Страсти по Израилю - IV 2013 г

Голиб Саидов
Еврейский народ с нетерпением ждёт Моисея возле горы Синай, волнуется в ожидании заповедей. Появляется Моисей.
- Евреи! У меня для вас две новости, одна хорошая, другая - плохая. С какой начать?
- С хорошей.
- Удалось выторговать всего десять заповедей.
- Уф... - народ, с облегчением. - А плохая?
- Прелюбодеяние тоже вошло...
(Анекдот)



       Выехав за пределы Тель-Авива, мы сделали небольшую остановку у небольшого симпатичного комплекса с тем, чтобы слегка перекусить, попить кофейку  и... сбегать в туалет. И вообще, я понял одну важную вещь: в групповой экскурсии туалет занимает далеко не последнее место.

          Вскоре, рассевшись по своим местам в автобусе, мы двинулись по главной трассе, ведущей к столице еврейского государства - Иерусалиму. И как тут не вспомнить слова первого президента Израиля - Бен Гуриона - который сказал:
- Иерусалим сможет прожить без Израиля, а вот Израиль без Иерусалима...

       За окном автобуса нам предстал типичный холмистый ландшафт страны, переносящий современного туриста на пару тысяч лет назад. Холмы удивительным образом облеплены белоснежными домами, плавными "ступеньками-звеньями", ниспадающими к подножию. Всё радует глаз и располагает к умиротворенному созерцанию.

       Наконец, миновав пограничный пост, разделяющий палестинскую автономию от основной части Израиля, мы въезжаем в Вифлеем и наш автобус останавливается у сувенирного магазина. Не успев ступить из автобуса на землю, нас обступают арабы, непрестанно клокочущие что-то на своём и теребя перед нашими носами всевозможными сувенирами. Отделаться от них не так-то просто. Даже я, казалось бы умудренный опытом, чуть было не купился на довольно распространенную приманку: один из ушлых местных продавцов, проходя мимо, повесил мне на шею гирлянду из разноцветных камней,  снисходительно бросив на ходу, что это "презент".
      - Как?! - удивился я. - Бесплатно?!
      - Да-да! - поспешил успокоить меня араб.
      Однако, вскоре я убедился, что "бесплатного сыра" не бывает и моя радость преждевременна: едва я ступил на подножку автобуса, как мой "благотворитель" вырос словно из под земли, вымогая из меня 100 шекелей. Понятное дело, что я поспешил избавиться от такого "щедрого" подарка.
          Тем не менее, сувениры мы приобрели и - поскольку (условно, конечно), жена христианка, я мусульманин, а семья у нас, можно сказать, еврейская - сошлись на компромиссном варианте: выбрали несколько "дланей Фатимы" или иначе говоря "хамеш" (евр.), "хамса" (араб.).

     Затарившись сувенирами и подарками, мы отправились к храму Рождества Христова, который наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли.
     Первый храм над пещерой, которая почиталась верующими как место рождения Иисуса, был построен в 330-х гг. по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 г.
     Современное здание Храма Рождества Христова является единственным христианским храмом в Палестине, сохранившимся в целости с домусульманского периода.

          В Храме Рождества Христова имеется уникальная икона улыбающейся Божьей Матери. Иконография: Смоленская «Одигитрия» (Путеводительница). Икона была написана в России и подарена Храму Рождества Христова царицей Елизаветой, после её исцеления от тяжелой болезни.
      Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х гг. Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова.
      Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 г. в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—36 г. В целом вифлиемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.
В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 гг.), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:
Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. … Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.
      При завоевании города халифом Аль-Хакимом в 1009 г. базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа.

       В обеденный перерыв, нас повели в кафе-столовую-ресторан, расположенную недалеко от Храма Рождества Христова. Обед не впечатлил, несмотря на то, что "с носу" было содрано по 60 шекелей. Зато, порадовало другое: сбоку от стены, на некотором подиуме-возвышении, была разложена бедуинская одежда, которую можно было напялить на себя совершенно бесплатно, запечатлев, таким образом, свою физиономию на память. Что я и сделал, быстро расправившись с едой.

