40 оборотов, о влажности и немного о кварце

Арарат Пашаян
Образонность или образование по  сути, вещи разные. Человек может быть без образования, но быть очень образованным, или, как говорят, обладать природной мудростью.
В человеке в первую очередь я ценю вежливость, благодарность, умение мыслить и наличие природной мудрости. А самое главное в процессе мышления, я считаю, это «умение» сомневаться.
Наличие образования в наше время вообще потеряло всякую ценность и, к сожалению, никак не гарантирует и не предполагает наличие интеллекта.
Ко всяким же тестам для определения коэффициента интеллекта я отношусь очень скептически.
Кто хоть один раз взглянул на содержание этих тестов, тот поймёт, настолько они бредовые.
У меня имеются свои «методы» тестирования, которые позволяют сразу определить умение тестируемого сомневаться и/или анализировать факты и докапываться до их сути.
Моя профессиональная деятельность всегда преподносит мне забавные (хотя их можно трактовать как грустные и печальные) сюрпризы.
Выступая перед аудиторией, я практически без исключения ненавязчиво, в середине речи, или в конце (когда публика привыкает к моему нестандартному юмору), вдруг задаю слушателям на первый взгляд, глупый, вопрос, с очевидным ответом:
- Вы хорошо изучили содержание этикетки на бутылке водки?
Публика активизируется и раздается знакомая бравада:
- Ну, уж это мы хорошо знаем. А в чем вопрос? - заинтригованно спрашивает голос из аудитории.
- Что означает 40 % об.?
- Нашли, что спросить, конечно, обороты!- дружно кричат знатоки.
- А почему там и проценты указаны? Как сочетать обороты с процентами?
- Так это градусы,- практически стандартно так отвечают опрашиваемые.
- А что показывает этот градус?
- Содержание спирта в водке, - утвердительно отвечают «знатоки» водки.
- А причем тут обороты? - продолжаю тупить.
- Ну а как еще? Градус, значит обороты…
Так может долго продолжаться, пока я не открываю «страшную» тайну.
- Уважаемые «знатоки», «об.» сокращение от слова «объем». То есть в 100 миллилитрах водки содержится 40 миллилитров чистого спирта…
Однажды, в глубинке Тамбовской области на праздник Троицы, где я был «уважаемым» гостем, в состоянии хорошего подпития я начал разговор об оборотах. Тогда я еще не знал, что около 98% населения России уверены, что «об.» – это обороты, и саркастическим тоном сказал:
- Как же можно ходить по земле, спокойно спать, есть, пить эту водку, чокаться, говорить тосты, философствовать при этом, но ни разу не задумываться или хотя бы сомневаться, что содержание спирта в водке не может быть определено каким-то числом оборотов. Это же граничит с шизофренией…
Меня спасло то, что я был мужем двоюродной сестры председателя Сельсовета этого селения и приехал в Россию на смотрины, чтобы родня моей жены посмотрела на «армянского зятя».
- Получается, что мы всю жизнь пьем этот самогон и его градусы это не его обороты?
По-видимому, жить с чувством «достоинства» (тогда было модно говорить «глубокого удовлетворения»), что каждый раз ты принимаешь вовнутрь 40 оборотов, нежели смириться с тем, что у тебя внутри гуляют 40 объемов спирта. Так много счастья не бывает…
Если бы это было единственным примером, я бы успокоил себя, что это «несчастное» совпадение первых букв слов обороты и объем.
К сожалению, есть еще более кощунственное «заблуждение" у населения, когда речь идет о таком определении, как «относительная влажность воздуха».
- Каждое утро, выходя из дома, мы слушаем прогноз погоды. И каждый раз, без исключения, прогноз завершается сообщением об относительной влажности воздуха, - обращаюсь я к аудитории при очередном тестировании мной среднего уровня знаний.
- Допустим, ведущая, улыбаясь (они при передаче прогноза погоды улыбаются шире) сообщает, что в настоящее время в нашем городе относительная влажность воздуха 98%, - продолжаю я.
- Что имеется в виду?- после некоторой паузы, для сохранения интриги, загадочно спрашиваю я.
- Содержание влаги в воздухе, - удивленно и слегка обиженно, что я задаю такой глупый вопрос, отвечают мои слушатели.
- Значит, Вы собираетесь выходить на улицу без особого снаряжения, ну хотя бы акваланга и беспечно собираетесь открыть дверь своей машины, сесть в нее и ехать на работу, несмотря на то, что на улице сплошная вода?
- А как иначе? - практически с обидой спрашивают мои слушатели.
- А Вы обратили внимание, что это относительная влажность?
- Ну и что? - продолжают капризничать зрители.
Дай Бог, найдется сомневающийся, который робко и тихо пробурчит:
- Действительно, этого не может быть.
- А что же это значит? – наконец, переходя на раздраженный крик, требуют разъяснения мои зрители.
- Относительная влажность, этот отношение истинного содержания водяного пара (влаги) к максимально возможному содержанию паров воды в воздухе при данной температуре…
- Как Вы думаете, что имеет в виду врач,  когда с целью ускорения лечения воспалительного процесса в носоглотке ребенка назначает ему кварц, говоря: «Вам надо принимать несколько сеансов кварца».
Вся беда в том, что (я не сомневаюсь в этом) наши «врачи» сами уверены, что ультрафиолетовые лучи для обеззараживания или уничтожения микробов и бацилл вкратце называются «кварц».
На самом деле при работе с ультрафиолетовыми лучами применяют кварцевую оптику. И всё.
Как может мать со своим ребенком гордо выходить из поликлиники и рассказывать знакомым, что ее ребенку назначили кварцевание или, что еще хуже, отправили на кварц? Ведь кварц-это чистый оксид кремния, иначе говоря, очищенный речной песок.
И что же получается? Массовый психоз, общенародная неграмотность или всеобщая безалаберность (больше подходит пофигизм)?
Еще неизвестен ни один прецедент, когда родитель возмущался бы  таким кварцевым назначением, побыв у такого «мудрого» врача.
…Мне трудно представить перспективу страны, где подавляющая часть её населения спокойно существует со своими ежедневными проблемами, подчиняясь своим инстинктам, и никогда не задается вопросом, а тем более не удивляется: - причем тут обороты? Или, как можно спокойно выходить на улицу и планировать день, если передают по радио, что (в пределах Вашего понимания), на улице в воздухе 98% воды? Или как можно ребенку назначить кварцевание?
Думаю, здесь как раз имеет место симбиоз отсутствия образования и образованности.
Понимаю, что мне, возможно, придется потом сожалеть о том, что я опубликовал материал с таким содержанием.
Уверяю Вас, ничего личного. Я просто решил поделиться моими наблюдениями и опасениями за будущее нашей страны.
Мне страшно представить, что мои внуки будут жить в стране, где узловые позиции управления будут занимать люди, которые будут уверены, что в водке содержится 40 оборотов спирта, а на улице сплошная вода и, тем не менее, могут по ней спокойно гулять…
У меня не остается другого выбора, как стать известным (знаменитым) прозаиком, чтобы мои произведения распространялись примерно так же, как у Донцовой или Устиновой (не думайте, что они мои кумиры).
Я вообще не знаю даже, о чем они пишут. Но знаю, что у них много читателей…
Ничего личного.
За державу обидно…

