ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
КАНЦЕЛЯРИЯ
За дверью музыка, веселые голоса.
У стола стоит Ф и з и к наливает вино. Входит Ф и з р у к.
Ф и з р у к (потирая руки). Ух! Вусмерть затанцевал Первую учительницу! А не хотела… Мне тоже налей…
Ф и з и к (наливает). Где она?
Ф и з р у к (выпивает). Ушла. Вслед за Историком.
Ф и з и к. Не попрощавшись?
Ф и з р у к. Обиделась. Думала – задержу… Слушай, а она – ничего. Отчень даже хорошенькая. С чувством ритма, я бы сказал, с воображением… Я думал, холодная как змея.
Ф и з и к бьет кулаком по столу, и в это мгновение гаснет свет.
Ф и з р у к. Что такое? Это только у нас? Или везде?
Ф и з и к. Не знаю.
Доносится топот, свист.
Ф и з р у к. Как ты думаешь, это надолго?
Ф и з и к. Откуда я знаю?!
Ф и з р у к. Я не спрашиваю «откуда»! Я спрашиваю «на долго» ли?..
Ф и з и к. Не знаю! Не знаю я!
Ф и з р у к. А кто должен знать? Сейчас здесь такое начнется! Народ школу разнесет…
Ф и з и к. Если коротнуло где – минутное дело, всего-то – до электрощитка дойти, крышку открыть и на кнопку нажать. Но если кто провода перерезал…
Ф и з р у к. Что, если кто провода перерезал?
Ф и з и к. «На ловца и зверь бежит» – вот что.
Ф и з р у к. На что ты намекаешь, Виктор?
Ф и з и к. Не бойся, Степа, это я про себя… Физика зовет! Элементарная физика, раздел – электричество. Элементарный вопрос: бытовые приборы, электросеть, скрытая проводка. Честно признаюсь – плохой вопрос, предпочитаю теорию.
Ф и з р у к. Уж лучше плохой вопрос, чем плохая примета…
Ф и з и к. Да ладно, сдам я эту несчастную электротехнику! Не распускать же народ посреди ночи из-за того, что от перегрузки в электросети вылетели пробки. (Берет ключи и направляется к двери.)
Ф и з р у к. Вот и лови их! А то со всех стружку снял. Ишь ты – «не бойся».
Входит возмущенная Н е м к а, всматривается в комнату.
Н е м к а. Ну, где же вы?! Не шевелитесь... Степан Ильич!! У них там замкнуло!
Ф и з и к. Да иду я! Иду!
Ф и з и к уходит.
Н е м к а в полумраке садится за стол, наливает вино, пьет...
Ф и з р у к (ласково). Сусанна Акоповна-а…
Н е м к а. Ой! Виктор Павлович, напугали…
Ф и з р у к. Виктор Палыч ушел.
Н е м к а. А, это вы… Шли бы и вы, Степан Ильич… в зал. Пока там еще чего-нибудь не разбили.
Ф и з р у к. Суса-анна Акоповна! Только что вы божились в любви, и вдруг – такая хандра.
Н е м к а. Я правду сказала. Сегодня я всех здесь люблю, всех, кроме себя. А когда я себя не люблю, все вокруг меня раздражает.
Ф и з р у к. Хотите, открою вам маленький секрет?
Н е м к а. Делайте, что хотите.
Ф и з р у к. Кроме ваших шпилек, еще мне нравится ваше платье. Классный разрез!
Н е м к а. Куда это вас понесло, педагог?
Ф и з р у к. О-о! Я еще вам открою такое...
Н е м к а. У меня нет секретов от коллектива – говорите при всех! Заранее знаю, что скажете какую-нибудь гадость.
Ф и з р у к. Называйте как угодно, но это касается исключительно нас.
Н е м к а. Что же такое нас может связывать? Не вводите присутствующих в заблуждение!
Ф и з р у к. Как что? Любовь.
Н е м к а. Наконец-то! Прорвало! Я же говорила!
Ф и з р у к. Сегодня я тоже здесь всех люблю! И вас, Сьюзи Кью, в том числе.
Н е м к а. Из моего обобщения не следовали частности. И вас, в том числе, это не касалось... И что, это весь ваш секрет?
