Мои приключения в Шотландии, глава 1-3

Андрей Якубов
Глава 1.       Прибытие

18 августа (2013) - уже который раз непростой и необычный день в моей жизни.
В этот раз на него был назначен важнейший полет. И, как и ожидалось, не обошлось без подвоха.

Самолет забержали, и я не попал на второй рейс, оставшись на всю ночь во Франкфурте.
Прежде чем добрался, долго пришлось ждать автобус до отеля. Люди сказали, что он будет еще нескоро, и когда я уже сел перекусить, вдруг обнаружил как он уехал. Пришлось ждать другого. Но зато, какой вкусный кофе я попил в аэропорту!
Так я в первый раз побывал в Германии, как и всегда мечтал.

Отель оказался на окраинах, напомнил гостиницу в Лазаревском, хотя условия были вполне приемлимыми.
Из Карго сити во Франкфурт пришлось ехать на такси через лес.
Погулял, послушал живую музыку, посмотрел на город. Тут спокойно, красиво. Хотя и не везде чисто, как хотелось бы.
Негров и мусульман достаточно много.
Английский знают, но не идеально.
В дальнейшем, стоит выучить немецкий.

В этом году я путешествовал много.
Лондон, Оксфорд, Кембридж, Или, Сидней, Кенберра, Пачевиль, Валетта, Цюрих, Франкфурт.

И завтра ждет Эдинбург. Интересно, что я там встречу?
---
20 августа
Первые два дня прошли как неделя.
В самолете со мной сидели шумные арабские дети, махали руками и не давали спать всем пассажирам.
Из-за часовой задержки вся схема трансфера немного подорвалась, Дженни не смогла меня встретить и прислала таксиста. Мы долго не могли найти друг друга и когда я говорил с ним, с трудом смог понять этот чудесный шотландский акцент.
Но потом все получилось и я оказался в отеле Холидэй Ин.
Расположен он очень близко к зоопарку, но все остальное расположено относительно далеко и требует использования автобуса.
Далеко как и до колледжа, так и до центра города.
Сам отель в этот раз разочаровал, хотя та же фирма в Финляндии очень радовала.
А здесь я оказался в не очень просторной комнате без минибара и сейфа, и с платным интернтом, кроме того. Окно забито шипами, словно проводкой на зоне, а из него открывается вид на парковку.
В первые дни у меня произошел так называемый культурный шок.
Не у всех есть шотландский акцент, но когда я слышу его, приходится долго понимать сказанное.
Деньги другие, не такие как в других частях Англии. Они рисуют своих личностей вместо королевы.

Центр города не разочаровал. Восхищающий, захватывающий воображение, вдохновляющий на мысли. Ради этого я и приехал сюда. Поэтому через неделю решил переехать из своего скромного отеля.

-Во второй день я взял такси и едва успел сделать все дела и поесть.
Навалилось очень много информации. Студентов много, как всегда есть как русскоязычные, так и испаноязычные люди вокруг.

На многие вопросы мне отвечала Джо.
Когда я был на Мальте, мы говорили с ней по скайпу, это было одно из условий поступления в колледж.
Собеседование я прошел успешно, также как и сдал IELTS на нужный бал (6.5) и благодаря этому я смог поступить.

22 августа
В этот день был сильный туман по всей земле близ Эдинбурга.
Я посетил полицейский участок, чтобы пройти регистрацию.
Во часы ожидания познакомился со многими другими иностранными студентами.
Было интересно познакомиться с девушками из Колумбии и попрактиковать свой испанский. Кроме того, я встретил Абду азиза с женой, они приехали из Саудовской Аравии неделю назад.
Рассказали мне немного об исламе.
Также общался со студентами из Китая и их учителем.
День был насыщен интересными ситуациями и образами,
Потом я ездил в другой кампус, чтобы пройти зачисление. Но его пройти так и не получилось из-за ошибки в технике.
После взял автобус до Эдинбурга и нашел свой любимый ресторан "Bella Italia", в который часто ходл год назад в Оксфорде и Кембридже.
День был полезным, интересным.

