Выпускной бал л. часть третья

Валерий Леонов
ЧАСТЬ  ТРЕТЬЯ



КАНЦЕЛЯРИЯ


За дверью музыка, веселые голоса.
У стола стоит  Ф и з и к  наливает вино.  Входит  Ф и з р у к.

     Ф и з р у к  (потирая руки).   Ух! Вусмерть затанцевал Первую учительницу! А не хотела… Мне тоже налей…
     Ф и з и к  (наливает).   Где она?
     Ф и з р у к  (выпивает).   Ушла. Вслед за Историком.
     Ф и з и к.   Не попрощавшись?
     Ф и з р у к.   Обиделась. Думала – задержу… Слушай, а она – ничего. Отчень даже хорошенькая. С чувством ритма, я бы сказал, с воображением… Я думал, холодная как змея.

Ф и з и к  бьет кулаком по столу, и в это мгновение гаснет свет.

     Ф и з р у к.   Что такое? Это только у нас? Или везде?
     Ф и з и к.   Не знаю.

Доносится топот, свист.

     Ф и з р у к.   Как ты думаешь, это надолго?
     Ф и з и к.   Откуда я знаю?!
     Ф и з р у к.   Я не спрашиваю «откуда»! Я спрашиваю «на долго» ли?..
     Ф и з и к.   Не знаю! Не знаю я!
     Ф и з р у к.   А кто должен знать? Сейчас здесь такое начнется! Народ школу разнесет…
     Ф и з и к.   Если коротнуло где – минутное дело, всего-то – до электрощитка дойти, крышку открыть и на кнопку нажать. Но если кто провода перерезал…
     Ф и з р у к.   Что, если кто провода перерезал?
     Ф и з и к.   «На ловца и зверь бежит» – вот что.
     Ф и з р у к.   На что ты намекаешь, Виктор?
     Ф и з и к.   Не бойся, Степа, это я про себя… Физика зовет! Элементарная физика, раздел – электричество. Элементарный вопрос: бытовые приборы, электросеть, скрытая проводка. Честно признаюсь – плохой вопрос, предпочитаю теорию.
     Ф и з р у к.   Уж лучше плохой вопрос, чем плохая примета…
     Ф и з и к.   Да ладно, сдам я эту несчастную электротехнику! Не распускать же народ  посреди ночи из-за того, что от перегрузки в электросети вылетели пробки. (Берет ключи и направляется к двери.)
     Ф и з р у к.   Вот и лови их! А то со всех стружку снял. Ишь ты – «не бойся».

Входит возмущенная  Н е м к а,  всматривается в комнату.

     Н е м к а.   Ну, где же вы?! Не шевелитесь... Степан Ильич!! У них там замкнуло!
     Ф и з и к.   Да иду я! Иду!

Ф и з и к  уходит.
Н е м к а  в полумраке садится за стол, наливает вино, пьет...

     Ф и з р у к  (ласково).   Сусанна Акоповна-а…
     Н е м к а.   Ой! Виктор Павлович, напугали…    
     Ф и з р у к.   Виктор Палыч ушел.
     Н е м к а.   А, это вы… Шли бы и вы, Степан Ильич… в зал. Пока там еще чего-нибудь не разбили.
     Ф и з р у к.   Суса-анна Акоповна! Только что вы божились в любви, и вдруг – такая хандра.
     Н е м к а.   Я правду сказала. Сегодня я всех здесь люблю, всех, кроме себя. А когда я себя не люблю, все вокруг меня раздражает.
     Ф и з р у к.   Хотите, открою вам маленький секрет?
     Н е м к а.   Делайте, что хотите.
     Ф и з р у к.   Кроме ваших шпилек, еще мне нравится ваше платье. Классный разрез!
     Н е м к а.   Куда это вас понесло, педагог?
     Ф и з р у к.   О-о! Я еще вам открою такое...
     Н е м к а.   У меня нет секретов от коллектива – говорите при всех! Заранее знаю, что скажете какую-нибудь гадость.
     Ф и з р у к.   Называйте как угодно, но это касается исключительно нас.
     Н е м к а.   Что же такое нас может связывать? Не вводите присутствующих в заблуждение!
     Ф и з р у к.   Как что? Любовь.
     Н е м к а.   Наконец-то! Прорвало! Я же говорила!
     Ф и з р у к.   Сегодня я тоже здесь всех люблю! И вас, Сьюзи Кью, в том числе.
     Н е м к а.   Из моего обобщения не следовали частности. И вас, в том числе, это не касалось... И что, это весь ваш секрет?
     Ф и з р у к.   И это еще не все…
     Н е м к а.   Естественно, раз уж вы начали изгаляться.

