ЧАСТЬ ВТОРАЯ
КАНЦЕЛЯРИЯ
Н е м к а, Ф и з и к, Ф и з р у к.
Н е м к а (листает энциклопедию, читает). «Уа… Уа… Убэ… Увэ… Угольник… Угольный бассейн… Угорь!.. Рыба, похожая на змею, без чешуи, активный образ жизни ведет ночью…»
Ф и з р у к (Физику). Никто не боится рыбы. Но все боятся змей. И только ты, единственный из нас, не дрогнул при виде этой ползучей твари. В моих глазах ты был на голову выше Народа. В то время как он держал фигу в кармане, – ты держался с достоинством! Это надо отметить. (Наливает.) Держи «пять» – «За честь и достоинство»!
Ф и з и к и Ф и з р у к «бьют по рукам», выпивают.
Н е м к а. Может быть, он боится мышей или оголенных проводов под током и напряжением. Или женщин… младше его. (Продолжает смотреть книгу…)
Ф и з р у к. Я! Я не боюсь ни того, ни другого, ни третьего. Но я боюсь змей, как и все! И всего, что под эту тварь маскируется. Кстати, как другу, признайся, чего ты боишься больше всего?
Ф и з и к. Экзаменов.
Ф и з р у к. Удивил. Кто же их не боится?.. К счастью, для нас все экзамены в прошлом! Чего нам бояться!
Ф и з и к. Но вы же боитесь змей, которых у нас нет! Единственная на всю округу «гадюка обыкновенная» у нас в зоологическом кабинете стоит, и та – заспиртована, в банке.
Ф и з р у к. О! Напомнил! Надо спирта в нее долить. Там на дне чуть осталось, весь выдохся.
Ф и з и к. Не выдохся, а испарился. Там и так дышать нечем. Провонял весь братьями нашими меньшими.
Ф и з р у к. Так чего ты боишься больше всего?
Ф и з и к. Экзаменов! Я же сказал. Студенческий страх вошел в мою кровь, живет и мучает, преследует по ночам – будто завтра экзамен, а я не готов...
Но, к счастью, ты прав – свой главный «пятак» я только что получил, и теперь для меня все экзамены в прошлом. Однако тебе эта мерзкая процедура еще предстоит.
Ф и з р у к. Не понял…
Ф и з и к. Тащи билет, педагог! По физкультуре тебе не катит. Лучший учитель из тебя тоже не вышел…
Входят П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а.
Н е м к а (Физруку). Ходит слух, что вы заигрываете с ученицами, соблазняете их!
Ф и з р у к. А за множественное число вы мне ответите!
Ф и з и к. Ты за единственное ответь!
Н е м к а. Ну и… как зовут нашу Джульетту?
Ф и з р у к (смотрит на часы). Терпение, господа! Терпение! Дайте моей возлюбленной достигнуть совершеннолетия! Еще пара танцев и ох!.. пошлю вас куда подальше!.. Но потом – милости просим! В мой подвальный кабинет, в мою вонючую каптерку. На помолвку, так сказать. Не побрезгуйте! Заодно откроете для себя секреты возбуждающих запахов кожаной обуви, матов, мячей, лыжной мастики… Такие запахи и такие секреты! Что не только до свободно витающего Разума – до любого дойдет – что здесь было, и что здесь хотели сказать…
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Вы женитесь?!
Ф и з р у к. А вы не знали? Нет, серьезно, не знали?.. Вы меня убиваете... Я-то думал, что моя возлюбленная потеряла голову от счастья и на первой же перемене растрепала наш секрет по секрету... Неужели для нее важнее получить паршивую пятерку за тупое послушание, чем «отл» за искренность и порыв?! Ну и дура! Развод!
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а (Немке). Кого это он так запугал?
Н е м к а. Слушайте больше! Трепач. Кому он нужен… Не самый умный, не самый красивый, с кривыми ногами…
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Но эти пискухи буквально виснут на нем!