Ф и з р у к. И это еще не все…
Н е м к а. Естественно, раз уж вы начали изгаляться.
Загорается свет – гаснет – загорается. Дверь распахивает Н а р о д.
Н а р о д. Степан Ильич!! Ч.П.!!
Ф и з р у к. Что, Млечный Путь вышел из берегов?
Н а р о д. Палыча!.. Током убило!!
В канцелярию вносят Ф и з и к а...
Ф и з р у к. Сюда, на диван... Спирт! Нашатырь!.. И под голову что-нибудь… Окно! Откройте окно!
Н е м к а (с трудом открывая окно). Позакрывали тут…
Ф и з р у к (щупает пульс). Доигрался, дружок. Доигрался.
Ф и з и к а кладут на диван.
Ф и з р у к делает искусственное дыхание, массаж…
Н е м к а обмахивает полотенцем. Н а р о д помогает…
В это время: Ф и з и к (его, так сказать, флюидное тело) поднимается, встает...
На диване остается лежать бутафория (физическое тело).
Меняется свет, в котором Н е м к а, Ф и з р у к и Н а р о д исчезают.
(Движения их резко затормаживаются, голоса глохнут, «образы» растворяются.)
Ф и з и к подходит к столу, за которым сидит… П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а
в белом бальном платье.
Ф и з и к. Извините, пожалуйста, здесь принимают экзамены?
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Да, заходите, присаживайтесь…
Ф и з и к. Света?! А ты что здесь делаешь, тоже сдаешь или ждешь кого?
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Нет, я принимаю…
Ф и з и к. Принимаешь экзамены? Не смеши…
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Простите, а вы что пришли сдавать?
Ф и з и к (оглядываясь по сторонам). Я, как видишь, один! В том-то и дело. Ни списать, ни спросить, ни расслабиться... Правда, договориться легче будет в случае неудачи.
Ф и з и к. Нет, ты серьезно?.. Мне не до шуток! У меня времени в обрез!
П е р а я у ч и т е л ь н и ц а. Здесь не шутят. Впрочем, если вам нужен кто-то другой…
Ф и з и к. Что ты, Света! О таком экзаменаторе я и мечтать не мог! Ты и я. Кроме нас – никого! Идеальный расклад… Кажется, мне потрясающе повезло!
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Однако, я вижу, вас что-то смущает…
Ф и з и к: Ещё бы! Ведь мы с тобой одноклассники, коллеги! И всегда были только на ты. К тому же, у нас был…
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Это формальность.
Ф и з и к. Да, но она мне мешает сосредоточиться.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Если вам что-то не нравится, или что-то не так…
Ф и з и к. Да ты понимаешь хоть, что у меня тут целая жизнь на кону?!
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Я вас не тороплю. У вас есть время, как полагается, на подготовку. Но не забывайте – время идет.
Ф и з и к. Ерунда какая-то. Куда я попал? (Смотрит на дверь.) Аудитория… номер… И ручка знакомая… и замок… А ты замечала когда-нибудь, что чаще всего человек думает не о том, что он ценит больше всего, и это еще вопрос, что более ценно на самом деле, то, что он ценит или то, о чем думает…
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Куда это вас понесло?
Ф и з и к. Представляешь, я еще не открыл дверь аудитории, как подумал о тебе. За мгновение, за шаг до того, как увидел тебя. Со мною было уже такое когда-то. При виде тебя я всегда терял голову. Но чтобы так…
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Надеюсь, я не виновата?
Ф и з и к. Что ты, Света! Во всем виноват только я. Но ты, судя по тону, мой обвинитель.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Так, что вы, простите, хотите сдавать?
Ф и з и к. Ты, знаешь, – не помню. Представь, этой ночью мне кто-то звонит: «Ты что, позабыл? У тебя же задолженность!» – И бросили трубку. Я бегу в деканат. Там мне: «Все правильно, говорят, за вами должок…» – Какой не сказали. А я постеснялся спросить какой. – «Срочно! Сейчас же! Идите сдавать! Не сдадите – отчислим!» – Вот такие дела… Слушай, ты так посмотрела на часы, будто засекла время!
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Я не собираюсь сидеть здесь целую вечность.
