Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?

Николай Бородастов

 Вечные вопросы и насущные проблемы России:

Русь, куда  ж несешься ты, дай ответ?
Не дает ответа! Н. В. ГОГОЛЬ


Необходимо техническое редактирование!!!

Развитие России циклическое, на каждом переломе цикла – новые вопросы. Есть на Руси вопросы  почти вечные,  а ныне возникают проблемы, тоже почти неразрешимые, и вот в этих обстоятельствах вопросительных жить приходится нам  столетиями, годами, еже-дневно.  Нет  ответа   на  давний вопрос   от  великого Н. В. Гоголя: «Русь, куда  ж несешься ты?».  Нет ответа и на   более поздние вопросы  от   мыслителей-патриотов А. И. Герцена - «Кто виноват», вопрос  от Н. Г. Чернышевского- «Что делать».  Через   свои романы   российские писатели-классики обратились, естественно,  к российскому обществу думающих людей, образованных в школах  и университетах Х1Х  и последующих веков.  Были  вопросы другие и от других, например, «С  чего начать». А в декабре 2010 г. Президент России Д. А. Медведев  в  одном из  публичных выступлений в СМИ поставил   новый вопрос   трудный,  особенный , не для всех, и тоже, наверное, вечный:  «Какой быть российской школе».  Он  поставлен для   учителей  современных российских школ, но он  же давний и вечный, лишь теперь он конкретизирован для современности так, чтобы учителям  его обдумать и  представить ответом в  2011 году для  практики второго десятилетия ХХ1 века.  Его особенность – он  задан «сверху»  на прогнозирование будущего народом, это – небывалый случай, ;обычно прогнозирует кто-то из  не-ведомого состава  российских элит, и вот... Но ведь аналогична  и даже более остра проблема в высшей школе! Не спроста один из  обозревателей российского образования  как-то сказал в «Российской газете» примерно так:   «Пусть родители думают и заказывают, как обучать их детей».  А  большинство родителей против ЕГЭ. А общей программы и методики   обучения думать  ; нет! Потому об-разование ныне   для большинства молодежи  это  регулярное посе-щение школы и  отсидка скучных уроков, для родителей – способ  контролируемого пребывания в обществе, а для старших поколений это вариант народного просвещения, слабо контролируемого по ре-зультатам, а обращение  с образовательным заказом к народу ; это осознание  властью малополезности  всего того, чем была занята  мыслящая Россия в предыдущих десятилетиях.  В числе этого, в ча-стности:
Письмо каллиграфическое или безнажимное:
Ручки для письма перьевые или шариковые;
Письмо отрывное или безотрывное;
Состав школьного класса однополый или разнополый;
Одежда школьников форменная или произвольная;
Чтение текста произвольное или скоростное;
Экзамены  ежегодные или после некоторых классов;
Средняя школа десятилетка или одиннадцатилетка»;
Прием в школу с семи или с шести лет;
Переход средней школы на одинадцатилетку;
Преобразование школ, техникумов и институтов, соответственно, в лицеи (гимназии), колледжи, университеты;
Стратегия  развития «2020»;
Национальная программа «Образование» и другие;
Школы для одаренных детей;
Переход на двухуровневое высшее образование;
Объединение госуниверситетов  региона в  образовательно-производственные комплексы;
Конкурсы вузов по сути инновационных НИР;
Движение «Россия, вперед!»;
 «Год учителя» в 2010 году;
Образовательные стандарты стабильные или ежегодно меняемые;
Увеличение числа  научных предметов и учебных дисциплин;
Сокращение трудоемкости учебных дисциплин при увеличении их наукоемкости;
Предотвращение факторов ухудшения здоровья школьников;
Повышение  успеваемости при отсутствии критериев качества обра-зования;
Повышение качества подготовки специалистов при отсутствии кри-териев качества и потребности в специалистах, и т.д.;
Безработица;
Перестройка и разгул коррупции – врага №1;
Неконкурентоспособность отечественных товаров и экономический кризис;
Упадок  объемов и эффективности труда во всех сферах деятельно-сти;
Начало модернизация страны по всем сферам деятельности.

