Воспоминания о прошлом 5

Анатолий Шалаев
У меня была хорошая компания.Мой близкий друг Боря Галенко,Зигфрид Зозуля,
он же Зиля и ещё 5-6 постояных спутников.Были и другие приятели,но с ними по иному проводил время.Зиля был красавчик,выский рост и умница.Он все 10 лет.
получал грамоты и закончил школу с золотой межалью.Играл в нашем школьном    драмкружке.Кружок вёл учитель ботаники Василий Иванович Загоруй.Он был неординарной личностью.Прекрасно и интересно преподавал ботанику,а потом зоологию,играл на скрипке и у него были задатки режиссера.Пьесы получались у него прекрасные и почти всегда на конкурсах завоёвывали первые места.
Он побывал в плену у немцев и  в связи с этим у него постоянно были какие-то неприятности с органами.Но это мы узнали позднее,когда он умер.У Зили жизнь как-то сложилась не так,как мы себе представляли.Он поступил в Политехгический институт на теплофак,женился на не очень красивой девушке,
Работал инспектором по технике безопасности,играл в самодеятельном театре Клуба трамвайщиков.Нам казалось,что он должен был стать каким-то большим
Человеком.Потом я понял,что хотя он и талант,но посколку отца у него не было
/он был актёром и погиб на фронте/,а мама была буфетчицей на спиртоводочном заводе,у него никого не было,чтобы подсадить.А без этого и талант не всегда по-
могает.
Зимой катался на коньках.Сначала у меня были снегурочки и их привязывал рем-
нями к валенкам или ботинкам.Потом гаги.Эти я привинтил к обычным ботинкам.   
Катался на улице и во дворе.Когда стал старше ходил на каток,который был на Ке-
ростнной,на стадионе Зенит.Туда я добирался прямо на коньках.Пару раз пробовал
пойти на стадион Динамо.Там был шикарный каток,платный,с музыкой.Но нужно
было попасть в раздевалку,а там всегда была фантастическая очередь.Можно было
простоять до закрытия катка.Только один раз мне удалось там побывать.Летом мы
ходили в Первомайский парк на склонах Днепра.По выходным дням на открытой
эстраде выступал симфонический оркестр.Дирижёр Натан Рахлин.Он был велико-
лепен.Небольшого роста,очень полный.Когда начинал дирижировать превращался
в фантастический весь в движении шар.В Пионерском парке/начальная часть Первомайского/тоже была эстрада,где выступали актёры и певцы.Там я впервые
увидел и услышал Тарапуньку и Штепселя.Все концерты были бесплатными и
если прийти заранее,можно было занять место на скамейках.Но можно было слушать и стоя.Рядом на спуске к Подолу была танцплощадка Жаба.Но мы туда не
ходили.Во первых были ещё далеко не взрослые,во-вторых нужно было платить,в- третьих у нас не было своего женского коллектива.Может это и к лучшему на Жабе часто были драки,там всегда крутилась подольская шпана.В том же месте,
рядом с Первомайским парком располагалась филармония.Билеты туда были для
нас дорогие,да и достать их было не легко.Но мы приспособились проникать туда
после первого антракта.Летом народ выпускали подышать свежим воздухом через
служебный ход,который выходил в парк.Посетителям давали конрамарки,но в толчее можно было всегда проскочить.Там мы прослушали не один концерт хороших певцов и артистов:Александровича,Шульженко,тех же Тарапуньки и Штепселя и других.Таким же образом мы проникали и в Оперный театр.Только в   
Русский драмтеатр таким путём никогда не удавалось пройти на спектакли.
Ещё на склонах Днепра был огромный летний кинотеатр.Там шли интересные
фильмы,даже те ,которые почему-то не пускали в городских кинотеатрах.Я
часто бывал там,тем более,что билеты можно было взять самые дешёвые,а сидеть
на хороших местах.Зал никогда не бывал полностью заполнен.Прогулки в парках
в то время не были страшными.даже ночью.Никто ничего не боялся.Это не значит,
что не было шпаны и настоящих бандитов.Один раз,когда мы прогуливались в
день празднования Октября,где-то в районе угла Прорезной и Короленко услыша-
ли истошные вопли.Народу было много,сплошная толпа.Оказалось,что почти напротив здания Республиканского КГБ у какого-то гражданина при всём честном народе сняли дорогой макинтош с кошельком и документами.Просто подошли,по-
казали нож,раздели и скрылись в толпе.
