К пониманию языка жизни

Николай Бородастов
Вступление

От практики запоминания всего и вся - лучший путь к
пониманию языка жизни. Сценка. Из недавнего опыта общения с младшеклассниками. Идут из школы двое, повстречал. Здороваемся. Спрашиваю -отвечают:  - Сколько уроков было? - Четыре. По каким предметам? -  Математика,...физкультура. -А еще? ... По чтению... - А что читали? -... Первую страницу. - Букваря? - Да... -ннет, мы  во втором классе! С облегчением убежали.

Инф по заглавной проблеме

1. Наиболее просто,   образно и понятно   старина российского  образования и творчества  показана в русской литературной классике. На примерах своих современников и предков Александр Пушкин вы-разил ее суть кратко: "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь"...  Учились главному – делу.  Но как.  Ныне  не о  том принято рассуждать – Российское образование  считается в числе лучших в мире, и все. В чем суть  эволюции –  исходная проблема развития образования.
  2. Идея. Россияне учили, учились  и обучаются  всякому делу в практике общим  методом "делай как я",   опираясь на природные дарования  человека в понимании языка жизни, ныне школа – для  развития  свойств и  заполнения  памяти знаниями, а  высокое само-образование – это  новый, перспективный путь скорого становления  личности квалифицированным человеком.
  3. В порядке обоснования этой идеи сначала цитата из  расска-за  "Поездка с другом" писателя Юрия Нагибина. Один из  друзей  героя  этого рассказа писатель  Долгунов.  Он "... не гнался за злободневностью,  пребывая в круге вечных тем: человек, природа, традиция и современность...  Язык жизни, считал Долгунов,  это не иностранный язык, который  надо изучать, он или дан тебе от природы, или не дастся никогда, как ни напрягайся.  Долгунов нес жизнь в себе, "в своем брюхе"  – любил он говорить, с настоящим и прошлым, с лесами, лугами, реками и озерами,  с медовым запахом старинных деревянных церквушек, криками журавлей, грибным духом, холодными телами окуней, вытягиваемых из ледяных лунок, с лирохвостыми косачами на весеннем току, жирными кряквами, чернетью и свиязями на осенних пролетах, с душистой орловской  речью, с преданностью немудреному  коренному русскому укладу".
   В продолжение  этого представления сути языка жизни  на-прашивается  уточнение. Главная задача    традиционного образования  состоит в том, чтобы расширить язык жизни  человека  лишь перечнями предметов  окружающей и мнимой действительности за счет   многих фундаментальных, общеобразовательных и специальных наук.  А  остальное, относящееся к творчеству,  люди  затем сами делают на основе  житейских наблюдений и опыта.  И вовсе не важно, что из множеств  запомненных  в школе предметов пригодится в жизни:  дело само покажет и проявит нужное.
     4. Из  русской художественной литературы  можно выудить многое из  "технологии" того,  как  разно  свое  природное понимание языка жизни ведет человека по просторам бытия.      В романе Толстого "Петр Первый" примеры из  жизни Москвы  и человека петровских времен.  Россия переживала кризис власти – законного царя  во власти не было,  временно правила страной царевна Софья.   Бунтовали бояре и стрельцы. Канцлер Василий Васильевич Голицын пояснял  гостю-иноземцу: "Нашего государства основа суть два сословия: кормящее и служивое, сиречь  – крестьянство и дворянство.  Оба сии сословия в великой  скудости обретаются, и оттого государству  никакой пользы  от них нет, ниже одно разорение.  Великим бы было счастьем оторвать  помещиков о крестьян, ибо помещик ныне, одной лишь корысти ради,  без пощады пожирает крепостного мужика, и крестьянин оттого худ, и помещик худ, и государство худо..." В перечислении нужных для этого дел канцлер  далее указывает: "Дворянских детей, недорослей, дабы изучали воинское дело,  надобно посылать в Польшу, во Францию и Швецию. Надобно завести академии и науки. Мы украсим себя искусствами. Населим трудолюбивым крестьянством пустыни наши. Дикий народ превратим в грамотеев, грязные шалаши в каменные палаты. Трусы сделаются храбрецами. Мы обогатим нищих... Мудрость воссияет над бедной страной".
