1. 078. Марина Ивановна Цветаева

Виорэль Ломов
Марина Ивановна Цветаева
(1892—1941)


В литературных (и около) кругах предпочитают водку и Серебряный век русской поэзии. А более других — великих поэтесс этого века. Безоговорочным кумиром восторженных поклонников является Цветаева.

Собственно, она да еще А. Блок, А. Ахматова, С. Есенин, В. Маяковский, Б. Пастернак и А. Белый составляют «великолепную семерку» великих поэтов начала XX в. При желании, конечно, можно к Цветаевой добавить и другой «поэтический набор»: И. Анненский, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, В. Хлебников, Н. Гумилев, О. Мандельштам. И т.д. — «серебряных» поэтов не меньше полутора сотен.

Поэзия Серебряного века с ее изобилием поэтических течений, как правило, отрицающих и «старый мир», и «старую» эстетику, оказала убийственное влияние на все сферы русского искусства первых десятилетий прошлого века.

По большому счету, Серебряный век стоило бы назвать Пиром перед чумой.

Но вернемся к Марине Ивановне. Современники Цветаевой отмечали, что поэтессы в «ее» время «как бы» и не было. Ее создали в другое время и другие люди — ведь мода на поэтов что мода на платье…

Полвека назад она пришла к мало известной тогда (как поэтессе) Марине Цветаевой, хотя ее книги издавались, и никто их никогда не запрещал. В литературных кругах Марина безвестной не была, лично или заочно она была знакома со всеми более или менее значительными писателями, ее проза и некоторые стихи, созданные в эмиграции, были многим известны. Но она едва ли не единственная из всех «серебряных» поэтов обошлась без поэтического шума.

Поставившая в основу всего любовь, без которой она не видела ни смысла жизни, ни самой жизни, Цветаева дивилась: «Каждый раз, когда узнаю, что человек меня любит — удивляюсь, не любит — тоже удивляюсь, но больше всего удивляюсь, когда человек ко мне равнодушен». Не приспособленная к этой жизни, т.к., по мнению многих, была не от мира сего, она и из сего мира ушла в мир иной не совсем по-божески.

Будущая поэтесса родилась 26 сентября (8 октября) 1892 г. в Москве, в семье профессора-искусствоведа Московского университета, одного из основателей Музея изящных искусств (ныне музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), Ивана Владимировича Цветаева и пианистки Марии Александровны, урожденной Мейн из обрусевшей польско-немецкой семьи.

Научившись в 4 года читать, Марина с 6 лет стала писать стихи на русском, французском и немецком языках. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия).

После смерти матери от чахотки в 1905 г. Марина с сестрой Анастасией осталась на попечении отца. Тогда же она написала свое первое прозаическое произведение «Четвертый» и перевела драму Э. Ростана «Орленок». В 1909 г. девушка прослушала курс по старо-французской литературе в Сорбонне и, по словам ее сестры, едва не свела счеты с жизнью.

Первые стихи Цветаева напечатала в 16 лет, а в 1910 г. издала за свой счет сборник стихов «Вечерний альбом». Марина угадала:


Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.


Стихи привлекли внимание В. Брюсова, М. Волошина и Н. Гумилева. Первой критической статьей поэтессы стало «Волшебство в стихах Брюсова».

Обвенчавшись в 1912 г. с кадетом Офицерской академии Сергеем Эфроном, Марина посвятила мужу второй сборник — «Волшебный фонарь». Тогда же она получила свою единственную литературную премию на Пушкинском конкурсе «Общества свободной эстетики» — за стихотворение «В раю». В третий сборник — «Из двух книг» вошли 40 стихотворений.

Цветаева сторонилась поэтических кружков и вообще всей поэтической кутерьмы начала века; не осознавая себя литератором, она отдавалась поэзии только «по страсти». Однако с чтением своих стихов выступала охотно и страстно.

Отдала любвеобильная поэтесса дань и сапфической любви. Больше двух лет Марину связывали с поэтессой и переводчицей Софией Парнок близкие отношения, после чего они расстались. Цветаева, посвятив Парнок цикл из 20 стихов «Подруга», вернулась к мужу. У Марины и Сергея родились две дочери: Ариадна — домашние называли ее Аля (1913) и Ирина (1917).

В военные годы Цветаева писала стихи, диссонирующие с общим патриотическим пафосом, создала стихотворные циклы: «Стихи о Москве», «Бессонница», «Стенька Разин», «Стихи к Блоку», «Ахматовой».

