Малахит - символ горнорудного Урала

Виталий Гадиятов
Когда говорят о  самоцветах, у многих перед глазами возникает малахит - исконно русский камень, гордость Урала. А. Е. Ферсман сказал о нём так: «Среди зеленых самоцветов есть еще один камень, который может по праву считаться русским, так как только в нашей стране открыты те громадные месторождения, которые прославили его на весь мир. Это - малахит, камень яркой, сочной жизнерадостной и вместе с тем шелковисто-нежной зелени».


Сибирский камень малахит


Малахит известен с доисторических времен. Дошедшей до нас малахитовой  подвеске, найденной в Ираке более 10,5 тысяч лет, малахитовым бусам из окрестностей древнего Иерихона 9 тысяч лет. А более «молодых» находок не счесть.

Своё название минерал, по-видимому, получил от греческого «малахе», означающего мальва, так как своей зелёной окраской он напоминает цвет листьев этого растения. По другой версии название связано с его невысокой твёрдостью: малакос  по-гречески – мягкий. В средневековой Европе и в Древней Руси латинское молохитес имело синоним - муррин. В XVII веке можно было услышать мелохилес, мелохитес, молохитес. Последнее название дошло до XVIII столетия, пока не было вытеснено современным написанием «малахит», которое предложил шведский минералог Ю.Г. Валлериус. Это название появилось в 1747 году в его книге, а её русский перевод вышел через 16 лет. Новая форма написания была принята Европой применительно к уральскому, или, как тогда писали, сибирскому камню. Тем не менее, в первой трети XIX века в России было принято писать «малахид», реже «малакид».

По составу малахит представляет собой водный карбонат меди, содержащий до  72 процентов оксида меди. Именно присутствием меди объясняется его окраска. А она у малахита может варьировать от сочной темно-зеленой до светло бирюзово-зеленой. Малахит непрозрачен, но в тонких срезах просвечивает. Блеск стеклянный до алмазного. Встречается малахит в виде землистых выделений и плотных натёчных почковидных образований. Кристаллы крайне редки.  Почковидные образования часто имеют концентрически-зональное строение. Именно они так эффектно выглядят в полированном срезе.  Внутри такого среза видны радиально расходящиеся слои разной толщины и цвета,  благодаря им рисунок у почковидного малахита может быть самым что ни на еть затейливым.

Специалисты различают два вида поделочного малахита - радиально-лучистый и плотный. Первый за сходство с некогда распространенным хлопчатобумажным бархатом – плисом, назвали плисовым. Второй - за кажущуюся однородность и холодный, чуть с синевой, зеленый цвет – бирюзовым, а декоративную  разновидность выделили как узорчатый. Плотные лучистые агрегаты малахита имеют красивый шелковистый блеск. Тонкоигольчатый и порошковатый агрегаты окрашены равномерно. Одноцветные куски малахита с похожим рисунком встречаются редко, поэтому в камнерезных изделиях рисунок приходится подбирать.
Наряду с красивым выигрышным цветом и узорчатым рисунком у малахита есть ряд серьёзных недостатков, которые свели бы на нет все преимущества и помешали бы любому другому самоцвету на пути к вершине популярности, но только не малахиту. Что же это за недостатки?

Самый главный - малахит довольно мягкий и непрочный минерал. От соприкосновения с твёрдыми предметами и даже от пыли его полированная поверхность тускнеет. У некоторых украшений то же самое происходит и от попавшего на них пота. Но это ещё не всё: под воздействием различных кислот малахит быстро разрушается. Достаточно капнуть на камень соляной или уксусной кислотой или даже лимонным соком, как он начинает буквально кипеть и пузыриться, превращаясь при этом в ацетат меди. Кроме перечисленных недостатков малахит термически неустойчив: легко разлагается даже при слабом нагревании. Если же его нагреть до температуры выше 200оС, то он потемнеет и превратится в чёрный порошок оксида меди, одновременно выделяя при этом пары воды и углекислый газ.

О многих свойствах малахита было известно ещё с древнейших времен, и всё же победила красота. Малахит стали использовать в качестве украшений и простых поделок, а в Древнем Египте около 6 тысяч лет назад жрецы готовили из него порошки для косметических средств и глазных снадобий, смешивая их с жиром. Малахит применяли также для получения красителей, цветного стекла и глазури. В античное время в малахите стали ценить редкую красоту и неповторимость рисунка. Самоцвет превратился в любимый  материал художников. В декоративных целях  использовали малахит также в Древнем Китае.


