Выпускной бал л. часть вторая

Валерий Леонов
ЧАСТЬ  ВТОРАЯ



КАНЦЕЛЯРИЯ


Н е м к а,  Ф и з и к,  Ф и з р у к.

     Н е м к а  (листает энциклопедию, читает).   «Уа… Уа… Убэ… Увэ… Угольник… Угольный бассейн… Угорь!.. Рыба, похожая на змею, без чешуи, активный образ жизни ведет ночью…»
     Ф и з р у к  (Физику).   Никто не боится рыбы. Но все боятся змей. И только ты, единственный из нас, не дрогнул при виде этой ползучей твари. В моих глазах ты был на голову выше Народа. В то время как он держал фигу в кармане, – ты держался с достоинством! Это надо отметить. (Наливает.) Держи «пять» – «За честь и достоинство»!

Ф и з и к  и  Ф и з р у к  «бьют по рукам», выпивают.

     Н е м к а.   Может быть, он боится мышей или оголенных проводов под током и напряжением. Или женщин… младше его. (Продолжает смотреть книгу…)
     Ф и з р у к.   Я! Я не боюсь ни того, ни другого, ни третьего. Но я боюсь змей, как и все! И всего, что под эту тварь маскируется. Кстати, как другу, признайся, чего ты боишься больше всего?
     Ф и з и к.   Экзаменов.
     Ф и з р у к.   Удивил. Кто же их не боится?.. К счастью, для нас все экзамены в прошлом! Чего нам бояться!
     Ф и з и к.   Но вы же боитесь змей, которых у нас нет! Единственная на всю округу «гадюка обыкновенная» у нас в зоологическом кабинете стоит, и та – заспиртована, в банке.
     Ф и з р у к.   О! Напомнил! Надо спирта в нее долить. Там на дне чуть осталось, весь выдохся.
     Ф и з и к.   Не выдохся, а испарился. Там и так дышать нечем. Провонял весь братьями нашими меньшими.
     Ф и з р у к.   Так чего ты боишься больше всего?
     Ф и з и к. Экзаменов! Я же сказал. Студенческий страх вошел в мою кровь, живет и мучает, преследует по ночам – будто завтра экзамен, а я не готов...
Но, к счастью, ты прав – свой главный «пятак» я только что получил, и теперь для меня все экзамены в прошлом. Однако тебе эта мерзкая процедура еще предстоит.
     Ф и з р у к.   Не понял…
     Ф и з и к.   Тащи билет, педагог! По физкультуре тебе не катит. Лучший учитель из тебя тоже не вышел…

Входят  П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.

     Н е м к а  (Физруку).   Ходит слух, что вы заигрываете с ученицами, соблазняете их!
     Ф и з р у к.   А за множественное число вы мне ответите!
     Ф и з и к.   Ты за единственное ответь!
     Н е м к а.   Ну и… как зовут нашу Джульетту?
     Ф и з р у к  (смотрит на часы).   Терпение, господа! Терпение! Дайте моей возлюбленной достигнуть совершеннолетия! Еще пара танцев и ох!.. пошлю вас куда подальше!.. Но потом – милости просим! В мой подвальный кабинет, в мою вонючую каптерку. На помолвку, так сказать. Не побрезгуйте! Заодно откроете для себя секреты возбуждающих запахов кожаной обуви, матов, мячей, лыжной мастики… Такие запахи и такие секреты! Что не только до свободно витающего Разума – до любого дойдет – что здесь было, и что здесь хотели сказать…
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Вы женитесь?!
     Ф и з р у к.   А вы не знали? Нет, серьезно, не знали?.. Вы меня убиваете... Я-то думал, что моя возлюбленная потеряла голову от счастья и на первой же перемене растрепала наш секрет по секрету... Неужели для нее важнее получить паршивую пятерку за тупое послушание, чем «отл» за искренность и порыв?! Ну и дура! Развод!

