Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?
Вечные вопросы и насущные проблемы России:
Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?
Не дает ответа! Н. В. ГОГОЛЬ
Необходимо техническое редактирование!!!
Развитие России циклическое, на каждом переломе цикла – новые вопросы. Есть на Руси вопросы почти вечные, а ныне возникают проблемы, тоже почти неразрешимые, и вот в этих обстоятельствах вопросительных жить приходится нам столетиями, годами, еже-дневно. Нет ответа на давний вопрос от великого Н. В. Гоголя: «Русь, куда ж несешься ты?». Нет ответа и на более поздние вопросы от мыслителей-патриотов А. И. Герцена - «Кто виноват», вопрос от Н. Г. Чернышевского- «Что делать». Через свои романы российские писатели-классики обратились, естественно, к российскому обществу думающих людей, образованных в школах и университетах Х1Х и последующих веков. Были вопросы другие и от других, например, «С чего начать». А в декабре 2010 г. Президент России Д. А. Медведев в одном из публичных выступлений в СМИ поставил новый вопрос трудный, особенный , не для всех, и тоже, наверное, вечный: «Какой быть российской школе». Он поставлен для учителей современных российских школ, но он же давний и вечный, лишь теперь он конкретизирован для современности так, чтобы учителям его обдумать и представить ответом в 2011 году для практики второго десятилетия ХХ1 века. Его особенность – он задан «сверху» на прогнозирование будущего народом, это – небывалый случай, ;обычно прогнозирует кто-то из не-ведомого состава российских элит, и вот... Но ведь аналогична и даже более остра проблема в высшей школе! Не спроста один из обозревателей российского образования как-то сказал в «Российской газете» примерно так: «Пусть родители думают и заказывают, как обучать их детей». А большинство родителей против ЕГЭ. А общей программы и методики обучения думать ; нет! Потому об-разование ныне для большинства молодежи это регулярное посе-щение школы и отсидка скучных уроков, для родителей – способ контролируемого пребывания в обществе, а для старших поколений это вариант народного просвещения, слабо контролируемого по ре-зультатам, а обращение с образовательным заказом к народу ; это осознание властью малополезности всего того, чем была занята мыслящая Россия в предыдущих десятилетиях. В числе этого, в ча-стности:
Письмо каллиграфическое или безнажимное:
Ручки для письма перьевые или шариковые;
Письмо отрывное или безотрывное;
Состав школьного класса однополый или разнополый;
Одежда школьников форменная или произвольная;
Чтение текста произвольное или скоростное;
Экзамены ежегодные или после некоторых классов;
Средняя школа десятилетка или одиннадцатилетка»;
Прием в школу с семи или с шести лет;
Переход средней школы на одинадцатилетку;
Преобразование школ, техникумов и институтов, соответственно, в лицеи (гимназии), колледжи, университеты;
Стратегия развития «2020»;
Национальная программа «Образование» и другие;
Школы для одаренных детей;
Переход на двухуровневое высшее образование;
Объединение госуниверситетов региона в образовательно-производственные комплексы;
Конкурсы вузов по сути инновационных НИР;
Движение «Россия, вперед!»;
«Год учителя» в 2010 году;
Образовательные стандарты стабильные или ежегодно меняемые;
Увеличение числа научных предметов и учебных дисциплин;
Сокращение трудоемкости учебных дисциплин при увеличении их наукоемкости;
Предотвращение факторов ухудшения здоровья школьников;
Повышение успеваемости при отсутствии критериев качества обра-зования;
Повышение качества подготовки специалистов при отсутствии кри-териев качества и потребности в специалистах, и т.д.;
Безработица;
Перестройка и разгул коррупции – врага №1;
Неконкурентоспособность отечественных товаров и экономический кризис;
Упадок объемов и эффективности труда во всех сферах деятельно-сти;
Начало модернизация страны по всем сферам деятельности.
Эти инновации, методологически не обоснованные и методически не обеспеченные, но щедро оплаченные из бюджета, угасли или еще существуют формально, не влияя существенно на физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное и патриотическое здоро-вье молодежи. Русь прозябает, как обычно, в бедности, глухо осознавая новые угрозы и опасности. А вот бюрократическому, коррумпированному и ленивому чиновничеству много «приятней» работается в условиях правового нигилизма большинства людей, с людьми полуграмотными, робкими, пассивными, не знающими сути патриотизма и презирающими патриотов за их безрезультативность в действиях, за безнадежность и робость в противодействиях распущенности чиновничества. Оттого и развитого гражданского общества нет в стране. Но элитам для голосования на выборах во власть и такие люди и общество годны, поскольку демократия пока еще не совершенна.