«Куриозный» зелёный камень с Полевского рудника


Долгое время в России малахит считался драгоценным камнем. Из него делали ювелирные украшения, различные статуэтки и прочие камнерезные изделия. Промышленная разработка малахита началась на Урале ещё в середине XVIII века. По данным историка Н. Корепанова, приведённым А. Таланцевым в книге «Знаменитые уральские самоцветы», первая находка поделочного малахита на Урале, вероятнее всего, была сделана на Полевском медном руднике Иоганном Келлером. В то время Полевским медным рудником называлось Гумешевское месторождение меди, расположенное на северо-западной окраине города Полевского.

Вот, что Иоганн Келлер писал в своём рапорте в заводскую контору 10 ноября 1750 года о камнях, найденных 2 ноября в проходной штольне: «…добыто  два куриозных зелёных камня, из которых один камень двадцать пять фунтов». Эти камни были похожи на найденные в июне и так же, как те, отправлены в Канцелярию Главного правления заводов в Екатеринбурге, а оттуда в Берг-Коллегию. Пришедшим из Берг-Коллегии распоряжением предписывалось такие камни собирать и хранить в удобном месте до особого распоряжения. Этими «куриозными зелёными камнями» как раз и был малахит.

Вскоре после первых находок яркого зелёного самоцвета началась его обработка. Об этом свидетельствуют французский учёный аббат д,Отерош в своём труде «Путешествие в Сибирь…», изданном в 1761 году сразу после посещения Урала, где, как следует из документов, он занимался астрономическими исследованиями. Но, оказывается, у аббата были и другие интересы…

Он детально описывает уральский малахит, иллюстрируя книгу великолепными гравюрами, на которых во всей красе предстал неведомый доселе зелёный самоцвет. Описание д'Отероша считается лучшей публикацией о малахите XVIII-XIX веков. Книга, изданная во Франции, принесла всемирную славу русскому малахиту. О нём заговорили, его искали, им украшали кабинеты. 

Не исключено, что «сибирский» малахит, описанный  аббатом д'Отерошем, мог быть и с Меднорудянского месторождения меди, которое было открытого в 1720 году в районе Нижнего Тагила. П.С. Паллас, посетивший в 1760 году Нижний Тагил во время путешествия по России, писал, что, кроме медных руд в двух шахтах «ломали не только богатые глины, но также изрядные почки малахитов, которые положением и глиной во всём подобны были богатым рудам Гумешевского рудника».

По его сообщению рабочие  знали все сорта малахита и, соответственно, ориентировались в ценах. А они наверняка намного превышали цену, добываемой ими, медной руды. Поэтому выгоднее было перерабатывать и продавать этот «куриозный камень», чем,  добывать медную руду. Этим, по-видимому, многие и занимались. 

В силу того, что разрабатывать Меднорудянское месторождение стало невыгодно, рудник вскоре закрыли. Долгие годы он стоял заброшенным и только в 1813 году его снова открыли. Спустя почти двадцать лет там был найден ювелирный малахит. О нём к тому времени все уже были наслышаны, как о дорогом красивом самоцвете.
В 1835 году на глубине около 70 м была встречена крупная малахитовая глыба. Впоследствии именно из неё добыли основную массу камня, принесшего славу Уралу. Вторым по количеству добытого малахита стало Гумешевское месторождение меди.      


Модный минерал для коллекций


XIX век стал звёздным для малахита – зелёный самоцвет пришёлся кстати и  оказался модным камнем. Из него делают дорогие украшения, его коллекционируют. В начале столетия богатыми коллекциями уральского малахита располагали многие минеральные кабинеты, как называли минералогические коллекции. Лучшими были кабинеты Екатерины II в Зимнем дворце, ученых-естествоиспытателей П.С.Палласа и И.И.Лепехина. Уникальными образцами малахита располагали кабинеты А. Строганова, В. Кочубея. Вслед за ними малахит появился в минералогических коллекциях литераторов, художников, архитекторов. В двадцатых годах современники отмечали богатую коллекцию малахита «Музеума» П. П. Свиньина. В то время она считалась одной из достопримечательностей пушкинского Петербурга и входила в состав Минерального кабинета собирателя. Его кабинет посещали иностранные гости Петербурга, среди них был даже А. Гумбольдт.

Крупнейшей коллекцией малахита владел также граф Н.П. Румянцев. Дошедшие до наших дней реестры его кабинета дают представление об этой уникальной коллекции. В реестре 1828 года, так называемой коллекции Большого формата, указаны образцы малахита с Турьинского, Богословского и Гумешевского рудников, кроме того, числились в нём Прикамские медистые песчаники с малахитом, малахит на кварце Березовского золоторудного месторождения. Реестр Малого формата 1845 года содержит описания малахита из рудников Златоустовского горного округа. В коллекции были все разновидности камня: лучистые пленки, розетковидные и веерообразными игольчатые кристаллы, сноповидные лучистые пучки, сталактиты, почковидные корочки и почки, правильно образованные кристаллы и штуфы окисленной медной руды с малахитовыми сферолитами в пустотах, срезы окаменелого дерева, выполненные малахитовыми кристаллами или сферолитами.