24 августа
Последние дни я ездил на разные экскурсии и путешествия.
С группой из нашего колледжа мы ездили в Дюнский замок, на озеро Кэтрин и небольшой шотландский город.
Я много общался с девушками из Боснии, Филиппин, Нигерии, Колумбии, Пакистана. Они многое рассказали мне о своих странах.
Очень интересно узнать, как живут люди по всей земле.
Например, у девочки из Нигерии, по имени Тена, около сотни двоюродных сестер и братьев.
А в Пакистане они вместо школы ходят в медресе, но женщины хиджаб уже носят редко, и могут развестись, как и выбрать сами себе супруга. Хотя лет 30 назад все было иначе.

Шотландия и ее зеленые луга и горы продолжают восхищать меня.
Я застал очень красивые, живописные картины в каждой из остановок, которые мы делали. Увидел местных коров. Мохнатых, здоровых и вонючих.

На следующий день, в субботу, я сходил в зоопарк, возле которого я живу. А затем взял 26 автобус и поехал загород. Дома здесь красивые, некоторые идут вдоль Северного моря, что омывает Эдинбург.
Мне просто хотелось увидеть это. Как и где живут обычные шотландцы. А потом я приехал в город. В Эдинбурге все еще идет фестиваль и на улице большие толпы людей. А вместе с ними и много уличных музыкантов. Есть что посмотреть, хотя толпа сильно утомляет меня.

25 августа
Сегодня я ездил в Глазго.
Это самый крупный город в Шотландии и я решил посетить его в это воскресенье.
Раньше он был мрачным рабочим городом, а теперь стал местом ночной жизни.
Здесь я нашел много красивых зданий, посетил несколько музеев, католический храм.
На улице было много уличных музыкантов, мне понравилось, как один из них играл на скрипке.
А потом, мне посчастливилось найти музыкальный магазин и немного поиграть на гитаре, нужна практика.
Через пару часов, обедал в  итальянском ресторане,  и там встретил официантку из Польши. Она живет в Великобритании 7 лет и рассказала мне про свой опыт. Я часто встречаю польских официанток в итальянских ресторанах и они часто спрашивают откуда я. Наши акценты похожи.
Также как и акцент людей из других славянских стран, например, из Боснии, Сербии.
Я провел в Глазго более 7 часов, день прошел очень быстро.
А на обратном пути увидел забавную пожилую пару. Женщина громко говорила: "Я еду в Эдинбург, ура, я еду в Эдинбург!" А дедушка ей отвечал: "Заткнись! Кого это беспокоит!"
Они мне показались очень забавными.
---
Глава 2.     Начало занятий

-26 августа
Началась учебная неделя и первое занятие -Социология. Я пришел пораньше. Было не так много людей, и все сидели, уставившись в телефон.
Они сидели далеко друг от друга. А потом пришла Маргарет, преподаватель социологии. И она велела всем сесть поближе.
Постепенно приходило все больше и больше людей, вскоре вся аудитория была заполнена полностью.
Маргарет решила провести первый урок как шанс познакомиться друг с другом.
И мы повторяли имя каждого человека, а он рассказывал о себе.
Маргарет была права в том, что после урока мы чувствовали себя гораздо свободней, хотя сперва решили, что эта идея странная.

Маргарет преподает иначе, чем другие учителя. Она достаточно резка в своих словах и шутках, очень уверенна в себе. На ее лекциях не хочется спать. И она представляет социологию как действительно очень интересную систему знаний.
Хотя ее характер и внешний вид подобны тому, как я часто представлял себе феминисток.
Она любила наблюдать за людьми. Могла прийти в ресторан и просто смотреть, как люди взаимодействуют друг с другом.

Социология давно интересовала меня, хотя я никогда не изучал ее на занятиях. Но часто читал статьи про феминизм, гендерные роли и различные социальные аспекты.
Я изучал это  через книги, журналы, интернет.

В группе было много обычных, ничем не примечательных людей, но среди студентов присутствовал дедушка, которому было 77 лет (1937 года рождения). Он родился в России но покинул ее в 1939 году и всю жизнь жил в Эдинбурге.
Удивительно, но даже в таком возрасте не потерял желание учиться.
А может ему просто захотелось общения. Кто знает..
Рядом со мной сидела Стэйси. Она тоже всегда жила в Шотландии. Хотя была молода, но у нее уже была двухгодовалая дочь.