5. Фактическая организация распространения обучения   людей  была и остается проста. Вот  в романе купец Федька  Заяц   вынужденно  (он был избит в толпе и немощен)  обучил двух малолетних бродяжек, Алексашку и Алешку, торговать  на улице с лотка пирогами с зайчатиной.  Алексашка первым "усек" суть торговли и подучил приятеля. И они два месяца на практике  вынужденно (от голода и холода) осваивали  новое для них дело. Случайно расторопный  в забавах Алексашка встретился   на берегу реки со сверстником – с царем Петром,  заинтересовал  его своими забавами, познакомились.  Алексашка научил царя кое-чему, например, продевать иголку с ниткой через щеку.  Энергичного, смекалистого  и  веселого Алексашку  юный  царь назначил  своим постельничим.  Царя  его штатный учитель и дядька  Никита Моисеев обучал   чтению и  арифметике, т.е. давал знания и умения по чтению и счету.  А при участии воеводы  Василия Головина  Петр стал  не шутя проходить военную науку в первом батальоне  своей потешной армии, названном Преображенским.  Очевидно, что в батальоне науку можно  лишь передавать "из рук в руки". Постельничий Алексашка  вместе с царем, будучи всегда с ним, учился бить на барабане, стрелять из мушкета, рубить саблей хворостину – здесь тот же метод, а уж если раздобыть что надо, то  тут Алексашке  не было  равного – он сам преобразовывал свои знания и умения в новые умения и знания, доступные для восприятия другими.  Его  за  те  способности царь произвел в денщики.  Так возрастал Александр Данилович Меньшиков,  сподвижник царя Петра, будущий генералиссимус. А его друг Алешка, поразивший царя своей барабанной ловкостью,   был назначен барабанщиком в первую роту. 
6. На этих примерах показано, как  самоуправление простого человека  личными свойствами  влияет на его судьбу.  А воевода Василий Голицын неудачно воевал крымского хана: войско его поиз-держалось без жалованья (в казне не было денег) и стало небоеспособным, а брат  его двоюродный,  князь Борис Голицын,  ругал  Василия: "Осрамил-де нас  перед Европой, не полки ему водить – сидеть в беседке, записывать в тетради счастливые мысли", ругал и срамил ближних бояр за то, что "брюхом думаете, глаза жиром заплыли, Россию ныне голыми руками ленивый только не возьмет..."   
7. В тот период царевна Софья, сестра царя Петра,   готовила за-хват власти, надеясь на  поддержку воеводы и его полков.  Но затею провалили сподвижники Петра.  Петр возмужал и окреп в  игровой деятельности с потешным полком.  Проект канцлера остался на бумаге.  Петр путем  жестоких репрессий усмирил  оба сословия. Он был крут нравом, любознателен, активен в освоении всего необходимого для его практики, не чурался ремесел заграничных мастеров,   он готовил страну к войне за выход к  Балтийскому морю. А народ перебивается с хлеба на квас,  нищих полна Москва,  разбойнички – и те с голоду пухнут. Иностранцы ждали ослабления Петра.   Но мятеж стрельцов был подавлен верными Петру полками, зачинщики  мятежа  были повешены сразу или после дознаний,  все  в той жизни совершалось умеючи, без особенных теорий и наук. По сути, каждый из   обоих сословий  россиян осваивал язык жизни на свой лад, в практике.  Среди упомянутых персонажей, видимо,  только  воевода Василий  Васильевич Голицын учился за границей.
А ныне высокое проблемное самообразование – это  новый, перспективный путь ускоренного становления  личности  квалифицированным  человеком.