В этих явно критических обстоятельствах, когда все меняется, но без изменений главного ; будто застойного «стиля» жизни России, но ведущего страну к обнищанию и коллапсу, надо обра-тить внимание вот что как главное: хронический порок школьного урока, вечного в школах всех типов. Отметим: он стабилен по форме, организационному содержанию и бесспорной неэффектив-ности. Он ; единая форма, принцип и мера дробного народного просвещения, он охватывает поочередно все на свете, и потому он имитирует начальное, среднее, высшее и всякое промежуточное об-разование. При этом на свете все по отдельности предметы – это как дробинки для запоминания, из которых не склеить целостное знание для перехода к умениям эффективно мыслить и плодотворно трудиться, потому что чем, зачем и как «склеивать» – всех не обу-чают. Потому нет сомнений, типовой школьный урок это «генератор» середняков, т.е. людей полуграмотных, полуспособных, полудеятельных, т.е. не дураков, но середняков верных. Такому уроку требуется замена – и чем быстрей, тем лучше, чтобы в обществе возвышать середняков в людей талантливых, людей одаренных в – в людей выдающихся, молодежь проблемную ; в середняков. И уж тогда возвышать кадровый состав нации, учитывая свойства людей для избежания горе-руководителей.
Этот авторский вывод подтверждают множественные факты из многого того, что всем понятно: полудурок всегда не способен признать себя дураком, но всегда готов стать руководителем чего бы на «средних этажах» бытия – это же с перспективами на возвы-шение, или на «упасть», но не больно; много реже горе-руководителями стараются быть выпускники-отличники, они осоз-нают свои «полуумелости» и стремятся прежде к самообразованию; но самообразование налаживают тоже полуумельцы, потому оно и не стало налаженным; а потому квалифицированным человеком личность становится к старости, когда «пыл угас» и «прыть с одышкой».
Из этого анализа уже следует многое. Можно уточнить из-вестный первичный ответ на тот вечный вопрос от Герцена «Кто виноват?»: нет, не дураки и дороги виноваты, как многие полагали ранее и полагают ныне, а полудурки. Они, только они!, и это вполне естественно, поскольку каждый из таких сначала стажер, он готов руководить кое-как делами «длиной в один метр», а фактически ему при любом «чине» приходится охватывать вниманием «плохие дороги» и комплексы других проблем - «по площадям», а это даже опытным не всегда посильно, а охватывать то надо умом - думать системно по проблемам, а не отрывочно по предмету тому или этому. Но нет навыков и опыта ведь не учили, не учились и не учимся этому - нет этой потребности в нашем «хмуром» обществе! Вот и школьному уроку помогать незачем, нечем и некому! А ведь за ним, на его неэффективности – вся Русь-матушка строится!
Общий вывод: Пока в России дробное просвещение по предме-там школьным и иным отдельным предметам окружающего мира действует в едином формате урока, то это не образование, а ими-тация, кому-то выгодная, а это много хуже, чем дробное питание, которым ныне отвлекают людей от насущной потребности проблемного образования и самообразования, прозрачных по целям, методам, критериям оценки и результатам, и обо всем этом надо ду-мать не только учителям школ, но каждому из нас, каждому, кто способен думать.
Из этого главного вывода «просвечиваются» три практиче-ски важных вопроса в дополнение к тем вопросам, классическим.
Как можно мотивировать думать умеючи?
Кому предстоит мотивировать народ думать умело?
Что делать, чтобы думать и мотивировать думать других?
Все эти вопросы упрощаются в решениях, если начать думать о главном: Доколь же ползти тебе, Русь, по дорогам народного просвещения в скудном свете застарелых традиций школьного урока?!
