Наши руки не для скуки

Алиса Айсберг
Давным-давно ученые доказали, что мелкая моторика очень способствует развитию мозговой извилины. Мелкая моторика, если кто не знает, это все, что мы делаем своими белыми ручками. Желательно – кропотливо и ювелирно. Пришиваем пуговицы, вяжем шарфики, крутим гайки под капотом авто, клеим коробочки, положим, в специальном медицинском заведении с интеллектуальным уклоном или просто ковыряем в носу. В общем, ручной труд, с точки зрения ученых, очень облагораживает.

И мне кажется, что таких вот, развивающих занятий можно выдумать для себя очень немало.

Вот, к примеру, курить – очень вдумчивое и развивающее занятие. Целиком и полностью построенное на мелкой моторике. У меня, кстати, все мелкое: и пахитоска, и зажигалка, и даже пепельница – карманная, защелкивающаяся, в виде металлического гробика с крестиком. Я называю ее: «похорони свой бычок». И манипуляции, которые я провожу со всеми этими предметами одновременно – они все в пальцах.

А если полностью окунуться в теорию «мелкой моторики», то всякие умственные упражнения сразу же отойдут на второй, третий и прочие задние планы. Читаешь учебник – и никакого тебе развития, руки же свободны. Ставишь спектакль, снимаешь кино. Или адвокатом сидишь в суде…. Занятия музыкой некоторым образом выпадают из этого списка. Играть на гитаре или флейте опять же дело ручное и изящное.

Наверное, поэтому большинство из нас не слишком любит работать. Неинтеллектуально это как-то, уж извините. Клеить коробочки и ковырять в носу гораздо приятнее. Честно. Знаю это по собственному тяжкому жизненному опыту лентяйки.

Еще лет двадцать тому назад тогдашний мой муж пошутил однажды:

- Если бы я так мучился с работой, я бы ее бросил.

- Почему – «мучился»? – не поняла я.

- Да я же вижу, как ты буквально за шкирку тащишь себя к столу, чтобы сесть за машинку и написать очередную статью.

В этой шутке не было даже и доли шутки. Просто – острое и точное наблюдение.

Когда мне нужно что-то написать, я этого просто не делаю. Мгновенно возникает много важного и неотложного. Помыть посуду. Постирать до идеальной чистоты свои красные носочки. Тщательно прополоть цветочную клумбу. Почистить бассейн. Покормить кошек, нарезав им говядину крошечными кусочками. А если еще в это время в доме есть, что отремонтировать! Приклеить, покрасить, переставить, переложить или убрать! Навести порядок в косметичке, а еще лучше – систематизировать библиотеку….

И, как заклинание, я повторяю себе и окружающим:

- Мне надо написать пару страничек. Мне надо….

И так далее.

Я даже включаю компьютер и сажусь за него. Но сразу что-то еще более неотложное отвлекает драгоценное внимание, и я выключаю компьютер. В такие минуты я понимаю, что очень многое умею и могу.

Почистить крошечную молодую морковку, разделать половину бараньей туши, порезать лук, промыть рис в десяти водах и приготовить из этого настоящий узбекский плов. Потом съесть его и запить чаем. При этом я думаю, что плов очень подкрепит мою мозговую активность, и я отведу себя к компу, чтобы сделать необходимое.

Но ОНО не делается. Оно крутится в голове, оно жужжит, как муха, оно надоедает….

Я очень не люблю слово «работа». И терпеть не могу, когда знакомые называют меня «труженицей». Мое призвание – это лень. Но она, как у слесаря Полесова из «Двенадцати стульев», кипучая. Никогда в моем доме не бывает столько порядка, чистой посуды, чистого белья и прополотых грядок, как в дни, когда надо – работать.
Мелкая моторика не дает мне и шагу ступить к компу. Ну, если только пасьянсик разложить….. И мне так не скучно в эти дни!

Но вдруг что-то отщелкивает в голове, я стремительно завариваю кофе, притоптываю ногой от нетерпения, пока загружается комп, и долблю-долблю по клавишам, не обращая внимания ни на звуки, ни на стуки, ни на телефонные звонки.

А когда припадок заканчивается, и я снова могу видеть окружающий мир, сразу же вспоминаю стихи прекрасной Марины Цветаевой: «А не поленишься вволю – не поработаешь всласть!»  И я, конечно же, соглашаюсь со словами поэта.

….Маникюру-то, ясное дело, кобздец.

Но теория «мелкой моторики» все равно не дает мне покоя. Кто знает, как в действительности соотносятся оч.умелые ручки с мозговой активностью?

Ведь даже самое простое дело мы не совершаем бездумно. Оно же производится для чего-то, с определенной целью. Для красоты, для пользы, для удовольствия, для друзей и родственников, для себя любимых…. Да мало ли еще причин и поводов можно придумать! И мы, естественно, думаем об этом в процессе. Кому-то от нашей мелкой моторики станет теплее или вкуснее. Или красивее. Или – весело.

Нет, не люблю я работать. И слова этого тоже не люблю. Я профессию свою люблю. За возможность преодоления. Подозреваю подспудно, что она тоже меня несколько развивает. По клавишам компа стучать – тоже мелкая моторика.