Также был дизайнер одежды Майкл, очень похожий на женщину своими повадками, походкой и внешностью. Когда я увидел его в первый раз, я не сразу определил, какого он пола.
Но зато у него уже было несколько коллекций своей одежды.
Еще был парень, который много лет учился через интернет и не посещал школу.

Учились многие носители языка, которые также как я сдавали экзамены (Highers) для поступления в университет, и поэтому я чувствовал эту поездку иначе. Не так, как те, в которых я был раньше.
Это было уже более похоже на обычную жизнь в другой стране, а не туризм.

После урока я познакомился с Мирэем из Японии и Заимом из Индии.
Заим рассказал про Индию. Он не знал фильмов "Зита и Гита" и "Танцор Диско". А я знаю песни из них наизусть. И он нашел, по моему совету, на Ютубе песню "Джими Джими Аджа Аджа", которую затем перевел с хинди на английский.
Заим знал 4 языка: марати, хинди, урду и английский.
Индийцы почти всегда знают много языков.
Его дед знал 21 язык, как он рассказал мне.

Я рассказал Мирэю из Японии про суши и анимэшников в России.
Он подтвердил мою гипотезу, что японцы едят суши руками. Также ем и я.

Заграницей меня зовут по разному. Мое имя тяжело произнести почти для любого иностранца. Кто-то пытается выговорить мое имя на свой манер, а кто-то зовет меня упрощенной версией.
Я часто предтавляюсь по разному, в зависимости от настроения. И все эти имена и псевдонимы уже стали частью моего образа заграницей.

После социологии у меня был испанский.
Я начал учить его 25 мая, еще когда был на Мальте.
Это оказалось очень интересно, особенно, когда я смог практиковать его с носителями, и после возвращения с Мальты я стал заниматься с учителем из Аргентины, Клавдией.

Так как английский мой первый иностранный язык,  летом я тратил на него больше времени, примерно 20-25 часов в неделю, в то время как испанскому посвящал около 6 часов.
Но Клавдия очень хорошо подтянула меня и это была постоянная практика разговора, гладко идущая рядом с ненавязчивой грамматикой.
 
В новой группе я учил язык меньше всех,  но говорил несколько уверенней, чем большинство присутствующих. В том числе и тех, кто был в группе Advanced Higher, что учит язык на этих курсах не первый год.
Группы Higher и Advanced объединили в первую неделю из-за нехватки людей.

Я познакомился с девушкой из Польши, Сабиной, которая знает русский и учит испанский. Она живет в Эдинбурге 4 года и пытается практиковать русский со мной.
Похоже, что любит Россию. Была в Москве 12 раз, и обожает запах метро.
Что ж, я тоже люблю Россию.. Когда уезжаю далеко от нее.
А жить лучше где-нибудь в Великобритании, Германии или Австралии.
Жить там и хвалить Россию. За ее культуру, советское кино, стабильность и т.д.

27 августа
Каждый вечер я ходил в Subway возле отеля и там общался с продавцом бутербродов.
Он постоянно слушал какой-то рэп на польском, к которому я привык и ассоциировал его с жизнью простой молодежи здесь.
Каким же было мое удивление, когда я увидел его утром в классе биологии. Он тоже делал Highers.
На биологии я также познакомился с 35-40 летней женщиной по имени Кара. Она выглядила так, как я обычно представлял себе болтливых американских домохозяек.

Но на биологии я задержался ненадолго. Это было интересно, но научный язык с сотнями названий разных клеток, бактерий и т.п. несколько намекал на трудность в дальнейших экзаменах, как и сложность в понимании материала.
После часа занятий, на пятиминутном перерыве, я нашел Джо и попросил сменить предмет. В итоге за один урок я оказался и на биологии и на философии.

После занятий у меня был долгий разговор с девушкой из Пакистана, Икрой (ударение на И). Она рассказывала мне про месяц Рамадан и пост во время него.
Она все время удивляется, как много я знаю про ислам.
А рассказал ей про агностицизм, и про то, что я агностик. Ей была интересна эта концепция.

