Охота. net. Всемирный Наследник...

Валерий Анипко
                Начало: http://proza.ru/2013/08/31/263

                Прежде чем рассказать ещё об одних диких обитателях гор, мне сначала нужно бы вам представиться – Всемирный Наследник… Прошу любить и жаловать… И не надо – «ха-ха»… Прежде войдите-ка в Интернет и найдите: «Горная территория части Северного (Киргизский хребет) и всего Западного Тянь-Шаня, находящаяся на стыке трех соседних государств - Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана, является одним из уникальнейших уголков планеты, имеет статус объекта Всемирного наследия и вошел в Список ключевых экологических регионов планеты…»…
                А раз я - житель Джамбула, который находится как раз на стыке границ этих трёх стран, и за почти 40 лет облазил многие его ущелья, да ещё неделями жил там в высокогорных долинах или среди скал, то именно я - Всемирный Наследник всего этого благолепия… Вот так-то…!...

                Может кто-то ещё хочет претендовать на этот "объект Всемирного наследия"…?... Надо было раньше чесаться… По Закону: «Если в течение 6 месяцев претендент не заявил о своём желании вступления в право наследования, то он теряет это право…»… А полгода с момента придания Западному Тянь-Шаню такого статуса – как раз сегодня кончаются… Так что – пардон, и такова се ля ви… Я первый об этом официально заявил и подтверждаю это авторским свидетельством Прозы.ру №213090800199... 
                А теперь давайте посмотрим, что там у меня по документам: «Тянь-Шань - одна из самых больших и высоких горных систем Азии и всего мира…»... Начало хорошее… «Высокое внутреннее нагорье, окаймленное со всех сторон высокими горными хребтами (Терскей-Ала-Тоо - с севера, Ферганским - с юго-запада, Какшаал-Тоо - с юго-востока), которое именовалось Центральным Тянь-Шанем, теперь называется Внутренним Тянь-Шанем…»…  Нет, это – не моё… Дальше: «В Северный Тянь-Шань входят хребты Кетмень, Кюнгей-Ала-Тоо, Киргизский, Заилийский Алатау, Чу-Илийские горы…»… Почти всё не моё, кроме северных склонов Киргизского… «В Западный Тянь-Шань - относятся Таласский Алатау и отходящие от него хребты: Каратау, Угамский, Пскемский и Чаткальский с Кураминским…»… Во, вот это – и есть моё наследство… Вместе (помните ?) с северными склонами Киргизского хребта...

                Ну, о каратауских горах и Чаткальском хребте я уже кое-что поведал в «Архары по 180 кг..» и «Тайны мумиё…»… И вскользь о Киргизском хребте - в «Сервиз с красными  маками…», «Беркут и шапки…» и «Борька и Тишка…».  Хотя как раз на нём-то и находятся прекраснейшие ущелья, уходящие к неописуемой красоты вершинам, где на неприступных скалах лежат вечные снега… И где, по тем же документам,  обитают: «…тянь-шаньский медведь, красный волк, снежный барс, горная куница, сурок черношапочный и Мензбира, орёл-бородач, черный гриф, стервятник, альпийская галка, синяя птица, райская мухоловка, индийский дикобраз, гималайский улар и десятки других видов животных, включенных в Красный список Международного союза охраны природы…»…
                Так что, можете меня поздравить…!... Притом, что «своих» медведей, сурков, куниц, бородачей, грифов, галок, мухоловок, барса-ирбиса, дикобраза и улара – я наблюдал неоднократно… Красного волка, врать не буду  - не видел… А вот о встречах с двумя последними в перечне, и как это случилось - хотелось бы рассказать поподробнее…