 Эти инновации, методологически не обоснованные и  методически не обеспеченные, но щедро оплаченные из бюджета,  угасли или еще  существуют формально, не влияя существенно на физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное и патриотическое здоро-вье молодежи.  Русь прозябает, как обычно, в бедности,  глухо осознавая новые угрозы  и опасности. А вот бюрократическому, коррумпированному  и ленивому чиновничеству много  «приятней» работается в условиях правового нигилизма большинства людей,  с людьми полуграмотными,  робкими, пассивными,  не знающими сути патриотизма и презирающими  патриотов за их безрезультативность в действиях,  за безнадежность  и робость в противодействиях  распущенности чиновничества.  Оттого и развитого гражданского общества нет в стране. Но элитам для  голосования на выборах во власть и такие  люди и общество годны, поскольку демократия пока еще не совершенна.
В  этих  явно  критических обстоятельствах, когда все меняется, но без изменений  главного ; будто застойного  «стиля»  жизни России,  но ведущего  страну к  обнищанию и коллапсу, надо обра-тить внимание  вот что как главное: хронический порок  школьного урока, вечного в  школах   всех типов. Отметим: он  стабилен по форме, организационному содержанию и  бесспорной неэффектив-ности. Он  ; единая форма, принцип и мера дробного  народного просвещения, он охватывает  поочередно все на свете,  и потому он имитирует начальное, среднее, высшее  и всякое промежуточное об-разование.  При этом на свете все по отдельности  предметы – это  как дробинки для запоминания, из которых не склеить  целостное знание для перехода к умениям эффективно мыслить и  плодотворно трудиться,  потому что чем, зачем  и как «склеивать» – всех не обу-чают.  Потому   нет сомнений, типовой школьный урок  это «генератор» середняков, т.е. людей полуграмотных,  полуспособных, полудеятельных,  т.е.  не дураков, но  середняков верных. Такому уроку требуется замена –  и чем быстрей, тем лучше,  чтобы в обществе  возвышать  середняков в людей талантливых, людей одаренных в – в людей выдающихся, молодежь проблемную ; в середняков. И уж тогда возвышать кадровый состав нации, учитывая свойства людей для избежания горе-руководителей.
Этот  авторский вывод подтверждают множественные факты из  многого того, что всем понятно: полудурок  всегда не способен признать себя дураком, но  всегда готов стать руководителем чего бы на «средних этажах» бытия – это  же с перспективами на возвы-шение, или  на «упасть», но не больно; много реже горе-руководителями стараются быть  выпускники-отличники,  они осоз-нают свои «полуумелости» и стремятся прежде к самообразованию;  но самообразование налаживают тоже полуумельцы, потому оно  и не стало налаженным; а   потому квалифицированным человеком личность  становится к старости,  когда «пыл угас» и «прыть с одышкой».
        Из этого анализа  уже следует   многое. Можно уточнить  из-вестный первичный ответ на  тот вечный вопрос от Герцена  «Кто виноват?»:  нет, не дураки и дороги виноваты, как многие полагали ранее и полагают ныне, а полудурки.   Они,  только они!, и это вполне естественно, поскольку каждый из таких   сначала стажер, он  готов руководить  кое-как делами «длиной в один метр»,  а фактически  ему  при любом «чине» приходится  охватывать  вниманием «плохие дороги» и  комплексы других проблем  - «по площадям»,  а это даже опытным не всегда посильно, а  охватывать  то надо  умом - думать системно по проблемам, а не отрывочно по предмету тому или этому. Но  нет навыков и опыта  ведь не  учили, не учились и не учимся  этому - нет этой  потребности в нашем  «хмуром» обществе! Вот и школьному уроку помогать незачем, нечем и некому! А ведь за ним, на его неэффективности – вся Русь-матушка строится!
      Общий вывод:  Пока в  России дробное просвещение по предме-там школьным и иным  отдельным предметам окружающего мира действует в едином формате урока,  то это  не образование,  а ими-тация, кому-то выгодная, а это много хуже, чем дробное питание, которым ныне отвлекают людей от  насущной потребности проблемного образования и самообразования, прозрачных по целям, методам, критериям оценки и результатам, и обо всем этом надо ду-мать не только учителям школ, но каждому из нас, каждому, кто способен думать.

