Морковные котлеты

Арина Петропавловская
               

        Чаще всего  в нашу маленькую начальную школу номер 5, мы носили  обедики с собой, в виде бутербродов с маслом, реже с колбасой. Ещё реже с котлетами. Обычно еда заворачивалсь в несколько слоёв газётной бумаги, чтобы понадёжнее, и жир не протёк. Без затей, короче. Никаких современных коробочек, судков, упаковок. Такие были времена. Начало шестидесятых годов двадцатого века.
 
       Ели эти тормозочки все  по-разному, в зависимости от темперамента и привычек. Лично я еле досиживала до первой перемены, так хотелось съесть свой припас. Приличные ученики лакомились бутербродами в большую перемену, а самые терпеливые ели уже после школы, или на лавочке автобусной остановки, или под уютными кустиками по дороге домой.

        Но несколько раз за время моей учёбы в начальных классах что-то происходило  в верхах, - то ли распоряжения какие общие поступали о здоровье школьников, то ли в Районо спохватывались, то ли от Геленджикского треста ресторанов и столовых поступало выгодное предложение, в результате чего в нашу сельскую школку начинали привозить горячее, а вернее чуть тёплое питание. Наверное, за него что-то платили наши родители, записывали нас на эту услугу, но я не помню, предполагаю просто, что так должно было быть.

        Еду привозили в алюминиевых флягах и  больших  широких, зарытых сверху листами плоских, угнетающе гремящих и дребезжащих крышек, судках.

        Школа наша уютно расположилась в чьей-то дореволюционной даче, заняв все её помещения. Поэтому специально приспособленной ученической столовой конечно не было. Кормить нас было решено в примыкающей к пионерской комнате (бывшей хозяйской застеклённой веранде с роскошным видом на дичающие виноградники ранешнего хозяина  и массивную извилистую торжественную стену хребта Маркхота)  бывшей кухне.  Была она тёмная, длинная, с одним  узким окном в торце, выходящим на большущий дуб над оврагом. В углу, слева от входной двери стояла массивная низкая и широкая печь-плита. В этой комнате легко ставились два ряда столов со стульями. Что и было сделано.

        Еда, как правило, прибывала к длинной,  двадцатиминутной перемене. Привозили её на какой-то машине. Все записанные стягивались из четырёх классов в импровизированную столовую, где наши учителя по очереди раздавали нам мисочки со склеенными в общий тепловатый комок макаронами с бледной серенькой котлеткой, или  макароны по флотски, из которых золотистыми волосками торчали сильно переваренные и перемолотые мяски. Привозили иногда и картофельное с мясом рагу.  Довольно вкусное.  Мяса в нём было очень мало. Но лодочки картошки с оранжевыми огоньками  кусочков моркови и прозрачными ленточками, тщательно отбраковываемого мною лука, в густом желто-зеленоватом соусе выглядели очень аппетитно. Бывали и пловы, и гуляши. Но всё с очень умеренным количеством мяса.

        В другие дни недели, не мясные, привозили различные запеканки, пудинги и бабки. К ним обязательно придавался комковатый сладкий соус типа густого киселя. Всё это мы ели с огромным удовольствием и на вопрос родителей, нравится ли мне как кормят в школе, я радостно рассказывала, что кормят вкусно и что мне нравится и мясные и сладкие блюда. В подтверждение своих слов однажды я рассказала маме, что сегодня спрашивали, будет ли кто-то добавку котлеты и я согласилась. Маме это не понравилась и она раздражённо и очень обидно для меня  спросила

        А ты что у нас, самая голодная?

Улитка моей души сразу вся скрутилась от причинённой боли и спряталась в свой хрупкий спиральный домик.

Я растерянно посмотрела на маму. Что отвечать в таких случаях я не знала. Но выручил папа

       -Да что ты её ругаешь, она же не просила, ей просто предложили, и она согласилась.

       -А не надо было соглашаться. А то могут подумать, что её дома не кормят!

Пустилась мама в полемику с папой.

        Тут ничего не поделаешь, такой уж был у моей мамы принцип, не показывать желания есть при чужих людях. Всё это у неё было от тяжёлого голодного военного детства. Я-то это знала, но из-за хорошего аппетита и  возрастной неспособности продумывать последствия, раз за разом и маму огорчала и сама подставлялась. Мне бы молчать побольше в таких случаях. Но тогда я ещё этого не умела.