Ф и з и к. Ах, вот как! Тогда я – пасс. Не буду готовиться. Ставь мне что хочешь… Давай, лучше, просто поговорим о жизни.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Для разговора о жизни у нас больше нет времени. Я предупреждала вас.
Ф и з и к. А взять и лишить её в один момент, это что же, по-твоему, – справедливо?!
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Не знаю, не знаю. У вас было время, чтобы ответить на эти вопросы. Но экзамен… Экзамен…
Ф и з и к. Нет! Постой! Подожди! Неужели тебе не понятно, что этот экзамен для меня поважнее суда.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Вас ни кто здесь не судит. Вы сдаете обычный предмет.
Ф и з и к. Да что я не чувствую аромата женской справедливости, от которой и вовсе заклинило мне мозги! Света помоги мне! Поставь мне троечку и отпусти с Богом…
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Я, смотрю, вы такой же трепач, как господин Физрук, ваш бывший дружок.
Ф и з и к. Что значит «бывший»? И что значит «дружок»? Степан – лучший друг!
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а (задумывается). Ну, хорошо. Отдадим должное вашей вере в женскую справедливость. Я не буду вам ставить неуд. Но и с троечкой воздержусь. Я даю вам отсрочку. Живите, студент.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а исчезает.
Ф и з и к возвращается в «свою плоть» и… оживает.
Н е м к а и Ф и з р у к обретают естественность движений.
Ф и з р у к. Ну, Виктор, ты даешь!
Н е м к а. Напугали нас до смерти! (Плачет.)
Ф и з р у к. Ничего себе, сдал экзамен! Бытовые приборы, электросеть… скрытая проводка! Я как чувствовал…
Н е м к а. Смех-смехом, но не зря Степан Ильич с ученицами массажем занимается. (Вытирает слезы.)
Ф и з и к (в растерянности). Что со мной? Что-то случилось?!
Ф и з р у к. Все! Все! Забыли! Все живы, здоровы… Бал продолжается! Музыка!! (Включает репродуктор, наливает вино, выпивает и начинает танцевать.)
(Звучит песня группы CREEDENCE «Suzie Q».)
O, Suzie Q!
O, Suzie Q!
O, Suzie Q! Baby, I love you,
Suzie Q.
Н е м к а. Так что мы, купаться идем?!
Ф и з р у к. Хочу танцевать! (Увлекает Немку в танец.)
Н е м к а. Так чего вы хотите, купаться или танцевать?!
Ф и з р у к. Ку – па – ца! Но от мысли, что сейчас мы пойдем купаться, хочу танцевать!
Ф и з р у к ногой распахивает дверь – врывается музыка.
Н е м к а и Ф и з р у к танцуют и поют.
I like a way you walk!
I like a way you talk!
I like a way you walk!
I like a way you talk,
Suzie Q...
Музыка продолжается. (Смена картины.)
КРЫЛЬЦО ШКОЛЫ
За освещенным крыльцом – тьма. Фонарь очерчивает ее границы.
Н е м к а и Ф и з р у к танцуют и поют на пороге.
Ф и з и к стоит неподвижно с бутылкой шампанского в руке.
I say that you’ll be true!
I say that you’ll be true!
I say that you’ll be true,
Never leave me blue,
Suzie Q.
Ф и з р у к захлопывает дверь ногой.
(Доносятся глухие удары барабана.)
Н е м к а (сбрасывая туфли). И – раз! И – два! А если кто схватит меня за ноги?
Ф и з р у к. Я дам ему по рукам! (Встает на руки и спускается по ступенькам...)
Н е м к а. А если это будет ангел?
Ф и з р у к. Я – атеист! (Вскакивает на ноги.)
Н е м к а делает шаг в темноту, оступается и падает на спину…
Ф и з р у к успевает ее подхватить.
Н е м к а. Ай! Кто-то толкнул меня!
Ф и з и к (?). Только не я!
Э х о (в разноголосицу, с разных сторон). Толконея… Толконея… Толкал не я…
И не я… И не я… И не я…
Ф и з р у к. Кто-кто! Психологический обман – вот кто!
Н е м к а. Откуда здесь эта ямина?