Всю неделю я общался, в основном, с ней, и девушкой из Нигерии, Теной.
Тена и Икра довольно умны. Они обе учат точные науки (математика, химия, физика, биология).
Тена - носитель английского языка. Помимо науки, в колледже учит английскую литературу и увлекается ей.  Периодически учит меня английскому языку.

28 августа
В этот день, первый раз, была психология.
Учитель, по имени Ричард, говорил с ужасным шотландским акцентом (который я все время хочу назвать скотским - Scottish), и первое время его было довольно сложно понимать.
Спустя время, привыкаешь. Существует несколько типов шотландского акцента. И требуется время, чтобы научиться понимать все его разновидности.
Но человек привыкает ко всему.

29 августа
Начался второй  урок социологии. Столы находились очень близко к стенам и добраться до свободных мест было довольно трудно, а потом и вовсе стало почти невозможно.
В класс вошел ученик и стал думать, что ему делать. Маргарет (учитель) в шутку предложила пойти по столам. Все рассмеялись, затем повисла тишина. Парень спросил: "Вы правда хотите, чтобы я это сделал?" И тогда Маргарет сказала: "Here you can do whatever you want!" Что означало: "здесь ты можешь делать все, что тебе захочется!"
И было довольно забавно смотреть, когда он забрался на стол и прошелся по ним через весь зал, под гул апплодисментов.
Маргарет любила подкалывать своих студентов.

Напряжение в мире вокруг Сирии продолжает нарастать. В английских газетах пишут, что Россия вернула прежние позиции в мире и сейчас представлят глобальную силу. В связи с этим усложняется вопрос военного вторжения сил НАТО в целях свержения режима Ассада.
Об этом пишут каждый день и много говорят.
Сегодня показали дебаты и выступление Дэвида Кэмерона. Похоже, они все же решили провести вторжение, как только ситуация будет расследована. По крайней мере, они так утверждают.
В Эдинбурге я увидел человека с плакатом в поддержку Сирии, и сфотографировал его. Для фотографии он спрятал свое лицо в маске, возможно, боялся чего-то.
Я понимаю то, что Ассада скорей всего подставили, потому что  не было никакого смысла использовать химическое оружие. Но лучше ему уйти. Ради благополучия и процветания его народа.
В своей хватке к власти он подобен Путину. Любой ценой держаться на своем месте.

Я стараюсь следить за тем, что происходит в мире и Великобритании. Из новостей и газет можно узнать много интересного. А мне сейчас нужно узнать как можно больше относительно UK.

Недавно по BBC показывали зоопарк, возле которого я живу. Панда родила медвежонка и это привлекло внимание многих людей.
Говорят, что панда может забеременить лишь на протяжении суток в течении всего года. И как сказала Маргарет, если Мистер Панда не в настроении, им приходится ждать еще один год.

Часто показывают по каналам и Эдинбург с его желанием независимости. Следующим летом они собираются провести референдум относительно отделения от UK.
Шотландия во многом отличается от Англии.
Другая форма одежды у полиции, другие деньги, другой язык и другая культура. Очень сильное чувство национальной принадлежности. И они менее открыты, нежели англичане.
После разговора с польской официанткой в Глазго, я решил, что через год лучше переехать в Англию и в университет поступать уже там.

Мне нравится Шотландия. Своей культурой, природой и зданиями. Но сильно отталкивает акцент.

Кроме того, я хотел бы пожить в самых разных местах понемногу. Найти свое место уже после того, как набраться опыта.
Путешествия, постоянная смена обстоятельств и жизненных условий - прекрасная стимуляция мыслительного процесса и накопление огромного количества образов. Шанс учить языки и познакомиться с огромным количеством интересных людей.

Новый город всегда дает мне больше впечатлений, чем те места, по которым ходил тысячу раз.
Это подобно приключению или фильму. Какие-то маленькие ситуации, "сценки", на каждом шагу.