Загорается свет – гаснет – загорается. Дверь распахивает  Н а р о д.

     Н а р о д.   Степан Ильич!! Ч.П.!!
     Ф и з р у к.   Что, Млечный Путь вышел из берегов?
     Н а р о д.   Палыча!.. Током убило!!
 
В канцелярию вносят Ф и з и к а...

     Ф и з р у к.   Сюда, на диван... Спирт! Нашатырь!.. И под голову что-нибудь… Окно! Откройте окно!
     Н е м к а  (с трудом открывая окно).   Позакрывали тут…
     Ф и з р у к  (щупает пульс).   Доигрался, дружок. Доигрался.

Ф и з и к а  кладут на диван.
Ф и з р у к  делает искусственное дыхание, массаж…
Н е м к а  обмахивает полотенцем.  Н а р о д  помогает…
В это время:  Ф и з и к  (его, так сказать, флюидное тело) поднимается, встает...
На диване остается лежать бутафория (физическое тело).
Меняется свет, в котором  Н е м к а,  Ф и з р у к  и  Н а р о д  исчезают.
(Движения их резко затормаживаются, голоса глохнут, «образы» растворяются.)
Ф и з и к  подходит к столу, за которым сидит…  П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а
в белом бальном платье.
    
     Ф и з и к.   Извините, пожалуйста, здесь принимают экзамены?
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Да, заходите, присаживайтесь…
     Ф и з и к.   Света?! А ты что здесь делаешь, тоже сдаешь или ждешь кого?
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Нет, я принимаю…
     Ф и з и к.   Принимаешь экзамены? Не смеши…
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Простите, а вы что пришли сдавать?
     Ф и з и к  (оглядываясь по сторонам).   Я, как видишь, один! В том-то и дело. Ни списать, ни спросить, ни расслабиться... Правда, договориться легче будет в случае неудачи.
     Ф и з и к.   Нет, ты серьезно?.. Мне не до шуток! У меня времени в обрез!
     П е р а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Здесь не шутят. Впрочем, если вам нужен кто-то другой…
     Ф и з и к.   Что ты, Света! О таком экзаменаторе я и мечтать не мог! Ты и я. Кроме нас – никого! Идеальный расклад… Кажется, мне потрясающе повезло!
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Однако, я вижу, вас что-то смущает…
     Ф и з и к:   Ещё бы! Ведь мы с тобой одноклассники, коллеги! И всегда были только на ты. К тому же, у нас был…
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Это формальность.
     Ф и з и к.   Да, но она мне мешает сосредоточиться.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Если вам что-то не нравится, или что-то не так… 
     Ф и з и к.   Да ты понимаешь хоть, что у меня тут целая жизнь на кону?!
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Я вас не тороплю. У вас есть время, как полагается, на подготовку. Но не забывайте – время идет.
     Ф и з и к.   Ерунда какая-то. Куда я попал? (Смотрит на дверь.) Аудитория… номер… И ручка знакомая… и замок… А ты замечала когда-нибудь, что чаще всего человек думает не о том, что он ценит больше всего, и это еще вопрос, что более ценно на самом деле, то, что он ценит или то, о чем думает…
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Куда это вас понесло?
     Ф и з и к.   Представляешь, я еще не открыл дверь аудитории, как подумал о тебе. За мгновение, за шаг до того, как увидел тебя. Со мною было уже такое когда-то. При виде тебя я всегда терял голову. Но чтобы так…
      П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Надеюсь, я не виновата?
     Ф и з и к.   Что ты, Света! Во всем виноват только я. Но ты, судя по тону, мой обвинитель.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Так, что вы, простите, хотите сдавать?
     Ф и з и к.   Ты, знаешь, – не помню. Представь, этой ночью мне кто-то звонит: «Ты что, позабыл? У тебя же задолженность!» – И бросили трубку. Я бегу в деканат. Там мне: «Все правильно, говорят, за вами должок…» – Какой не сказали. А я постеснялся спросить какой. – «Срочно! Сейчас же! Идите сдавать! Не сдадите – отчислим!» – Вот такие дела… Слушай, ты так посмотрела на часы, будто засекла время!
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Я не собираюсь сидеть здесь целую вечность.   
     Ф и з и к.   Ах, вот как! Тогда я – пасс. Не буду готовиться. Ставь мне что хочешь… Давай, лучше, просто поговорим о жизни.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Для разговора о жизни у нас больше нет времени. Я предупреждала вас.
     Ф и з и к.   А взять и лишить её в один момент, это что же, по-твоему, – справедливо?!
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Не знаю, не знаю. У вас было время, чтобы ответить на эти вопросы. Но экзамен… Экзамен…
     Ф и з и к.   Нет! Постой! Подожди! Неужели тебе не понятно, что этот экзамен для меня поважнее суда.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Вас ни кто здесь не судит. Вы сдаете обычный предмет.
     Ф и з и к.   Да что я не чувствую аромата женской справедливости, от которой и вовсе заклинило мне мозги! Света помоги мне! Поставь мне троечку и отпусти с Богом…
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Я, смотрю, вы такой же трепач, как господин Физрук, ваш бывший дружок.
     Ф и з и к.   Что значит «бывший»? И что значит «дружок»? Степан – лучший друг!
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а (задумывается).   Ну, хорошо. Отдадим должное вашей вере в женскую справедливость. Я не буду вам ставить неуд. Но и с троечкой воздержусь. Я даю вам отсрочку. Живите, студент.

