1911 год… Любовь Герасимовна Пыльцова, младшая дочь промышленника и мецената Герасима Ивановича Хлудова и наследница хлудовских миллионов, начинает строительство загородной усадьбы Любвино в Рузском районе. Она вышла замуж в 21 год за Николая Александровича Лукутина – московского купца второй гильдии, владельца известной и сегодня фабрики лакированных изделий из папье-маше и металла с росписью в селе Федоскино.
Прожив в счастливом браке 22 года, Любовь Герасимовна овдовела, но через 6 лет, в возрасте 49 лет, вышла замуж за присяжного поверенного Николая Михайловича Пыльцова. В свое время Николай Михайлович, выпускник юридического факультета Московского университета, помог Г.И. Хлудову выиграть серьезное дело в суде. Любовь Герасимовна старше мужа и, понимая быстротечность жизни, старается обуздать время.
Через три года после свадьбы осуществляется грандиозный проект – строительство усадьбы Любвино. Для этого Пыльцова приглашает знаменитого архитектора - А. Э. Эрихсона, известного своими работами в Москве в конце 19 - начале 20 века. Мы и сегодня в центре города можем видеть великолепие его сооружений и на Ильинке, и на Никольской, и на Кузнецком мосту, и на Тверской …
Любвино, одна из самых «молодых» усадеб Подмосковья, построена в стиле старинного русского классического дворянского гнезда конца 18 века.
Даже сегодня, когда смотришь на это здание, захватывает дух от восторга: кажется, белый лебедь распростерся на высоком лесистом берегу Москва–реки. После войны в 40-ые годы крылья здания были достроены вторым этажом, исказившим первоначальный замысел архитектора и утяжелившим вид сооружения.
Выступ в виде полуротонды в центре паркового фасада, завершенный куполом, предает изящество зданию со стороны реки. Со стороны парадного двора усадебный дом был выполнен в палладианском стиле*. Несколько модернизировав этот стиль, А. Э. Эрихсон в фасаде здания использовал элементы московского ампира: трехчастные композиции, полукруглые окна и ампирный лепной декор, не сохранившийся до наших дней. К сожалению, портик главного входа, с присущей ему колоннадой, в настоящее время не имеет первоначального вида.
Войдя в особняк, можно увидеть анфиладу комнат, некогда шикарно обставленных, отделкой которых занимались итальянские мастера, в том числе фирма Аксерио, известная по отделке Большого Ливадийского дворца в Крыму. Известный историк искусства, доктор искусствоведения М.В. Нащокина, ссылаясь на публикацию в издании «Столица и усадьба». Пг.,1915, №29, пишет: «Росписи дома копировали с живописной отделки ярославского театра Федора Волкова. Подстать им была и старинная стильная мебель, и собрания картин, бронзы и фарфора».
Тысячи рабочих были задействованы на строительстве усадьбы. Для оформления усадьбы скупались в России и Европе произведения искусства итальянских и французских мастеров - скульптуры, бюсты, бронзовые вазы и фарфор. Чтобы привести в надлежащий вид этот антиквариат, владельцы пригласили итальянских реставраторов.
Не удивительно такое стремление Любови Герасимовны к прекрасному: ее отец Герасим Иванович Хлудов был известным московским коллекционером живописи. Начал он с картин молодого начинающего Перова, купив в 1851 году его полотно «Приезд станового на следствие», а затем появились картины и Федотова, и Айвазовского и других художников.
Гостями у владельцев усадьбы были Ф. Шаляпин, художник К. Коровин и Пржевальские. Дочь Любови Герасимовны - Любовь Николаевна Лукутина была замужем за В.В. Пржевальским – племянником известного путешественника Н.М. Пржевальского.
Мне удалось пройти по первому этажу здания, гулко раздавались мои шаги в пустом помещении. В холле особняка на плафоне видна трудно различимая в темноте живопись, сохранились так же кое-где остатки декора на потолке. Говорят, кое-что из оформления интерьера здания можно увидеть в музее в Голицино.
Могли ли представить владельцы, что всего через несколько лет имение будет национализировано, а они после революции эмигрируют? Однако, имя владелицы останется запечатленным в названии усадьбы - Любвино.
До последнего времени в особняке располагалась детская лесная школа. Еще висит школьная стенная газета, которая проливает свет на историю усадьбы в советское время: «В1918 году в усадьбе был открыт детский дом для беспризорных детей имени В.В. Воровского, который в 1924 году преобразовали в санаторно-лесную школу № 5. В 1937-1940 годах в школе находились испанские дети, их навещала знаменитая Пассионария (Долорес Ибаррури) - генеральный секретарь коммунистической партии Испании».
Здание школы во время Великой Отечественной войны было почти полностью разрушено, но в 1944 году санаторно-лесная школа № 5 была вновь открыта для ослабленных детей.
Сегодня в громадном парке имения гуляют жители Тучкова, само же здание под надежной охраной продолжает разрушаться.
* В 2008 году сыну каменщика Андреа ди Падова по прозвищу Андреа Палладио исполнилось 500 лет. Его влияние на европейскую архитектуру беспрецедентно. Дворянские дома с колонами, и ампирные особнячки 19 века и неоклассика 20 века в России «вырастали» под влиянием культа этого итальянского архитектора. Не был свободен от этого и А.Э. Эрихсон.
Фотографии:
1.Усадебный дом со стороны парадного двора (Правое крыло и центральная часть).
2.Фасад усадьбы со стороны реки (Центральная часть).
3.Фрагмент декора на потолке в здании усадьбы.
2008 г.