     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а  (Немке).   Кого это он так запугал?
     Н е м к а.   Слушайте больше! Трепач. Кому он нужен… Не самый умный, не самый красивый, с кривыми ногами…
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Но эти пискухи буквально виснут на нем!
     Н е м к а.   Уж пусть лучше на нем, чем на Париже. Хоть будет с кого снять…

П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а  в недоумении смотрит на  Н е м к у.

Голову! я имею ввиду.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Терпеть не могу подобного панибратства.
     Ф и з р у к.   Да, я беру их за бедра, за талию, за руки, за ноги, если хотите, за грудь… А как же! Если надо помочь: встать на бревно, ухватиться за перекладину, прыгнуть через коня... На себя посадить!.. Да. Сажаю. Не то, что некоторые эстеты. Носят их на руках и то лишь образно. Руки должны быть свободными! Я бы тоже мог воспользоваться руками при переходе вброд. Но нельзя, не по правилам это.
     Н е м к а.   Вброд – сумасброд. То, что вы сумасброд – мы это отлично знаем!
     Ф и з р у к.   Я знаю, что вы отлично знаете. Вы отлично знаете то, что с женщинами я не воюю, как бы они не кусались. И это мое основное, главное правило, на котором я уже сэкономил себе несколько лет, а по меркам Историка, целых полжизни!
     Н е м к а.   Не воюете?! А рукоприкладство?!.. Будете отрицать?
     Ф и з р у к.   Ну, было такое! Один раз ударил.
     Н е м к а.   Ах! Все же ударил… Кого?
     Ф и з р у к.   Ученицу.
     Н е м к а.   Кого?!
     Ф и з р у к.   Да… Она притворилась змеей и укусила меня – прямо в шею, во сне.
     Ф и з и к.   Это было во сне! Он нас всех разыграл! Это ему приснилось!
     Ф и з р у к.   Ничего мне не снилось. И не снится вообще. Я спал, а она меня укусила.
     Н е м к а.   Где спали? С кем спали?!
     Ф и з р у к.   Где – где? В походе, в палатке, где же еще!
     Н е м к а.   Как?!
     Ф и з р у к.   Ну не стоя же! В обнимку, естественно, чтоб не замерзнуть! Накануне я обучал их накладывать жгуты и шины выше колен в случае перелома, делать искусственное дыхание через рот, отсасывать яд.

Н е м к а  встает и надвигается на  Ф и з р у к а…

У меня аллергия на пчел, понимаете: от укуса пчелы – поимейте в виду! – я могу и концы отдать! (Отступает…) Все внутри отекает, горит, перехватывает дыхание…
     Н е м к а  (продолжая надвигаться).   Пчелы не кусают, они жалят!
     Ф и з р у к  (отступая).   И жало-то с ресничку, а раздует как шар. Отек Квинка называется. Но не боюсь их, и все. По лугу – босиком, по саду – тарзаном… с вареньем готов проглотить! И, вместо того, чтобы взять и пришлепнуть ее, – аккуратненько так «за ушко, и на солнышко»… Или они без ушей? Как мне вам угодить?.. И вдруг такое влажное, скользящее прикосновение к плечу и острая, пронзительная боль, будто в шею воткнули иголку! Я вскочил – полумрак. А она мне: «хи-хи да ха-ха, хи-хи да ха-ха…» Вот я и съездил ей… оплеуху.
     Н е м к а.   Перестаньте паясничать!      
     Ф и з и к  (Физруку).   Это все?
     Ф и з р у к.   Нет, не все. Она разревелась. Я извинился… и заставил ударить меня, чтобы обида прошла, а урок остался.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Так вот откуда эта зараза пошла. То-то я слышала, будто ученики на учителей замахиваться стали! И что же, ударила?
     Ф и з р у к.   Я взял ее руку и отхлестал себя сам. (Берет Немку за руку и бьет ее рукой себя по щекам.)

Н е м к а  ударяет  Ф и з р у к а… и замирает.