Э х о (тяжело пролетающей птицей). Это я… именно я… именно я… именно я…
Ф и з р у к. Это не ямина. Это тьма!
Э х о (тонким, жалобным голосом кикиморы). Тьмать… мать… мать… мать…
В отличие от водной глади стоит стеной и по закону тьмы всегда стремится принять вертикальное положение!
Ф и з р у к (берет у Физика бутылку). А это – тот самый обман, который толкнул вас в нее как в воду (делает пару глотков и возвращает бутылку Физику).
Н е м к а. По-моему, там просто бездна!
Ф и з и к. Специально для вас всю ночь копали.
Ф и з р у к (бьет себя кулаком в грудь). А это я, преподаватель физкультуры, который пронесет вас через эту бездну на руках! (Берет Немку на руки и ступает во тьму.)
Н е м к а. Ой, не надо! Щекотно! Поставьте меня! Я уже присмотрелась.
Ф и з р у к. Как хотите… (Ставит Немку на землю.)
Э х о (как биение сердца). Хоти-те… хоти-те… хоти-те…
Ф и з и к. Слушай, спасатель, ты нас до Лемешенского доведи.
Ф и з р у к. Тропа сама доведет. Главное, взять ее и не противиться.
Все трое погружаются во тьму.
Освещенное пространство крыльца постепенно сужается и поднимается вверх…
Тьма.
Ф и з и к. Лучше б мы взяли фонарь.
Н е м к а. Неужели эту стену способен прошибить луч света?
Ф и з р у к. Если что – у нас есть шампанское.
Н е м к а. Ах, ну да, это почти то же самое.
Ф и з р у к. Сусанна Акоповна, вам посветить пол стаканчика?
Н е м к а. За углом не пью. Если можно, немного подальше…
Ф и з и к. Подальше может и не достаться.
Н е м к а. Не бросите же вы единственную женщину в абсолютной темноте?
Ф и з и к. Не знаю, не пробовал.
Ф и з р у к. А мы как-то бросили!
Н е м к а. Как?!
Ф и з р у к. Так же ночью компанией шли по тропе, пили вино, говорили, смеялись. Приходим в назначенный пункт, глядим – одного человека не хватает.
Н е м к а. Ничего себе, параллель! И что было дальше?
Ф и з р у к. К счастью, это был мужчина...
Хохот.
Три фигуры в синем отсвете…
Н е м к а (кричит). Эй, эй, эй!!. Каждый день из окна канцелярии вижу этот простор, до самого горизонта. (Показывает жестом слепого.) Никогда в жизни не видела большего солнца, чем там… Я правильно показываю, Степан Ильич?
Ф и з р у к (целует протянутую руку). Исключительно верно! У вас явный дар ориентирования в темноте, надо тренировать его и использовать. Хотите, могу вам помочь. И давай-ка на «ты». Все легче тренироваться вдвоем, чем целым классом.
Н е м к а. Хорошо, но не сразу. (Выныривая из-под рук Физрука, приближается к Физику.) Люблю наблюдать, как огромное солнце размером с село задевает за шпиль колокольни и растекается…
Ф и з и к. Обман. И это обман. Закатное солнце всего лишь кажется огромным в сравнении с мелкотой предметов на горизонте. На самом деле (достает из кармана яблоко) оно размером с яблоко. (Протягивает яблоко Немке.) Хотите?..
Н е м к а (морщится, отходит от Физика). Хочу поорать! Где еще, как не здесь, в тишине, на просторе! Эй, эй, эй!!.
Временное затемнение.
Три фигуры в лиловом отсвете идут друг за другом.
Ф и з и к (устало). Ни неба над головой, ни земли под ногами. Идешь, а под ноги будто кто кулаки подставляет. Хорошо хоть во время...
Ф и з р у к. И не по морде!.. Ноги чувствуют каждую кочку еще до того, как вы на нее наступили. Расслабьтесь, идите смелей! Бывает, конечно, задумаешься… Да и как не задуматься, не размечтаться на пути из Парижа домой. Летней ночью, один, налегке.
Н е м к а. Из какого еще Парижа? Из фабричной общаги, что ли?