Из  этого главного вывода  «просвечиваются»  три   практиче-ски важных вопроса в дополнение к   тем вопросам, классическим.
Как  можно  мотивировать думать умеючи?
Кому   предстоит  мотивировать народ думать умело?
Что делать, чтобы думать и мотивировать думать  других?
Все  эти вопросы упрощаются в решениях, если   начать думать о главном:  Доколь же  ползти тебе, Русь, по  дорогам  народного просвещения в  скудном свете застарелых  традиций школьного урока?!
Эти вопросы разрешимы, если  прежде осознать, что  Русский мир спасет не смиренная любовь к ближнему, как  проповедуют церковники, не Красота, как говорил  один из  классиков литературы, и не  та Красота,   которая оснащена кулаками, как уточняли  мыслители современные. Русский мир,  Россию спасет  только  труд, усердный,  слаженный труд  всех  нас во благо Красоты России. Он, труд во благо Красоты Руси -  незаменимый и неизменный повод думать  с любовью о Родине-матери, побуждающей к осознанию и проявлению в любви и труде истинного патриотизма человека, патриотизма общества и  патриотизма государства. А  осознав это, надо признать, что в школе на уроках  по стандартным программам очень мало думают о России, там всегда дробят  мир на  учебные частички и проходят их  безрадостно и бесследно для души. Только представишь, что в стране по единому стандарту во всех школах дети всех классов (одного порядка) освоили одновременно тему «суффикс» в слове. Кому после этого придет в голову мысль поделиться успехом с коллегами, да его же все прошли. И что важно -такое образование люди многие пропагандируют и теперь лучшим в мире. Потому очень велика вероятность того, что за такую «инициативу» общения инициатора изменений в школе отвергнут   с  воспитательной целью и от скуки. Из этого  частного предположения можно дойти до  многих фактических примеров детского «творчества»  от скуки, порождаемой ложной любовью к традициям школьного урока, стирающего авторитет учащихся, учителей, школы и всего российского образования. Но это не принято обсуждать.
Много это или мало?
Известно, не дожидаясь могущества, расцвета,  возвышения Красоты и светлого будущего Руси, многие из соотечественников уже уехали из страны, а  еще больше тех, кто мечтает «слинять».  От таких «линялых» душой  и сейчас мало толку, а  их вред как   ду-ховно-нравственной заразы велик. Народ теряет   веру в свои силы и бдительность,  утрачивает потребность думать конструктивно,  и то-гда некоторые  уже  лениво  не думает о том,  как  стране сохранить территориальную целостность, чтобы  нам,  веками свободным лю-дям  российской нации, не оказаться впредь изгоями-аборигенами  в  когда-то  родных  местах,  районах, регионах Отечества. В совре-менных условиях обострения  межгосударственной конкуренции эти опасности не иллюзорны, они вполне реальны,  им способству-ют угрозы  внутригосударственные от  национализма, сепаратизма, бандитизма и коррупции,  которую Президент РФ  назвал враг №1.
При таких  чрезвычайно обостряющих обстоятельствах уместно вспомнить и понять, почему  и как русичи столетиями  славили свою Родину, сохраняли свой  гражданский патрио-тизм, и как нам надлежит применить  с честью память о них.
 Известно, историческое развитие России  циклическое. Самый длительный цикл  в 200 лет по главным преобразованиям страны.  Главное действующее лицо преобразований – народ, это кадры, а направление и эффективность деятельности народа  определяется эффективностью  народного образования, оно определяет интеллект, трудовые, духовные и патриотические  задатки нации. С ними дела обстоят пока плохо, и это  «очень» не безопасно.
         Ныне уместно  действовать особенно  усердно по  вопросу «Как  можно процесс эволюции страны  возвысить над тревожными  ожиданиями переломного по потребностям,  опасностям, возможностям и профилактическим действиям.  Действительно, в 13-м веке Москва была княжеством, а  вначале 15 она великое княжество.  В минувшем  200-летнем промежутке  лет страна пребывала в едином формате Российского централизованного государства  с  последовательными царско-императорско-вождистско-демократическим режимами правления разными, но неизменными по сути  государственных дел: государство управляет развитием страны, народ  составляет  силы труда и  армию для войны и резервы их, а победы,  достигнутые   действующей  ли властью,  или при смене власти в  войне 1812 г., в  революциях 1905 и 1917 г., в гражданской войне 1918 г., в Отечественной  войне 1941-1945 г.г. и в революции 2000 г.,  российский народ относит на  свой счет  ; в актив своего патриотизма.  Причина – уж больно мно-го было сделано недоброго властьимущими и прочими руководителями, что выявлено было прежде и ныне в ходе «Суда истории» на ТВ-5. В частности, при  всякой власти было принято, что прогнозы и стратегии на ближайшую и отдаленные перспективы  страны могут иметь лишь элитарное происхождение, закрытое от народа.     Ныне, в конце  первой десятилетки ХХ1 века, в системе  безопасности  страны складываются   особые, весьма тревожные обстоятельства по уровню внешних потенциальных угроз от соседей и дальних сил, по уровню внутренних  текущих напряженностей и по  негативной оценке  элитами  и народом настоящего положения дел  во всех сферах и отраслях  народного хозяйства и итогов прошлых лет. А часть эли-ты российской нации  наиболее коррумпирована и не способна отражать истинные интересы  страны, уро-вень коррумпированности общества и государства так возрос, что коррупция признана  ныне как враг №1. Борьба с ним  репрессивными методами ведется, но до победы далеко. Не спроста Президент РФ посчитал необходимым обратиться  за прогнозом по модернизации образования к учительскому корпусу России,  к авангарду интеллигенции. Никто лучше учителей не знает состояния дел в образовании и в практике  идеологической борьбы с коррупцией. Ее эффективность  низка и  неизбежно снижается   по  трем причинам: 1) фактическое единение в  формате «Триада»  трех  взаимосвязанных пороков человека – коррупция, бюрократизм и воризм, они же, эти пороки человека,  имеют общие корни в алчности человека как животного,  естественно стремящегося к  выживанию при минимуме труда; 2) российская школа не имеет  методов, сил и средств для успешной борьбы с Триадой потому, что  учебный процесс жестко  регламентирован  образовательными стандартами, а в уроках нет места для  развития Антитриады;  в России  у молодежи нет  иного пути выхода к Антитриаде,  а воспитывает народ телевизор как мощнейшее средство пропаганды  красот жизни «не по средствам». Как следствие значительная часть народа нездорова по физическим, интеллектуальным, духовно-нравственным и патриотическим   характеристикам,  а развитого гражданского общества  не существует  в качестве действенного противовеса произволу государственных чиновников и прочих бюрократов и конторских ленивцев,  а чиновникам нет  в нем потребности как в факторе, ограничивающем их  бюрократический  произвол  в условиях  правового нигилизма народа.
Эти обстоятельства предопределяют  поиски заданного решения  как многопланового и многовариантного,  способного  раскрыть  новую суть школы   с программой автономной,  но и  единой по  государственным целям, задачам, пути, формам организации  ключевых  деятельностей, соответствующих  закону  об образо-вании и  нормам по стандартизации образования.  Фактически,  поставленная проблема нацелена на возвышение качества школы как образовательной системы, бывшей ранее  и долго вне критики. Как эти  мыслимые сочетании намерения возможны в практике – в этом  инновационная суть  требуемой идеи  и суть трудностей проблемы от Президента РФ.
 Потому  стране необходима государственная  сеть новых, особенных институтов образования под названием «Дом учителя» в качестве центров единения  всех сил для оптимизации школ народного образования. Для замены урока другой основной формой
организации учебного процесса.