Теперь все. Потом, правда, еще нашлись желающие покусать меня. Но их я уже просто отшлепал.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н ц а.   Хорошо проводите рабочее время, Степан Ильич!
     Н е м к а.   В то время, как другие учителя треплют себе нервы…
     Ф и з и к.   Отлично устроился. Лучше всех!
     Ф и з р у к  (Физику).   Что? Что ты сказал? Еще раз!.. Не слышу!
     Ф и з и к.   Отлично, мой друг! Отлично!!

Ф и з р у к  протягивает  Ф и з и к у  открытую ладонь…
Но, вместо того чтобы «ударить по рукам»,
оба хватают друг друга за руки и начинают тягаться…

(Смена картины.)


В канцелярии  П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а  и  Н е м к а.
С улицы крик – голос  П а р и ж а:
«Народ! Платонову позови! (…) А ты найди ее! (…) Смотри, пожалеешь!»

     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Кто это там надрывается?
     Н е м к а.   Как кто – Париж.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Знакомый голос – Женю Конева мне напомнил.
     Н е м к а.   Он и есть – Женя Конев, бывший ваш ученик.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а  (удивленно).   Так Конев и есть тот самый Париж? А я и не знала… Это что, его кличка?
     Н е м к а.   Говорят, в честь Парижа – женского общежития при ткацкой фабрике «Парижской Коммуны».
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Трудный мальчик был, не удивительно.
     Н е м к а.   Ничего себе, мальчик! Вы бы видели! Заматерел. Степану угрожал. Поклялся отомстить – с моста его сбросить.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Да, я что-то слышала… Но за что?
     Н е м к а.   История двухлетней давности. Женя сбежал с урока физкультуры на речку, залез на мост и прыгнул. Степану тут же доложили. Он нашел его, схватил, и за ухо, раздетого, в трусах, притащил в школу. Так голышом и поставил мальчишку в актовом зале… Как раз – большая перемена была.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а  (задумывается).   Надо же – Париж. А я даже не поинтересовалась.
     Н е м к а.   Вы как гостья. Все больше молчите и держитесь в стороне.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Предпочитаю быть гостьей, чем виновницей торжества: хочешь – ты в центре, не хочешь – сидишь в стороне… Я ведь тоже закончила школу с медалью. И тогда на балу – белое платье, белый бант, белый танец – все ждут, когда я первая сделаю свой выбор.
     Н е м к а.   И что же, нашелся счастливчик? Самый-самый, из всех.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Разве это имело значение, если и так все вращалось вокруг меня. А потом я сбежала, в самый разгар… вниз по лестнице и фьють – на простор.
     Н е м к а.   Сбежали? Одна? Что-то случилось? Что-то было не так?
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Что вы! Было прекрасно! Но хотелось чего-то еще…
     Н е м к а.   Еще бы! Приятно! Ощущать и думать, как тебя спохватились, бросились искать… 
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Представляете, если бы Платонова сейчас взбрыкнула?..
     Н е м к а.   Не представляю. Но точно могу сказать, – обо мне бы никто и не вспомнил. Никто. Тем более в самый разгар... Да и бежать-то куда?
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Как куда? На луг, к реке, и вдоль нее идти… идти… идти… пока музыка, шум, голоса – шлейфом тянутся за тобой… но уже слышны и перекаты воды, и порхание летучих мышей, и биение сердца. Пока школа размером с пенал не поместится на ладони (протягивает открытую ладонь), чтобы видеть всех сразу, но чтобы никто не видел тебя! Но чтобы все думали о тебе…
     Н е м к а.   И мучились, вы хотели сказать?.. И долго длилось такое счастье?
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Пока я смотрела, слушала и ждала, когда же в этой шкатулочке начнется переполох… И началось… Оконный свет поплыл, – я думала, от слез моей радости. Донеслись вопли, крик… Я думала – спохватились. Смотрю и не верю… Пожар! (Качает головой.) Ой, что я говорю! Нашла, что вспомнить! К счастью, никто тогда не пострадал. Кроме меня, пожалуй.
     Н е м к а.   Я помню это лето, нам тогда продлили каникулы, – затянулся ремонт. Действительно, вот было радости!.. Может быть, кто-то хотел вас спасти?
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а  (молчит).
     Н е м к а.   Эх, ради меня никто б и не дернулся.