Н е м к а. Уж пусть лучше на нем, чем на Париже. Хоть будет с кого снять…
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а в недоумении смотрит на Н е м к у.
Голову! я имею ввиду.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Терпеть не могу подобного панибратства.
Ф и з р у к. Да, я беру их за бедра, за талию, за руки, за ноги, если хотите, за грудь… А как же! Если надо помочь: встать на бревно, ухватиться за перекладину, прыгнуть через коня... На себя посадить!.. Да. Сажаю. Не то, что некоторые эстеты. Носят их на руках и то лишь образно. Руки должны быть свободными! Я бы тоже мог воспользоваться руками при переходе вброд. Но нельзя, не по правилам это.
Н е м к а. Вброд – сумасброд. То, что вы сумасброд – мы это отлично знаем!
Ф и з р у к. Я знаю, что вы отлично знаете. Вы отлично знаете то, что с женщинами я не воюю, как бы они не кусались. И это мое основное, главное правило, на котором я уже сэкономил себе несколько лет, а по меркам Историка, целых полжизни!
Н е м к а. Не воюете?! А рукоприкладство?!.. Будете отрицать?
Ф и з р у к. Ну, было такое! Один раз ударил.
Н е м к а. Ах! Все же ударил… Кого?
Ф и з р у к. Ученицу.
Н е м к а. Кого?!
Ф и з р у к. Да… Она притворилась змеей и укусила меня – прямо в шею, во сне.
Ф и з и к. Это было во сне! Он нас всех разыграл! Это ему приснилось!
Ф и з р у к. Ничего мне не снилось. И не снится вообще. Я спал, а она меня укусила.
Н е м к а. Где спали? С кем спали?!
Ф и з р у к. Где – где? В походе, в палатке, где же еще!
Н е м к а. Как?!
Ф и з р у к. Ну не стоя же! В обнимку, естественно, чтоб не замерзнуть! Накануне я обучал их накладывать жгуты и шины выше колен в случае перелома, делать искусственное дыхание через рот, отсасывать яд.
Н е м к а встает и надвигается на Ф и з р у к а…
У меня аллергия на пчел, понимаете: от укуса пчелы – поимейте в виду! – я могу и концы отдать! (Отступает…) Все внутри отекает, горит, перехватывает дыхание…
Н е м к а (продолжая надвигаться). Пчелы не кусают, они жалят!
Ф и з р у к (отступая). И жало-то с ресничку, а раздует как шар. Отек Квинка называется. Но не боюсь их, и все. По лугу – босиком, по саду – тарзаном… с вареньем готов проглотить! И, вместо того, чтобы взять и пришлепнуть ее, – аккуратненько так «за ушко, и на солнышко»… Или они без ушей? Как мне вам угодить?.. И вдруг такое влажное, скользящее прикосновение к плечу и острая, пронзительная боль, будто в шею воткнули иголку! Я вскочил – полумрак. А она мне: «хи-хи да ха-ха, хи-хи да ха-ха…» Вот я и съездил ей… оплеуху.
Н е м к а. Перестаньте паясничать!
Ф и з и к (Физруку). Это все?
Ф и з р у к. Нет, не все. Она разревелась. Я извинился… и заставил ударить меня, чтобы обида прошла, а урок остался.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Так вот откуда эта зараза пошла. То-то я слышала, будто ученики на учителей замахиваться стали! И что же, ударила?
Ф и з р у к. Я взял ее руку и отхлестал себя сам. (Берет Немку за руку и бьет ее рукой себя по щекам.)
Н е м к а ударяет Ф и з р у к а… и замирает.
Теперь все. Потом, правда, еще нашлись желающие покусать меня. Но их я уже просто отшлепал.
П е р в а я у ч и т е л ь н ц а. Хорошо проводите рабочее время, Степан Ильич!