П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а  исчезает. 
Ф и з и к  возвращается в «свою плоть» и… оживает.
Н е м к а  и  Ф и з р у к  обретают естественность движений.

     Ф и з р у к.   Ну, Виктор, ты даешь!
     Н е м к а.   Напугали нас до смерти! (Плачет.)
     Ф и з р у к.   Ничего себе, сдал экзамен! Бытовые приборы, электросеть… скрытая проводка! Я как чувствовал…
     Н е м к а.   Смех-смехом, но не зря Степан Ильич с ученицами массажем занимается. (Вытирает слезы.)
     Ф и з и к  (в растерянности).   Что со мной? Что-то случилось?!
     Ф и з р у к.   Все! Все! Забыли! Все живы, здоровы… Бал продолжается! Музыка!! (Включает репродуктор, наливает вино, выпивает и начинает танцевать.)

(Звучит песня группы  CREEDENCE  «Suzie Q».)

     O, Suzie Q!
     O, Suzie Q!
     O, Suzie Q! Baby, I love you,
     Suzie Q.

     Н е м к а.   Так что мы, купаться идем?!
     Ф и з р у к.   Хочу танцевать! (Увлекает Немку в танец.)
     Н е м к а.   Так чего вы хотите, купаться или танцевать?!
     Ф и з р у к.   Ку – па – ца! Но от мысли, что сейчас мы пойдем купаться, хочу танцевать!

Ф и з р у к  ногой распахивает дверь – врывается музыка.
Н е м к а  и  Ф и з р у к  танцуют и поют.

     I like a way you walk!
     I like a way you talk!
     I like a way you walk!
     I like a way you talk,
     Suzie Q...

Музыка продолжается. (Смена картины.)


КРЫЛЬЦО ШКОЛЫ


За освещенным крыльцом – тьма. Фонарь очерчивает ее границы.
Н е м к а  и  Ф и з р у к  танцуют и поют на пороге.
Ф и з и к  стоит неподвижно с бутылкой шампанского в руке.

     I say that you’ll be true!
     I say that you’ll be true!
     I say that you’ll be true,
Never leave me blue,
Suzie Q.

Ф и з р у к  захлопывает дверь ногой.
(Доносятся глухие удары барабана.)

     Н е м к а  (сбрасывая туфли).   И – раз! И – два! А если кто схватит меня за ноги?
     Ф и з р у к.   Я дам ему по рукам! (Встает на руки и спускается по ступенькам...)
     Н е м к а.   А если это будет ангел?
     Ф и з р у к.   Я – атеист! (Вскакивает на ноги.)

Н е м к а  делает шаг в темноту, оступается и падает на спину…
Ф и з р у к  успевает ее подхватить.

     Н е м к а.   Ай! Кто-то толкнул меня!
     Ф и з и к (?).   Только не я!

Э х о  (в разноголосицу, с разных сторон).   Толконея… Толконея… Толкал не я…
И не я… И не я… И не я…

     Ф и з р у к.   Кто-кто! Психологический обман – вот кто!
     Н е м к а.   Откуда здесь эта ямина?   