                …Решили мы, как обычно, с Дедом - старшим охотниспектором  Юрием Михалычем -  прокатнуться пару дней по каком-нибудь ущельям… В основном -  чтобы показать, что карающий браконьеров меч не спит, а денно и нощно бдит, находясь на страже охраны всего живого, обитающего в горах…  А в частности – чтобы пособирать диких груш и груздей, которым как раз сезон… Ну, и половить крупного, до килограмма, голого османа – рыбка так называется… Похожа на форель, живёт только в горных речках, а вот кто её раздел и так назвал – я не в курсе…
                В конце-то концов, можем мы хоть раз в свои законные выходные совместить полезное с приятным…?... Хотя я сомневаюсь, что мы 100-процентно отдохнём и погуляем вдоль горных речушек … Как там в «Бременских музыкантах» - «…а нюх, как у собаки, а взгляд, как у орла…»… У Деда нюх на браконьеров – ещё тот, и если он взглядом орла что-то засёк уже при подъезде к ущелью – считайте, что искать груши, грибы и ловить голеньких, пусть это будут даже османы, уже вряд ли получится…

                В общем – поехали… Первым делом заскочили в ущелье Макпал… Как переводится – не помню… Знаю только, что по нему можно подняться на хребет со снежными пиками до 2,8 км – я  там года три подряд в пионерлагере по два сезона срок тянул… Это сейчас у меня ассоциация «лагерь-срок»… А тогда, в 10-12 лет, мне в нём очень нравилось…  Как-то даже сэкономил на обедах-ужинах хлеба-печенья, встал в 4 утра, и рванул покорять эти вершины… И, хотя я пацанов предупредил – всё равно там такой шум поднялся…!... Ребёнок...! Один...! В горы..! Там же скалы, обрывы, барсы, медведи, змеи…!... Ужас...! Кошмар...! Мы же отвечаем…!... Вожатые, физрук, директриса – все бегали, искали…
                Когда я к вечеру вернулся, то все решили - только исключение и отправка домой… Вызвали батю, но он объяснил тётенькам, что его сын это ущелье с 6 лет знает, когда этого пионерлагеря здесь ещё и в помине не было… Мы же с ним сюда на еликов-косуль и козлов тау-теке охотиться раз по 5 в год приезжали… Их тогда много было - за время войны расплодились, охотиться ж некому было... Мужчины все на фронте, да и вернулись  единицы... И что вообще он – то есть, я – в горах, как дома… Короче, и их успокоил, и меня отстоял… Так директриса затем просила, что если я опять надумаю – чтоб физрука с собой взял, и поучил его, как нужно себя в горах вести… А то он боится детей на экскурсии дальше 100 метров от лагеря отводить…
 
                ...Потом поехали к Кара-Арче и Шошкалы… Такие названия имеют ущелья, у подножия  которых находятся развалины загадочной крепости Акыртас – «последний камень»… «Кара», вы уже знаете, – это «чёрный», «арча» - горный кипарис, «шошка» - свинья…  Выводы делайте сами… Там следов на въезде тоже не обнаружили, и потому спустились до аула Кумарык – «песчаное русло», и двинули в следующее – Шалтау, в переводе – «широкие горы»… Вот где красивое ущелье…!... И как раз в нём-то наши белые грузди под деревьями живут… Причём, если кто не знает – никогда их не найдёт… Они же под землёй все – сверху только чуть-чуть какое-то взрыхление…
                Думаете, Кумарык - просто так назвали..?... Весной, когда резкое потепление – с гор столько воды прёт, что она внизу в песчаной почве каньон уже глубиной метров 5 промыла… Не такой, как в ущелье Коксай  – «зелёные ручьи», где каньон аж до 70 м глубиной, но всё-таки.. Мы, кстати, по этому овражищу на своём вездеходе ГАЗ-69 к Шалтау и подъехали, чтобы на дороге своих следов не оставлять… Осенью же в нём воды немного… Здесь же, только вверх по ущелью, где эти самые дикие груши растут, в ямах речки и голая рыба клюёт… Да и тёплое оно – ночевать тоже в нём будем…

                Подъехали к деревьям, загнали за них машину, посмотрели, что грибы наросли – завтра землекопами заделаемся, перекусили и потихоньку двинулись за грушами… Михалыч, конечно, удочку взял и дал команду всех кузнечиков по пути выловить… Идём себе, я насекомых ловлю и дикую морковку заодно дёргаю – вот у неё-то как раз вкус и запах настоящий супер-морковный… Дед в каждую лужицу между камнями крючок с кузнецом бросает… Я сначала думал, что он тренируется, а он – раз, одну поймал, потом – вторую, третью… Ну, не по килограмму, но граммов по 300-400 в них было…
                Смех смехом, а когда через часа полтора мы подошли к склону, на котором груши растут, он уже штук тридцать вытянул…  Хорошо, что я рюкзак на плечи повесил – думал, вдруг камни красивые попадутся… Жена меня уже скоро из дома выгонит из-за этих камней… Везде у нас в квартире лежат – и на книжных полках, и на подоконниках, и на моём столе, и на тумбочках… Так этот рюкзак с османами мне уже тяжеловатеньким казаться стал… Почему…?... А вы умножьте 30 рыбок на 300-400 граммов и узнаете… Накрылись мои камешки...