П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а  встает перед окном и расчесывает волосы.
С улицы голос  П а р и ж а:   Ленка!..

     Н е м к а  (рассматривая Первую учительницу).   Прекрасные волосы. Дает же людям природа!.. Париж спорил с Платоновой на поцелуй, что она не сдвинет с места расческу в его шевелюре.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Спасибо за комплемент. Я, как видите, справляюсь. И причем здесь Париж? Он давно уже не ученик. Да и я уже… не ученица. Крутится вокруг школы и все. Столько о нем разговоров. Он и раньше портил всем кровь… Что-то похолодало… Я закрою окно.
     Н е м к а.   По-моему, душно.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Душно, но холодно.
     Н е м к а.   Это с реки – ночная прохлада.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Я знаю, откуда… (Закрывает окно.)

Входят  Ф и з и к  и  Ф и з р у к.

     Ф и з р у к.   …думала – шутка. И тот думал – шучу. Я им говорю: «Угрюмые лица до экзаменов не допускаются!» «А если вся моя радость в другом месте сосредоточена, так и распирает меня. Почему обязательно лыбиться надо?» И ты, знаешь, с таким убедительным пафосом. Ну, артист!
     Ф и з и к.   Артист уже есть. И певец – тоже есть. А что наш Сальватор?
     Ф и з р у к.   Сальватор – поэт! Пишет с ошибками, но хорошо.
     Ф и з и к.   Так хорошо или отлично? Я тоже пишу…
     Ф и з р у к.   Ты уже отстрелялся!
     Ф и з и к.   Да, но мои честь и достоинство не позволяют какому-то там ученику быть первым по литературе.
     Ф и з р у к.   Так что нам, устроить турнир?
     Ф и з и к.   Гулять, так гулять! Пойду, предложу ему… (Собирается уходить.)
     Ф и з р у к.   Я уже предлагал.
     Ф и з и к.   Предлагал?.. Ну и что?
     Ф и з р у к.   Он сказал, что этот поединок ему абсолютно не интересен. Он настолько уверен в себе, что не чувствует перед ним никакого страха.
     Ф и з и к.   И что же он выбрал?
     Ф и з р у к.    Любовь.
     Ф и з и к.   «Для вдохновенных песнопений Избрал возвышенный предмет». И вынес себе приговор, дурачок. Если Платонова до рассвета не ответит ему взаимностью… он – покойник. Должны же мы хоть кого-нибудь завалить в назидание потомкам.
     Ф и з р у к.   Жаль парня – упустил, отдал, можно сказать, победу. Я бы точно поставил на него, не задумываясь…

Ф и з и к  включает репродуктор и начинает пританцовывать.
Н е м к а  и  Ф и з р у к  тоже втягиваются в танец.
Звучит рок-н-ролл.

     Ф и з и к.   Друзья! А не пойти ли нам на речку? Заодно искупаемся.
     Н е м к а.   Прямо сейчас? Я согласна!
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Напротив школы? В мутной воде? Где шляется народ и весь берег истоптан?
     Н е м к а.   Вы Сашу Пастухова имеете в виду? Народика?
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Я не имею в виду ни кого конкретно. Обыкновенный народ. Разный, праздно гулящий…
     Н е м к а.   Где же тогда вы моете свои прекрасные волосы?
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   За Лемешенским Поворотом.
     Н е м к а.   Ого! Далековато!
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Да, на шпильках туда не дойдешь.
     Н е м к а.   Я и босиком могу.  (Сбрасывает туфли и танцует.)
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Зато вода там такой прозрачности, что кажется, не плывешь, а летишь…
     Н е м к а  (спохватившись).   Ой! Боюсь купаться в прозрачной! Прозрачная легче обычной... Я плохо плаваю.
     Ф и з и к.   Если вы не хотите купаться в мутной, но боитесь прозрачной, то надо идти сейчас, до рассвета, и купаться в прозрачной, пока темно.
     Ф и з р у к  (танцует).   Не начали бы искать…
     Н е м к а  (танцует).   Кому мы нужны! Уйдем – никто и не вспомнит!
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Вспомнить-то вспомнят, но не спохватятся. Кстати, где наш Профессор?
     Ф и з р у к.   Где-где! Заснул где-нибудь. Портфель его здесь.
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Он говорил, что страдает бессонницей, жаловался на духоту. Пойду поищу его.
     Ф и з и к  (обращаясь ко всем).   Так что мы, купаться идем?
     Н е м к а.   Хочу танцевать!
     Ф и з и к.   Так чего вы хотите, купаться или танцевать?
     Н е м к а.   Ку - па - ца! Но от мысли, что сейчас мы пойдем купаться – хочу танцевать!