Ничто не вечно

Череда  упомянутых  выше почти вечных вопросов свидетельствует о  знании    на Руси тех  ключевых проблем, по которым  мысль людская работает, об осознании потребности более эффективного  мыслительного труда россиян  во втором десятилетии ХХ1 века и, следовательно, о признании бесполезности кое-чего из того, чем была занята  мыслящая Россия в предыдущем десятилетии.  В частности:
Национальная программа «Образование»;
Движение «Россия, вперед!»;
 «Год учителя» в 2010 году;
Начата модернизация страны по всем сферам деятель-ности.
Замечание. По перечисленным направлениям прогно-зировали деятельности элиты мыслящей России, не названные, как обычно. А   в конце 2010 г. Президент Д. А. Медведев  поставил перед учителями школ для разрешения в 2011 году  проблему для прогнозирова-ния: «Какой должна быть  российская школа в после-дующие 5-10 лет». Поставлена  в расчете на личные фантазии и инициативы тех, кто лучше  всего знает состояние дел в образовании, понимает  модернизацию как оптимизацию программы  развития каждой  школы,  и осознает жесткость  критериев простых и внятных: иначе России не выжить.
 А потому ; думать надо усердно.
Думать надо.

В этих критических обстоятельствах  российским учителям предстоит неизбежно  ответить на  те «вечные» вопросы, чтобы  верно спрогнозировать  школу будущего. А сделать это можно исходя из следующих главных принципов  бытия.
Думать надо.
Ничто не вечно под луной.
Все пройдет, трудные вопросы будут разрешены и переведены на более высокие уровни осознания и реализации.
И опять  и еще думать.Усердно.


 
 О  чем думать
Великие мыслители-патриоты полагали, что в  практике  возвышающей эволюции страны   наиболее успешны в  действиях патриоты, а патриотами  бывают те, кто о России думает заботливо,  а  человек может думать  так  хорошо и неустанно, если любит Россию всей душой как Родину-мать. Но  вот случилось, что  к   концу ХХ века  сильно «упали» интересы   многих россиян к классической литературе,  к чтению и образованию, к   мышлению, патриотизму и  созидательному труду ради возвышающей эволюции  России.