Половодье или...

Валерий Леонов
               
                СОН СЕРЖАНТА
 ЗА МГНОВЕНИЕ ДО КОМАНДЫ «ПОДЪЕМ!»


 «Сколько ещё нам?..» «Откуда мне знать…»
слышу – на кухне отец мой и мать:
«Боишься – не выдержит, оборвётся?»
 «Оборваться-то – не оборвётся,
но если потащит – не удержать.
Это же не ведро из колодца
 тянуть. Это же сила какая! Река!
Руки – железо, а сердце – труха –
собака безголосая – тяфкает на всё, что видит!»
 «Пират, замолчи! Ты слышишь, пока
 я тебя не отшлёпала?!.. Может и выйдет
 что?» «Может и выйдет…»

Хлопнула дверь – потянулся сквозняк.
Пёс блудливый! Но лизнул руку так,
что я с грустью вздохнул – вот кто преданный, верный!
Всё облазил, подлец, за рекой возле фермы!
Днища силосных ям, лемешенский овраг
 с прошлогодним бурьяном, и заросли вербы.

Что ещё там осталось у нас за рекой?
Со вчерашнего дня, то, что не под рукой –
на той стороне. Со вчерашнего дня, с воскресенья,
все пути и дороги остались на той
 стороне – и железнодорожный мост, и шоссейный.

 
«Ты скоро?» «Да скоро я, скоро! Сейчас!»
ДЕВЯТЫЙ! НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ… РАССЧИТАЙСЬ!
Прошла, прокатилась железная сцепка.
Или это Пират бряцает цепью?
Нет, он давно уже не на цепи.
ДЕВЯТЫЙ! ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН ОТЦЕПИ!
У ЧЕТВЁРТОГО ЦЕХА.

НЕ ВИЖУ ОТСЮДА – МЕШАЕТ СТЕНА!
«На улице, как во мшанике – тьма!
Споткнулась! Рассыпала банку с горохом!»
Но я-то знаю, что этот грохот
 мать устроила, чтобы меня
 разбудить. ТАК ТОЧНО! – диспетчера хохот.


«Будешь еще? А то – уберу»
 «Что-то не хочется. Убирай»
 «Если не удержать, – зачем собирался в эту дыру?»


Новое завоевание дна:
рыбки и первые проблески дня
 трутся о каменные ступени.
Чиркает молодь, тяжёлые тени…
Из любопытства подходит одна.
Но я-то слышу за ухом сопение.

Чувствую, сзади подкрался Пират.
СЛЫШИШЬ! ТЫ СКОРО?! ТЕБЕ ГОВОРЯТ!
Медленно падают хлебные крошки
 и исчезают в мгновенье. Вчера
 то же самое было, но вчера –
между бороздами картошки.

Что ему надо? Неймётся ему!
Я припадаю – ложусь на корму.
Тень растекается по порогу…
«Это кого же я здесь кормлю?»
хочет он знать – и бросается в воду.


ВТОРОЙ, ОСВОБОДИ ПЕРЕЕЗД!
«Ты скоро?!» – ему тут же в противовес…
И оба летят в черепную коробку.
Один – через луг, о заклязьменский лес
 срикошетив.
Другой – рукой подать, через перегородку.


Запах солярки мешается с запахом кофе.
Лязг и скрежет металла – со звоном посуды.
Слух острее на выдохе, потому, что на вдохе
 кислород перекрывает собою сосуды.
Горячо!
Так быстрее отсюда!

Пока не закончилась эта игра.
«Ладно, ни пуха тебе, ни пера!»
КОМУ ГОВОРЯТ! КАК ГОРОХОМ О СТЕНУ!
Пока вездесущее «Слышишь, пора!»
не схватило за уши и не стащило на землю.


Здесь не спрячешься – негде.
Остаётся – бежать
 по тропинкам на небе –
от моста – до Лунёва,
от Сельца – до Заполиц,
от Слободки до Выселок…
КОМАНДИР, СКОЛЬКО ЖДАТЬ?!

Так – от слова до слова,
где бегом – где пешком.
Через Сокол, Порецкое – до Василькова
(бывшее Висельниково. Берег пологий
 берёт круто вверх.
Здесь баскаки пороли и вешали тех,
кто не платил подати и налоги).
От Баскак через Раменье, Мордыш, Палашкино, Чистуху
(однажды сожжённую начисто) – до Чирикова,
От Катраихи – до Лемешков.


А это ещё тут, что за новичок
 гуляет, насвистывая? Сквознячок
 среди голосов! Он и легче и выше.
Где-то треснула твердь?
Или, может, кто вышел
 и не закрыл за собою дверь?

Гуляет себе между двух берегов
 Я только хочу спросить его.
Я только хочу спросить тебя:
Ты меня слышишь?!

ВТОРОЙ, НЕ ЗДЕРЖИВАЙ!.. НА ПЕРЕГОН!
ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН, Я СКАЗАЛА! ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН!
Так ты меня слышишь?!
ВТОРОЙ, Я ТЕБЯ СПРАШИВАЮ…
РОТА!
ПОДЪЁМ!