2. 067. Рабиндранат Тагор

Виорэль Ломов
2.067 Рабиндранат Тагор
(1861—1941)


Если песня умрет, то, как все, я по жизни пройду —
Безымянною каплей в потоке великой реки;
Буду, словно цветы, я выращивать песни в саду —
Пусть усталые люди заходят в мои цветники,
Пусть склоняются к ним, пусть срывают цветы на ходу,
Чтобы бросить их прочь, когда в пыль опадут лепестки.


Тагор написал более 3 000 песен. Одна из них, «Ты, Господь душ всех людей», стала национальным гимном Индии. Другая, «Моя Золотая Бенгалия» — гимном Народной Республики Бангладеш. Достаточно, чтобы остаться в памяти индийского народа. Но два гимна — всего лишь две капли в потоке великой поэзии кабигуру (поэта-учителя), классика мировой литературы.

Рабиндранат Тагор родился 7 мая 1861 г. в Калькутте в аристократической семье. Он был младшим из четырнадцати детей брахмана Махариши Дебендраната Тагора и Сарады Деви. Отец поэта, прозванный за свою ученость «великим мудрецом», отстаивал культурную самостоятельность индийцев, боролся с преклонением перед всем западным.

Первоначальное образование мальчик получил дома, проявив большой интерес к музыке, живописи и сценическому искусству; с восьми лет начал писать стихи. Путешествовал с отцом по северу Индии. В Восточной семинарии в Калькутте, в педагогическом училище и Бенгальской академии изучал бенгальскую историю и культуру.

Когда юноше было четырнадцать лет, умерла мать, и он стал вести одинокую и замкнутую жизнь. Тогда же опубликовал свои первые стихи. Эпическая поэма «История поэта» вышла в свет, когда Рабиндранату было семнадцать лет.

В 1878 г. Тагор уехал в Англию изучать право в Университетском колледже Лондона, но занимался там преимущественно литературой и музыкой. Через год он вернулся домой и напечатал поэтические сборники «Вечерние песни» и «Утренние песни», а также музыкальную драму «Гений Вальмики». Начало поэтической карьеры Тагора совпало с его женитьбой на Мриналини Деви, от брака с которой у него родились два сына и три дочери.

После нескольких поэтических сборников, драм и исторических романов, вышедших в 1880-е гг., и редакторства литературно-общественного журнала «Шадхода» писатель стал хорошо известен в Бенгалии. Пятнадцать лет он был секретарем религиозно-реформаторского просветительского общества «Брахмо самадж».

В 1890 г. по просьбе отца Тагор стал управляющим родового поместья в Шелайдехо в Восточной Бенгалии, где жил в плавучем доме на реке Падма. За десять лет писатель написал лучшие свои рассказы, поэтические циклы «Маноши», «Золотая ладья», «Сбор урожая», «Крупинки», несколько философских драм.

Редкое по своей поэтичности и многосторонности творчество Тагора критика восприняла не однозначно: уж слишком широк был диапазон его поэтического языка — от торжественно-возвышенного до разговорного.

В конце XIX — начале XX вв. в стихах Тагора (сборники «Мгновения» и «Дары») философские раздумья сменились воспеванием природы, любовной лирикой, гражданскими мотивами, а в прозаических вещах писатель показал конфликт между феодальной семейной моралью и демократическими веяниями в жизни бенгальцев.

Продав авторское право на издание своих сочинений, Тагор вместе с женой, также продавшей большую часть своих драгоценностей, и пятью другими учителями открыл в Шантиникетане, семейном поместье под Калькуттой, школу.

Главной задачей писатель считал борьбу с английской методой обучения, прививавшей бенгальцам раболепие. Преподавание он совмещал не только с литературным трудом, но и написанием книг по истории Индии, учебников и статей по вопросам педагогики.

Вскоре на поэта обрушились несчастья: в 1902 г. умерла жена, а на следующий год — от туберкулеза одна из дочерей. Не успел писатель оправиться от потерь, как в 1907 г. от холеры скончался его младший сын.