        Однако бывали в школьных обедах и неприятные моменты. В какие-то из дней недели привозили только овощные блюда. И ладно бы это были, скажем, овощные рагу, болгарские перцы фаршированные рисом с морковью, пюрешка картофельная с овощной подливкой, или ещё что-либо похожее. Но Общепит, видимо совершенно не понимая детских вкусов, стал раз за разом присылать нам морковные или свекольные котлеты. Ничего омерзительнее я тогда не ела! Эти блюда не понравились у нас в школе никому, и, не сговариваясь, мы стали возвращать кто недоеденную, кто расковырянную, а кто и целую порции. Наверное, кто-то такие котлетки  всё-таки съедал, но на общем фоне этого не было заметно.

       Учителя забеспокоились, пробовали уговаривать нас, но всё было безрезультатно. Уверенность в несъедобности котлет была  общей и стойкой.

        И в следующий раз, когда машина из города вместо нормальной еды опять привезла морковные котлеты, в столовую с затихшими над своими тарелками ребятами, решительно и очень воинственно вошла директор школы – Нина Семеновна. Осмотрев поле битвы, и поняв, что просто так дети есть этого не будут, педагог решила подстегнуть нас строгим голосом и положительными примерами

        - А кто это тут такую красивую пищу не ест? Светлана Николаевна, дайте-ка мне порцию!

Решительно орудуя алюминиевой ложкой и отправляя в рот кусок за куском, Нина Семеновна нахваливала блюдо. Но на нас это никак не сказывалось, мы по- прежнему не хотели этих рыжих котлет.

        - Избалованные какие!

Начала сердиться наша директриса

        - Войны на вас нет! Тогда бы вы быстро узнали почём фунт лиха и такую пищу за праздник бы считали!

Вспомнив свою прифронтовую молодость и голодуху приморского городка, наша Нинушка не на шутку разгневалась, и начала уже просто орать на нас.

       - А ну быстро берите ложки, и что бы через минуту всё съели! Я кому говорю! Вас бы вместо меня в войну послать баркасы встречать, сети чистить, лодки на берег на лямках вытаскивать! Тащишь, а от верёвки плечи в кровь! И за всё это полведра хамсы, что в лодке под пайолами осталась! Несёшь её домой, а сил уже нет!

        - Ешьте, кому говорю!
 
Директриса бурей носилась по столовке и кричала, кричала, кричала.

        А в паузе, которую она взяла для очередного вздоха, мы все вдруг отчётливо услышали тихий, тонкий, раздирающий душу жалостью звук, более всего похожий на писк

       - И…и…и…и…и-и-и-и-иии

Это от криков директрисы и от ужаса от рассказанной ею истории, начала плакать самая маленькая нежненькая тихая первоклашка с хутора Весёлый - Мариночка Лымарь.

 Сразу за этим, вплетаясь втОрой, потянулся более низкий и менее прерывистый звук

        - А-а-а-а-а-а-а-а-ааааа

Поискав глазами, я обнаружила источник. Это плакала крупная толстенькая второклашка Томочка Стрижевская с Пограничной. Плакала она, распялив рот и опустив широким ковшиком нижнюю губу.
 
        Рядом, со ртом полным оранжевой котлеты, испускал плач на равномерно тянущуюся букву

        -Э-э-э-э-э-э-э 

голубовский мальчишка Саня Котов.

        В тени, подальше, сидел полубоком и изо всех сил сдерживал рыдания маленький мальчик из Солнцедара Вася Сотников, у него, как у испуганного птенца подрагивал и норовил закрыться плёнкой тонкого века видный мне глаз.

        Концерт назревал нешуточный и мы, сообразив что к чему, присоединились к хору, кто совершенно искренне, а кто и из хитрости.

        Нина Семеновна сначала бегала по столовой и требовала «прекратить это безобразие», обещая нам страшные неприятности вроде педсовета, записки маме, «двойки» по поведению в четверти. Но ничего не помогало. Те, кто всерьёз испугался, подстёгиваемые  примкнувшими хитрюгами, плакали всерьёз и надолго, и надо было не кричать, а просто оставить нас в покое, всё само бы и улеглось. Но так наша директриса не могла, ей всегда надо было всё и сразу.

        Уже и все наши классные учителя пытались взять ситуацию на себя, а  она всё кричала и кричала, с обидой вспоминая тяжеленное время войны и не понимая, как мы можем отказываться от пищи.

        Но мы ведь не жили при войне. Те, кто в тот год учился в четвёртом классе, родились через десять лет после победы. И хоть мы и были большие патриоты, хоть и гордились тем, что наши отцы и деды сделали в те страшные годы, но мы не голодали…

       А сытый, как известно, голодного не разумеет…

        Вот такая вышла тогда история.