В Эдинбурге постоянно я нахожу что-то интересное. Замки, музеи, уличные музыканты и фокусники.
Часто слышу волынку.
А вот памятники всегда обгажены птицами. Как правило, их головы всегда белы.
Порой шотландцы стесняются этого и надевают что-то на голову своим историческим личностям, чтобы не позорить их. Но выглядит это довольно забавно.
Наверно, птицы не любят шотландцев.

Прошло 10 дней, как я приехал сюда, в Эдинбург. Произошло очень много событий, я ощущаю эти дни как месяц.
Хотя как обычно, сейчас кажется, что вроде все прошло довольно быстро.

Я замечаю за собой, что начал часто думать на английском. Порой часами подряд.
Я ожидаю больших перемен в моем мышлении, в результате влияния языка и культуры, огромного количества новой информации и рефлексии.
Едва ли могу представить себя через год или, тем более, через 5 лет, если получится закончить университет.
---
30 августа, пятница
Здесь я привык просыпаться и ложиться спать рано.
Мой день начинается с двух будильников в 7:00 и 7:25.
Занавески блокируют весь поступающий свет солнца. И не всегда можно  понять, утро сейчас или ночь.
Проснуться всегда помогает телевизор.

В моем отеле интернет платный и я использую его только в колледже. Что заставляет приезжать пораньше. Это отличная мотивация.

Мне часто снится Россия в каких то странных, загадочных снах.
Я не особо скучаю по ней. Здесь я чувствую себя лучше, расслабленней. Это место мне по душе.

Все предметы, которые я изучаю в колледже, я действительно хочу узнать, так как выбирал их сам.
Психология, социология, философия, английский и испанский , курсы которых называются Highers и представляют собой International Foundation Program, которая готовит студентов с других стран к поступлению в университеты. Как я уже писал, здесь были люди с самых разных стран и самых разных возрастов.

Сегодня, на философии мы обсуждали вопросы морали и интересные дилеммы.
В частности был поставлен такой вопрос: Если бы ты был водителем грузовика и внезапно отказали бы тормоза и перед тобой стоял выбор задавить пять людей или одного, что бы ты выбрал?
Большинство выбрали убить одного.
А Джэймс из Нью-Йорка предложил сделать выбор сложнее, и представить на месте одного человека ребенка.
А я предложил иную идею. Представить, что на месте одного был бы родственник, а вместо пяти - тысяча людей.
Была очень интересная дискуссия. После урока некоторые продолжали это обсуждать, я спросил этот вопрос у Мирея и у Тены. Все склонялись к одному ответу, что выбрали бы оставить в живых ребенка или родственника.
Была и другая дилемма. Если бы можно было толкнуть одного человека под колеса и спасти пятерых, убил бы ты его ради спасения других?
Или похожий вопрос, если нужно было срочно спасти 5-ых, которым требовалась пересадка органов, а в соседней комнате спал бы человек, вырезал бы ты его органы, чтобы спасти пятерых?
Большинство в такой ситуации сказали, что нельзя убивать, даже ради спасения других.
Я тоже часто думал о таком вопросе. Можно ли совершать зло ради добра?

Все это представляло собой часть политической философии.
Что-то подобное сейчас происходит в Сирии и наверно происходит в жизни довольно часто.
Если человек угрожает другим, можно ли убить его, чтобы предотвратить чью-то смерть?
Можно ли брать на себя ответственность решать, что будет лучше для одних, ценой интересов других?
Политики часто отвечают на вопросы подобные этим дилеммам, и часто делают не самый правильный выбор. А порой им просто все равно. Они пытаются изобразить видимость своего труда. И страдают миллионы людей, чьи жизни могут быть сломаны из-за одного решения, из-за чей-то невнимательности или халатности.
Такова власть судей и служителей закона. Решать судьбы других.
В России процент оправдательных приговоров очень низок и никто не будет стараться бесплатно защищать твою свободу. Твоя судьба становится результатом безразличности твоего судьи.

После философии меня ждало зачисление в колледж и выдача студенческих баджей.
К сожалению, опять произошла какая-то техническая проблема, и зачислили всех, кроме нас с Икрой. Наверно это была судьба.
Мы ожидали достаточно долго и неделю назад, и сегодня.
Икра рассказала мне, что ей 19 лет, уже год она живет в Эдинбурге (до этого в Пакистане) и была волонтером. Работала с детьми и для нее это был очень интересный опыт.
Возможно, мне тоже в будущем стоит попробывать поработать просто ради опыта и помощи другим.
У нас в России много волонтеров, готовых работать за 7 тысяч.

