Европейское придыхание

Галина Айзенштадт
  Как-то довелось читать книгу очерков Новодворскрй по российской истории. Она исследует разные ее периоды, но о каком бы из них не шла речь, следует один и тот же вывод:не туда пошли, не приняли во внимание опыт Европы, и вот результат:осталась Россия темной, непросвещенной, азиатской страной.
  Это придыхание перед Западом в целом и перед Европой, в частности, характерно  для части особенно "продвинутых"  российских  оппозиционеров типа Новодворской. Но, заметьте, сами они туда жить не едут, хотя вполне - при желании - могли эмигрировать. Но не желают, ибо понимают, что жить им там без ненавистной  и одновременно, конечно же, любимой России не смогут. Скучно будет, тоскливо, потому что все не свое, чужое и чуждое.
  Но говорить о том, что России надо идти европейским путем (подобную песнь с придыханием исполняют все политики бывших республик СССР, видя свои страны только "европейскими), будут продолжать говорить по-прежнему без устали. То ли потому, что "модно", то ли потому, что действительно верят в это.
  Но почему Россия (да и любая другая страна) должна идти "чужим" путем, а не своим? Этот тезис - у России свой путь - "продвинутая" российская интеллигенция давно подвергает осмеянию. И, как ни печально, такое пренебрежение к собственной стране имеет давние корни. Авдотья Панаева, писательница и соратница Некрасова, приводит в своих "Воспоминаниях" слова Тургенева:"Да, Россия отстала в цивилизации от Европы. Разве у нас могут народиться такие великие писатели, как Данте, Шекспир?".
  Он очень печалился, что русских писателей на Западе не знают и не хотят знать.
  Тем не менее, русского писателя Достоевского, которого Тургенев знал, узнать захотели и знают. "Достоевский таков, какова Россия, со всей её тьмой и светом. И он -самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира",- писал Н.Бердяев.
  Кстати, Тургенев нанимал одного французского переводчика, чтобы тот перевел его рассказы, но остался его работой недоволен. И обижался, что потратил на этот перевод слишком много денег.
  Вопрос денег постоянно занимал Тургенева, и на этой почве у него постоянно возникали конфликтные ситуации. В частности, он назначил управлять своим имением поэта... Фета, который якобы пообещал ему, что сумеет сделать поместье очень прибыльным. Но через год Тургенев уволил его, считая, что, наоборот, он  его чуть ли не разорил.
  "Барские" писатели типа Тургенева были полны внутренних противоречий. С одной стороны, они восхищались русской природой, умели тонко ее живописать, и при этом не забывать о социальных конфликтах в российском обществе. И в то же время, тяготились  этим самым российским обществом, завидовали европейцам, хотели жить, как они.
  Эта раздвоенность мешала не только им самим. Она заставляла их с пренебрежением относиться и к той стране, в которой они живут, считая её варварской, либезить и преклоняться перед западными "звёздами".
  А те, в свою очередь, не скрывали своего, если не презрения, то пренебрежения, и не скрывали, что приехали в Россию исключительно для того, чтобы заработать денег.
  Панаева весьма живописно рассказала о пребывании Полины Виардо в России, и о том, как вёл себя Тургенев, желая угодить этой несимпатичной и некрасивой (на взгляд Панаевой) женщине.
  Очень красочно Панаева изобразила и "простодушную" бесцеремонность Дюма во время его визита в Петербург и его появления без приглашения у нее в доме. Он считал, что все должны быть счастливы от знакомства с ним.
  Любопытно, что Чуковский, написавший предисловие к книге Панаевой, осудил ее за подобную открытость:"К сожалению, Панаева в своих мемуарах иногда слишком много внимания обращает на обывательские, ничтожные мелочи", "случаи упрощения её книге нередки".
  Но как раз такие "ничтожные мелочи" больше говорят о человеке, чем все его книги. На концерты известных артистов Панаева со знакомыми в складчину абонировала ложу. И вот Тургенев без приглашения являлся в ложу, когда на сцене выступала Виардо, "бесцеремонно садился в ложе, тогда как те, кто заплатил деньги, стояли за его широкой спиной и не видали ничего происходящего на сцене.   Но этого мало:Тургенев так неистово аплодировал и вслух восторгался пением Виардо, что возбудил ропот в соседях нашей ложи".
  Прочтя  это, поневоле начинаешь думать, что аплодисменты Тургенева были столь показательно шумными потому, что Виардо - иностранка, и что в ней он увидел ту нить, которая может помочь ему обосноваться на Западе.
  Со временем он и обоснуется - приживалкой при Виардо и ее муже, лишь бы не жить в России, где создал самые лучшие свои произведения, не  среди дикого народа, как отзывался он (и не только он) о русском народе.
  А кто виноват был в этой дикости? Так называемое высшее общество предпочитало отделиться от своего народа даже языком, предпочитая русскому французский.
  Помещики-самодуры творили в своих имениях, что им взбредало в голову и никого это не волновало. Народ был не только бесправен, но и сплошь безграмотен. Может быть, интеллигенция занялась его просвещением? Кроме попыток Льва Толстого по открытию школ для деревенских ребятишек, другие неизвестны.
  Лечиться и учиться, кто имел возможность, традиционно ездили за границу, чтобы потом восторженно повествовать о ней и расхваливать. Никому и в голову не приходило начать что-то делать, чтобы изменить к лучшему положение у себя дома, начать просвещать и образовывать собственный народ.
  Да и так ли всё было благостно "в Европах?". Конечно, нет, но этого старались не замечать. Привыкли хвалить и восторгаться, и преклоняться, и до сих пор тянут эту песнь уже нынешние госпожи и господа-придыхатели.
  Хотя временами они все-таки выказывают и своё огорчение,- когда Европа повела себя, на их взгляд, в какой-то ситуации  не "по европейски". Например, Валерия Новодворская солидарна с белорусскими оппозиционерами в том, что с Лукашенко-диктатором Европа не должна разговаривать, как она это делает время от времени.
  Разумеется, российские оппозиционеры учат Европу и как ей надо поступать по отношению к Путину. В общем, они, несмотря ни на что, продолжают на нее надеяться. Так что, не подведи их, Европа, они ведь твои до мозга костей, помни об этом.
  Будет помнить?