       Пообедав, мы вновь погрузились в автобус и отправились в Священный Иерусалим, расположенный совсем рядом от Вифлеема. Остановились неподалеку от Яффских ворот, откуда, собственно, и началась наша экскурсия по старому городу.
        Иерусалим является священным городом для трёх авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Он  располагается на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями в отрогах Иудейских гор, на высоте 650—840 м над уровнем моря, и является одним из древнейших городов мира. Первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. — Иудейского. В VI веке до н. э. город был завоёван Вавилоном, а затем перешёл под власть Персидской империи. С IV по II век до н. э. город последовательно принадлежал Македонской Империи, Египту, Государству Селевкидов. После еврейского восстания во II веке до н. э. на некоторое время было восстановлено Иудейское Царство, но уже в 6 году н. э. на месте него была провозглашена римская провинция Иудея.
            После распада Римской империи, Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099—1187 и 1229—1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев, затем был захвачен Египтом. С 1517 года по 1917 год находился в составе Османской империи, после чего перешёл под управление Великобритании.
      Святынями для евреев является Храмовая гора и западная стена Иерусалимского храма — Стена плача («Котель»); для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф), а для христиан всех конфессий — Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей, возведённых там, где ступала нога Иисуса.
      В иудаизме Иерусалим является самым святым городом. Согласно еврейской традиции это место, где Божественное присутствие наиболее полно проявляется в нашем мире. Наиболее святым местом в Иерусалиме является Храмовая гора. Здесь находится камень, с которого началось основание мира. Это место жертвоприношения Ицхака. Участок земли, где располагается Храмовая гора был приобретен царем Давидом. Здесь царь Давид установил жертвенник, а впоследствии его сын Соломон в 960 году до н. э. воздвиг Первый Храм, который был разрушен в 586 г. до н. э. царём Вавилона Навуходоносором. После завоевания Вавилона персами евреи вернулись из плена и построили Второй Храм, просуществовавший свыше 400 лет[комм. 3] и полностью перестроенный царём Иродом (34—7 гг. до н. э.). Иерусалимский храм, который был одним из самых великолепных сооружений своего времени, стал символом Иерусалима, олицетворением его мощи и величия. Величайшая еврейская святыня была полностью разрушена в 70 году римским полководцем (впоследствии императором) Титом. В еврейском священном писании Иерусалим упоминается 656 раз.

      В 638 году Иерусалим был завоеван мусульманами. В исламе данная гора связана с историей о ночном вознесении (мирадже) пророка Мухаммада. По преданию, он был разбужен и перенесен на волшебном животном к возвышенности на краю, описание в котором некоторые толкователи Корана видят Иерусалим. По их толкованию, над местоположением разрушенного иерусалимского Храма разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммада к трону Бога, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу (Гавриилу) не было дозволено вступить в запредельные области. Само место, на котором стоял Храм, было отмечено Абд-аль-Маликом Куполом Скалы, впоследствии приобретшем религиозное значение, как «женская» мечеть. Священным для мусульман местом на Храмовой горе ныне является Мечеть Аль-Акса.
     Согласно Библии, в Иерусалиме происходили многие события. В частности, главные из них — Распятие Христово на прилегающей к городу «Лобному месту» (Голгофе) и Воскресение Господне. В результате этого Иерусалим считается главным священным городом христиан.


      Храм Гроба Господня трижды полностью разрушался и восстанавливался заново.
      Первый храм над Гробом Господним был воздвигнут по повелению императора Константина Великого и его матери, царицы Елены. Он был разрушен в 614 году персидским царем Хосроем II.
      Под руководством инока Модеста (позднее патриарха иерусалимского), на средства императора Ираклия, и жены Хосроя, христианки Марии, было восстановлено все разрушенное (616—626 годы).
      В 1009 году халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов в городе и окрестностях. В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена базилика. Император Византийской Империи Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма в обмен на такие уступки, как открытие мечети в Константинополе.
      В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле и вновь объединили под одной кровлей все святые места, связанные с смертью и Воскресением Иисуса Христа. После, в Храме постоянно происходили строительные работы благодаря, которым он постоянно дополнялся.
      Существующее здание Храма Гроба Господня построено после опустошительного пожара 1808 года. Причина пожара осталась предметом спора различных христианских конфессий, обвинявших друг друга в захвате святыни.
      Прямо напротив входных дверей, на расстоянии нескольких шагов от них, на мраморном полу лежит «камень миропомазания», обозначающий место, где Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса. Камень этот выглядит как плита из бледно-розового мрамора.


