39. Начальник штаба полка

Михаил Николаевич Романика
После восьмилетнего пребывания в должности начальника штаба полка Наумову так и не удалось подняться выше по служебной лестнице, хотя обещаний ему было много. Он заранее начал готовить меня на свое место, сам собрался уходить в запас, так как подходил к пятидесятилетнему возрастному рубежу.

Наумов заверил вышестоящие инстанции, что сменщиком ему должен быть только я. Мою кандидатуру поддержал начальник авиации объединения Москвителев. Поэтому в начале сентября 1970 года я вступил в должность начальника штаба полка. Мне такой пост, только в другом полку, предлагали и ранее, на что я соглашался, мечтая поступить в адъюнктуру академии. Но Наумов все собирался уходить, поэтому меня притормозили.

Пост начальника штаба в полку почетный, очень ответственный, требующий быть главным теоретиком, практиком, хозяйственником. Конечно же, надо знать весь подчиненный личный состав полка. Ходило много народных формул, за чем должен следить начальник штаба: в первую очередь боевое дежурство, оружие, секретные документы. Провал одного из этих звеньев вел к немедленному снятию с поста и в большинстве случаев с последующим увольнением в запас или привлечению к уголовной ответственности.

Начальник штаба на КП возглавлял расчет и отвечал за непрерывное управление авиацией полка. Должность требовала постоянной работы над собой, знания всех полковых дел, постоянного контроля и учета, отчета и т.д.

Я знал многих полковых начальников штаба. Это были, как правило, эрудированные офицеры, за их спинами неплохо жилось командирам. Командирами становились в основном молодые, быстрорастущие летчики. Они тянули главное: полеты, летали сами, обучали других. Если при этом у них был толковый начальник штаба, то дела в полку шли хорошо, решались задачи по обучению и воспитанию личного состава.

От начальника штаба требовалось отменное здоровье. Можно сказать, здоровье требовалось крепче здоровья летчиков. Это была моя формула. И я, например,  наравне со всеми участвовал в лыжных кроссах.

По уставам и наставлениям обязанности начальника штаба при их описании заняли бы не одну страницу. Даже описание одного дня, когда приходилось контролировать, наставлять, ругать, наказывать и т.д. и т.п., потребовало бы 2-3 страниц. Поэтому я не буду это отображать хронологически, а опишу отдельные события, эпизоды, моменты.

Итак, я, в прошлом военный летчик, немало исколесивший воздушных путей и аэродромов, стал начальником штаба.