Немецкий кран и английская подводная лодка

Владимир Микин
В 1964 году ехал я поездом  из Москвы в Минск, где мне надо было в управлении железной дороги согласовать схему перевозки какого-то крана. Моим попутчиком по купе был Григорий Борисович Броверман, главный инженер проекта из «Промстальконструкции»,  нашей проектной фирмы. Григорий Борисович ехал тоже в Минск по каким-то своим делам.

Я встречался с ним до этого по работе, знал, что он замечательный конструктор, что по его проектам изготавливаются наши  самоподъемные краны для монтажа радиорелейных мачт.
Григорий Борисович оказался замечательным рассказчиком, и в этой поездке я услышал от него много интересного.

Вот одна из его историй. В начале 1941 года на одной из немецких верфей был спущен на воду огромный плавучий кран, изготовленный по заказу Советского Союза. В июне кран  был отправлен морем в Ленинград. Снятую стрелу крана везли на отдельной барже.

22 июня немцы  караван бомбили, и баржа со стрелой была потоплена. А платформа крана без стрелы дошла-таки благополучно  до Ленинграда, и во время войны электростанция, установленная на этой платформе, снабжала электроэнергией Васильевский остров.

Когда война окончилась, решили кран восстановить. Стрела была затоплена на такой глубине, что поднять ее было невозможно, и по сохранившимся чертежам на Кировском, кажется, заводе была изготовлена новая стрела для крана.

Поскольку вес стрелы составлял ни много, ни мало 300 тонн, навесить ее на кран было делом не простым. Григорий Борисович участвовал в разработке проекта производства работ по этой навеске.

Согласно проекту, оголовок стрелы опирался на берег, а основание поднималось с помощью двух плавучих кранов грузоподъемностью 100 и 50 тонн. Так как основание стрелы двигалось при навеске по дуге, оба крана должны были перемещаться в воде очень точно и согласованно.

Операция началась утром 6 ноября. К концу дня одна из двух проушин была закреплена, а закрепить вторую никак не удавалось: не шел в отверстие «палец» - многотонная ось диаметром более полуметра. Забивали его огромной болванкой, подвешенной на цепях. Болванку оттягивали назад и отпускали. Гигантский маятник, качнувшись, ударял по оси, но ось в проушину   не шла.

Так ничем и закончилось 6 ноября. 7 и 8 ноября кран с незакрепленной стрелой покачивался на волнах (ветер был свежим), а 9-го злополучная ось была поставлена, наконец, на место.

Скоро кран поднял свой первый груз со дна моря: это была английская подводная лодка.
Советский Союз известил об этом Англию, в Ленинград прибыл английский крейсер с эскортом других кораблей,  и на него под звуки гимна Великобритании были перенесены гробы с останками членов экипажа, покрытые национальными флагами.