Кроме частных коллекций, малахит хранился в  государственных собраниях  минералов. Особой достопримечательностью считались крупные малахитовые образования. Среди наиболее примечательных - два монолита музея Горного института в Санкт-Петербурге. Один, - массой 96 пудов (полторы тонны), был передан Екатериной II в 1789 году. Другой, чуть более полутоны, поступил в музей в 1829 году от владельца Кыштымского рудника на Южном Урале Л. И. Расторгуева.

Ещё одна глыба малахита массой также около полтонны хранится в Нижнетагильском историко-краеведческом музее. Добыли её в 1830-1840-х годах на Медноруднянском руднике. Не уступающая по массе малахитовая глыба есть и в коллекции Свердловского историко-краеведческого музея.


Малахитовая шкатулка


Благодаря знаменитому уральскому сказителю Павлу Бажову малахит стал ещё более популярен. Из зелёного камня с живописными разводами изготавливали мелкие декоративные предметы – броши, бусы, серьги, шкатулки, табакерки, запонки, пуговицы и многое другое. А после находок монолитов малахит пошёл на крупные изделия. Тогда же мастера-камнерезы Урала и Петергофа разработали «русскую мозаику» – особую технику изготовления изделий из малахита. 

Куски малахита распиливали на тонкие пластины (фанеру) толщиной 2-4 мм перпендикулярно слоистости, и тщательно подбирали рисунок. Для этого пластины «разворачивали» гармошкой и стыковали друг с другом по двум параллельным сторонам. Так получалось продолжение узора, придававшего изделию декоративность.  После этого подобранные пластины подгоняли точно не только по цвету, но и так, чтобы швы между пластинками были совершенно незаметными. И только после этого наклеивали на каменное или металлическое основание. Затем все неровности зашлифовывали и заполировывали. При искусной работе даже при близком рассматривании не всегда можно было увидеть  стыки отдельных кусков. Но если внимательно присмотреться, то можно   увидеть тонкую паутинку нитей, пересекающих все изделие в разных направлениях.

Этот способ создания мозаики из камня является чудесным достижением русских мастеров, сумевших из небольшого количества природного камня создавать произведения искусства. Техника русской мозаики употреблялась не только для малахита, но и при работе с лазуритом и яшмой. Русские умельцы облицовывали даже выпуклые и вогнутые поверхности. Через руки мастеровых проходили тысячи пудов камня, прежде чем плитки малахита сливались в  единый узор. Для «русской мозаики» в особой цене был малахит с тонкими концентрическими кольцами, так называемый «павлиний глаз».

В XVIII – XIX столетиях в России малахитом облицовывали пилястры, камины, столешницы, крупные напольные вазы, часы и другие изделия в дворцовых интерьерах. Среди архитектурных изделий наиболее известным является Малахитовый зал Государственного Эрмитажа, облицованный Гумешевским малахитом. Создавался он в 1838-1839 годах по проекту А.П. Брюллова мастерами-малахитчиками Петергофской гранильной фабрики и «Английского магазина Никольс и Плинке». Из дошедших до нас источников следует, что на отделку ушло 125 пудов натёчного узорчатого малахита. Сейчас в Малахитовом зале хранится более 200 изделий и среди них огромная ваза. 

Малахитовыми панно украшены колонны в Екатерининском зале Большого Кремлевского дворца в Москве.  Но самым замечательными считаются колонны у алтаря Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, которые так описаны В.П. Петровым: «По   краям  царских врат стоят  восемь  огромных малахитовых колонн, выполненных методом «русской мозаики», по четыре с каждой стороны, а непосредственно у врат — небольшие   лазуритовые,   но   и   эти   небольшие лазуритовые колонны   имеют   высоту   около   5   м   и   диаметр   62   см. На их облицовку пошло 1256 кг лазурита. Малахитовые колонны имеют высоту 9,7  м при диаметре 42 см.  Они сделаны прекрасно, узоры малахитового натёчника идут под углом к оси колонны, подчеркивая красоту камня и всего  иконостаса.   На   изготовление   этих   колонн   пошло около 20 т малахита».
 
