Вступление
От практики запоминания всего и вся - лучший путь к
пониманию языка жизни. Сценка. Из недавнего опыта общения с младшеклассниками. Идут из школы двое, повстречал. Здороваемся. Спрашиваю -отвечают: - Сколько уроков было? - Четыре. По каким предметам? - Математика,...физкультура. -А еще? ... По чтению... - А что читали? -... Первую страницу. - Букваря? - Да... -ннет, мы во втором классе! С облегчением убежали.
Инф по заглавной проблеме
1. Наиболее просто, образно и понятно старина российского образования и творчества показана в русской литературной классике. На примерах своих современников и предков Александр Пушкин вы-разил ее суть кратко: "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь"... Учились главному – делу. Но как. Ныне не о том принято рассуждать – Российское образование считается в числе лучших в мире, и все. В чем суть эволюции – исходная проблема развития образования.
2. Идея. Россияне учили, учились и обучаются всякому делу в практике общим методом "делай как я", опираясь на природные дарования человека в понимании языка жизни, ныне школа – для развития свойств и заполнения памяти знаниями, а высокое само-образование – это новый, перспективный путь скорого становления личности квалифицированным человеком.
3. В порядке обоснования этой идеи сначала цитата из расска-за "Поездка с другом" писателя Юрия Нагибина. Один из друзей героя этого рассказа писатель Долгунов. Он "... не гнался за злободневностью, пребывая в круге вечных тем: человек, природа, традиция и современность... Язык жизни, считал Долгунов, это не иностранный язык, который надо изучать, он или дан тебе от природы, или не дастся никогда, как ни напрягайся. Долгунов нес жизнь в себе, "в своем брюхе" – любил он говорить, с настоящим и прошлым, с лесами, лугами, реками и озерами, с медовым запахом старинных деревянных церквушек, криками журавлей, грибным духом, холодными телами окуней, вытягиваемых из ледяных лунок, с лирохвостыми косачами на весеннем току, жирными кряквами, чернетью и свиязями на осенних пролетах, с душистой орловской речью, с преданностью немудреному коренному русскому укладу".
В продолжение этого представления сути языка жизни на-прашивается уточнение. Главная задача традиционного образования состоит в том, чтобы расширить язык жизни человека лишь перечнями предметов окружающей и мнимой действительности за счет многих фундаментальных, общеобразовательных и специальных наук. А остальное, относящееся к творчеству, люди затем сами делают на основе житейских наблюдений и опыта. И вовсе не важно, что из множеств запомненных в школе предметов пригодится в жизни: дело само покажет и проявит нужное.
4. Из русской художественной литературы можно выудить многое из "технологии" того, как разно свое природное понимание языка жизни ведет человека по просторам бытия. В романе Толстого "Петр Первый" примеры из жизни Москвы и человека петровских времен. Россия переживала кризис власти – законного царя во власти не было, временно правила страной царевна Софья. Бунтовали бояре и стрельцы. Канцлер Василий Васильевич Голицын пояснял гостю-иноземцу: "Нашего государства основа суть два сословия: кормящее и служивое, сиречь – крестьянство и дворянство. Оба сии сословия в великой скудости обретаются, и оттого государству никакой пользы от них нет, ниже одно разорение. Великим бы было счастьем оторвать помещиков о крестьян, ибо помещик ныне, одной лишь корысти ради, без пощады пожирает крепостного мужика, и крестьянин оттого худ, и помещик худ, и государство худо..." В перечислении нужных для этого дел канцлер далее указывает: "Дворянских детей, недорослей, дабы изучали воинское дело, надобно посылать в Польшу, во Францию и Швецию. Надобно завести академии и науки. Мы украсим себя искусствами. Населим трудолюбивым крестьянством пустыни наши. Дикий народ превратим в грамотеев, грязные шалаши в каменные палаты. Трусы сделаются храбрецами. Мы обогатим нищих... Мудрость воссияет над бедной страной".
5. Фактическая организация распространения обучения людей была и остается проста. Вот в романе купец Федька Заяц вынужденно (он был избит в толпе и немощен) обучил двух малолетних бродяжек, Алексашку и Алешку, торговать на улице с лотка пирогами с зайчатиной. Алексашка первым "усек" суть торговли и подучил приятеля. И они два месяца на практике вынужденно (от голода и холода) осваивали новое для них дело. Случайно расторопный в забавах Алексашка встретился на берегу реки со сверстником – с царем Петром, заинтересовал его своими забавами, познакомились. Алексашка научил царя кое-чему, например, продевать иголку с ниткой через щеку. Энергичного, смекалистого и веселого Алексашку юный царь назначил своим постельничим. Царя его штатный учитель и дядька Никита Моисеев обучал чтению и арифметике, т.е. давал знания и умения по чтению и счету. А при участии воеводы Василия Головина Петр стал не шутя проходить военную науку в первом батальоне своей потешной армии, названном Преображенским. Очевидно, что в батальоне науку можно лишь передавать "из рук в руки". Постельничий Алексашка вместе с царем, будучи всегда с ним, учился бить на барабане, стрелять из мушкета, рубить саблей хворостину – здесь тот же метод, а уж если раздобыть что надо, то тут Алексашке не было равного – он сам преобразовывал свои знания и умения в новые умения и знания, доступные для восприятия другими. Его за те способности царь произвел в денщики. Так возрастал Александр Данилович Меньшиков, сподвижник царя Петра, будущий генералиссимус. А его друг Алешка, поразивший царя своей барабанной ловкостью, был назначен барабанщиком в первую роту.
6. На этих примерах показано, как самоуправление простого человека личными свойствами влияет на его судьбу. А воевода Василий Голицын неудачно воевал крымского хана: войско его поиз-держалось без жалованья (в казне не было денег) и стало небоеспособным, а брат его двоюродный, князь Борис Голицын, ругал Василия: "Осрамил-де нас перед Европой, не полки ему водить – сидеть в беседке, записывать в тетради счастливые мысли", ругал и срамил ближних бояр за то, что "брюхом думаете, глаза жиром заплыли, Россию ныне голыми руками ленивый только не возьмет..."
7. В тот период царевна Софья, сестра царя Петра, готовила за-хват власти, надеясь на поддержку воеводы и его полков. Но затею провалили сподвижники Петра. Петр возмужал и окреп в игровой деятельности с потешным полком. Проект канцлера остался на бумаге. Петр путем жестоких репрессий усмирил оба сословия. Он был крут нравом, любознателен, активен в освоении всего необходимого для его практики, не чурался ремесел заграничных мастеров, он готовил страну к войне за выход к Балтийскому морю. А народ перебивается с хлеба на квас, нищих полна Москва, разбойнички – и те с голоду пухнут. Иностранцы ждали ослабления Петра. Но мятеж стрельцов был подавлен верными Петру полками, зачинщики мятежа были повешены сразу или после дознаний, все в той жизни совершалось умеючи, без особенных теорий и наук. По сути, каждый из обоих сословий россиян осваивал язык жизни на свой лад, в практике. Среди упомянутых персонажей, видимо, только воевода Василий Васильевич Голицын учился за границей.
А ныне высокое проблемное самообразование – это новый, перспективный путь ускоренного становления личности квалифицированным человеком.