Э х о  (тяжело пролетающей птицей).   Это я… именно я… именно я… именно я…

     Ф и з р у к.   Это не ямина. Это тьма!   

Э х о  (тонким, жалобным голосом кикиморы).   Тьмать… мать…  мать… мать…

В отличие от водной глади стоит стеной и по закону тьмы всегда стремится принять вертикальное положение!
     Ф и з р у к  (берет у Физика бутылку).   А это – тот самый  обман, который толкнул вас в нее как в воду (делает пару глотков и возвращает бутылку Физику).
     Н е м к а.   По-моему, там просто бездна!
     Ф и з и к.   Специально для вас всю ночь копали.
     Ф и з р у к  (бьет себя кулаком в грудь).   А это я, преподаватель физкультуры, который пронесет вас через эту бездну на руках! (Берет Немку на руки и ступает во тьму.)
     Н е м к а.   Ой, не надо! Щекотно! Поставьте меня! Я уже присмотрелась.
     Ф и з р у к.   Как хотите… (Ставит Немку на землю.)

Э х о  (как биение сердца).   Хоти-те… хоти-те… хоти-те…

     Ф и з и к.   Слушай, спасатель, ты нас до Лемешенского доведи.
     Ф и з р у к.   Тропа сама доведет. Главное, взять ее и не противиться.

Все трое погружаются во тьму.
Освещенное пространство крыльца постепенно сужается и поднимается вверх…
Тьма.

     Ф и з и к.    Лучше б мы взяли фонарь.
     Н е м к а.     Неужели эту стену способен прошибить луч света?
     Ф и з р у к.   Если что – у нас есть шампанское.
     Н е м к а.     Ах, ну да, это почти то же самое.
     Ф и з р у к.    Сусанна Акоповна, вам посветить пол стаканчика?
     Н е м к а.    За углом не пью. Если можно, немного подальше…
     Ф и з и к.   Подальше может и не достаться.
     Н е м к а.   Не бросите же вы единственную женщину в абсолютной темноте?
     Ф и з и к.   Не знаю, не пробовал.
     Ф и з р у к.   А мы как-то бросили!
     Н е м к а.   Как?!
     Ф и з р у к.   Так же ночью компанией шли по тропе, пили вино, говорили, смеялись. Приходим в назначенный пункт, глядим – одного человека не хватает.
     Н е м к а.   Ничего себе, параллель! И что было дальше?
     Ф и з р у к.   К счастью, это был мужчина...

Хохот.

Три фигуры в синем отсвете…

     Н е м к а  (кричит).   Эй, эй, эй!!. Каждый день из окна канцелярии вижу этот простор, до самого горизонта. (Показывает жестом слепого.) Никогда в жизни не видела большего солнца, чем там… Я правильно показываю, Степан Ильич?
     Ф и з р у к  (целует протянутую руку).   Исключительно верно! У вас явный дар ориентирования в темноте, надо тренировать его и использовать. Хотите, могу вам помочь. И давай-ка на «ты». Все легче тренироваться вдвоем, чем целым классом.
     Н е м к а.   Хорошо, но не сразу. (Выныривая из-под рук Физрука, приближается к Физику.) Люблю наблюдать, как огромное солнце размером с село задевает за шпиль колокольни и растекается…
     Ф и з и к.   Обман. И это обман. Закатное солнце всего лишь кажется огромным в сравнении с мелкотой предметов на горизонте. На самом деле (достает из кармана яблоко) оно размером с яблоко. (Протягивает яблоко Немке.) Хотите?..
     Н е м к а  (морщится, отходит от Физика).   Хочу поорать! Где еще, как не здесь, в тишине, на просторе! Эй, эй, эй!!.

Временное затемнение.

Три фигуры в лиловом отсвете идут друг за другом.

     Ф и з и к  (устало).   Ни неба над головой, ни земли под ногами. Идешь, а под ноги будто кто кулаки подставляет. Хорошо хоть во время...
     Ф и з р у к.   И не по морде!.. Ноги чувствуют каждую кочку еще до того, как вы на нее наступили. Расслабьтесь, идите смелей! Бывает, конечно, задумаешься… Да и как не задуматься, не размечтаться на пути из Парижа домой. Летней ночью, один, налегке.
     Н е м к а.   Из какого еще Парижа? Из фабричной общаги, что ли?
     Ф и з р у к.   Всегда лезет в память, как только начинаются разборки ночных походов по пересеченной местности. Классика! Бывает, так задумаешься, что обостренное чувство тропы не выдерживает и рвется. Голова сразу кругом идет. Не успеешь спохватиться, как земля тебя хрясь по скуле! всем своим невидимым материком-континентом.
     Н е м к а.   Где же ваши правила от головокружения?
     Ф и з р у к  (останавливается).   Для абсолютной темноты не подходят – ориентиров нет. Не по чему перпендикуляр выставить. Одни точки опоры – крохотные пяди размером с кулак… Хочешь секрет?
     Н е м к а.   Хочу.
     Ф и з р у к.   Абсолютной темноты не бывает – главное правило темноты.