Н е м к а. В то время, как другие учителя треплют себе нервы…
Ф и з и к. Отлично устроился. Лучше всех!
Ф и з р у к (Физику). Что? Что ты сказал? Еще раз!.. Не слышу!
Ф и з и к. Отлично, мой друг! Отлично!!
Ф и з р у к протягивает Ф и з и к у открытую ладонь…
Но, вместо того чтобы «ударить по рукам»,
оба хватают друг друга за руки и начинают тягаться…
(Смена картины.)
В канцелярии П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а и Н е м к а.
С улицы крик – голос П а р и ж а:
«Народ! Платонову позови! (…) А ты найди ее! (…) Смотри, пожалеешь!»
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Кто это там надрывается?
Н е м к а. Как кто – Париж.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Знакомый голос – Женю Конева мне напомнил.
Н е м к а. Он и есть – Женя Конев, бывший ваш ученик.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а (удивленно). Так Конев и есть тот самый Париж? А я и не знала… Это что, его кличка?
Н е м к а. Говорят, в честь Парижа – женского общежития при ткацкой фабрике «Парижской Коммуны».
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Трудный мальчик был, не удивительно.
Н е м к а. Ничего себе, мальчик! Вы бы видели! Заматерел. Степану угрожал. Поклялся отомстить – с моста его сбросить.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Да, я что-то слышала… Но за что?
Н е м к а. История двухлетней давности. Женя сбежал с урока физкультуры на речку, залез на мост и прыгнул. Степану тут же доложили. Он нашел его, схватил, и за ухо, раздетого, в трусах, притащил в школу. Так голышом и поставил мальчишку в актовом зале… Как раз – большая перемена была.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а (задумывается). Надо же – Париж. А я даже не поинтересовалась.
Н е м к а. Вы как гостья. Все больше молчите и держитесь в стороне.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Предпочитаю быть гостьей, чем виновницей торжества: хочешь – ты в центре, не хочешь – сидишь в стороне… Я ведь тоже закончила школу с медалью. И тогда на балу – белое платье, белый бант, белый танец – все ждут, когда я первая сделаю свой выбор.
Н е м к а. И что же, нашелся счастливчик? Самый-самый, из всех.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Разве это имело значение, если и так все вращалось вокруг меня. А потом я сбежала, в самый разгар… вниз по лестнице и фьють – на простор.
Н е м к а. Сбежали? Одна? Что-то случилось? Что-то было не так?
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Что вы! Было прекрасно! Но хотелось чего-то еще…
Н е м к а. Еще бы! Приятно! Ощущать и думать, как тебя спохватились, бросились искать…
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Представляете, если бы Платонова сейчас взбрыкнула?..
Н е м к а. Не представляю. Но точно могу сказать, – обо мне бы никто и не вспомнил. Никто. Тем более в самый разгар... Да и бежать-то куда?
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Как куда? На луг, к реке, и вдоль нее идти… идти… идти… пока музыка, шум, голоса – шлейфом тянутся за тобой… но уже слышны и перекаты воды, и порхание летучих мышей, и биение сердца. Пока школа размером с пенал не поместится на ладони (протягивает открытую ладонь), чтобы видеть всех сразу, но чтобы никто не видел тебя! Но чтобы все думали о тебе…
Н е м к а. И мучились, вы хотели сказать?.. И долго длилось такое счастье?
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Пока я смотрела, слушала и ждала, когда же в этой шкатулочке начнется переполох… И началось… Оконный свет поплыл, – я думала, от слез моей радости. Донеслись вопли, крик… Я думала – спохватились. Смотрю и не верю… Пожар! (Качает головой.) Ой, что я говорю! Нашла, что вспомнить! К счастью, никто тогда не пострадал. Кроме меня, пожалуй.
Н е м к а. Я помню это лето, нам тогда продлили каникулы, – затянулся ремонт. Действительно, вот было радости!.. Может быть, кто-то хотел вас спасти?
