О магии и мистицизме

Александр Смирнов Мир Снов
Прочитал «Психологию Сновидений» Терентия Смирнова и был поражен. Человек с таким самомнением и раздутым Альтер-эго не может не вызывать неприязни. Лепит штампы по себе и объявляет их вселенскими истинами… С какой, собственно говоря, стати? Все магические практики он объявляет дьявольскими. Он пишет следующее: «Любое и всякое магическое учение направлено на накопление, приобретение, стяжание силы, энергии, необычных мистических способностей, - на властвование и управление, что противоречит принципу Любви. Магия дает установку исключительно потребительскую. В основе каждой истинной религии, напротив, заложен закон духовной Любви – идея бескорыстного служения, отдачи, жертвенности, сострадания, покорности». (с. 279) И далее: «Магия отвечает развитию дикого, животного сознания на энергетическом уровне. С точки зрения магии любить – невыгодно, бессмысленно, неэффективно (конечно же, в различных описаниях магии в целях маскировки об этом не говорится так открыто)… И еще много-много всякой гадости, которую мы не станем повторять. С чего он все это взял, «с  какого перепугу» – непонятно!

Магия, так же как и алхимия, астрология и целительство – на протяжении тысячелетий являлись частью познания устройства мира, практикуемого наиболее продвинутыми представителями человеческой цивилизации на всем протяжении эволюции с целью служения человечеству. Все эти люди по сути своей были мистиками, увлеченными исследователями, видящими необычное там, где большинство людей ничего особенного не наблюдает. Именно эти люди стали основателями религий и первыми учеными. Их работа настолько значительна, что оказывает непосредственное влияние на направление эволюции человечества. Таковыми были Будда, пророк Мухаммад, Иисус и др. Эти люди постоянно находились в измененных состояниях сознания, исцеляли людей от болезней и искали пути духовного совершенствования. Великий философ древности Сократ слышал голос, который позволял ему принимать правильные решения. Платон считал, что с помощью снов боги обучают людей необходимым знаниям. Дедушка Гете мог видеть, что происходит на невообразимо далеких расстояниях и мог передавать эту способность находящимся рядом с ним. Сам Гете обладал сходными способностями, во всяком случае, находясь в измененных состояниях сознания, он написал многие произведения. Мистиками были также великие суфии древности.

(СУФИЗМ – это древнее учение мистического толка о духовном совершенствовании человека; традиционно связывается с исламом, как источником суфизма; не позиционирует себя как религию; по некоторым предположениям, насчитывает около 50 млн. активных членов. Возникло в VIII – IX вв., окончательно сформировалось в X – XII вв. Сами суфии считают суфизм тайным учением всех религий. Суфизм состоит из разных направлений, среди наиболее сегодня известных назовем Орден Крутящихся дервишей, основателем которого являлся Джалалуддин Руми (XIII в.). Почитаемыми учителями суфиев кроме названного Джалалуддина Руми считаются Аль-Газали (1058 – 1111), Абд-аль-Кадир Джилани (1077 – 1166), Ибн Аль-Араби (1165 — 1240), Саади Ширази (1184 – 1291), Фаридуддин Аттар Химик (1150 – 1229/30) и др.)   

(МАГИЯ: выстраивание взаимоотношений между Богом, Человеком и Вселенной. Включает в себя обрядовую магию, магию символов, магию действия и магию сознания. Служители всех существующих религий, а также представители мистических направлений настоящего и прошлого (священники, жрецы, волхвы, шаманы, маги, экстрасенсы, целители) в своей работе использовали и ныне используют магию. К наиболее распространенным простейшим относятся ритуальные действия, способствующие переводу людей в измененные состояния сознания, такие как зажигание огня (свечей), молитва, обкуривание сильнопахнущими составами, песнопение, удары бубна, ритмичное сгибание тела в области шеи, или поясницы (поклоны), переступание с места на место, пляски.

Именно мистики создали все существующие религии, а когда религии стали всемогущи и начали препятствовать эволюции, именно мистики в противовес религиям создали науку. И вот сейчас один из ученых, позабыв свое происхождение, как «Иван, не помнящий родства», кроет по чем зря, хорошо хоть не матом, этих «магов». Плохо ли, хорошо, но благодаря существовавшей тысячелетиями традиции маги, жрецы, шаманы, астрологи,  целители и трубадуры (сказители) сохранили представления о космологии, которые иногда полностью, а иногда частично вошли во все религиозные основополагающие книги. То же, что религиями было отвергнуто, позднее было сформировано, классифицировано и передано, как начальный капитал, первым организованным в сообщество исследователям – ученым.

К сожалению, существует довольно большой пласт знаний, который отвергли как религии, так и наука. Но мистики намерены реализовать эти знания в обществе, потому что это необходимо для дальнейшей эволюции сознания человечества. И знания эти касаются прежде всего сознания человека. Именно с этим связана некоторая напряженность, возникшая сейчас между представителями этих трех направлений. И мы можем наблюдать, как прошлые противники – религия и наука – объединились против общего врага – мистицизма. Причина здесь проста: власть над человеком как религии, так и науки, будет ослаблена. Человек эволюционирует, станет более ответственным, и перестанет слепо доверять как одним, так и другим.

