и омарами…осьминогами и мидиями…трепанг, мясо змеи или собаки, суп из черепахи …чай китайцы пьют не только до, но и после еды… С  12 часов –Святое для китайца время- безполезно говорить с ним о делах…обед !
Еда для них БОГ!
 Курица-гриль пропитана сахарным сиропом. Гороховое мороженое
Сладкие чипсы…готовить умеют все .

 Еда палочками… их используют не только как столовые приборы, но и как ювелирные украшения, заколки для волос, и даже как оружие  в некоторых традиционных видах единоборств…
…после принятия пищи китайцы отдыхают на своих раб местах- они спят положив голову на  руки…
… «Лучше нанести гостю оскорбление, чем оставить его голодным»…
… « Хороший завтрак не заменит хорошего обеда»…
******
Китайские дороги – это будущее! И  в Китае это «будущее» уже наступило…-Огромные эстакады…трёх- четырёх уровневые магистрали…
Даосизм сказывается и на манере вождения автотранспорта… на дорогах не принято хамить…пропускают охотно, иногда гудят, но гудят беззлобно как-то, ездят достаточно спокойно со скоростью 60-70 км/час. и все успевают. Полно мотоциклистов, мотороллеров. Велосипедистов… «СТРАНА ВЕЛОСИПЕДОВ»
улицы моют постоянно с шампунем, метут и пылесосят…

… мир желтеет , сказал с сожалением  китаец…О китайском качестве товаров- следствие деятельности наших «бизнесменов». Которые тащили и тащат из Китая самое дешевое и низкое по качеству…
…китайцы- это усердный и трудолюбивый народ … каждый китаец знает, что на его место стоит очередь из 50 китайцев готовых заменить его…и делает всё . что бы удержаться на этом месте…
Поразило безразличие к животным с детства- живая рыба на сковороде, что бы придать ей овальную форму… у входа в ресторан клетки с черепахами, утками, курицами, голубями…
******
-  «Мы растущая нация, и мы действительно рано или поздно придём сюда» - в китайских учебниках сказано , что Западная сСибирь по Томскую область включительно –ВРЕМЕННО УТРАЧЕННЫЕ КИТАЙСКИЕ ТЕРРИТОРИИ!
******
ОНИ ДРУГИЕ!...
- Они выжимают из всего всё – из машин три ресурса.
Из земли три урожая.
Из людей 300%КПД в месяц,
из говна водку, спирт…
из туристов деньги…
…ДРУГИЕ:Смачно харкнуть на пол в кристально чистом лифте пятизвёздочного отеля
 орать по телефону… ковырять в носу…
 ……….
ДРУГИЕ!...Одной рукой двух лягушек не поймаешь!
И ВСЁ ЖЕ - b; s;n b; s; ни три ни четыре (ни то ни сё)
 - …Официально коммунистический Китай - материалистический атеист, но...
 Терпимо относится к вероисповеданию…китайцы традиционно придерживаются буддизму, даосизма и конфуцианству, небольшая часть – христиан и ислама…короче- «Мужской монастырь напротив женского монастыря - даже если ничего не происходит, все-таки что-то есть…»….

-… Официально проституция запрещена, но парикмахерских хватает!
… возле отелей снуют мелкие пацаны и пытаются всучить тебе визитку с телефонами проституток… деятельность сутенёров преследуется , подпадает под УК КНДР предусматривается наказание , вплоть до расстрела…
… «сестрички –парихмахерши –ФАЛАН МЭЙ»…оказывают  сексуальные услуги под видом массажных салонов и парикмахерских
… «сестрички ДИН ДОН СЯЩ ЦЗЕ»- девочки по- телефону…
*******
«я лучше буду плакать в БМВ, чем смеяться на велосипеде»
******
Закон «ОДНОГО РЕБЁНКА» не распространяется на деревни…
 Дети балованные, так как единственные …ведь –« Бывает три случая не почитания родителей, нет потомка - самый страшный из них!»
…Поэтому –«В Поднебесной нет неправых родителей…»
…и « Бабушка, любящая внука, готова штаны променять на сахар…»
«Человек — самое ценное, что есть между небом и землей.»- говорят китайцы и утверждают это на деле…
-«ПРОИЗВОДСТВО КИТАЙЦЕВ- ГЛАВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО КИТАЙЦЕВ!!
 

 А вы знаете?!
Что в Китае …Нельзя показывать пальцем на луну - отвалится кончик ушей…
И …Нет отпусков ( неделя в октябре в честь основания КНР и в феврале на Чуньцзе (Праздник Весны) или Новый Год по лунному календарю )… …