Ф и з р у к. Всегда лезет в память, как только начинаются разборки ночных походов по пересеченной местности. Классика! Бывает, так задумаешься, что обостренное чувство тропы не выдерживает и рвется. Голова сразу кругом идет. Не успеешь спохватиться, как земля тебя хрясь по скуле! всем своим невидимым материком-континентом.
Н е м к а. Где же ваши правила от головокружения?
Ф и з р у к (останавливается). Для абсолютной темноты не подходят – ориентиров нет. Не по чему перпендикуляр выставить. Одни точки опоры – крохотные пяди размером с кулак… Хочешь секрет?
Н е м к а. Хочу.
Ф и з р у к. Абсолютной темноты не бывает – главное правило темноты.
Ф и з р у к и Н е м к а присаживаются на землю.
На лугу или в поле, даже в самую темную ночь, пусть на чуть-чуть, но небо всегда остается светлее линии горизонта. Смотри!.. Я это понял однажды, после того, как столкнулся… с идущим на встречу мне Незнакомцем. Комичная сцена, но не из приятных: неожиданно, вдруг… одни вопросы потом, стыд и сомнения… (Хохочет.) Подозреваю, что это был мой брат – тоже под утро с фингалом пришел… И вот вам урок: чтобы не бить носы друг другу на узкой тропе – время от времени взял и присел, и посмотрел вперед – не маячит ли силуэт? Любой силуэт темнее самого темного неба по определению. Не маячит – идешь смело дальше.
Н е м к а. А если маячит?
Н е м к а и Ф и з р у к встают.
Ф и з р у к. Возьми за правило: остановись, достань сигарету, чиркни спичкой, демонстративно так… и прикури. Прими огонь на себя! И продолжай свой путь, насвистывая… (Насвистывает: «Тореадор! Смелее в бой…»)
Н е м к а. Не проще ли отойти в сторону и переждать… пока ваш брат пройдет. Мало ли кто там идет навстречу! Из Парижа в Париж… Злачные места, рисковые люди…
Ф и з р у к. Я тоже так думал. И один раз обжегся: сделал шаг в сторону и присел. Поравнявшись со мной, Незнакомец остановился, развернулся в мою сторону, и… «какой-то маленький вассал» меня чуть-чуть не обос…шел.
Ф и з и к. И ты это стерпел!?
Ф и з р у к. Но это точно был мой брат! Страшно представить себе, что он мог натворить в темноте, перепуганный до смерти.
Н е м к а. Нам это не грозит, нас много. «Мы идем и поем! И земля поет!» Эй, эй, эй!!.
В темноте, на линии горизонта загорается огонек.
Смотрите – огонек! Кажется, кто-то маячит. Закурим?
Ф и з р у к. Вот еще! Мы же не из Парижа идем… Преподаватели мы или кто?
Н е м к а. Слышите? Голоса.
Ф и з р у к. Представляете, какая может возникнуть неразбериха!? Отойдем лучше в сторону, пусть пройдут...
Все трое отходят в сторону и присаживаются.
Н е м к а. Но это же не по правилам.
Ф и з р у к. Тсс…
Появляются Н а р о д и С а л ь в а т о р.
С а л ь в а т о р. Я заранее знаю: она так тихо, нехотя, небрежно скажет НЕТ, что я невольно переспрошу ее: «Так ДА, или НЕТ?» И уж тогда, во второе НЕТ она вложит все свои НЕТ, какие только в ней существуют!
С а л ь в а т о р и Н а р о д останавливаются около спрятавшихся учителей и завязывают ботинки…
Н а р о д. Откажет – пойдем на рыбалку. Возьмем шампанского, магнитофон… Не пожалеешь.
С а л ь в а т о р. Если откажет – земля разверзнется у меня под ногами, и все обратится в пустоту.
Н а р о д. Может быть, тогда к ней вообще не подходить? И земля целее будет, и ты как бы при своих… да еще с надеждой – вдруг сама подвернется.
С а л ь в а т о р зажигает спичку и смотрит на часы.
С а л ь в а т о р. Надежде осталось жития двенадцать танцев с четвертью. Ты чувствуешь, Народ?
Н а р о д. Целая жизнь впереди!
С а л ь в а т о р. Быстрые танцы не в счет. А это, считай, половина. Грохот, шум – надо орать, чтобы услышала.
