Ефименко Николай. Речка Байпала. Часть 2

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Фрагмент карты А.К. Кириллова. Из архива Н.Н. Ефименко.

***

ЕФИМЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ИССЛЕДОВАНИЕ О РЕЧКЕ БАЙПАЛЕ И
КОЛОДЦАХ В СЕЛЕНИИ "БЛАГОДАРНОЕ"

ЧАСТЬ 2

Ставропольский статистик-историк А. Тварчелидзе в сборнике статистических сведений «Ставропольская губерния в 1897 году» в описании села Благодарного пишет: "...леса село не имеет; - его заменяет участок земли размером в 307 десятин (около 308 га), идущий по обеим сторонам реки Буйволы в восточном направлении и весь заросший камышом и кустарниками... огороды во всём селе имеют только 4 домохозяина".

Из всех поселений вдоль реки Буйволы самым известным и древним, безусловно, является не село Благодарное, а древнейшее поселение МАДЖАР (Маджара-Суба), располагавшееся на левом берегу Буйволы, при  "впадении" её в р. Куму.

О существовании этого крупнейшего на всём Предкавказье богатейшего торгово-промышленного поселения ещё в 7-м веке до нашей эры упоминается в древнебулгарском своде рукописей "Джагфар Тарихы".

А в древнегреческих летописях 1-го, 2-го и  3-го веков до Н.Э. этот населённый пункт упоминается как Меотида, где протогреки (киммерийцы, КРЭШЦЫ), переселявшиеся из индоарийских (семитских) районов своего первоисторического пребывания, через Кавказский хребет, двигались вдоль западного побережья Каспийского (Хвалынского, Булгарского, Хазарского)  моря, (по древнему Алабужскому тракту) из Самар (Шумер, шумерское царство), через Мидан (Азербайджан),  Кызыл-Яр, (Кизляр), крепость Иске-Таш (Георгиевск), до Маджара-Суба, где часть протогреков осела.

Некоторые же протогреки продолжали заселение новых земель, двигаясь далее на Хаджи-Тархан (Астрахань) и далее вдоль берега Волги до самой (Елгаубы), города на реке Агидель (Кама).

Часть потока переселенцев (протогреков) поселилась в Маджара-Суба, основав там колонию и начав там ремесленную, строительную, металлургическую, торговую и др. деятельность, в том числе и гончарно-кирпичное производство. Теперь, совершенно очевидно, что именно они - протогреки соорудили знаменитые теперь на  весь мир Маджарские мавзолеи и т. д. Но, место это протогреки для себя  назвали:  Меотида.

А на западе от Маджар, на восточном побережье Чёрного моря (Понт эвксинский), - другой поток протогреческих переселенцев перешёл из Шумер, через Кавказ, возможно, через территорию нынешней Аджарии и Абхазии (по древнему Колхидскому тракту), заселился в Тамани (Тамья – Тархане) и образовал на побережье Чёрного и Азовского морей новые поселения и города.

Азовское море стало Меотас, река Шир (Дон) - стала рекой Танаис, город Шурдан (Азак, ныне Азов) стал называться Тана.  Всю эту обширную, прилегающую территорию, входившую до их прихода в Саксинскую губернию  Булгарии, протогреки также назвали «Меотида». Таким образом, в Предкавказье, ранее Бурджанском бейлике Кубан – Болгар, одновременно существовало две Меотиды, или, скорее всего, одна Меотида, простиравшаяся от Прикаспия до Приазовья.

Сухопутное сообщение между «двумя» Меотидами осуществлялось по Кумо-Манычской впадине, т. е. вдоль нашей Байпалы. Из Маджар по древней торгово-соляной дороге вдоль Буйволы. На запад караваны везли к Чёрному морю (Понт Эвксинский) выделанные шкуры, меха, вяленых, солёных и копчёных осетров, стерлядей, белуг, глиняные горшки, металлическую  посуду. Обратно везли соль, ткани, ширпотреб, оружие.

Этот путь существовал издревле, поэтому им воспользовался  князь Святослав (Барыс. булг.), который в 966-967 годах совершил набег на города: Итиль, Дербент, а на обратном пути через Кумо-Манычскую впадину его войско прошло вдоль Кумы, Байпалы к городу Тмутаракань (правильнее Тамья – Тархану, ныне Темрюк), где было разбито булгарским наместником Тамья – Тархана,  Кура-ханом. Кура-хан заказал из черепа Святослава для себя ритуальную чашу, из которой пили по очереди все цари Булгарии при восшествии на Булгарский престол нового царя Великой Булгарии Чельбира (примерно в 1000 г. - автор).

***

Этот же путь описывает арабский путешественник Ибн Батута в описании своего путешествия из Азака:

«…Саксинский (Азакский) путь из Азака, через огромную Саксинскую губернию Державы (имеется в виду Булгария), в Тубджак (Зап. Сибирь) начинается в саксинском Азаке (ныне в Азове), проходит через Маджара-Субу и Саюкчи-Болгар (ныне Астрахань), к берегу Булгарского моря (ныне Каспий), а от него к мензелю Джам, что на реке Джам-Булак (Яик, ныне Урал), где он соединяется с Бухарской дорогой».

Таким образом, Ибн-Баттута проехал путь из Азова, вдоль реки Маныч, до водораздела Гребень Кокуджай, затем вверх по течению р. Калаус. В районе нынешнего г. Светлограда он повернул на восток, затем двигался вдоль левого берега р. Байпалы, переправился через оную реку в месте, где ныне г. Благодарный, и по правому берегу р. Байпалы прибыл в Маджара-Субу.

Дневной переход гужевого торгового каравана, в то время, был обычно в пределах 50-70 км. Длина дневного перехода зависела от наличия источника питьевой воды на месте остановок, стоянок для ночлега. Таким местом и был сторожевой пост (редут) у ручья на месте нашего Благодарного и существовал он задолго до появления протогреков.

Охрану источников питьевой воды на торговых путях всегда организовывали кочевники и далёкие предки ногайцев:  хвалиссы, хазары, скифы или булгары. Да и не только на торговых путях, но и везде в маловодных районах для питья, а также, водопоя для животных.

Вот и Василий Белоградский упоминает о существовании сторожевого  поста (редута) на месте нашего села. Редут «…располагался на месте окружённом окопами  и  каменною стеною…»

Белоградский сообщает, что пост-редут находился на ЛЕВОМ берегу речки, т. е. там, где воды из ручья вливались с правого берега в Буйволу и именно ЗДЕСЬ БЫЛ БРОД.

Сюда пригоняли на водопой по широкому скотопрогону (на месте нынешнего пер. Ветеринарного) свои бесчисленные стада степные кочевники.

Следовательно, наиболее вероятным местом нахождения поста было место, на котором ныне находится ветлечебница.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

НАЧАЛО ПО ССЫЛКЕ:
http://www.proza.ru/2013/09/07/1750

8 сентября 2013 г.
г. Санкт-Петербург
Николай Ефименко