… что китайские школьники отдыхают полтора месяца ( с середины июля,  до конца августа)
…что Дэн Сяо Пин учился в Москве, работал на французском РЕНО в Париже…
и о нём говорят, что « Конфуций сделал Китай мудрым, Мао- знаменитым, а Дэн Сяо Пин – богатым!»
а он говорил: «НЕ ВАЖНО КАКОГО ЦВЕТА КОШКА, ЛИШЬ БЫ ОНА ЛОВИЛА МЫШЕЙ»
…после его правления  Китай сравнивают с редиской!... «красной снаружи - белой внутри…»
а его сына хунвейбины сделали инвалидом, выбросив из окна…
 затем этот сын справедливо  возглавил партию китайских инвалидов…
А вы знаете, что « в мире только идеализм и метафизика требуют наименьшей затраты усилий, ибо они позволяют людям городить всякий вздор...» (Мао Цзэдун, Послесловие к «Материалам о контрреволюционной Клике Ху Фэна» май 1955)
  ******
   Кого следует считать коммунистом?
 - Того, кто читает классиков марксизма-ленинизма.
 - А кого следует считать антикоммунистом?
 - Того, кто понимает классиков марксизма-ленинизма
*******
… что создана «Ассоциация Любовниц»…  в Китае любовницы называют себя «маленькая третья»…и даже собираются отмечать этот профессиональный праздник 3марта!
…что "Лучше опоздавший пролетарский поезд, чем точный капиталистический".
…и "Лучше отсутствие социалистических продуктов, чем наличие капиталистических".
…что "Родители - самые близкие люди, и все же их нельзя равнять с председателем Мао и компартией".
…ну, и "Борись за каждую секунду, днем и ночью, в солнце и дождь".
…Самый популярный вид спорта – баскетбол, но как и  у нас футбол- играют все и хреново…
…что, В КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ РОВНО СТО ФАМИЛИЙИ 20%ИЗ НИХ «Ли» или «Ван»!
…а на Праздник полной луны, едят лунные лепёшки…не вкусные по признанию самих китайцев… - НО ТРАДИЦИЯ!
…Что один из популярных подарков - подарок различных БАДов, различных вытяжек из костей различных животных и растений, способствующих укреплению духа и тела.

В Урумчи правда намного спокойнее… колонны пионеров кричат речёвку с красными лентами через плечо – Это реклама. Больше труб, заводов и хамства шофёров… больше грязи … но и побольше неба, больше воздуха…

 « Уж осени конец,
Но верит в будущие дни
Зелёный мандарин…»
 (Басё)

… Пройдя таможню, вышел на простор нашей степи. Запах родной полыни…кафе у дороги:   Приграничное кафе.
           … Накрытый стол летника.
Стандартная для «общения» разнокалиберность закуски! Большая граненая бутыль «РУССКОЙ» и остывший шашлык на маленьких блюдцах, курица-гриль и маленькие бутылочки «КОЛЫ», зелень в салатнице и колбаса, нарезанная крупно …китайское пиво в высоких зелёных бутылках…
Словом, -НАТУРАЛЬНАЯ ЖРАЧКА…
… сигареты «МАЛЬБОРО» и «КЕНТ»…зажигалки со всевозможными брелоками , фонариками, открывалками…
Команда «челночников» : двое русских и трое казахов, один то ли уйгур , толи кореец…-короче Толик - АнаТОЛИК...
Все увешаны различными барсетками, кошельками, плеерами…
Булат – самый общительный, и ,похоже, самый старший…- по простому все зовут его «Булкой»… У него предельно важное , деланное выражение лица…на нём завязана вся казахстано-китайская торговля!  - удержать это выражение, запомниться таким, пока все трезвые,…- ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА…
…Водка, тосты…. « крутые разговоры по бизнесу»…засаленные стаканы, затушенные в блюдцах окурки …
Но всё-таки ЗдОрово!
- ЗдорОво ,Родина!
 Оман сызба! Земля Родная ! …
Оман бол аяк! Жолдастармын!
…-ОМАН СЫЗБА!!!
Я готов расцеловать этих апостолов «современной религии»…
Набегают волны радости под матерные восторги, тосты… звон стаканов…
И О, мя саган, чудо! – все шумы , звоны, праздничной неразберихи поражает песня…протыкает пространство  на вылет, как шальная пуля…как снаряд...
Из динамиков на всю громкость выжимая пьяную слезу, сантиментов мисионского напитка..звучит: «КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ ВЕЧЕРА!...»…
Стосковавшиеся по родине купцы просят повторить песню ещё раз, затем ещё… и ещё…
Пьяный Булат становится ещё серьёзней при словах  «…И ВКУС ФРАНЦУЗКОЙ БУЛКИ…»  …, словно песня о нём.
Текс песни от частого прослушивания становится многомерным…
прослушивается иной смысл  … «…как УПОИТЬельны в России вечера...» 

Короче, отсалямил я родной отчизне … и поехал домой , тосковать по Китаю…
…а вспомнив рассказ* того же китаиста пошёл тренироваться в беге…

*Цай Цзин выбрал учителем для своих внуков Чжан Сюэ, сдавшего экзамен на ученую степень цзиньши (высшая, третья ученая степень, нечто вроде академика). Учитель не стал учить ни написанию иероглифов, ни чтению, ни как писать сочинения, а все время тренировал внуков в беге. Сначала это им понравилось, затем они устали и попросили разнообразить программу.
Но академик-цзиньши покачал головой:
                - Нет необходимости вводить новый предмет. Будем по-прежнему тренироваться в беге.
Дети удивились:
                - Выходит, нам, кроме бега, ни в чем не надо совершенствоваться?
                - Конечно, не надо! - ответил учитель.
                - А почему?
                - Спрашиваете: почему? Ваш дед и отец - нехорошие люди. Они лицемеры и живодеры, от них житья не стало простым людям. И эти простые люди обязательно придут к вам в дом сводить счеты. Вы - дети, вы еще не сделали никакого зла. И если будете хорошо бегать, то, возможно, сумеете спастись. Другого способа нет!

СЕон Хамени 2013