Н а р о д. Половина – твоя.
С а л ь в а т о р. Два-три танца уйдет на разборку… Обязательно какой-нибудь козел права начнет качать или какой-нибудь разява провода порвет.
Н а р о д. Где порвет, там и свяжем – еще крепче будет.
С а л ь в а т о р. Пару танцев – на сбой, на помехи внутри, на отсутствие формы…
Н а р о д. Ты же не на физкультуру собираешься.
С а л ь в а т о р. Не хватит смелости, не будет куража, а сердце так начнет стучать… до неприличия, как в дверь ногой – будто мысли все на балу, а его позабыли, заперли по ошибке в спортзале.
Н а р о д. Почему в спортзале? Уж тогда – в раздевалке.
С а л ь в а т о р. В спортзале – самое сильное эхо и самая шумная дверь… из фанеры.
Н а р о д. В спортзале ты можешь зажечь свет и разрядиться на брусьях, на перекладине, а в раздевалке выключатель снаружи – рукой не достать.
С а л ь в а т о р. В раздевалке нет стен, там – решетки. Там тебя сразу увидят и засмеют. Фу! Позор… «Кто это в клетке сидит?»
Н а р о д. Увидят и выпустят.
С а л ь в а т о р. Нет – и все же, пусть лучше в спортзале... Неприличие – это еще не позор.
Н а р о д. Белый танец – тоже долой...
С а л ь в а т о р. И последний...
Н а р о д. Да, в последнем – уже не до слов. Как говорится – «помолчим на дорожку». Ну, и что там у нас остается? Итого…
С а л ь в а т о р. Ни - че – го… Ничего давно уже не остается. Кроме как взять и сейчас же идти… Слушай, Народ, бросай-ка ты свои подпуска и жерлицы и быстро идем. Я иду – и ее приглашаю. Сейчас же!
Н а р о д. Да я уже забросил… и жерлицы, и подпуска – улов обеспечен. А утром возьмем шампанского, магнитофон и прямиком сюда.
С а л ь в а т о р и Н а р о д уходят.
Н е м к а и Ф и з р у к встают. Ф и з и к продолжает сидеть…
Ф и з р у к (Физику). Что не весел, Виктор?
Ф и з и к (трет рукой грудь в области сердца). Так, взгрустнулось немного…
Н е м к а. Эй, эй, эй!!. Куда подевалось эхо!? Почему нет отдачи? Голос будто привязанный. Так никто не услышит меня и не откликнется.
Г о л о с (низкий). А вы топните ножкой, тихонечко так это…
Г о л о с (высокий). И мы – тут как тут, перед вами!
Н е м к а. Эй, эй, эй!!.
Ф и з р у к. Не надо орать! И не вздумайте топать. Бывает, что и в кампании возникают проблемы. Мы так с братом однажды разодрались. Тоже ночью – шли по тропе, пили вино, говорили, смеялись… Слышу – голос не тот, не его – не братов. В темноте как удостовериться, чей? Спрашиваю… тихо так, осторожно, чуть ли не шепотом: «Брат, это ты?» – «А ты кто?!!» – как рявкнет. Но это вообще уже был чужак – меня аж пронизало от испуга! Начали выяснять, кто здесь третий...
Н е м к а. Ну и… Разобрались?
Ф и з р у к. Кто-кто? Психологический обман – вот кто!
Г о л о с (жующий…). Да у тебя, Степан, послушать, целая теория на счет ходьбы по пересеченной местности в темноте.
Ф и з р у к. Любая теория своего рода пропуск. Пропуск – как все гениальное!
Н е м к а. Пропуск в Париж?
Ф и з р у к. В мир вообще и в Париж - в частности. Вперед, господа! Мы почти что у цели!
Н е м к а. Ура!!
Ф и з р у к. Я - же - ска - зал! Что и в компании, идущей в темноте, со временем…
Г о л о с (грубый). Что ты мне рот затыкаешь! Хочу и ору!
Г о л о с а кружат над сценой...
Г о л о с (беспокойный). Да, да, возникают проблемы…
Г о л о с (манерный). Наступания на пятки… спотыкания о камни… разбредания по сторонам…
Г о л о с (женский, капризный). «Наступания – спотыкания» – Фу! Не терзайте мой слух, господа, – следите за речью, пожалуйста! И так между нами довольно все зыбко.