Следует сказать, что мистики есть и в науке, и в религии, и в искусстве. Не следует смешивать мистика с гадалкой. Но то, что среди простых гадалок встречаются настоящие мистики – это однозначно. Конечно, не все маги являются мистиками. Но все мистики являются магами. Магия – это мистический способ взаимодействия с реальностью. Цель работы мистика такая же, как у ученого – исследование и познание ранее неизвестного, а также передача полученных знаний людям. Вот только знания касаются не столько обыденного мира реальности, но прежде всего познание взаимосвязи Бога, Человека и Вселенной. Различаются также методы познания. Главным является мистическое озарение. Получение прямого знания быстрее научных методов познания и намного эффективнее. Это вызывает недоверие, потому что присуще не всем людям. Однако этот метод получения знаний свойственен большинству религиозных подвижников  и некоторым наиболее талантливым ученым и понятен им. Правда, в одном случае под названием божественного откровения, а в другом – интуитивного озарения, но сути это не меняет.

(МИСТИЦИЗМ: религиозно-идеалистическое мировоззрение, включающее познание «первопричин всего сущего», окружающей нас Реальности и эволюционного развития сознания человека. Сами мистики часто говорят, что их целью является поиск Истины. Традиционно в бытовом понимании к мистицизму относят всё необычное. «Мистические переживания», «учение мистического толка» – наиболее часто встречаемые выражения. М. не является религией; в отличие от древности, в настоящее время мистиками считают себя чаще всего представители христианства. В древности яркими представителями мистицизма являлись шаманы. В странах, исповедующих ислам, мистическим направлением является суфизм, в иудаизме – каббализм. М. является системообразующим понятием для обозначения всего необычного, непонятного, необъяснимого).

Удивительно, как психолог в недопустимо грубой форме обвиняет авторов прекрасных книг в злодеяниях, которые они не совершали. Так и хочется сказать, что вы, дорогой Терентий, очевидно, судите о людях по себе. А ведь на самом деле на этом свете есть огромное количество людей, которые превосходят вас и культурой, и добротой, и разумом. А о магии вы знаете, видимо, только от психически неуравновешенных людей, что и сформировало ваше мнение об этом предмете. А ведь если сравнить вашу книгу с книгами тех же Стивена Лабержа, или Патриции Гарфилд, которых вы ругаете, то они очень отличаются от написанной вами, и прежде всего наличием своих идей, своего опыта и, несомненно, ощущением внутренней чистоты и любви к людям, чего у вас явно не хватает.

Очень хорошо в своей книге «История магии и оккультизма» на эту тему высказался Курт Зелигман (1900 – 1962) – американский деятель искусства, библиофил и ученый: «Гегель утверждает, что магия существовала во все эпохи и у всех народов… Она оказала мощнейшее влияние на разум человека. Древние цивилизации ушли в небытие, и канули в Лету древние верования. Однако желания человека остаются неизменными, и все, что дает надежду на их воплощение, будет жить и возрождаться вновь и вновь». (Зелигманн К. История магии и оккультизма / Пер. с англ. А. Блейз. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2009 – 480 с., с. 5).

Магия включает в себя способность управления энергетическим телом. И это искусство подразумевает в том числе накопление энергии. Ведь чтобы что-то потратить, нужно это как минимум иметь. Терентий обвиняет магов в том, что они заняты накоплением энергии. Это все равно, что обвинять спортсменов в том, что они к ответственным соревнованиям стараются довести себя до пика формы. Или обвинять отшельников в том, что они уходят на долгие годы в дремучие леса, или удаленные от людей пещеры в горах, чтобы достигнуть просветления и ощутить свою связь с Богом. Пока такое состояние не достигнуто, таким подвижникам нечего предложить людям, и никому в голову не приходит обвинять их в том, что они накапливают энергию для себя. На этот процесс у некоторых уходит практически вся жизнь. И лишь по достижении состояния силы (связи с Богом), отшельники начинают исцелять людей от болезней наложением рук, молитвой, или просто прикосновением. Чтобы убедиться в этом, достаточно изучить жизнеописания таких уважаемых подвижников, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, учений братьев Афонского монастыря, данных в пятитомном «Добротолюбии»  и многих других.

Терентий Смирнов, как и многие другие, видимо, составил себе представление о магах из книги про Ходжу Насреддина, где эти персонажи высмеиваются. Но в таком случае почему бы не вспомнить советскую литературу и науку, где персонаж попа и священника высмеивается также жестоко. Возьмите цитату из любимых в народе «Двенадцати стульев»: "Почем опиум для народа?". Или сказку "О попе и работнике его Балде". Или вспомните гениального Омара Хайяма, высмеивающего муллу и призывающего пить вино и любить женщин. На наш взгляд, следует понимать разницу между сатирой, критикующей отдельные негативные явления окружающей нас жизни от настоящего предназначения этих явлений. Проходят столетия и даже тысячелетия, и все наносное отмирает, а то, что жизненно необходимо, вновь возрождается, преобразуясь в соответствии с требованиями современности. Православие в России возродилось, но возродились и другие духовные практики.

