Бородино 2013

Фёдор Киприянович Чернов
   Неюбилейный фестиваль «День Бородина». Как он прошёл в этом году? Участников приехало намного меньше, чем на юбилей, о котором я писал в статье «200 лет Великой битве». Из Казани, например, нас было в три раза меньше. Особенно заметна разница в количестве зрителей. Если в прошлом году весь холм перед плац-парадом заполнился людьми, то нынче там было редковато. Да и само проведение баталии находилось под вопросом из-за ненастья.

 Слава богу, палатки мы поставили в сухое время. А к вечеру 30-го августа пошёл дождь. Разверзлись хляби небесные. Лило и ночью, и на следующий день. Мы старались не унывать. Прошлись-таки к Батарее Раевского, побывали на Багратионовых флешах. Посетили музей Бородинской битвы. Кое-что там обновилось: показывают фильм о сражении, появилась электронная книга.

Не изменили мы и традиции: дошли до могучего дуба. Приятно, что вбитых в него монет не заметно. Какой-то добрый человек доставил туда обломок каменной плиты, куда теперь кладут монеты.

Но всё-таки на другой день погода подействовала реконструкторам на нервы. Дождь лил, а под тентом бойцы пили чай и «вспоминали минувшие дни и битвы, где вместе сражались они». Руководитель казанских егерей Андрей Фёдоров участвует в этом фестивале с 1991 года. Он и его соратники взяли для реконструкции 21 егерский полк из третьего корпуса генерала Тучкова. Полк держал оборону Утицкого кургана, который стремился захватить польский корпус Понятовского.

Мой непосредственный командир Владислав Хабаров участвует в «сражении» с 1994 года. Он и Андрей ездили на заграничные фестивали. «Повоевали» в Аустерлицком сражении. В Париже были. Нынче идёт подготовка юбилея Лейпцигской битвы.

Андрей вспоминает: «Вначале сюда приезжали все желающие реконструкторы: и те, кто средневековьем занимается, и те, кто выбрал Великую Отечественную войну. Все в разное время проводили свои бои на этом поле». Мы беседуем, а изморось не прекращается, временами превращаясь в сильные струи. Ночью вообще ливень пошёл.
Но, как всегда, утро в день «сражения» выдалось погожим. И, хотя потом принимался дождь моросить, проведению баталии это не помешало.

Каждый участник боя знает, с кем и где сражались воины подразделений, которые они реконструируют. Однако и поле наше несравненно меньше, и количество «бойцов» несопоставимо с количеством участников настоящего сражения. Поэтому есть возможность некоторой импровизации во время «баталии».  В другие годы мы старались схватиться с егерями и ополченцами – нашими земляками.

 В этот раз не довелось с ними встретиться на поле боя. Мы бились с драгунами, затем с гренадерами. Сходились с ними «в рукопашную» несколько раз. Отражали кавалерийские атаки. Потом после баталии мне с группой наших парней встретилась девушка в военной форме, которая со смехом сказала:
– Я Маклаут! Меня два раза убивали.
- А нас – восемь раз, - заявили парни.
- О, вы намного маклаустее!

Был момент, когда на нашего командира Владислава напали с саблями двое пеших казаков. Пришлось нам выручать его, забыв, что нас уже кого «застрелили», кого «закололи».

Но вот бой окончен. Дана команда построиться. Замечаю, что зрителей всё-таки прибавилось по сравнению с самым началом битвы. Вдоль строя идут какие-то руководители. Среди них замечаем французского военного атташе, известных байкеров – Хирурга с другом.

Процессия останавливается возле нас. Французу объясняют, что сии славные наполеоновские вольтижёры приехали из Казани. «Отлично!» - говорит атташе и идёт дальше.
Мы согласны с такой оценкой. Очередной фестиваль состоялся.
         Автор фото: Любовь Петухова