Февральскую революцию поэтесса приняла, Октябрьскую — нет, но это никак не повлияло на мировую историю. Хочешь жить — умей вертеться. И Цветаева вертелась, как могла. Пока Эфрон служил в рядах Белой армии, Марина жила в Москве; создала поэтический сборник «Версты», циклы стихов — «Лебединый стан», «Ученик», «Благая весть», «Сугробы», «Деревья», поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне», «Молодец», романтические пьесы «Червонный валет» и «Метель». Проработав с полгода в Наркомнаце, Цветаева дала себе зарок «никогда больше никому не служить».

Новой привязанностью Цветаевой стала молодая актриса Соня Голлидэй, которой поэтесса посвятила цикл стихотворений «Стихи к Сонечке» и несколько пьес, чтобы та играла в них — «Каменный ангел», «Фортуна», «Приключение», «Феникс».

Чтобы спасти от голода дочерей, Марина вынуждена была отдать их в приют в Кунцево. Заболевшую Алю она забрала, а Ирина умерла «от истощения и тоски». Эта трагедия нашла отражение в стихотворении «Две руки, легко опущенные…» и в цикле «Разлука», посвященном мужу, оказавшемуся за границей.

В 1922 г. после нескольких попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и вместе с Алей покинула родину. Сначала она жила в Берлине, а затем приехала к Эфрону в Прагу, где провела, сменив пять мест жительства, 4 года.

В 1925 г. у Марины родился сын, названный Георгием (домашнее имя — Мур). В Праге произведения Цветаевой печатались на страницах журналов «Воля России» и «Своими путями», поэтесса работала редактором в альманахе «Ковчег». Оказывало ей помощь и чешское правительство.

С 1925 г. Цветаева поселилась в Париже. Неустроенность, безденежье, непростые отношения с русской эмиграцией стали ее вечными спутниками. Братья литераторы воспринимали поэтессу как истеричку, а ее творчество оценивали отрицательно. Все страшно негодовали, когда она с энтузиазмом приняла приехавшего в Париж В. Маяковского. Эфрона, рвавшегося на родину, обвиняли в сотрудничестве с советскими спецслужбами.

Но поэтесса была выше эмигрантских склок. Более честного человека перед самой собой трудно сыскать в русской литературе. «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…», — сетовала поэтесса, но продолжала творить.

Ею были написаны: «Поэма горы» и «Поэма конца», лирическая сатира «Крысолов», трагедии на античные сюжеты «Ариадна» («Тезей») и «Федра», поэтический цикл «Стихи к Чехии», эссе «Наталья Гончарова», цикл стихов «Маяковскому» и др. Но опубликован был лишь один сборник стихов «После России» (1928).

В 1930-е гг. Марина Ивановна, сменив шесть мест жительства и раз двадцать побывав в разных уголках Европы, создала замечательную прозу: «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Повесть о Сонечке», воспоминания о М. Волошине («Живое о живом»), А. Белом («Пленный дух») и др. Были написаны и стихи: циклы «Стол», «Надгробие», «Стихи к сироте», поэмы «Певица», «Автобус» и др., но их не печатали.

Все это время Цветаева с семьей жила в нищете. У нее не было даже приличного платья, чтобы выступить на творческом вечере. Писатели создали «Комитет помощи Марине Цветаевой». После того, как Аля, поссорившись с матерью, уехала на родину, а Эфрон, заподозренный в участии в операции ЧК, бежал из Парижа в Москву, Цветаевой тоже ничего не осталось, как поехать за ними следом. «Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я ненужна. Там я невозможна».

А на родине, увы, Цветаевой пришлось пережить арест родных — мужа, дочери, сестры. 2 года она скиталась с сыном в Болшево, в Голицине, на московских квартирах. Поэтесса выступила перед студентами Литинститута, для Гослитиздата подготовила сборник стихов, но он был «зарублен».

Великая Отечественная война застала поэтессу за переводами поэзии Ф.Г. Лорки. 8 августа 1941 г. Цветаева с Муром уехала в эвакуацию. В Чистополе она тщетно пыталась устроиться посудомойкой в столовую Литфонда. Пришлось в Елабуге стирать белье милиционеру.

После ссоры с сыном 31 августа Марина Ивановна повесилась. «Жизнь — это место, где жить нельзя» — вот, пожалуй, лейтмотив жизни Цветаевой и ее поэзии.

Точное местоположение ее могилы на Петропавловском кладбище до сих пор неизвестно.

В 1990 г. по благословению патриарха Алексия II состоялось отпевание Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

P.S. Не читайте критиков, друзья! Читайте стихи Цветаевой — «вакханки», выкрикнувшей подлому миру «Нет!» и отрезавшей всем на свете: «Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!».


Каждый стих — дитя любви,
Нищий незаконнорожденный.
Первенец — у колеи
На поклон ветрам — положенный.

Сердцу — ад и алтарь,
Сердцу — рай и позор.
Кто — отец? Может — царь,
Может — царь, может — вор.