Прохожий с улыбкой жизни

Ксения Хлебных
Главный принцип – принимать мир, каждого человека и свою судьбу такими, какие они есть, и при этом радоваться и относиться ко всему, как к бесценному подарку. (Рами Блект)


Она медленно шла по вечерней улице Петербурга. Хотя было всего пять часов вечера, на город уже опустилась ночь, колючая и терпкая, окутавшая небо черно - бархатная пеленой, слегка отдающей по краям горизонта тепло - молочным тоном. Тихо падал снег, бесшумно ложась на землю. Ветра не было, поэтому каждая снежинка кружила в воздухе подолгу, изящно, подобно балерине, описывала свой вальс и нехотя падала. сожалея о коротком полете, коротком счастье. Улицы, площади,  мосты были прилежно укрыты белой пеленой, которой их наградила заботливая зима - волшебница. Все кругом так ужасно красиво и в то же время маняще загадочно, тайно, непостижимо. Даже фонари принимали в эту пору необычный вид. Они казались распухшими, тучными. словно гномики, освещающие желтым светом лампочек найденные сокровища - переливающиеся и ослепляющие взор кристаллики снега. Но увидеть подобное может только тот, кто имеет внутреннюю чистоту, тот, кто не расстается с детством, с мечтой. Кругом стояла тишина. Все притаилось, ждало чего - то. Одним словом, это был один из тех вечеров Петербурга, что славятся неописуемой прелестью и необузданностью душевных чувств.
Девушку звали Аней. Судьба ее была далеко не радужной и не щедрой на приятные подарки, которые так часто получали ее подружки. Когда она была пятилетней малышкой, ее родители погибли в автомобильной катастрофе. Жизнь подвергла Аню такой тяжелейшей. ужасной потере, потере самых дорогих, близких людей, поставила кроху лицом к лицу с большим и опасным миром, где ей некому было помочь. Аня не помнила катастрофы, однако иногда в вечера. когда ей было невыносимо одиноко. некоторые моменты всплывали  в памяти, но их неясность, расплывчатость не позволяли создать полную картину произошедшего. Зато она уже никогда не забудет первого дна, проведенного в детском доме. Этот момент, как острый осколок разбитого стекла, впился в душу девушки на всю жизнь. Аня помнит, как долго искала родителей, задавая воспитателям безответные вопросы. Придет ли за мной мама и папа? А где мои мама и папа? А почему так долго нет мамы и папы? Весь день малышка неустанно ждала родителей, но когда поняла, что они уже больше никогда не придут, залезала под стол и долго - долго плакала. Не было ни крика, ни истерики, только слезы, холодные, как осенний дождь. До сих пор, когда Аня вспоминает это, в душе ее возникает то же чувство - горечь, полная душевная пустота, напряженная, давящая на виски. В такие моменты она уходила ото всех в тихие места и подолгу, иногда целыми часами плакала. Однако беда не сломила ее. Аня осуществила свою заветную мечту, поступив в один из лучших университетов Петербурга.
В этот вечер она, студентка второго курса экономического факультета, задумавшись, шла по улице. Аня смотрела на падающий снег и наслаждалась его скрипом под ногами. Да, - думала девушка, - так, Аня, и заболеть недолго. Пора бы вернуться в общежитие и попить крепкого, бодрящего чайку. Но она шла вперед. Проделав довольно большой путь, Аня решила посидеть на качелях в одном из старых двориков, знакомых каждому ребенку с детства. Качели немного поскрипывали. Снег все падал и падал, приятно щекоча щеки и нос девушки. Я не знаю, - думала она, - я совсем не знаю, что делать. Он нисколько не отвечает мне взаимностью. Конечно, он богат и красив, но, подожди, дело совершенно не в этом. У него приятная улыбка, а глаза такие синие, что напоминают небо... Чем сейчас была занята Анина голова, было понятно. Она всем своим чистым сердцем влюбилась в однокурсника. Трудно, довольно трудно назвать его другом, скорей всего знакомым. Он был чрезвычайно самолюбив, да и честно сказать поступил в университет за деньги отца. Не было в этом парне и искренних чувств. Он прекрасно знал, что испытывает к нему Аня, все знали - Аня столько времени старалась ему уделить, что не заметить симпатии было нельзя. Несмотря на это, он игнорировал ее. Аня здоровалась с ним, но он как бы не слышал, старалась завести разговор, ему вдруг срочно позвонили, хотела спросить о летних каникулах, он пожимал плечами - ничего интересного. Девушка этого не видела или не хотела видеть. Любви присуще очень опасное качество: способность сглаживать все недостатки и минусы. Аня, на кого ты тратишь столько времени7 Ради кого ты грустишь Наверное, я делаю что - то неправильно, - думала она, прислонившись головой к холодным  качелям. Справляться со своими проблемами самой девушка давно научилась, но с такой серьезной никак не могла. Ей нужен, непременно нужен был чей - то совет, подсказка, поддержка. Аня в глубине души вдруг резко почувствовала эту нехватку человеческой помощи и вспомнила родителей, но их не было, никого не было.