Перед 10 классом меня пригласил на прогулку мой дружок,Витя Шутько.Оказа-
лось,что с ним была девочка.Славная,рыжеволосая.Мы хорошо прогулялись по склонам Днепра и  проводили её до дома.Её отец учился в ВПШ и они снимали
квартиру в частном секторе на печерске недалеко от Суворовского училища.Перед
расставанием мы договорились о встрече втроём через пару дней.Когда я пришёл на встречу,оказалось,что Люся пришла одна.Я спросил,где Витя.Она ответила,что он занят,а ей скучно сидеть дома.Мы  провели время.Мне казалась,что она всё время хочет,чтобы я её поцеловал.В общем она мне нравилась,но ведь это была
девушка моего друга и мне не хотелось делать ему неприятное.Я тоже проводил
её до дома и мы договорились о встрече в следующее воскресение.Но в субботу,
как я уже рассказывал я заболел и загремел в больницу.Телефона ни у меня ни у неё не было,так что сообщить ей о болезни я не мог.В больницу она мне написала
милое письмо,но я её больше не видел никогда.Оказалось что произошла целая
шекспировская трагедия.Она с Витей встречалась давно.Витя в этом году кончал
геологоразведавательный техникум и их родители хотели,чтобы они ,после окон-
чания Люсей 10 класса поженились.Это мне рассказал Витин друг и мой хороший
знакомый Яша Мордерер.После встречи со мной всё расстроились.Но я её богу ни
в чём не виноват.Когда я уже учился в институте мне от неё передал привет мой согрупник Левин,который жил в Ворзеле.Оказалось,что её семья переехала в Ворзель,так как там было более дешёвое жильё.У Люси там снова было увлечение, 
но закончилось ничем.Её друг заболел менингитом и умер.Потом я узнал,что она
переехала с семьёй в Ленинград,куда её отец получил назначение после окончания
ВПШ,кажется вторым секретарём райкома.Больше я о ней ничего не слышал никогда.
В 10 класс я пришёл с опозданием на месяц из-за болезни и уже в другую школу.Нашу 55 школу слили со 155 девчачей.Девушки были симпатичные,но пачему-то почти все были старше нас на 2 года.Меня посадили с Галей Кулинской.Она была не особенно красива,но чем-то обоятельна.И я влюбился в
неё без памяти.В общем все мы дружили.У нас была большая компания.Делали
уроки друг у друга дома.В воскресные дни ездили за город и на Днепр.Бори Га-
ленко не было со мной.Он остался на второй год в 9 классе.Его забрали в армию.
Мы с Зигфридом сделали ему ксиву об окончении 9 классов и он поступил в
Военное автодорожное училище.Окончил,женился на славной красивой женщине.
Потом переехал в Киев военпредом на военный автозавод.Галя была старше меня и у неё был парень.Она забеременела,родила.Экзамены на аттестат зрелости ей
разрешили сдать зимой.Школу я закончил хорошо.Меня даже представляли на
серебряную медаль.Но почему то гороно не дало.Ещё четверих представили на
золотые медали.И тоже срезали на серебряные.Детство кончились.Я подал доку-
менты в Политехнический институт на Инженерно физический факультет.Сдал
экзамены не плохо.Почти все пятёрки за исключением химии.По которой схло-
потал 3,да и то мне помогло,что я сдавал на украинском,а преродаватель,как я
потом узнал был украинский националист.Но по балам я проходил свободно.
Так как после экзамена по математике на факультете был недобор.Экзаменаторы
посторались.Меня зачислили по моему выбору в группу металлофизики.
Начались студенческие будни.Я поступил в секцию гимнастики и освободился
от уроков физкультуры.Первые экзамены первого семестра были страшноватые.
Особенно математика.Нам преподавали теорию множеств и ,конечно,начертатель-ная геометрия.Но как-то благополучно проскочил.Группа у нас была дружная.
В ней учились четверо военнослужащих,которые провоевали всю войну.Старо-
стой был старослужащий Володя Кулешов.Он прошёл Сталинград.Был он хороший человек и часто нас выручал,когда мы пропускали занятия.Преподава-
тели у нас были прекрасные.Со второго курса ликвидировали Инженерно-физи-
ческий факультет.Нас перевели на металлургический.Осталась инженерно-фи-
зическая программа,но добавились металлургические.Термическая обработка ме-
талов,доменное производство,литейное производство и т.п.Конечно,эти знания не
мешали,но была повышенная нагрузка.Было даже кузнечное дело и мы в кузнице
ковали разнообразный инструмент.Зато стипендию давали даже с тройками.Это
позволяло несколько расслабиться.Были у нас и производственные практики: в
Минске на тракторном заводе.Некоторые студенты подрабатывали в обрубоч-
ном цеху.Работа была очень тяжёлая,но платили двойную зарплату.Последняя
практика у меня была в Москве.В институте металлургии им.Байкова.С лаборато-
рией,где у меня была практика у меня сохранилась дружба на всю жизнь.