                Дед погнал меня вверх дикие груши ему рвать, а сам всё рыбку ловит… Залез я по осыпи, а по ней знаете как тяжело взбираться, нарвал этих кривых грушек, кстати они и на вкус – не очень, спустился… Между прочим, старый мне ни одной их не даст… Говорит, что мне ещё не надо… А у него жена  молодая… На сколько…?... Ну, если его тёща моложе его на два года, то сами прикиньте… Я думаю – блин, я же тоже состарюсь, надо запомнить…
                Дело было уже к вечеру – пора возвращаться… Пришли, я рыбу почистил, присолил немного и у костерка, который Дед разжёг, на палочках приспособил… Не всю, конечно, а штук восемь… Остальным отрезал головки-хвостики, крупно порубил на колёсики, как колбасу, засыпал накрошенным луком, присолил – и в кастрюлю… Пусть постоит с полчасика… Правда, через каждые 10 минут – встряхивать надо… Кто не знает – объедение получится… Что не съедим – завтра же целый день… Мы ещё в Каракыстак – «горное пастбище» переводится - съездить хотим… Там, в самом конце этого ущелья, кто-то руины буддийского храма нашёл, а рядом - голову Будды, в земле закопанную… И уже наполовину её очистил… Судя по тому, что мы в прошлый раз видели – головка с пол нашего ГАЗ-69-го будет… Какого же тогда размера сама статуя…?... Там ещё рядом озерцо под самыми небесами есть – в нём казахстанский Лох-Нес живёт…  Чабаны говорят, что видели – они его «Айдарханом», то есть «драконом», называют…

                О, вот и рыбка уже поджарилась - можно садиться… М-м, вкуснятина, молодец Дед – в любом ручейке рыбку ловить сподобился… Смотришь – там течёт что-то между камнями, как, извините, бык пописал, а он крючок туда бросает… И ведь, что интересно, ловит…!... А какая в кастрюле получилась – вообще словами не передать…!... Короче, почти половину всего этого бесподобия съели, посидели немного – и на боковую… Завтра с утра грибочки покопаем – и дальше рванём…
                …Среди ночи проснулся от толчка Деда – мы в машине спали… Глянул на часы – два ночи…Спрашиваю:
                -  Чё так рано…?... Часов в пять бы и двинулись… Само то будет…
                - Слышишь…?... Шебуршит и трещит кто-то… Ты продукты убрал в машину…?...
                - Убрал, конечно… После того, как на Сусамыре нас шакалы обокрали – я на улице теперь ничего не оставляю…
                - Ну-ка - включи фары…

                Я щёлкнул двумя тумблерами и врубил сразу и основные, и боковые… Боковые у нас с галогеновыми лампочками, смотрят чуть в стороны и бьют голубым светом метров на сто… Это – чтобы ночью обзор пошире был… И сейчас всё вокруг залило ярким светом… Смотрим – а это дикобраз на склоне под деревьями шарится.. Ох, и здоровущий…!... К слову - длина его тела может достигать 90 см, а вес - до 27 кг… Наш был чуть поменьше, но тоже внушительный… Килограммов на 20-22 потянет… Известно, что дикобразы ведут только одиночный и ночной образ жизни, в общем – убеждённые холостяки… У нас живут преимущественно в горах на склонах речных долин…. Но могут подниматься на высоту аж до 3900 м над уровнем моря... Роют себе норы длиной до 20-25 метров… Казахское название: yндi жайрасы…
                Между прочим - это один из самых крупных в мире грызунов со своеобразной внешностью: его спина покрыта иглами длиной до 30 см... Окраска дикобраза пестрая, так как каждая игла чередуется темными и белыми поясочками… А их у него около 30 тысяч, причём они полые и удивительно легкие — все вместе весят всего лишь 100 г… Но хватает небольшого прикосновения к одной из игл, чтобы немедленно напряглись все остальные... У нас дома этих игл – уже целая коллекция… Мои пацаны из них авторучки делают… Летом дикобразы активны лишь в тёмное время суток, но зимой выходят из нор и днём – ведь в спячку они не залегают… В поисках еды отходят от норы на значительные расстояния... А питаются - плодами растений, травой, корнями, луковицами, корневищами и корой… Нуждаются в водопое… Мясо съедобно и очень вкусное – напоминает медвежатину… Мы с Михалычем пробовали – как-то года четыре назад задержали одного гада, который его застрелил…

