Усадьба Любвино

Ирина Юлина
     1911 год… Любовь Герасимовна Пыльцова,  младшая дочь  промышленника и  мецената  Герасима Ивановича Хлудова и  наследница хлудовских миллионов, начинает строительство загородной усадьбы Любвино  в Рузском районе. Она вышла замуж в 21 год  за Николая Александровича  Лукутина –    московского купца второй гильдии,  владельца известной и сегодня  фабрики лакированных изделий из папье-маше и металла с росписью в селе Федоскино.
               
     Прожив в счастливом браке   22 года, Любовь Герасимовна овдовела,  но через 6 лет,   в возрасте 49 лет,   вышла  замуж  за присяжного поверенного Николая Михайловича Пыльцова. В свое время Николай Михайлович, выпускник юридического факультета  Московского университета,     помог    Г.И. Хлудову выиграть серьезное дело в суде.  Любовь Герасимовна старше мужа и, понимая быстротечность жизни,  старается обуздать время.

      Через три года после  свадьбы осуществляется    грандиозный проект – строительство усадьбы Любвино. Для этого Пыльцова приглашает  знаменитого архитектора  -               А. Э. Эрихсона, известного своими работами в Москве в конце 19 -  начале 20 века.  Мы и сегодня в центре  города можем видеть  великолепие его  сооружений и на Ильинке, и на Никольской, и  на Кузнецком мосту,  и  на Тверской …

     Любвино, одна из самых «молодых»  усадеб Подмосковья,  построена     в стиле старинного русского классического дворянского гнезда конца 18 века.
     Даже  сегодня, когда смотришь на это здание,  захватывает дух от восторга: кажется,  белый лебедь  распростерся  на высоком лесистом берегу Москва–реки. После войны в 40-ые годы крылья здания были достроены вторым этажом, исказившим первоначальный замысел  архитектора и  утяжелившим   вид сооружения.

    Выступ в виде полуротонды в центре паркового фасада, завершенный куполом,  предает изящество   зданию со стороны реки.    Со стороны парадного  двора   усадебный дом был выполнен     в  палладианском стиле*. Несколько модернизировав этот стиль,  А. Э. Эрихсон в фасаде здания использовал элементы московского ампира: трехчастные композиции, полукруглые окна и ампирный  лепной декор,  не сохранившийся до наших дней.        К сожалению, портик главного входа, с присущей ему колоннадой, в настоящее время  не имеет первоначального вида.

     Войдя в особняк, можно увидеть анфиладу комнат, некогда шикарно обставленных, отделкой которых занимались итальянские мастера, в том числе фирма Аксерио, известная по отделке Большого Ливадийского дворца в Крыму.  Известный историк искусства, доктор искусствоведения М.В. Нащокина, ссылаясь на   публикацию в издании «Столица и усадьба». Пг.,1915, №29, пишет: «Росписи дома копировали с живописной отделки ярославского театра Федора Волкова. Подстать им была и старинная стильная мебель, и собрания картин, бронзы и фарфора».
    Тысячи рабочих  были задействованы на  строительстве усадьбы. Для оформления  усадьбы скупались в  России и  Европе произведения искусства итальянских и французских  мастеров - скульптуры, бюсты,  бронзовые вазы и фарфор.  Чтобы привести в надлежащий вид этот антиквариат, владельцы пригласили  итальянских реставраторов.

    Не удивительно такое стремление Любови Герасимовны к прекрасному:   ее отец Герасим Иванович Хлудов был известным московским  коллекционером живописи. Начал  он с картин молодого начинающего Перова, купив в 1851 году его полотно «Приезд станового на следствие», а затем появились картины  и Федотова, и Айвазовского и других художников.

       Гостями у владельцев усадьбы были Ф. Шаляпин, художник К. Коровин  и Пржевальские.  Дочь Любови Герасимовны  - Любовь Николаевна Лукутина была замужем за В.В. Пржевальским – племянником известного путешественника Н.М. Пржевальского.

    Мне удалось пройти по первому этажу здания,    гулко раздавались мои  шаги в пустом помещении.  В  холле особняка  на плафоне   видна    трудно различимая в темноте живопись, сохранились так же кое-где     остатки декора на потолке.  Говорят, кое-что из оформления интерьера   здания     можно увидеть в  музее в Голицино.

    Могли ли представить владельцы, что всего через несколько лет имение будет национализировано, а они после революции эмигрируют? Однако, имя владелицы останется запечатленным  в названии усадьбы - Любвино.

    До последнего времени в особняке располагалась детская лесная школа. Еще висит школьная стенная газета,  которая проливает свет на историю усадьбы в советское время: «В1918 году в усадьбе был открыт детский дом для беспризорных детей имени В.В. Воровского, который в 1924 году преобразовали в санаторно-лесную школу № 5. В 1937-1940 годах в школе находились испанские дети, их навещала знаменитая Пассионария (Долорес Ибаррури) - генеральный секретарь коммунистической партии Испании».

     Здание школы во время Великой Отечественной войны было почти полностью разрушено, но в 1944 году санаторно-лесная школа  № 5 была вновь открыта для ослабленных детей.
    Сегодня в  громадном парке имения гуляют жители Тучкова, само же  здание  под надежной охраной продолжает разрушаться.


 * В 2008 году сыну каменщика Андреа ди Падова по прозвищу  Андреа Палладио исполнилось 500 лет. Его влияние на европейскую архитектуру беспрецедентно. Дворянские дома с колонами, и  ампирные особнячки 19 века и неоклассика 20 века  в России    «вырастали»  под    влиянием культа этого  итальянского архитектора. Не был свободен от этого и     А.Э. Эрихсон.

   Фотографии:
1.Усадебный дом со стороны парадного двора (Правое крыло и центральная часть).
2.Фасад усадьбы со стороны реки (Центральная часть).
3.Фрагмент декора на потолке в здании усадьбы.

                2008 г.