Популярность японской кухни

Павел Гурачов
Что бы нам рассказал советский человек годов 70-80-х, если бы с завязанными глазами скушал шесть штучек роллов с тунцом, а после узнал, что все это стоит около трех рублей?
Не думаю о больших плюсах этого монолога. Скорее удивление, возмущение и вердикт – «…мелкий комок риса с рыбой за 50 копеек?! Да пошли вы!...». Я бы тоже ошалел, если лет в 8 узнал, что через 15-20 лет будут торговать простой водой. Как все изменилось…
Впрочем, наблюдая теперь всех этих одуревших от чувства собственной важности гламурных и окологламурных котов и кошек с деревянными щипцами, не перестаю всякий раз удивляться. Когда я в первый раз попробовал что это такое, то сразу вспомнились эти прилипшие к бокам кастрюли прохладные остатки риса, которые соскребаешь ложкой где-то между школой и футболом, запивая остывшим чаем, и заедая котлетой. Прилепил к такому колобку кусок сайры из банки и кусочек огурца – вот тебе и суси – пища нищих рыбаков.
А всем нравится! Не знаю ни одного человека, равнодушного к японской кухне, популярность которой также подтверждается наличием трех ресторанов на двухсотметровом участке проспекта на отшибе города. Ролы, суши – куча разновидностей… Однако, исследовав несколько штучек разного вида, я обнаружил вполне обычные стандартные полуфабрикаты из соседней пятерочки. Так, например, эффект «копчености» достигался за счет икры мойвы из банки «с дымком» стоимостью около 60р. Повар давил ее на рисовой комок из какого-то пакета, как кетчуп. Какая пошлость! Пересчитав примерную стоимость, вышло, что объем развода исчислялся порядками. Порция из шести роллов по себестоимости никак не могла превосходить 20 рублей. А тут среди этих иероглифных фонариков, драконов и изображающих японский акцент узбеков, это тянуло аж на 260р. Абзац! А ведь не забегаловка – известная фирма, или бренд… По всему городу полно. Так в чем же дело? Ладно бы сытно и питательно – нет, не вкусно, не сытно и не питательно.
Наверное все дело в раскрутке т.н. экологического питания. Как объяснял разницу европейской и дальневосточной кухни писатель А.Генис – в Японии к приготовлению пищи прикладывают минимум усилий. Поймал и почти сразу съел. Нет тяги к перемешиванию и измельчению. Суши, точнее суси – скорый на руку бутерброд, слепленный прямо в лодке. Однако если у них это действительно где-то около моря, то у нас около супермаркетов. Может отсюда и такое разнообразие этих суши. Вряд ли в Японии догадались бы смешивать свежие огурцы, авокадо, икру (притом уже в каком-то желе и с ароматом укропа), рис, рыбу и ламинарию. Работа на широкий ассортимент – закон конкурентных отношений – у меня выбор больше, значит я успешнее.
Отсюда под видом или брендом национальной японской кухни у нас придумали нечто новое – художественная лепка с рисом и рыбой второй свежести, а ля здоровая пища. А если еще окунуться в ихтиологию и поковырять саму рыбу, то можно только догадываться сколько бабла делается на этих якобы «тунцах» и «угрях», про лососей вообще молчу.
Так почему же так популярна теперь японская кухня? Если бы эти ролы и суши подавали в кабаках и столовках на царапанных тарелках с вилками и хлебом, а горчицу красили бы зеленкой, никакого доверия к ним бы естественно не было. Все дело в эстетике.
Самое главное – палочки. Потом деревянные стойки, соусницы, влажные и горячие свернутые полотенца, лепестки имбиря и злобный васаби. Кстати о палочках. Шикарный рекламный ход для русской молодежи – название одного из ресторанов: «Две палки». Супер, то, что доктор прописал! Адаптация к русому духу на этом не остановилась, и к мелким рисовым катышкам стали добавляться несколько сортов водки, пива  и прочего алкоголя. Затем, учтя слабый эффект закуски, на дальневосточную прибрежность стали накатывать волны с привкусом Атлантики. Теперь уже есть какие-то невероятные гибриды – не то ролл, не то сэндвич. Ну а как? Пожрать то надо чего то в самом деле…
Появились странные шашлыки из креветок, оплетенные водорослями, комплексные фаст-обеды из трех-четырех блюд (притом суп наш, а второе – их), чего-то такое сладкое на ламинарной основе, и настоящее горячее – макароны с мясом. Точнее это называется лапша, и она разная, и мясо вроде тоже – курица, свинина, говядина, рыба… Но все равно – это макароны с мясом! Там с овощами, тут просто, здесь мидий насыпали из банки, а тут с бульончиком. Зато сытно – несите водку! И вот уже русские парни, здоровые и голодные, тащат своих субтильных подруг на шпильках в выходной в «две палки», где им легкий наборчик, а себе как положено, как раньше, по-нашему, по-людски… Она, рассуждая, постукивает палочками по деревяшке и смотрит в приморскую даль, он наливает в глиняную стопку и накручивает на палки лапшу. Вокруг снуют японцы с засохшим на ногтях остатками цемента, на полную играет Верка Сердючка, над головой болтается красный бумажный фонарик с черным драконом, толстая узбечка выплескивает во двор прямо в траву серые помои.
И вот мы видим - опять и опять, снова и снова на поверхность вылезает это наше «как бы»:
Пошли как бы в японский ресторан - ну вот вам как бы роллы и суши - ну как бы спасибо… а это что? - А это как бы счет... - Как бы ни х..я себе! - Да ладно, дорогой, заработаешь как бы – ну да, ведь работа как бы реальная и бабки реальные – че на две палки не заработаю? Как бы…
Ну вы заходите еще! Это вот как бы карта со скидкой…

Наж спонсер ристараны руский кухня «Имеля»