Этюд 4. Бетховен

Виктор Зейский
   Выглянул в окно без серьёзных  побудительных мотивов. Просто, чтобы глаза отдохнули.
   Ближе к дому напротив, возле кустарника, околачиваются пацаны, человек десять. Возраст где-то от десяти до  тринадцати лет. Обыкновенная шпана, от которой можно ожидать что угодно. Вон двое затеяли фехтование на палках. Одному досталось палкой по кисти руки. Он согнулся, покряхтел. На этом представление закончилось. Вот двое, пинавшие друг другу консервную банку, передумали и сделали её мишенью для камней. К ним присоединилось ещё трое. Вот один, по виду самый старший,  дал другому пендаля по бедру. Тот ответить не решился, но и молча переносить «жест» неуважения, не стал. Возникла перебранка.
   Одним словом, ничего особенного на «дворе» не происходило: всё было, как всегда. Я ещё подумал: бедные дети! Ни одной игры, распространённой в наше время (конец 40-х начало 50-х годов) не дошло до нынешнего  поколения детворы: городки, «чижик», лапта, «выжигалки», «кошки-мышки», элементарная «догонялка» и борьба. О правилах борьбы каждый раз договаривались заново: ноги захватывать или нет.

    Подъехала какая-то чёрная иномарка и остановилась возле нашего здания. Из её салона несётся на «всю катушку» ритмическая, но «пресная» США-ская музыка. «Господи, да как она ещё не осточертела кому-то!».

    А у меня в комнате в это время тихо играла для настроения классическая музыка, записанная на ПК.
    Я поставил выносные динамики на подоконник и тоже включил на полную мощность. Как раз прозвучали последние аккорды  моего самого любимого «Концерта для скрипки» Вивальди (когда-то, ещё в студенческие годы купил уценённую, за 5 копеек, пластинку с этим концертом; если бы тогда я этого не сделал, то не знал бы, что существует такой шедевр, ибо никогда, нигде я его не слышал; даже вездесущий Интернет не имеет его в своём багаже;  более знамениты «Времена года» Вивальди,  но для меня «Концерт…» дороже).

   Следующий  номер - «Симфония №5» Бетховена. Пространство между двумя пятиэтажками заполнили мощные аккорды оркестра. Шпанцы замерли. Старший из них, воскликнув элементарное «Оооо!», стоял, разинув рот.
   Неподвижная стадия их изумления длилась несколько секунд. Затем они дружно двинулись по направлению к моему окну.

   Признаться, от них я этого не ожидал! Если бы кто и среагировал  на классическую музыку, то, как я полагал, должны были женщины среднего возраста. Но их не было и своё предположение я проверить не мог. Прошли две бабули и мужчина, но для них эта музыка, как для коровы «ку-ка-ре-ку!»

 Обыкновенная шпана, не знающая чем заняться, от которой в любую минуту можно ожидать  чего угодно, вплоть до криминальной шалости и вдруг в них шевельнулось что-то от высокой материи!
 
    Судя по тому, что для обучения музыке набирают детей чуть ли ни с детского сада, наблюдаемые мною дети уже перешли черту, отделяющую мир творения музыки от мира наслаждения ею. Но и последнее для них подобно «уходящему поезду». Ещё есть возможность заскочить в последний вагон, но они не знают, а потому и не попытаются вскочить в него. К такому выводу я пришёл, когда с огорчением увидел, что не простояв и минуты, они ушли. А пока они стояли я мысленно обещал им: «Детишки! Сейчас вы послушаете  «Симфонию №40» Моцарта, «Вторую сюиту для флейты» Баха, «Венгерскую рапсодию» Листа, сонаты Бетховена №14, №17, №23, «вещи» Чайковского из «Щелкунчика» и ещё ряд творений музыкальных гениев.
 Детишки! Вы не слышали «Полонез Огинского», «Рондо-капричиозо» Сен-Санса.
 Конечно, я не думал проигрывать им полностью указанные произведения, а только сливки с них по 2 – 3 минуты.
 
    Однако, они ушли.

   Но один, похоже, самый младший, вернулся! «Малыш, слушай, для тебя специально две части  из сюиты Баха. Каждая часть длится всего минутку с небольшим».

     Он стоял.
 
    К нему подошёл друг, стал тянуть за рукав, но малыш устоял, а вместе с ним прослушал музыку и этот друг.

   Пока я включал «Сонату №17», друг сломил сопротивление моего слушателя и потащил.
 
    Полились звуки фортепьяно.  Малыш заупрямился, было, и стал вырывать руку, но более сильный друг или брат, увлёк его за собою.