В 1851 Россия приняла участие во Всемирной выставке в Лондоне. Среди прочих экспонатов в русском павильоне стояли малахитовые двери, выполненные в стиле «русской мозаики». В одной лондонской газете по этому поводу можно было прочесть следующее: «Переход от броши, которую украшает малахит как драгоценный камень, к колоссальным дверям казался непостижимым: люди отказывались поверить, что эти двери были сделаны из того же материала, который все привыкли считать драгоценностью».

В конце XIX века мелкие изделия из малахита стали доступны среднему сословию, и постепенно малахит превратился в поделочный камень, а его обработка практически полностью переместилась на Урал.
Взамен отработанных Меднорудянского и Гумешевского месторождений малахита были открыты крупные месторождения в Заире (Колвези), Австралии, Чили, Зимбабве, Намибии, США. Тем не менее, ни один зарубежный малахит не может сравниться с уральским, который до сих пор считается самым красивым.


Камень-невидимка для «третьего глаза»


В древности пологали, что малахит связан с силами Вселенной и является их проводником. Магическая энергия, которой он обладает, повышает эмоциональную возбудимость, делает владельца объектом повышенного интереса.  Об этом минерале всегда ходили легенды.
Древние римляне считали малахит камнем, охраняющим детей, поэтому из него делали амулеты, которые предупреждали испуг. Они были убеждены, что малахитовый амулет может сделать своего обладателя невидимым, а если пить из малахитовой чаши, можно приобрести дар понимать язык животных и птиц. Древние индийцы для очищения души и сознания от тревог и обид накладывали камень на чакру «третьего глаза».

Как другие минералы зелёного цвета, малахит успокаивает, поддерживает и усиливает духовные силы своего владельца, является оберегом от недугов и  «сглаза».
  В качестве талисмана малахит можно использовать тем, кто хочет усилить своё обаяние и привлекательность. Музыкантам, литераторам, художникам камень помогает, если он оправлен в медь. Более всего необходим этот самоцвет артистам, но для них малахит нужно закреплять в белые металлы: серебро, платину, алюминий.
По суеверию, распространенному в средневековой Европе, амулет в форме креста способствовал облегчению родов. Люди верили, что кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов, осенённый этим камнем ребенок спит крепко, спокойно, без неприятных сновидений. В некоторых районах Германии малахит вместе с бирюзой разделял репутацию камня, предохраняющего от падения с высоты. Это могло относиться к всадникам, строителям и людям других профессий. Самоцвет будто бы обладал способностью предвидеть беду, и в преддверии несчастья раскалывался на куски.
Малахит связан с Венерой. Астрологи рекомендуют носить его, прежде всего, людям, рожденным под знаком Весов. Их он делает привлекательными, наделяет обаянием, дарит красноречие. Показан он также Тельцам. Остальным знакам Зодиака тоже можно носить изделия с малахитом. Исключение составляют только Девы и Раки, которым он категорически противопоказан. Д. Стоун практичеки согласен с этим гороскопом, только помимо Весов и Тельцов, малахит рекомендует ещё Львам. А вот Скорпионам, Девам и Ракам увлекаться им не советует.


Лечение малахитом


Издавна известно, что малахит, как и медь, обладает бактерицидными свойствами. Народные целители считают малахит «камнем здоровья» – средством от болезней кожи, астмы, ревматизма, зубной боли, отравления, камнем, изгоняющим меланхолию.
В современной восточной и западной литотерапии малахит используют при лечении болезней сердца и легких, для улучшения функции поджелудочной железы и селезёнки. Он способствует регенерации тканей, успокаивает нервную систему, благотворно влияет на гипофиз и эпифиз.

Литотерапевты считают, что малахит может облегчить приступы бронхиальной астмы, лечить заболевания глаз, улучшить зрение.   Для лечения применяют изделия и кусочки малахита, которые используют при контактном воздействии на разные органы. Носят бусы и кулоны, используют пирамидки, шары и яйца. Например, браслеты из малахита очищают кожу от аллергических высыпаний и красных пятен, бусы помогают значительно улучшить рост волос. Считается, что пластинки, наложенные на больные места, способны вылечить ревматизм.

Малахит оказывает воздействие на сердечную чакру Анахату, а азур-малахит* – на лобовую чакру Аджну.  У индийских целителей особенно ценился азур-малахит, который использовали для очищения подсознания от обид, тревог, страхов и навязчивых состояний. Малахит применяли также для удаления энергетических пробок.  Для этого его прикладывали к чакре Анахате и на «заблокированные» участки тела.    Если малахит с концентрически-зональным рисунком приложить на солнечное сплетение, то он снимает эмоциональное напряжение, выравнивает энергетику между сердечной и пупковой чакрами. 

  Глава из книги "Самоцветы - каменная радуга Земли".
Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2012 г.