Ф и з р у к  и  Н е м к а  присаживаются на землю.

На лугу или в поле, даже в самую темную ночь, пусть на чуть-чуть, но небо всегда остается светлее линии горизонта. Смотри!.. Я это понял однажды, после того, как столкнулся… с идущим на встречу мне Незнакомцем. Комичная сцена, но не из приятных: неожиданно, вдруг… одни вопросы потом, стыд и сомнения… (Хохочет.) Подозреваю, что это был мой брат – тоже под утро с фингалом пришел… И вот вам урок: чтобы не бить носы друг другу на узкой тропе – время от времени взял и присел, и посмотрел вперед – не маячит ли силуэт? Любой силуэт темнее самого темного неба по определению. Не маячит – идешь смело дальше.
     Н е м к а.   А если маячит?

Н е м к а  и  Ф и з р у к  встают.

     Ф и з р у к.   Возьми за правило: остановись, достань сигарету, чиркни спичкой, демонстративно так… и прикури. Прими огонь на себя! И продолжай свой путь, насвистывая… (Насвистывает: «Тореадор! Смелее в бой…»)
     Н е м к а.   Не проще ли отойти в сторону и переждать… пока ваш брат пройдет. Мало ли кто там идет навстречу! Из Парижа в Париж… Злачные места, рисковые люди…
     Ф и з р у к.   Я тоже так думал. И один раз обжегся: сделал шаг в сторону и присел. Поравнявшись со мной, Незнакомец остановился, развернулся в мою сторону, и… «какой-то маленький вассал» меня чуть-чуть не обос…шел.
     Ф и з и к.   И ты это стерпел!?
     Ф и з р у к.   Но это точно был мой брат! Страшно представить себе, что он мог  натворить в темноте, перепуганный до смерти.
     Н е м к а.   Нам это не грозит, нас много. «Мы идем и поем! И земля поет!» Эй, эй, эй!!.

В темноте, на линии горизонта загорается огонек.

Смотрите – огонек! Кажется, кто-то маячит. Закурим?
     Ф и з р у к.   Вот еще! Мы же не из Парижа идем… Преподаватели мы или кто?
     Н е м к а.   Слышите? Голоса.
     Ф и з р у к.   Представляете, какая может возникнуть неразбериха!? Отойдем лучше в сторону, пусть пройдут...

Все трое отходят в сторону и присаживаются.

     Н е м к а.   Но это же не по правилам.
     Ф и з р у к.   Тсс…

Появляются  Н а р о д  и  С а л ь в а т о р.

     С а л ь в а т о р.   Я заранее знаю: она так тихо, нехотя, небрежно скажет  НЕТ, что я невольно переспрошу ее: «Так  ДА,  или  НЕТ?» И уж тогда, во второе  НЕТ  она вложит все свои  НЕТ,  какие только в ней существуют!

С а л ь в а т о р  и  Н а р о д  останавливаются около спрятавшихся учителей и завязывают ботинки…

     Н а р о д.   Откажет – пойдем на рыбалку. Возьмем шампанского, магнитофон… Не пожалеешь.
     С а л ь в а т о р.   Если откажет – земля разверзнется у меня под ногами, и все обратится в пустоту. 
     Н а р о д.   Может быть, тогда к ней вообще не подходить? И земля целее будет, и ты как бы при своих… да еще с надеждой – вдруг сама подвернется.

С а л ь в а т о р  зажигает спичку и смотрит на часы.