Н е м к а, Ф и з и к и Ф и з р у к останавливаются…
Г о л о с (безразличный). Я лично нем как рыба.
Г о л о с (рассудительный). А я соблюдаю правило тишины!
Г о л о с (манерный). «А рыбы молчат как камни… А камни молчат как рыбы…»
Н е м к а. Да кто это? Кто?!
Г о л о с (ехидный). Отгадай, крошка Сьюзи! Скорее всего ошибешься, не угадав даже пол говорящего.
Г о л о с (вкрадчивый). Пол-иду-у-щего… пол-зову-у-щего… пол-живущего среди вас. О кей?
Ф и з р у к. Ха! У нас одна только женщина, и она в ладах с языком, а мы, мужики, среди себя как-нибудь разберемся.
Г о л о с а (все вместе). Раз! – беремся… Два! – беремся… Три!!!
Невидимая сила сталкивает Ф и з и к а, Н е м к у и Ф и з р у к а друг с другом.
У Ф и з р у к а из носа течет кровь.
Г о л о с (детский). Нос подотри!
Г о л о с (надменный). Как ты догадлив, Танцор! «У нас одна только женщина!» – У тебя ни одной!
Ф и з р у к. Врешь! Немка моя! Я держу ее за руку! (Хватает Немку за руку.)
Г о л о с (сиплый). Нет… Это я держу Немку за руку, а тебя кто-то держит за дурака!
Г о л о с а (все вместе смеются). …
Ф и з р у к. Провоцируешь? Гад! Самозванец! Втерся в наш коллектив! (Дерется с невидимым противником...)
Н е м к а (кричит от боли). Ай!! Вы сломаете мне руки! Дураки!
Ф и з р у к. Стоять!! Всем стоять!! И не двигаться!!
Н е м к а и Ф и з р у к замирают. (Физика нет.) Тишина.
Ух! Кажется обошлось. (Оглядывается по сторонам – ищет Физика.)
Н е м к а (осматривает себя). Ничего себе – обошлось. Мое новое платье…
Ф и з р у к. Ладно… идем. (Берет Немку за руку.)
Н е м к а (упирается в нерешительности). Честно говоря, меня держали за обе руки сразу…
Ф и з р у к. До Лемешенского рукой подать! (Тащит Немку за собой.)
Н е м к а. Но кто был второй?
Ф и з р у к. Кто-кто? Психологический обман! Вот кто! Я же предупреждал.
Н е м к а. Ты – классный руководитель, Степа!.. Отличный проводник!.. Но я… я, пожалуй, вернусь… (Вырывается из рук Физрука и убегает.)
Затемнение. На сцене никого.
Доносится голос С а л ь в а т о р а:
О, лучшая из лучших!
Бегущая как прежде
По замыслу излучин,
Под солнышком надежды,
(Появляются С а л ь в а т о р и Н а р о д. С а л ь в а т о р идет впереди.)
Принявшая покорно
Заученные грани –
Единственную форму
Точеную годами…
(Н а р о д и С а л ь в а т о р уходят. Голос С а л ь в а т о р а затихает.)
…А к берегам пологим
Еще подходы топки,
Но от большой дороги
Уже затвердевают
Проложенные тропки…
Пауза.
Н е м к а и Ф и з р у к в темноте.
Ф и з р у к вытаскивает Н е м к у из болота.
Н е м к а (жалобно стонет).
Ф и з р у к (Немке). Эту ножку сюда… теперь эту… Смелее, сюда… Ну, давай же! Вытаскивай!.. Царапаться – не надо. Что ты вцепилась как клещ?.. Держу я тебя, держу! (…) Теперь сюда… Видишь, уже не опасно, опасность уже миновала, можешь расслабиться... Чувствуешь твердь? (Присаживается.)
Н е м к а. Во вляпалась, дура! (Пытается очистить платье.)
Ф и з р у к. Оставь ты его в покое! Не до грязи сейчас. Искупаешься в первой же заводи.