Эти вопросы разрешимы, если прежде осознать, что Русский мир спасет не смиренная любовь к ближнему, как проповедуют церковники, не Красота, как говорил один из классиков литературы, и не та Красота, которая оснащена кулаками, как уточняли мыслители современные. Русский мир, Россию спасет только труд, усердный, слаженный труд всех нас во благо Красоты России. Он, труд во благо Красоты Руси - незаменимый и неизменный повод думать с любовью о Родине-матери, побуждающей к осознанию и проявлению в любви и труде истинного патриотизма человека, патриотизма общества и патриотизма государства. А осознав это, надо признать, что в школе на уроках по стандартным программам очень мало думают о России, там всегда дробят мир на учебные частички и проходят их безрадостно и бесследно для души. Только представишь, что в стране по единому стандарту во всех школах дети всех классов (одного порядка) освоили одновременно тему «суффикс» в слове. Кому после этого придет в голову мысль поделиться успехом с коллегами, да его же все прошли. И что важно -такое образование люди многие пропагандируют и теперь лучшим в мире. Потому очень велика вероятность того, что за такую «инициативу» общения инициатора изменений в школе отвергнут с воспитательной целью и от скуки. Из этого частного предположения можно дойти до многих фактических примеров детского «творчества» от скуки, порождаемой ложной любовью к традициям школьного урока, стирающего авторитет учащихся, учителей, школы и всего российского образования. Но это не принято обсуждать.
Много это или мало?
Известно, не дожидаясь могущества, расцвета, возвышения Красоты и светлого будущего Руси, многие из соотечественников уже уехали из страны, а еще больше тех, кто мечтает «слинять». От таких «линялых» душой и сейчас мало толку, а их вред как ду-ховно-нравственной заразы велик. Народ теряет веру в свои силы и бдительность, утрачивает потребность думать конструктивно, и то-гда некоторые уже лениво не думает о том, как стране сохранить территориальную целостность, чтобы нам, веками свободным лю-дям российской нации, не оказаться впредь изгоями-аборигенами в когда-то родных местах, районах, регионах Отечества. В совре-менных условиях обострения межгосударственной конкуренции эти опасности не иллюзорны, они вполне реальны, им способству-ют угрозы внутригосударственные от национализма, сепаратизма, бандитизма и коррупции, которую Президент РФ назвал враг №1.
При таких чрезвычайно обостряющих обстоятельствах уместно вспомнить и понять, почему и как русичи столетиями славили свою Родину, сохраняли свой гражданский патрио-тизм, и как нам надлежит применить с честью память о них.
Известно, историческое развитие России циклическое. Самый длительный цикл в 200 лет по главным преобразованиям страны. Главное действующее лицо преобразований – народ, это кадры, а направление и эффективность деятельности народа определяется эффективностью народного образования, оно определяет интеллект, трудовые, духовные и патриотические задатки нации. С ними дела обстоят пока плохо, и это «очень» не безопасно.
Ныне уместно действовать особенно усердно по вопросу «Как можно процесс эволюции страны возвысить над тревожными ожиданиями переломного по потребностям, опасностям, возможностям и профилактическим действиям. Действительно, в 13-м веке Москва была княжеством, а вначале 15 она великое княжество. В минувшем 200-летнем промежутке лет страна пребывала в едином формате Российского централизованного государства с последовательными царско-императорско-вождистско-демократическим режимами правления разными, но неизменными по сути государственных дел: государство управляет развитием страны, народ составляет силы труда и армию для войны и резервы их, а победы, достигнутые действующей ли властью, или при смене власти в войне 1812 г., в революциях 1905 и 1917 г., в гражданской войне 1918 г., в Отечественной войне 1941-1945 г.г. и в революции 2000 г., российский народ относит на свой счет ; в актив своего патриотизма. Причина – уж больно мно-го было сделано недоброго властьимущими и прочими руководителями, что выявлено было прежде и ныне в ходе «Суда истории» на ТВ-5. В частности, при всякой власти было принято, что прогнозы и стратегии на ближайшую и отдаленные перспективы страны могут иметь лишь элитарное происхождение, закрытое от народа. Ныне, в конце первой десятилетки ХХ1 века, в системе безопасности страны складываются особые, весьма тревожные обстоятельства по уровню внешних потенциальных угроз от соседей и дальних сил, по уровню внутренних текущих напряженностей и по негативной оценке элитами и народом настоящего положения дел во всех сферах