     С а л ь в а т о р.   Надежде осталось жития двенадцать танцев с четвертью. Ты чувствуешь, Народ?
     Н а р о д.   Целая жизнь впереди!
     С а л ь в а т о р.   Быстрые танцы не в счет. А это, считай, половина. Грохот, шум – надо орать, чтобы услышала.
     Н а р о д.   Половина – твоя.
     С а л ь в а т о р.   Два-три танца уйдет на разборку… Обязательно какой-нибудь козел права начнет качать или какой-нибудь разява провода порвет.
     Н а р о д.   Где порвет, там и свяжем – еще крепче будет.   
     С а л ь в а т о р.   Пару танцев – на сбой, на помехи внутри, на отсутствие формы…
     Н а р о д.   Ты же не на физкультуру собираешься.
     С а л ь в а т о р.   Не хватит смелости, не будет куража, а сердце так начнет стучать… до неприличия, как в дверь ногой – будто мысли все на балу, а его позабыли, заперли по ошибке в спортзале.
     Н а р о д.   Почему в спортзале? Уж тогда – в раздевалке.
     С а л ь в а т о р.   В спортзале – самое сильное эхо и самая шумная дверь… из фанеры.
     Н а р о д.   В спортзале ты можешь зажечь свет и разрядиться на брусьях, на перекладине, а в раздевалке выключатель снаружи – рукой не достать.
     С а л ь в а т о р.   В раздевалке нет стен, там – решетки. Там тебя сразу увидят и засмеют. Фу! Позор… «Кто это в клетке сидит?»
     Н а р о д.   Увидят и выпустят.
     С а л ь в а т о р.   Нет – и все же, пусть лучше в спортзале... Неприличие – это еще не позор.               
     Н а р о д.   Белый танец – тоже долой...
     С а л ь в а т о р.   И последний...
     Н а р о д.   Да, в последнем – уже не до слов. Как говорится – «помолчим на дорожку». Ну, и что там у нас остается? Итого…
     С а л ь в а т о р.   Ни - че – го… Ничего давно уже не остается. Кроме как взять и сейчас же идти… Слушай, Народ, бросай-ка ты свои подпуска и жерлицы и быстро идем. Я иду – и ее приглашаю. Сейчас же!
     Н а р о д.   Да я уже забросил… и жерлицы, и подпуска – улов обеспечен. А утром возьмем шампанского, магнитофон и прямиком сюда.

С а л ь в а т о р  и  Н а р о д  уходят.
Н е м к а  и  Ф и з р у к  встают.  Ф и з и к  продолжает сидеть…

     Ф и з р у к  (Физику).   Что не весел, Виктор?   
     Ф и з и к  (трет рукой грудь в области сердца).   Так, взгрустнулось немного…
     Н е м к а.   Эй, эй, эй!!. Куда подевалось эхо!? Почему нет отдачи? Голос будто привязанный. Так никто не услышит меня и не откликнется.
     Г о л о с  (низкий).   А вы топните ножкой, тихонечко так это…
     Г о л о с  (высокий).   И мы – тут как тут, перед вами!
     Н е м к а.   Эй, эй, эй!!.
     Ф и з р у к.   Не надо орать! И не вздумайте топать. Бывает, что и в кампании возникают проблемы. Мы так с братом однажды разодрались. Тоже ночью – шли по тропе, пили вино, говорили, смеялись… Слышу – голос не тот, не его – не братов. В темноте как удостовериться, чей? Спрашиваю… тихо так, осторожно, чуть ли не шепотом: «Брат, это ты?» – «А ты кто?!!» – как рявкнет. Но это вообще уже был чужак – меня аж пронизало от испуга! Начали выяснять, кто здесь третий...
     Н е м к а.   Ну и… Разобрались?
     Ф и з р у к.   Кто-кто? Психологический обман – вот кто!               
     Г о л о с  (жующий…).   Да у тебя, Степан, послушать, целая теория на счет ходьбы по пересеченной местности в темноте.
     Ф и з р у к.   Любая теория своего рода пропуск. Пропуск – как все гениальное!
     Н е м к а.   Пропуск в Париж?
     Ф и з р у к.   В мир вообще и в Париж - в частности. Вперед, господа! Мы почти что у цели!
     Н е м к а.   Ура!!
     Ф и з р у к.   Я - же - ска - зал! Что и в компании, идущей в темноте, со временем… 
     Г о л о с  (грубый).   Что ты мне рот затыкаешь! Хочу и ору!

Г о л о с а  кружат над сценой...

     Г о л о с  (беспокойный).   Да, да, возникают проблемы…
     Г о л о с  (манерный).   Наступания на пятки… спотыкания о камни… разбредания по сторонам…
     Г о л о с  (женский, капризный).   «Наступания – спотыкания» – Фу! Не терзайте мой слух, господа, – следите за речью, пожалуйста! И так между нами довольно все зыбко.