07.09.2013
г. Брянск

P.S. Моя соседка по Еревану, которая ныне проживает в США, прочитав этот материал (назовем эту аналитическую прозу), отозвалась таким образом:
- Да, представляю, в какой бы ужас Вас повергли некоторые факты всяческого отсутствия какого бы то ни было присутствия элементарных знаний в головах среднестатистических американцев, в частности - студентов вузов.
Недавно один из студентов, которому я помогала зарегистрироваться на первый семестр (обычный выпускник обычной американской средней школы, владелец аттестата зрелости, ныне первокурсник), задал мне вопрос, который меня  поверг в пятисекундный ступор (больше времени не было - нужно было быстро среагировать, и адекватно). Приведу Вам наш коротенький диалог:
- Вы можете записаться на курс по метеорологии, если хотите.
-Метеорология? Это что такое? Наука о метеорах?
Тут я сдержалась, чтоб не поперхнуться, хотя это стоило мне немалых усилий. Мне пришлось максимально упростить и объяснить попримитивнее.
- Нет, метеорология - это наука о погоде.
Если б я сказала, что метеорология - это наука о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физических процессах, и что она только частично занимается моделированием прогноза погоды, климата, исследованием атмосферы с помощью радаров, спутников и т.п., у нас бы получилось - чем дальше в лес, тем больше дров. Посему - я углубляться не стала и просто сказала про погоду. Мой ответ был радостно принят, и студент на курс пошел. Как он и что он там поймет, провалит или сдаст сессию, вопрос уже другой.  И это только один маленький пример. Я не буду приводить другие примеры всеобщего среднестатистического американского невежества, как простых обывателей, так и той части публики, которая, по идее, считается образованной (профессуры вузов, юристов, врачей и пр.), т.к. это будет очень неприглядно.
Поверьте, то, с чем сталкиваетесь Вы - это не смертельно. В самой мощной стране мира уровень дремучести ее граждан гораздо угрожающий и безнадежный. И не только в вопросах метеорологии, но и в гораздо более простых вещах…

Прочитав это письмо, я сразу не смог определиться, как мне быть? Радоваться, потому что не только в России так плохи дела с образованностью, или огорчаться от осознания, что это проблема глобальнее и охватывает всю Планету Земля. В любом случае, хоть моя соседка по Еревану и хотела меня утешить (большое тебе спасибо, дорогая Ашхен!), но мне стало совсем плохо.
Теперь не только за державу обидно…