Россия — страна многонациональная и религиозных конфессий в ней очень много. Несколько республик традиционно исповедуют ислам. Есть Еврейский Автономный округ и большое количество евреев, исповедующих иудаизм. На востоке множество людей исповедуют буддизм. До сих пор многие народы обращаются за помощью к шаманам. Набирает силу новая мировая несколько технологичная религия — Саентология. Запрещены лишь авторитарные секты и группы, разжигающие национальную рознь и пропагандирующие насилие. Все религиозные конфессии в России одинаково уважаемы — и  именно в этом сила нашей страны, нашего государства. Заявлять в таких условиях о преобладании одной истины в виде проповедей Иисуса Христа, а остальных ставить в разряд неполноценных — значит как раз и проповедовать национальную рознь в нашей замечательной стране.

Но чем же не угодили Терентию Смирнову американские ученые, доктора наук Стивен Лаберж и Патриция Гарфилд, что он даже опустился до прямых оскорблений этих уважаемых людей? Видите ли, они открыто пишут об исследованиях секса в осознанных сновидениях. Да еще основоположник психологии доктор Фрейд писал, что практически все! психосоматические расстройства происходят по причине психологических травм на сексуальной почве. И психолог, начиная работу с новым пациентом, в первую очередь должен изучить эту сторону личности человека. Вы что же, уважаемый Терентий, никогда не видели эротических снов? У вас в детстве не происходили самопроизвольные эякуляции? Вряд ли, так как это явление уже давно признано наукой как естественное. Если у вас есть проблемы со словом «СЕКС», попробуйте громко вслух произнести это слово тысячу раз. Должно помочь.

Теперь в принципе о возможности проявления хамства и открытых оскорблений в печати. Следует заметить, что случай с Терентием Смирновым не единичен. В последнее время хамство стало привычкой у многих новообращенных. Они, видимо, пытаясь загладить свое прошлое увлечение атеизмом, с таким пылом начали искать  врагов христианства, что сами стали невротиками на почве религиозного бреда. Да, такое заболевание в психиатрии известно на протяжении уже более столетия. «Религиозным бредом» в психологии и психиатрии называются случаи одержимости дьяволом, когда сам человек признает, что он одержим дьяволом. В советское время заболеванием считалась одержимость Богом. Действительно, одержимость Богом ли, Дьяволом, инопланетянами или людьми в черном, характеризующаяся неадекватным поведением человека, когда он навязчиво требует от каждого встречного-поперечного признания собственной правоты, а при неприятии его позиции впадает в исступление и злобу, ругает и поносит таких людей, а нередко и пытается причинить физический ущерб, является заболеванием невротического, или даже психического порядка. Подобные проявления злобы, ненависти, оскорблений должны пресекаться, а люди эти до их выздоровления должны изолироваться от нормальных членов общества. Не обязательно в психиатрические лечебницы — просто из общения. Они являются деструктивными элементами общества.

Что же касается ругани Тенрентия Смирнова магов, то, кроме указанных выше причин, мы можем указать с достаточной долей вероятности еще две. Первая та, что  за магами и мистиками не стоит политическая сила — поэтому оскорблять их можно безнаказанно. И вторая та, что автор совсем ничего не знает о мистицизме и магии. Но это не только его проблема. На самом деле, мистики, несмотря на огромное количество выпускаемой литературы, совсем забыли о необходимости давать справочную информацию, основанную на реальных фактах и поданную с применением научного подхода, в виде хорошо проработанных теорий и разработанных методик. Если раньше эта позиция трактовалась необходимостью сохранить в тайне накопленные сведения от профанов, и передавать  их надлежало лишь в пределах тайных сообществ, то сегодня наступило время, когда эти практики и методики следует начать постепенно открывать широкой публике, чтобы в обществе не создалось превратного мнения, что мистики на протяжении тысячелетий не дали человечеству ничего важного и нужного для его выживания.

Конечно, попробуйте хотя бы прочитать, я уж не говорю внимательно изучить «Агни Йогу» Елены Рерих на тысяче двухстах страницах формата А4. Или попробуйте разобрать рекомендации «Добротолюбия» в пяти томах, где приведены мнения более сорока святых подвижников. Да-да! И религиям, а не только мистикам, следует сделать свои программы обучения и духовной помощи более понятными людям. Не вера только, но понимание людьми — вот девиз ближайшего столетия для всех, проповедующих духовные учения. И большое внимание следует уделять обучению своих сторонников вести диалог взвешенно, спокойно, с уважением мнений оппонентов. Тогда случаев религиозной, и не только, истерии станет меньше, а общество сможет решать социальные задачи более продуктивно.