Н е м к а,  Ф и з и к  и  Ф и з р у к  останавливаются…

     Г о л о с  (безразличный).   Я лично нем как рыба.
     Г о л о с  (рассудительный).   А я соблюдаю правило тишины!
     Г о л о с  (манерный).   «А рыбы молчат как камни… А камни молчат как рыбы…»
     Н е м к а.   Да кто это? Кто?!
     Г о л о с  (ехидный).   Отгадай, крошка Сьюзи! Скорее всего ошибешься, не угадав даже пол говорящего.
     Г о л о с  (вкрадчивый).   Пол-иду-у-щего… пол-зову-у-щего… пол-живущего среди вас. О кей?
     Ф и з р у к.   Ха! У нас одна только женщина, и она в ладах с языком, а мы, мужики, среди себя как-нибудь разберемся.
     Г о л о с а  (все вместе).   Раз! – беремся… Два! – беремся… Три!!!

Невидимая сила сталкивает  Ф и з и к а,  Н е м к у  и  Ф и з р у к а  друг с другом.
У  Ф и з р у к а  из носа течет кровь.

     Г о л о с  (детский).   Нос подотри!
     Г о л о с  (надменный).   Как ты догадлив, Танцор! «У нас одна только женщина!» – У тебя ни одной!
     Ф и з р у к.   Врешь! Немка моя! Я держу ее за руку! (Хватает Немку за руку.)
     Г о л о с  (сиплый).   Нет… Это я держу Немку за руку, а тебя кто-то держит за дурака!
     Г о л о с а  (все вместе смеются). …
     Ф и з р у к.   Провоцируешь? Гад! Самозванец! Втерся в наш коллектив! (Дерется с невидимым противником...)
     Н е м к а  (кричит от боли).   Ай!! Вы сломаете мне руки! Дураки!
     Ф и з р у к.   Стоять!! Всем стоять!! И не двигаться!!

Н е м к а  и  Ф и з р у к  замирают. (Физика нет.) Тишина.

Ух! Кажется обошлось. (Оглядывается по сторонам – ищет Физика.)
     Н е м к а  (осматривает себя).   Ничего себе – обошлось. Мое новое платье…
     Ф и з р у к.   Ладно… идем. (Берет Немку за руку.)
     Н е м к а  (упирается в нерешительности).   Честно говоря, меня держали за обе руки сразу…
     Ф и з р у к.   До Лемешенского рукой подать! (Тащит Немку за собой.)
     Н е м к а.   Но кто был второй?
     Ф и з р у к.   Кто-кто? Психологический обман! Вот кто! Я же предупреждал.
     Н е м к а.   Ты – классный руководитель, Степа!.. Отличный проводник!.. Но я… я,  пожалуй, вернусь… (Вырывается из рук Физрука и убегает.)


Затемнение. На сцене никого.
Доносится голос  С а л ь в а т о р а:

     О, лучшая из лучших!               
     Бегущая как прежде               
     По замыслу излучин,               
     Под солнышком надежды,

(Появляются  С а л ь в а т о р  и  Н а р о д.  С а л ь в а т о р  идет впереди.)
               
     Принявшая покорно               
     Заученные грани –
     Единственную форму
     Точеную годами…

(Н а р о д  и  С а л ь в а т о р  уходят. Голос  С а л ь в а т о р а  затихает.)
             
     …А к берегам пологим
     Еще подходы топки,
     Но от большой дороги
     Уже затвердевают
     Проложенные тропки…

               
      Пауза.

Н е м к а  и  Ф и з р у к  в  темноте.
Ф и з р у к  вытаскивает  Н е м к у  из болота.

