Самое раннее детство

Злата Раевская
"Жизнь состоит из бесконечного сплетения неудач в которые постоянно вплетаются ускользающие моменты из предыдущих никчемных рождений.... Особенно мне забавно как люди хватаются за свое прошлое и постоянно возвращаются к никчемным моментам делающих их якобы счастливыми..." Игорь Хрусталев

Счастье.. Его осознаешь, когда утрачиваешь. Память, как вспышка фотоаппарата выхватывает лишь ...отдельные моменты, до мельчайших подробностей, и не все они счастливые. Это жизнь...

                ***

  Самые первые воспоминания   детства носят отрывочный характер и начинаются с месяцев шести. Я родилась в древнерусском городке Рыльске, в положении мама специально приехала к бабушке, и после моего появления на свет еще полгода оставалась со мной в кругу родных, опасаясь за мое здоровье, так как первая дочка и моя старшая сестренка Ирина умерла в восемь месяцев от воспаления легких на Урале.
   Одно из видений всплывает в сознании, как картинка: кусты розовой сирени и желтой акации, две девочки с длинными косами прогуливаются вдоль живой изгороди со мной на руках, передавая с рук на руки. Возможно это двоюродные сестры, которые старше меня лет на девять, Наташа и Таня.
   Другая картинка, возможно годом позже, поскольку уже хожу, но еще не могу говорить. Я на пороге дома у большой открытой двери. С трудом перешагиваю порог и захожу. Вижу мужчину черноволосого и чернобрового, сидящего за столом, он берет со стола кусок хлеба и протягивает мне, что-то говоря низким хрипловатым голосом. Я пугаюсь, он кажется мне страшным, и плачу. Наверно это был дядя Жора, голосом и лицом, похожий на артиста Крючкова, по характеру на самом деле очень добрый.
  Картинка третья, уже Воронежская, съемная квартира на Левом берегу. Я в своей детской кроватке, хожу от одной спинки кроватки к другой. Мамы в комнате нет. Спиной ко мне сидит отец за столом у окна, работает, то ли читает, то ли пишет. Хочу в туалет, но не могу сказать, отец не поворачивает головы.
   Мама рассказывала, что я очень рано пошла, чуть ли ни в десять месяцев, рано стала говорить. Помню, что в яслях в нашей группе была единственным говорящим ребенком.
   Мне очень нравилась одна девочка. Она была почти лысой, но казалась очень красивой со своими темными узкими глазками, белой кожей, тонким носиком и маленьким капризным ротиком. У меня же волосы были, пусть и напоминали золотистый пух. Пыталась с ней подружиться, но безуспешно. Девочка совершенно не шла на контакт, отворачивалась всякий раз, когда  хотела с ней заговорить. При этом, как все дети в группе она послушно выполняла команды воспитателей.
   Так находясь среди "немотствующих немоств" ужасно страдала от дефицита общения. Единственной радостью был конец дня. Мама работала на другом берегу, в самом центре Воронежа, в главной областной библиотеке на площади Ленина, и приходила за мной позже всех. И вот, когда всех детей разбирали, наступало самое приятное время. Воспитательница, добрая тетя Маша, брала меня к себе на колени, вокруг собирались несколько воспитательниц  из других групп, свободные от своих подопечных, и начинали беседовать.
  О, это были самые счастливые минуты в моей ранней жизни! С удовольствием слушала женские голоса, и не только слушала, но и понимала, и даже пыталась по-своему как-то участвовать в разговоре. Всем воспитательницам и нянечкам я почему-то нравилась, и они  со словами: "У... какая симпатичная девочка!" - норовили ткнуть меня большим пальцем в нос.