Н е м к а (дрожит). Все. Как скажешь. Я – как ты. Готова искупаться где угодно! Надо же, отошла на шаг – и угодила в болото. И выбраться не могу.
Ф и з р у к. Правило болота: «Если перед тобой болото, значит, оно со всех сторон».
Н е м к а. Я так перепугалась. Думала – все, конец. Слышу – народ рядом ходит, а позвать не могу – стыдоба, постеснялась, что скажет потом… На всякий случай платочек на кочке оставила, чтобы знали, где могилка моя… Как они ходят тут? Легко и свободно… Они что, лучше нас видят?
Ф и з р у к. Да живут они здесь, живут! Чего же тут непонятного? Один умудряется всякую гадость в потемках ловить. А другой… (Прислушивается.) Слышишь, как разгоняется, перед тем как на Первую ученицу пойти?.. Для него этот луг вроде взлетной площадки.
Оба прислушиваются.
Доносится голос С а л ь в а т о р а (нарастая и затихая):
Ты бьешься, налетая,
Ты мчишься напрямик,
Но, знаешь ли, слепая,
Какой ты проводник!
Ты мечешься по кругу
Ты путаешь края
Но, знаешь ли, повсюду
Любимая моя!
Болотом, лесом, лугом
Как прежде и сейчас –
Ты сводишь нас друг с другом
И связываешь нас…
Ф и з р у к. Тебя же знобит! (Обнимает Немку.)
Н е м к а. Нет, нет, мне не холодно.
Ф и з р у к. На-ка, выпей… (Дает бутылку...) Это на нервной почве.
Н е м к а (прижимается к Физруку). Я знаю на чем… Смотри! Огонек!
Ф и з р у к. Это не огонек.
Н е м к а. Не огонек? Что же тогда?.. Опять психологический обман?
Ф и з р у к. Это блеск…
Н е м к а (с надеждой). Блеск воды? Мы пришли?! Мы достигли своей цели?!
Ф и з р у к. Почти. (Бодро встает…) Это мост! А это я – преподаватель физической культуры! (Бьет себя кулаком в грудь.) А это экзамен! – по предмету, который я должен сдать. (Убегает на мост.)
Н е м к а. Степан!! Остановись!! Не делай этого! Прыгнешь, когда рассветет!
Ф и з р у к. Это плохой пример! Его никто не должен видеть!
Н е м к а. Уж лучше плохой пример, чем…
Ф и з р у к прыгает вниз.
Степан!!!
Н е м к а рыдает. Доносится голос С а л ь в а т о р а.
Но мы уйдем друг в друга глубже
По нервам, в память, через край…
И растворимся там – так будь же
Послушна, если хочешь в рай!
Мы будем там совсем другими,
Мы превратимся в звуки, в свет,
В траву, деревья, воздух, ливень,
В историю, которой нет…
(Смена картины.)
Появляется Н а р о д с удочкой в руке. Время от времени он
забрасывает удочку (в сторону зрительного зала), поднимает ее и опять забрасывает.
С этой же стороны появляется С а л ь в а т о р (постаревший?).
С а л ь в а т о р. Народ! Наконец-то... Если б ты знал!
Н а р о д (показывает жестом). Не ори… Распугаешь... И что за манера орать. (Поднимает удочку, отходит в сторону и забрасывает… Поднимает и забрасывает…)
С а л ь в а т о р. Извини, я на секунду. Я только хотел сказать, предупредить тебя: мне сегодня не до рыбалки. Ты не жди меня. Я спешу… Представляешь?!.
Н а р о д. Да тише ты!
С а л ь в а т о р (шепотом). Кстати… когда ты видел Платонову в последний раз?
Н а р о д (задумывается). Когда-когда? Интересно, когда?.. На выпускном балу! С которого она сбежала... Разве с тех пор кто-нибудь видел её?
Н а р о д поднимает удочку и уходит. С а л ь в а т о р идет за ним.
С а л ь в а т о р. Ты знаешь! Народ…
ВИД НА ШКОЛУ
Тишина. Начинается рассвет. Рассвет как наводнение... выходит из берегов, затапливает низины, овраги, луга… подходит к школе… затапливает ее… Раздается звонок. Школа в мгновение наполняется веселым, детским шумом…
Конец.