Ф и з р у к  делает музыку громче.  Н е м к а  и  Ф и з р у к  танцуют.
Между ними проходит  П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а…
Ф и з р у к  преграждает ей путь и увлекает в танец.

     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Степан Ильич, по-моему, вы ошиблись.
     Ф и з р у к.   Мой дом построен из ошибок Ветрам открытый На отшибе…
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Оставьте меня! И так голова кругом идет.
     Ф и з р у к.   Тем легче мне будет вскружить вам голову!
     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Не надо… Ну глупо же!.. Мы сейчас упадем!
     Ф и з р у к.   И рад бы… Но исключено! Я танцую по правилам! Держитесь за меня и будьте уверены!

Н е м к а  и  Ф и з и к  стоят неподвижно и смотрят на танцующих.
Танец набирает силу...

     П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а.   Помилуйте! Падают стены…
     Ф и з р у к.   Ерунда! Эти стены покрепче нас будут! Но и мы не промах! Главное – стоять!.. пер-пен-дикулярно полу!.. даже если он захочет поменяться с потолком местами. И тогда – будьте уверены! Гибкий тростник не сломает порывистый ветер… (Открывает дверь ногой.)

В распахнутую дверь врывается музыка. 
Ф и з р у к  и  П е р в а я  у ч и т е л ь н и ц а  исчезают…
Кто-то так же резко захлопывает за ними дверь. Тишина.

(Смена картины.)


БЕРЕГ РЕКИ


На берегу реки появляется  И с т о р и к.
Он снимает очки и кладет их на камень… застегивает рубашку, затягивает ремень…
и входит в реку. Позади него опускается прозрачный занавес – условная граница.
Течение подхватывает  И с т о р и к а  и  медленно несет…
По другую сторону занавеса появляются силуэты  ж е н щ и н ы  и  д е в о ч е к
четырех и десяти лет.  Ж е н щ и н а  идет впереди,  д е в о ч к и  за ней.
(Звучит ровная, торжественная музыка.)

     Д е в о ч к а  ч е т ы р е х  л е т  (бегает – резвится).   Папа! Ну скоро ты! Вылезай! Нам без тебя скучно!
     Д е в о ч к а  д е с я т и  л е т.   Папа! Ну скоро ты!
     Д е в о ч к а  ч е т ы р е х  л е т.   Папа!.. (На мгновение замирает, показывает рукой в сторону реки и кричит.) Змея!!!

И с т о р и к  пытается прибиться к берегу.  Д е в о ч к а  торопит его.

Быстрее! Быстрей! Мама, подай папе руку!!

И с т о р и к  на  мгновение исчезает.
По другую сторону занавеса появляются вздернутые вверх руки.
Ж е н щ и н а  перегибается через барьер и помогает  И с т о р и к у  выбраться на берег.
К трем силуэтам добавляется четвертый – силуэт  И с т о р и к а.
И с т о р и к  пристально всматривается в сторону реки (зрительного зала).

     И с т о р и к.   Где змея? Где?! Покажите?!   

Д е в о ч к и  прыгают вокруг  И с т о р и к а,  хлопают в ладоши и напевают:
«А мы пошутили! А мы пошутили!.. Не догонишь, не догонишь…»

Дети с визгом и смехом убегают. 
Ж е н щ и н а  берет  И с т о р и к а  под руку, и они уходят.


Занавес.