На четвёртом курсе я женился на очаровательной девочке Людочке.С ней я прожил почти 60 лет.После окончания Института мне дали назначение в г.Саратов
На радиотехнический завод,какой-то почтовый ящик.Мне не хотелось уезжать из Киева и некому было за меня похлопотать.И я поехал в Москву в Министерство
радиотехнической промышленности.На приём руководящего кадрами.Я сказал,что я женат и прошу дать мне направление в любой город с квартирой.Сначала он хо-
тел мне дать направление в Арзамас какой-то номер,но когда узнал,что я не радист,а металлофизик,ему не захотелось со мной возиться и он сказал:хочешь я
дам тебе сободное трудоустройство.Я,конечно не отказался.И за пять минут я
с стал обладатель свободного диплома.Я был типичный совок и мне страшно стало самому трудоустраиваться.И я пошёл в Министерство высшего и среднего образовании опять-таки к руководителю по кадрам.Когда московсеая дама узнала,что я не претендую на Москву,а хочу Киев,он тут же дала мне направление на киевский завод Киевприбор.Таким образом я сам трудоустроился.
На заводе я проработал пол года.Заказ под который он набирал кадры у него отняли.И он стал распихивать набранных инженеров куда как.Меня вызвал дирек-
тор т предложил должность зам.начальника термического цеха.Я уже знал,что это
такое.Тоска кромешная.Меня не прельстило даже обещание через год квартиры
и должности начальника цеха.Я отказался.Меня с миром отпустили и пошёл в Ин-
ститут металлофизики,где делал дипломную работу.Тут мне помогла справка из
МРТП и я был зачислен в отдел к профессору И.Я.Дехтярю.В этом институте я
проработал до самой пенсии.
                Письмо из будущего.

Дорогие друзья здравствуйте!Вас приветствует стольный град Киев!
В первых строках сообщаю о наболевшем.,а далее,если удастся более весёлое.
Погодные аномалии текущего года и не буду скрывать – возрастное одряхление отбро-
сили нас,да и ближайшее окружение в глубокий клинч.На повереку,да и по сути бытия земное благоустройство застряло где-то в адских глубтнах.Давно вам не писал по причине
тдиотских стрессов в прошлом и текущем годах.И только благодаря неприятия сразу необходимых мер состояние ушло в хроническое,которое в этом году объявилось вестма
острым и трудноизлечимым.Ну и теперь с громоздким сооружением,состоящим из серр-
дечно-сосудистых,церебросклеоротических и неврозных элементов,которое таскаю на
своих плечах,пытаясь изобпажать индийский параход.
Лида с давних пор,утратив черты выше названого рарахода,имея в домашнем архиве три тома амбулаторных книжек по 200 с лищним листов,находясь на диспансерном учёте ежемесячно,въехала в соё 80- летие.Не буду уточнять с чем.Сейчас она борется с пиелонефритом и той мочёй,которая переселилась в голоау.Этого достаточно,чтобы
представить её теперешнее состояние и обобщая все семейные дела.Безрадостная ста-
рость.
Разговаривал по телефону со Славой.Он передал от вас приветы.В течение прошедшей недели Слава с Жанной были на даче.Им приходится теперь каждый день опекать Кол-
басиных.Валентин Прокофьевич,будучи тяжело больным человеком и ко всему прочему
инвалидом продолжает демонстрировать оховскую трудоспрсобность,вмешиваясь во все
хозяйственные дела,которые члены семейства делают не по его.Очищая цветочный газон
от сорняков Валентин повредил руку.После домашнего лечения пришлось срочно везти
его в госпиталь,где он првалялся две недели.Когда вернулся,мне позвонил и спросил, 
что надо делать,чтобы сохранить форму и дух.Я ответил,что сели хочешь быть  в форме,то не нужно было её снимать.Потом он обозвал меня неудачником,так как у меня
нет дачи,а у него есть.
Все другие дачники из бывших сотрудников и друзья меня приветствовали в день рож-
дения и сетовали на необычные погодные условия этого года.Солнце печёт неимоверно,
затем дожди наступают прорливные.Все разомлевшие огородние культуры затем утопают
в непролазной грязи.Страшно,аж жуть.Обнимаю,Владимир.