      Храм Гроба Господня состоит из трех основных сооружений — храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения.
Над пещерой Гроба Господня располагается мраморная часовня - Кувуклия, вокруг которой стоит ротонда с куполом. Купол был возведен в 1860-х гг.
      Часовня перекрывает пещеру и разделена на две неравные части: первая, более обширная, называется приделом Ангела, а вторая, очень маленькая, — собственно пещера, где покоилось тело Христа. На лампады расположенные над Гробом Господнем ежегодно на Пасху сходит Благодатный Огонь (или с греческого Святой Свет).
      Вторая святыня храма Гроба Господня — Голгофа. Вход на нее устроен прямо из храма.
      Голгофский храм представляет собой небольшое, почти квадратное пространство размером 12х12 м, перекрытое невысоким сводом. Пол выложен мраморными мозаиками. Свет в храм попадает через единственное окно, выходящее на площадку перед храмом Гроба Господня.
      Разными частями храма владеют разные христианские конфессии: православная, католическая, армянская, коптская, сирийская и эфиопская. Чтобы не было каких-то недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье  Джуди, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусейбе. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.


НЕВЕРОЯТНОЕ  ЧУДО

        С благоговением переступаем порог храма Господня. Нашей группе повезло: нам предстоит войти вовнутрь самой часовни Кулуквии. Причем, посетить не только так называемый Приделе Ангела, но и собственно в самой пещере, то есть там, где покоилось тело Иисуса Христа до чудесного Воскресения.
         Толпа туристов медленно продвигается, с каждой минутой приближаясь к заветной цели. Даже не верится: неужели можно вот так вот, запросто, самолично прикоснуться к величайшей святыне. Стоит ли говорить о том, что испытывают паломники в такой момент. У входа в Кувуклию дежурит священник, который словно регулировщик, бойко руководит туристическим потоком, подгоняя экзальтированную толпу. Отобрав первые 8-10 человек, он энергично пропихивает их вовнутрь, постоянно подстёгивая и прикрикивая на тех, кто впереди:
         - Давай-давай! Проходи! Быстро-быстро!!
         И вот, наконец, мы почти у входа: ещё немного и... Волнение неописуемое. И вдруг, в этот торжественной тишине, кто-то из паломников... втихаря пускает "шептунчика", а по-просту говоря, откровенно пукает. Причем так мощно, что облако радиации в считанные секунды охватывает приличный радиус поражения. На какое-то мгновение, мне даже показалось, что у священника нарушилась координация действий.
        Вначале у супруги слегка задергался носик, принюхиваясь и как бы лихорадочно соображая - что сие могло бы значить? Ещё через пару секунд, её недоуменный взгляд останавливается на мне. Ясное дело, что я этот взгляд интерпретировал на свой лад: "Ну кто же ещё способен на такое святотатство?! Конечно - только отъявленный сарацин!" Тем не менее, стыдливо пряча свои глаза, я обернулся в надежде, вычислить шпиона по растерянным глазам виновника. Куда-а там... На меня смотрели такие святые и невинные лики, что если бы не убийственная вонь,  я бы ни на секунду не усомнился, что нахожусь среди ангелов и херувимов. В общем, стало ясно, что изобличить засранца - дохлое и безнадежное занятие.


       Тем временем, священник дал отмашку и очередная группка благочестивых паломников (в числе которых оказались и мы с Леной), с трепетом перешагнула порог часовни, очутившись в Приделе Ангела. Я только успел отметить большую икону слева и множество свечей, от которых исходил теплый свет. Остановиться и хорошенько разглядеть помещение не было никакой возможности: в спину то и дело подталкивали шедшие сзади, а постоянные покрикивания священника довершали этот психоз. Тем не менее, перед самым входом в пещеру, я уткнулся в спину своей супруги, которая как вкопанная, остановилась у самого порога. Как истинная кулютурная петербурженка, она сочла неуместным входить, пока небольшая семейка (из трех человек), шедшая впереди нас, хорошенько не помолится в спокойной обстановке и не совершит приличествуемый данному случаю положенный  обряд.
       Внезапно остановившийся поток людской толпы, заставил "регулировщика" встать в ступор. Его настолько ошарашило поведение моей жены, что он на пару секунд лишился дара речи. Однако, вскоре придя в себя, с силой впихнул нас в пещеру, автоматом "выдавив" оттуда "святую троицу". И не дав нам опомниться, через 2 - 3 секунды вытолкнул нас обратно. Лена успела лишь перекреститься, а я провел ладонью по мраморной плите, а затем сделал "омин".