Убожество на Первом канале

Вячеслав Вячеславов
При всей своей любви к КВН, вообще-то, стараюсь не смотреть Премьер-лигу, чтобы не расстраиваться от натуженного и вымученного юмора, более преемлемого для школьных и студенческих капустников, но только не для всероссийского показа по телевидению. Но вчера соблазнился предложением о финале игр, наивно думал, что хоть на этот раз покажут нечто достойное, но, увы, это было настолько убого, что даже начало заинтриговывать: доколе у жюри во главе с самим Александром Масляковым хватит терпения всё это выслушивать.

Хватило. Более того, хвалили все команды самыми высокопарными словами, и с удовольствием выслушивали дифирамбы в свой адрес. Поневоле пришло на ум, что пристуствую на создании культа личности отца и сына Масляковых. Верно, за последние десять лет Сан Саныч настолько раскрепостился, что начал осмеливаться на произнесение шуток по поводу игры; не понял, то ли домашей заготовки, то ли экспромта. Да и Гусман недавно в интервью хвалил отца-мэтра, что тот за 50 лет игр КВН настолько вырос, что овладел юмором не хуже самих кавэенщиков. Правда, я так и не понял, сколько в произнесённой фразе процентов издёвки над мэтром, или же всё сказано от души?

Не знаю, насколько допустима лесть игроков в адрес жюри? Игорь Верник лучится от счастья от лести кавэенщиц по поводу его мужской красоты. Или же здесь тоже тонкая подколка? Ну да, у каждого свой вкус, кому-то и Верник может показаться красивым. Но, льстить жюри — это моветон!  Обычно, от такой лести стараются воздерживаться.
Но это касается достойных личностей, тех, кто себя уважает. Но на первом канале царит вакханалия лести почти во всех передачах. Сладчайшая патока разливается морем из уст телеведущих, и в адрес выступающих, и члены жюри не остаются забытыми. И это особенно заметно сейчас, когда стартовали все возрождённые проекты. Три минуты выступлений конкурсантов и двадцать минут словоблудия главных персон. Затягивают время, словно больше показывать нечего. Странно, когда-то говорили о бешеной стоимости телеэфира. Чтобы малоизвестному певцу пробраться к публике, нужно заплатить огромные деньги, которых у начинающего нет, а здесь время распыляют на ветер.

Кто-то скажет: Не нравится — не смотри! Золотые слова. Верно, как только начинается словесный понос, я переключаю пульт на другой канал, где происходят не менее важные события. Убиваю двух зайцев. Благо, прогресс помогает, способствует моим намерениям, нажать на пульт не трудно.

Вот и в "Комсомолке" прочитал: «Во время презентации своей книги Арканов затронул тему своего знакомства с Александром Масляковым. И не удержался от критики в его адрес.
- Я учился в институте имени Сеченова, - начал Арканов. - И так сложилось, что многие мои однокашники стали не только талантливыми врачами, но и реализовали себя в других сферах. Одним из таких был Альберт Аксельрод, который придумал Клуб веселых и находчивых и был его первым ведущим... Знаете, я очень хорошо отношусь к Саше Маслякову, но не понимаю, почему он предпочитает не говорить о том, что КВН придумал не он. Вот недавно отмечали юбилей КВН, Масляков давал много интервью. Я почитал, и там нет ни одного слова об Аксельроде. Ну что мешает-то - признай, скажи... Но не говорит почему-то.

Напомним, что предтечей КВН на советском ТВ была программа «Вечер веселых вопросов», которую придумал журналист Сергей Муратов. Идею Муратов подсмотрел на чешском телевидении - там выходила аналогичная телепередача «Гадай, гадай, гадальщик». Но программу в Советском Союзе закрыли после трех выпусков.
Через четыре года слегка измененную передачу решили возобновить под названием Клуб веселых и находчивых - и вот тут уже Муратов разрабатывал идею совместно с Альбертом Аксельродом, который стал первым ведущим КВН. Но через четыре года его отстранили от ведения КВН и заменили на Александра Маслякова и Светлану Жильцову. Позже за тумбой ведущего остался один Масляков».

P. S. Спустя некоторое время, после того, как выложил миниатюру на сайт, последовали рецензии в поддержку моей критики. Но я вижу, что меня не поняли, не так поняли. То ли я не смог доходчиво написать, что я не против КВН. Я по-прежнему его люблю, и часто он доставляет удовольствие своим юмором.

Но рецензенты в какой-то степени правы: КВН хорош, но не в этом году. Действительно, там что-то разладилось. Я говорю только про Высшую лигу, одна передача хуже другой. Особенно убивали «Раисы». Оказывается, их спонсирует РЖД, и, буквально, вытаскивают за волосы в следующий тур. Месяца два назад была передача с их участием и других команд, и это был убитый вечер, столь низкого уровня никогда не было. И не пойму, с чем это связано? То ли потому что выделили Дом для КВН? Смысл совершенствоваться исчез. Жюри судит слишком субъективно, словно в фигурном катании: хочу так, хочу этак. Но справедливости не видать.

Как-то я прочитал в научной статье, что с годами теряется чувство юмора. А я человек доверчивый, верю печатному слову. Это меня, нельзя сказать, чтобы убило, но заставило задуматься. Вообще-то я люблю юмор. В советское время не пропускал ни одной юморной передачи. Ну да, сами знаете, их было очень и очень мало, и почти каждая событием. А сейчас их столько, что, действительно, прогноз профессоров начал оправдываться: я перестал воспринимать Петросяна и иже с ними. Но передачи КВН меня успокоили: я воспринимал и понимал молодёжные шутки. Правда, не все. Кое-что не доходило. И это понять можно, полувековая разница в возрасте играет роль.

Недавно один журналист в своём блоге выразил недоумение, с какой это радости мы облагоденствуем враждебную нам Латвию, каждый год устраиваем в Юрмале юмористические концерты КВН, поддерживаем экономику, скупаем коттеджи? Разве нельзя эти концерты проводить на российской территории, хотя бы в Казани?

P. S. Я получил много рецензий на эту миниатюру, почти все меня поддержали. Лишь один написал:
 «Ну, если не возражаете насчёт критики, то скажу так, как вижу сам. Вы немного ворчите по-стариковски:))) Вам не нравится всё новое, и это правильно, возраст это понятие консерватизма. Всё меняется:))) Меняются люди, меняется юмор, и то над чем смеялись раньше уже не смешно новому поколению... Короче вы поняли меня:))
Всего доброго!»


                Ставрополь-на-Волге