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а (молчит).
Н е м к а. Эх, ради меня никто б и не дернулся.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а встает перед окном и расчесывает волосы.
С улицы голос П а р и ж а: Ленка!..
Н е м к а (рассматривая Первую учительницу). Прекрасные волосы. Дает же людям природа!.. Париж спорил с Платоновой на поцелуй, что она не сдвинет с места расческу в его шевелюре.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Спасибо за комплемент. Я, как видите, справляюсь. И причем здесь Париж? Он давно уже не ученик. Да и я уже… не ученица. Крутится вокруг школы и все. Столько о нем разговоров. Он и раньше портил всем кровь… Что-то похолодало… Я закрою окно.
Н е м к а. По-моему, душно.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Душно, но холодно.
Н е м к а. Это с реки – ночная прохлада.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Я знаю, откуда… (Закрывает окно.)
Входят Ф и з и к и Ф и з р у к.
Ф и з р у к. …думала – шутка. И тот думал – шучу. Я им говорю: «Угрюмые лица до экзаменов не допускаются!» «А если вся моя радость в другом месте сосредоточена, так и распирает меня. Почему обязательно лыбиться надо?» И ты, знаешь, с таким убедительным пафосом. Ну, артист!
Ф и з и к. Артист уже есть. И певец – тоже есть. А что наш Сальватор?
Ф и з р у к. Сальватор – поэт! Пишет с ошибками, но хорошо.
Ф и з и к. Так хорошо или отлично? Я тоже пишу…
Ф и з р у к. Ты уже отстрелялся!
Ф и з и к. Да, но мои честь и достоинство не позволяют какому-то там ученику быть первым по литературе.
Ф и з р у к. Так что нам, устроить турнир?
Ф и з и к. Гулять, так гулять! Пойду, предложу ему… (Собирается уходить.)
Ф и з р у к. Я уже предлагал.
Ф и з и к. Предлагал?.. Ну и что?
Ф и з р у к. Он сказал, что этот поединок ему абсолютно не интересен. Он настолько уверен в себе, что не чувствует перед ним никакого страха.
Ф и з и к. И что же он выбрал?
Ф и з р у к. Любовь.
Ф и з и к. «Для вдохновенных песнопений Избрал возвышенный предмет». И вынес себе приговор, дурачок. Если Платонова до рассвета не ответит ему взаимностью… он – покойник. Должны же мы хоть кого-нибудь завалить в назидание потомкам.
Ф и з р у к. Жаль парня – упустил, отдал, можно сказать, победу. Я бы точно поставил на него, не задумываясь…
Ф и з и к включает репродуктор и начинает пританцовывать.
Н е м к а и Ф и з р у к тоже втягиваются в танец.
Звучит рок-н-ролл.
Ф и з и к. Друзья! А не пойти ли нам на речку? Заодно искупаемся.
Н е м к а. Прямо сейчас? Я согласна!
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Напротив школы? В мутной воде? Где шляется народ и весь берег истоптан?
Н е м к а. Вы Сашу Пастухова имеете в виду? Народика?
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Я не имею в виду ни кого конкретно. Обыкновенный народ. Разный, праздно гулящий…
Н е м к а. Где же тогда вы моете свои прекрасные волосы?
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. За Лемешенским Поворотом.
Н е м к а. Ого! Далековато!
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Да, на шпильках туда не дойдешь.
Н е м к а. Я и босиком могу. (Сбрасывает туфли и танцует.)
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Зато вода там такой прозрачности, что кажется, не плывешь, а летишь…
Н е м к а (спохватившись). Ой! Боюсь купаться в прозрачной! Прозрачная легче обычной... Я плохо плаваю.
Ф и з и к. Если вы не хотите купаться в мутной, но боитесь прозрачной, то надо идти сейчас, до рассвета, и купаться в прозрачной, пока темно.