Неожиданно ее думы прервались, она вздрогнула: за ее спиной послышался сильный удар об лед, неприятный скрежет чего - то металлического. Она обернулась. Поскользнувшись на льду, упал незнакомый дедушка. Аня тот час же вскочила, побежала к нему и аккуратно помогла встать прохожему. Старичок начал благодарить ее, а когда он взглянул ей в глаза, то в улыбке его девушка вдруг увидела ...жизнь. Да, да жизнь! Ее тело словно пронзили сотни иголок, сердце начало биться пташкой. Невероятная сила, бодрость, непреодолимое желание жить. радоваться, наслаждаться добрым буквально ворвалась в ее душу, полную сомнений. Аня не могла. наверное с минуту, произнести ни слова, только в ответ на улыбку прохожего сама улыбнулась. "Дедушка, как вы?  Не сильно ушиблись?"  - опомнившись, спросила она. "Да нет, дочка, ничего", - ответил старик. "Давайте, я вас провожу до дома, сейчас под снегом везде лед, очень опасно". И они не спеша побрели по запорошенной дороге. Шли молча. Вдруг дедушка сказал: "А я знаю, Аня, о чем ты грустишь: влюблена. Да, я ведь, знаешь, тоже таким был, давно - давно, в годы моей молодости". Он вздохнул, посмотрев на небо. Аню буквально ошарашило такое полное понимание ее внутренних переживаний. Странно, но первые мысли девушки были не о том, например, откуда старик знает ее имя, а что он скажет дальше. "Хочешь, я расскажу тебе одну, мудрую, на мой взгляд, историю, произошедшую со мной в юности?" Аня кивнула, заметив в его глазах искорку блеска. "Мне было тогда восемнадцать лет. Парнем я был, без всякого преувеличения, симпатичным. Учился на втором курсе, успевал работать, по ночам делал уроки. Все успевал, не могу только понять как? Наверное, это молодость, а когда ты молод, не чувствуешь никакой усталости. Даже спать раньше не хотелось, хотелось действовать. Я был горд и уверен в себе и в своих силах. Однажды к нам на факультет журналистики пришла девушка, такая же гордая, но гордость ее была похожа на гордыню. Знаешь, тогда я не обратил на это внимание. но заметил ее милую улыбку. красивые глаза, румянец, одним словом, влюбился по уши. Постепенно мы с ней сдружились, начали гулять, иногда даже сидели в кафе, пили чай, смеялись. Но однажды я стал ощущать какое - то защемление. что - то внутреннее, называемое достоинством. Я заметил, что чтобы я ни делал, она даже не улыбалась, немного усмехалась, гордо отводила взгляд. Но я терпел, не знаю почему, но ее образ казался идеальным. Это присуще для любви". В это время сердце Ани подпрыгнуло. Она начала узнавать в истории себя и Его. "На ее день рождения я купил ей цветы - букет чистых белоснежных ромашек. На мой взгляд, букет был довольно хорош, по крайней мере, я купил его за столько, сколько мог зарабатывать. Как ты думаешь. важен ли влюбленному человеку состав букета, подаренного ему?" Аня прекрасно знала ответ и качнула головой. "Конечно, и я так думал. Я, но не она. Я не шел к ней, я летел. Получив от меня букет, она сказала: ромашки? А, что роз не было? Я опешил. Правдивая действительность, которую я отгонял, наконец, взяла верх. Я молчал и смотрел ей в глаза. Они были уже не такими красивыми, а бесчувственными. Потом я ушел. С тех пор прошло уже много лет, но я нисколько не жалею о том поступке, даже уважаю себя за него, потому что то был переломный момент в моей судьбе: остаться пресмыкаться или просто уйти, сохранив достоинство. После я повстречал девушку всей жизни. Любовь к ней была совершенно иная. У нас родились дети, потом внуки..." Старик блаженно вздохнул, на лице его появилась та же улыбка. "А потом и правнуки. И ты, Аня, не верь никогда равнодушию, спрятанному за улыбкой, это не любовь, настоящую любовь почувствуешь всем сердцем. Она чистая, правильная. Над ней и думать не надо".
Вдруг лицо Ани обдал холодный ветер, она словно очнулась, а когда обернулась назад, то ее прохожего не было. Белый снежок по - прежнему падал. Девушка шла в общежитие. На душе у нее было так хорошо, как никогда еще не было. В голове больше не роились никакие вопросы: она навсегда вычеркнула Его из своей судьбы. На лице Ани сияла улыбка, улыбка жизни.