Несколько слов о человеке

Марк Бойков
                Несколько слов о человеке /Эссе/.

     "Из всех искусств, - отметил Ленин, - для нас важнейшим является кино". Он так оценил его по силе воздействия на людей. Из всех наук, если перефразировать его изречение, важнейшей по значимости для нас является  наука о человеке. Однако ее на сегодняшний день нет.
     Нет указаний о ней даже в определении предмета философии. Если помните, оно звучит так: «Философия есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления». О мышлении говорится, а о его субъекте – ни слова. То есть, "человеческое мышление" приписывается не индивидууму, а обществу.
     Но общество не думает: у него нет головы. У общества на этом месте правительство, госорганы, пресса, т.е. политическая и идеологическая надстройка, представляющаяся носителем "общественного сознания". Но именно – общественного, а не индивидуального мышления. Разница здесь в том, что идеологические и управленческие структуры наполняются обычно лицами, увлеченными карьерой и озабоченными более личными делами, а не общественными. Поэтому и здесь важен вопрос, что такое человек.
     О людях же и их жизни думали великие мужи, ученые с глубоким индивидуальным мышлением, типа Платон, Аристотель, Христос, Гегель, Маркс, Энгельс, Ленин, открывавшие миру подлинные ценности человеческого развития. Короче, общественное сознание и действительное человеческое мышление как категории – не одно и то же.
     Первую попытку разобраться в человеке, согласно истории философии, сделал древнегреческий философ Платон (428/27 до н.э. – 348/347). Он определил человека как "комбинацию двух разнородных начал: души и тела", божественного и плотского. И с тех пор это представление, заимствованное затем христианством, вошло в сознание и обиход человечества.
     Люди пользуются этим представлением по привычке, совершенно не задумываясь, истинно ли оно. Оно кажется им очевидным и абсолютно достоверным. Примерно так же, как многие-многие века они верили в то, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Но "душа" и "тело" столь разные начала, что говорить об их соединении логически притворно. Дух не соединим с материей. В нем нет ничего, чем бы он мог с ней соединиться. Духовность как морально-нравственные ингредиенты, отличающие человека от всего живого, – это понятно. Но это не есть некая субстанциональность в дополнение к материи. Материя сама порождает дух.
     Есть живое тело, находящееся во взаимодействии с окружающим миром и, чтобы сохранить себя через адекватное взаимодействие с ним, оно обречено отражать, познавать внешний мир. Душа есть не самостоятельная, а органическая субстанция тела /органы чувств и мозг/ этого отображения. Поэтому предложенная Платоном связь души и тела есть не онтологическое /бытия/, а гносеологическое /познания/ противоречие.
     Более точное определение реально составляющих человека начал дал Карл Маркс в коммунистическом принципе: "Каждый по способностям, каждому по потребностям".
     Способности и потребности - главные составные части, два полюса, сущностные начала человека, его подлинные движители во взаимодействии с окружающим миром и себе подобными. Именно они образуют его основное противоречие. Способностями он нечто созидает, потребностями – потребляет. В зависимости оттого, какое из начал оказывается ведущим, человек соответственно выступает более как созидатель или как потребитель.
     Если чаще и больше он выступает как потребитель, тысячами факторов это давит и извращает отношения в обществе. Соответственно, если превалирует созидательная активность, общество получает позитивную подзарядку активам своего  развития.
     …Как только наш далекий предок превратился в мыслящее существо /тогда все были созидателями и потребителями одновременно/, сообщество начало распадаться на преимущественно созидателей и преимущественно потребителей, и с переходом к цивилизации одни превращались в рабов, а другие в рабовладельцев. Противоречие в человеке, которое открыл Маркс, породило классовое противоречие в обществе.
     Как только у нас был обрушен СССР, общество мгновенно раскололось на просто тружеников и просто прихватизаторов. Чуть только ослабляется организация в обществе, так потребители выползают из всех щелей как тараканы. И затем обсиживают всё как гниды.
     Люди, смотрите на мир трезво, если хотите выжить как вид.