Ф и з р у к (танцует). Не начали бы искать…
Н е м к а (танцует). Кому мы нужны! Уйдем – никто и не вспомнит!
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Вспомнить-то вспомнят, но не спохватятся. Кстати, где наш Профессор?
Ф и з р у к. Где-где! Заснул где-нибудь. Портфель его здесь.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Он говорил, что страдает бессонницей, жаловался на духоту. Пойду поищу его.
Ф и з и к (обращаясь ко всем). Так что мы, купаться идем?
Н е м к а. Хочу танцевать!
Ф и з и к. Так чего вы хотите, купаться или танцевать?
Н е м к а. Ку - па - ца! Но от мысли, что сейчас мы пойдем купаться – хочу танцевать!
Ф и з р у к делает музыку громче. Н е м к а и Ф и з р у к танцуют.
Между ними проходит П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а…
Ф и з р у к преграждает ей путь и увлекает в танец.
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Степан Ильич, по-моему, вы ошиблись.
Ф и з р у к. Мой дом построен из ошибок Ветрам открытый На отшибе…
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Оставьте меня! И так голова кругом идет.
Ф и з р у к. Тем легче мне будет вскружить вам голову!
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Не надо… Ну глупо же!.. Мы сейчас упадем!
Ф и з р у к. И рад бы… Но исключено! Я танцую по правилам! Держитесь за меня и будьте уверены!
Н е м к а и Ф и з и к стоят неподвижно и смотрят на танцующих.
Танец набирает силу...
П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а. Помилуйте! Падают стены…
Ф и з р у к. Ерунда! Эти стены покрепче нас будут! Но и мы не промах! Главное – стоять!.. пер-пен-дикулярно полу!.. даже если он захочет поменяться с потолком местами. И тогда – будьте уверены! Гибкий тростник не сломает порывистый ветер… (Открывает дверь ногой.)
В распахнутую дверь врывается музыка.
Ф и з р у к и П е р в а я у ч и т е л ь н и ц а исчезают…
Кто-то так же резко захлопывает за ними дверь. Тишина.
(Смена картины.)
БЕРЕГ РЕКИ
На берегу реки появляется И с т о р и к.
Он снимает очки и кладет их на камень… застегивает рубашку, затягивает ремень…
и входит в реку. Позади него опускается прозрачный занавес – условная граница.
Течение подхватывает И с т о р и к а и медленно несет…
По другую сторону занавеса появляются силуэты ж е н щ и н ы и д е в о ч е к
четырех и десяти лет. Ж е н щ и н а идет впереди, д е в о ч к и за ней.
(Звучит ровная, торжественная музыка.)
Д е в о ч к а ч е т ы р е х л е т (бегает – резвится). Папа! Ну скоро ты! Вылезай! Нам без тебя скучно!
Д е в о ч к а д е с я т и л е т. Папа! Ну скоро ты!
Д е в о ч к а ч е т ы р е х л е т. Папа!.. (На мгновение замирает, показывает рукой в сторону реки и кричит.) Змея!!!
И с т о р и к пытается прибиться к берегу. Д е в о ч к а торопит его.
Быстрее! Быстрей! Мама, подай папе руку!!
И с т о р и к на мгновение исчезает.
По другую сторону занавеса появляются вздернутые вверх руки.
Ж е н щ и н а перегибается через барьер и помогает И с т о р и к у выбраться на берег.
К трем силуэтам добавляется четвертый – силуэт И с т о р и к а.
И с т о р и к пристально всматривается в сторону реки (зрительного зала).
И с т о р и к. Где змея? Где?! Покажите?!
Д е в о ч к и прыгают вокруг И с т о р и к а, хлопают в ладоши и напевают:
«А мы пошутили! А мы пошутили!.. Не догонишь, не догонишь…»
Дети с визгом и смехом убегают.
Ж е н щ и н а берет И с т о р и к а под руку, и они уходят.
Занавес.