                - Странно, что он на нас забил, и продолжает себе шарашиться спокойно… Он, что, света не боится…?...
                - Не знаю… Вообще-то – должен…
                - Тогда этот – или слепой, или глухой, или наглый… Жаль, что у меня фотоаппарат ночью не берёт – такой бы снимок все три мои газеты с руками бы оторвали…
                - А ты его взял…?... Что-то я его не видел…
                - Конечно – взял… Куда ж мы без него… А вдруг хлопнем кого…?... Мне ж в редакции  нужно показывать, где я с Вами или Чухонцем неделями пропадаю…

                Понаблюдали мы ещё за этим другом, пока он в темноту не ушёл, и продолжили дрыхнуть… Только вроде я задремал – опять Дед будит:

                - Смотри, едет сюда кто-то… Одна фара – мотоцикл…
                - Ну, блин, точно сегодня не выспимся… Брать будем…?...
                - А что мы ему предъявим, если у него даже ружьё есть…?... Скажет – пристрелять хотел…
                - Тогда – пусть едет… А мы, как начнёт рассветать, потом к мотоциклетке подойдём и пощупаем его… Он же по темноте в горы не попрётся…?...

                Так и решили… Поднялись, еще когда только-только мурежить стало, чайку хлебнули и выдвинулись… Мотоцикл с коляской нашли сразу – да он и не спрятан в кустах был… Но рядом – никого… Опоздали… Походили вокруг – следы около речушки на песке нашли… Видно, что их двое приехало… Бегать за ними по горам – безтолку, они нас издалека засекут… Бум ждать… Прождали почти до трех дня… Выстрелов за это время ни одного не было… Вдруг, смотрим, идут двое со здоровыми мешками… Ружей нет... Они подошли к своей технике, и мы подошли… Салам-салам, потом разговорились – "гутен таг" сказать надо было… Ребята, оказывается, эфедру заготавливают – из этой травки сердечные капли делают… И если в горах эфедру пожевать - то потом по склонам, как тау-теке будешь носиться, и даже не запыхаешься... Хорошая травка... Правда, ёлки, столько времени зря потеряли…!... Вернее, это я потерял, следя за подходами к мотоциклу, а Михалыч опять забрасывал удочку под каждый камешек и в итоге наловил ещё щтук 20-25 голых рыбёшек...
                Ну, что ж, раз накрылся сегодня наш Каракыстак с головой Будды и Айдарханом, то придётся домой ехать… Пришли, поели ещё рыбки, присолили вновь пойманную, порылись в земельке под деревьями, нашли почти мешок груздей и - «давай, до свиданья…»… Но мы остались довольны – груш и грибов набрали, рыбку и половили, и свеженькой поели, и ещё домой везём, а главное – дикобраза, наконец-то, так близко посмотрели… Да ещё величиной с нормального барана – они же как раз где-то 20-25 кг и весят…

                …А ещё через две недели – я уларов видел… Летающих индеек - везде-то на Земле они пешком ходят... В ущелье Бескызыл – оно к пяти вершинам  красных скал под самыми небесами выводит – официально их высота 3800 м… В переводе «бес» - пять, «кызыл» - красный… Мы с Чухонцем ездили, так я там ещё пулю из мелкашки в плечо поймал… А дело было так…

                Продолжение: http://proza.ru/2013/09/10/157