     Н е м к а  (жалобно стонет).   
     Ф и з р у к  (Немке).   Эту ножку сюда… теперь эту… Смелее, сюда… Ну, давай же! Вытаскивай!.. Царапаться – не надо. Что ты  вцепилась как клещ?.. Держу я тебя, держу! (…) Теперь сюда… Видишь, уже не опасно, опасность уже миновала, можешь расслабиться... Чувствуешь твердь? (Присаживается.)
     Н е м к а.   Во вляпалась, дура! (Пытается очистить платье.)
     Ф и з р у к.   Оставь ты его в покое! Не до грязи сейчас. Искупаешься в первой же заводи.
     Н е м к а  (дрожит).   Все. Как скажешь. Я – как ты. Готова искупаться где угодно! Надо же, отошла на шаг – и угодила в болото. И выбраться не могу.
     Ф и з р у к.   Правило болота: «Если перед тобой болото, значит, оно со всех сторон».
     Н е м к а.   Я так перепугалась. Думала – все, конец. Слышу – народ рядом ходит, а позвать не могу – стыдоба, постеснялась, что скажет потом… На всякий случай платочек на кочке оставила, чтобы знали, где могилка моя… Как они ходят тут? Легко и свободно… Они что, лучше нас видят?
     Ф и з р у к.   Да живут они здесь, живут! Чего же тут непонятного? Один умудряется всякую гадость в потемках ловить. А другой… (Прислушивается.) Слышишь, как разгоняется, перед тем как на Первую ученицу пойти?.. Для него этот луг вроде взлетной площадки.

Оба прислушиваются.
Доносится голос  С а л ь в а т о р а  (нарастая и затихая):
             
     Ты бьешься, налетая,
     Ты мчишься напрямик,
     Но, знаешь ли, слепая,
     Какой ты проводник!

     Ты мечешься по кругу
     Ты путаешь края
     Но, знаешь ли, повсюду
     Любимая моя!

     Болотом, лесом, лугом
     Как прежде и сейчас –
     Ты сводишь нас друг с другом
     И связываешь нас…


     Ф и з р у к.   Тебя же знобит! (Обнимает Немку.)
     Н е м к а.   Нет, нет, мне не холодно.
     Ф и з р у к.   На-ка, выпей… (Дает бутылку...) Это на нервной почве.
     Н е м к а  (прижимается к Физруку).   Я знаю на чем… Смотри! Огонек!
     Ф и з р у к.   Это не огонек.
     Н е м к а.   Не огонек? Что же тогда?.. Опять психологический обман?
     Ф и з р у к.   Это блеск…
     Н е м к а  (с надеждой).   Блеск воды? Мы пришли?! Мы достигли своей цели?!
     Ф и з р у к.   Почти. (Бодро встает…) Это мост! А это я – преподаватель физической культуры! (Бьет себя кулаком в грудь.) А это экзамен! – по предмету, который я должен сдать. (Убегает на мост.)
     Н е м к а.   Степан!! Остановись!! Не делай этого! Прыгнешь, когда рассветет!
     Ф и з р у к.   Это плохой пример! Его никто не должен видеть!
     Н е м к а.   Уж лучше плохой пример, чем…

Ф и з р у к  прыгает вниз.

Степан!!!

Н е м к а  рыдает.  Доносится голос  С а л ь в а т о р а.
       
     Но мы уйдем друг в друга глубже
     По нервам, в память, через край…
     И растворимся там – так будь же
     Послушна, если хочешь в рай!

     Мы будем там совсем другими,
     Мы превратимся в звуки, в свет,
     В траву, деревья, воздух, ливень,
     В историю, которой нет…
 

(Смена картины.)
Появляется  Н а р о д  с  удочкой в руке.  Время от времени он
забрасывает удочку (в сторону зрительного зала), поднимает ее и опять забрасывает.
С этой же стороны появляется  С а л ь в а т о р  (постаревший?).

     С а л ь в а т о р.   Народ! Наконец-то... Если б ты знал!
     Н а р о д  (показывает жестом).   Не ори… Распугаешь... И что за манера орать. (Поднимает удочку, отходит в сторону и забрасывает… Поднимает и забрасывает…)
     С а л ь в а т о р.   Извини, я на секунду. Я только хотел сказать, предупредить тебя: мне сегодня не до рыбалки. Ты не жди меня. Я спешу… Представляешь?!.
     Н а р о д.   Да тише ты!
     С а л ь в а т о р  (шепотом).   Кстати… когда ты видел Платонову в последний раз?
     Н а р о д  (задумывается).   Когда-когда? Интересно, когда?.. На выпускном балу! С которого она сбежала... Разве с тех пор кто-нибудь видел её?

Н а р о д  поднимает удочку и уходит.  С а л ь в а т о р  идет за ним.

     С а л ь в а т о р.   Ты знаешь! Народ…

      


ВИД  НА  ШКОЛУ


Тишина. Начинается рассвет. Рассвет как наводнение... выходит из берегов, затапливает низины, овраги, луга… подходит к школе…  затапливает ее… Раздается звонок. Школа в мгновение наполняется веселым, детским шумом…


Конец.