Вышедшие в те годы книги лирических стихов «Память», «Дитя», «Паром» были пронизаны щемящим чувством утраты. Тогда же был опубликован его роман «Песчинка» — первое крупное реалистическое произведение на бенгальском языке.

Во время подъема национально-освободительного движения поэт от слов перешел к делу и стал одним из его руководителей, писал патриотические песни, а также издавал общественно-политический журнал «Бхандар». Когда движение перешло к насильственной борьбе, Тагор отошел от него и обратился к просветительской деятельности.

В романе «Гора» Тагор призывал к единству всех индийцев независимо от их религиозной и кастовой принадлежности в борьбе за освобождение. В драме «Возмездие» и сатирической пьесе «Крепость консерватизма» бичевал конформизм общества.

В 1912 г. старший сын писателя отправился учиться в США. Тагор поехал вместе с ним, но по пути сделал остановку в Лондоне, где показал свои стихи в собственном переводе на английский язык знакомому живописцу и литератору У. Ротенстайну. Тот принял живое участие в публикации в «Индийском обществе» сборника Тагора «Жертвенные песни», с предисловием знаменитого поэта, а по совместительству главы самой могущественной масонской ложи Европы того времени «Герметический Орден Золотой Зари» У.Б. Йитса.

Тагор очень быстро стал известен в Англии и США. Критики заходились в восторге, хваля автора ста с лишним стихотворений, исполненных в миноре, за «высшую мудрость» и за мистический голос народа Индии, а сам автор выступал в это время с лекциями об индийской философии и культуре.

Его популярность на Западе совпала с порой увлечения Востоком, индийской философией и культурой. Поэзия Тагора была равно интересна самым простым индийским крестьянам, считавшим его стихи и песни народными, и высоколобым западным интеллектуалам, видевшим в ней постижимую только для них тайну.

Прошел год, и Тагор получил Нобелевскую премию по литературе — «за глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление, ставшее, по его собственным словам, частью литературы Запада». Представитель Шведской академии Х. Йерне назвал поэта «фигурой, сближающей мир Востока и Запада».

Поскольку Тагор находился в то время в США, награда была вручена английскому послу в Швеции. Денежную премию писатель пожертвовал своей школе — Вишватхарати, ставшей после Первой мировой войны университетом с бесплатным обучением.

В 1915 г. Тагор получил рыцарское звание, однако через четыре года, после расстрела британскими войсками мирной демонстрации в Амритсаре, от него отказался.

В течение последующих тридцати лет поэт совершил несколько поездок в Европу, в США, в Южную Америку и на Ближний Восток. Его картины — преимущественно акварели и рисунки пером (Тагор начал заниматься живописью в возрасте 68 лет) экспонировались в Мюнхене, Нью-Йорке, Париже, Москве, в других городах мира. Они оказали большое влияние на развитие индийского искусства XX в.

Творчество Тагора сыграло решающую роль в становлении бенгальского литературного языка и литературы. Автора многочисленных социальных и философских пьес, новелл из жизни крестьянства, социально-критических романов (самый значительный из которых «Гора»), публицистических статей, сочинителя балетов удостоили почетной степени четырех университетов Индии. На Западе он был больше известен как поэт и как почетный доктор Оксфорда.

В 1930 г. Тагор посетил СССР. В «Письмах о России» он высоко оценил достижения нашей страны в области просвещения и миролюбивую политику Советского государства.

С конца 1920-х гг. политические взгляды Тагора стали более радикальными. Это совпало с подъемом национально-освободительного движения 1929—1934 гг.

7 августа 1941 г. Тагор умер в Калькутте после продолжительной болезни.

В 1961 г. во всём мире отмечалось столетие со дня рождения писателя.

Некоторые книги Рабиндраната Тагора не переведены на иностранные языки и по сей день. В России его произведения вызвали отклик еще в предреволюционные годы.

На русский язык Тагора переводили многие писатели и переводчики: А. Ахматова, Б. Пастернак, Н. Тихонов, В. Тушнова, Н. Воронель и др.