и отраслях народного хозяйства и итогов прошлых лет. А часть эли-ты российской нации наиболее коррумпирована и не способна отражать истинные интересы страны, уро-вень коррумпированности общества и государства так возрос, что коррупция признана ныне как враг №1. Борьба с ним репрессивными методами ведется, но до победы далеко. Не спроста Президент РФ посчитал необходимым обратиться за прогнозом по модернизации образования к учительскому корпусу России, к авангарду интеллигенции. Никто лучше учителей не знает состояния дел в образовании и в практике идеологической борьбы с коррупцией. Ее эффективность низка и неизбежно снижается по трем причинам: 1) фактическое единение в формате «Триада» трех взаимосвязанных пороков человека – коррупция, бюрократизм и воризм, они же, эти пороки человека, имеют общие корни в алчности человека как животного, естественно стремящегося к выживанию при минимуме труда; 2) российская школа не имеет методов, сил и средств для успешной борьбы с Триадой потому, что учебный процесс жестко регламентирован образовательными стандартами, а в уроках нет места для развития Антитриады; в России у молодежи нет иного пути выхода к Антитриаде, а воспитывает народ телевизор как мощнейшее средство пропаганды красот жизни «не по средствам». Как следствие значительная часть народа нездорова по физическим, интеллектуальным, духовно-нравственным и патриотическим характеристикам, а развитого гражданского общества не существует в качестве действенного противовеса произволу государственных чиновников и прочих бюрократов и конторских ленивцев, а чиновникам нет в нем потребности как в факторе, ограничивающем их бюрократический произвол в условиях правового нигилизма народа.
Эти обстоятельства предопределяют поиски заданного решения как многопланового и многовариантного, способного раскрыть новую суть школы с программой автономной, но и единой по государственным целям, задачам, пути, формам организации ключевых деятельностей, соответствующих закону об образо-вании и нормам по стандартизации образования. Фактически, поставленная проблема нацелена на возвышение качества школы как образовательной системы, бывшей ранее и долго вне критики. Как эти мыслимые сочетании намерения возможны в практике – в этом инновационная суть требуемой идеи и суть трудностей проблемы от Президента РФ.
Потому стране необходима государственная сеть новых, особенных институтов образования под названием «Дом учителя» в качестве центров единения всех сил для оптимизации школ народного образования. Для замены урока другой основной формой
организации учебного процесса.
Ничто не вечно
Череда упомянутых выше почти вечных вопросов свидетельствует о знании на Руси тех ключевых проблем, по которым мысль людская работает, об осознании потребности более эффективного мыслительного труда россиян во втором десятилетии ХХ1 века и, следовательно, о признании бесполезности кое-чего из того, чем была занята мыслящая Россия в предыдущем десятилетии. В частности:
Национальная программа «Образование»;
Движение «Россия, вперед!»;
«Год учителя» в 2010 году;
Начата модернизация страны по всем сферам деятель-ности.
Замечание. По перечисленным направлениям прогно-зировали деятельности элиты мыслящей России, не названные, как обычно. А в конце 2010 г. Президент Д. А. Медведев поставил перед учителями школ для разрешения в 2011 году проблему для прогнозирова-ния: «Какой должна быть российская школа в после-дующие 5-10 лет». Поставлена в расчете на личные фантазии и инициативы тех, кто лучше всего знает состояние дел в образовании, понимает модернизацию как оптимизацию программы развития каждой школы, и осознает жесткость критериев простых и внятных: иначе России не выжить.
А потому ; думать надо усердно.
Думать надо.
В этих критических обстоятельствах российским учителям предстоит неизбежно ответить на те «вечные» вопросы, чтобы верно спрогнозировать школу будущего. А сделать это можно исходя из следующих главных принципов бытия.
Думать надо.
Ничто не вечно под луной.
Все пройдет, трудные вопросы будут разрешены и переведены на более высокие уровни осознания и реализации.
И опять и еще думать.Усердно.
О чем думать
Великие мыслители-патриоты полагали, что в практике возвышающей эволюции страны наиболее успешны в действиях патриоты, а патриотами бывают те, кто о России думает заботливо, а человек может думать так хорошо и неустанно, если любит Россию всей душой как Родину-мать. Но вот случилось, что к концу ХХ века сильно «упали» интересы многих россиян к классической литературе, к чтению и образованию, к мышлению, патриотизму и созидательному труду ради возвышающей эволюции России.