Потом я пришел на психологию, мы писали тест на тип личности.
Я - интроверт, что означало, что я более склонен к рефлексии, нежели к нахождению в группе.
----
Вечером, получилась прекрасная прогулка по Эдинбургу. Я вышел из своего зоопарка (как я называю свой отель из-за расположения) и дошел до города пешком.
Впервые я увидел ночной город. Это было уже что-то другое. Иная аура, иные ощущения.
Здания ярко горели, улицы не были забиты людьми и машинами, и в горах светился Эдинбургский замок (самый посещаемый в Шотландии)

А пока я ждал автобус обратно, я рассматривал скамейки. На них всегда есть таблички с надписями. Некоторые идут от 1953 года. Мне тяжело представить себе этот период. Я мало знаю про это время, и 50-ые представляются мне как полупустой город в послевоенном тумане.
Многие скамейки посвящены умершим. И когда читаешь надписи, складывается ощущение, что ты гуляешь по кладбищу..
Тяжело представить себе, что 99% тех, кому было 20-40 лет или более в 50-ые года, уже давно умерли. Умер целый мир. И его заменили другим.
Об этом я думал, ожидая свой автобус до зоопарка.

Спустя время, ужиная в китайском ресторане, я писал эти строки.
Официантка очень улыбчива, но за свою приветливость она вносит отдельную плату в чеке (обслуживание). Это печалит. Редко когда бывает что-то просто так.

Мне дали печенье с предсказаниями, откуда выпало: "A person never too old to learn". Это значит: "Никогда не поздно учиться".
Это было то, о чем я всегда говорил, и люди, которых я встречал в своих путешествиях, потверждали это.
Никогда не поздно начать что-то новое в своей жизни.

---
31 августа, суббота
Выходные - это то время, когда нужно делать что-то из того, что было лень сделать всю неделю или на что не хватало времени.
В эти дни я меньше учусь, но больше гуляю и думаю.

Утром я поехал в Эдинбург. Мне нужно найти хорошие книги по испанскому и купить теплую куртку на осень.
Мои поездки научили меня искать одежду, запоминать цены и места.

Я сходил в галерею. Музеи в Британии бесплатные и я стараюсь навещать их как можно чаще.
Хотя не до конца понимаю метафору живописи и интерпретирую совершенно по-своему.
Больше всего в этот раз меня поразили две картины.
Святая Агата (1512), которая сидела за столом, а перед ней стояла тарелка с ее собственной отрезанной грудью.
Король Сицилии приказал вот так изуродовать ее за что-то плохое или ради собственного удовольствия.
Но лицо Агаты было вполне довольным. Она как будто говорила: "А мне норм".

Другая картина: застолье где-то в Италии, толстая женщина (хотя они всегда толстые на картинах) принесла отрезанную голову бородатого мужчины. Все смотрят на это скорее как на новое блюдо, с небольшим удивлением, некоторые даже улыбаются, и лишь один мужик сидит с лицом, полным глубокого ужаса. Он как будто гость в этой картине.

Часто я вижу изображаемых людей на картинах как будто мертвыми или умирающими. Но порой бывает и напротив, они как будто только застыли на секунду и выглядят абсолютно живыми.
Так смотрятся и некоторые статуи. Как будто это замороженные люди.

Так или иначе, хоть я и не понимаю правильно сообщение этого искусства, но всегда все эти статуи и картины дают какие-то мысли.
---
Позже я приехал в Глазго.
Сегодня он выглядел совсем иначе, не как неделю назад. На улице были большие толпы людей (вероятно, неделю назад они все были на фестивале в Эдинбурге), и было очень много уличных музыкантов.
Бородатые арабы раздавали листовки в поддержку стабильного режима в Египте. А чуть дальше я увидел африканцев, которые устроили шоу в поддержку Сирии.
Один негр перепрыгнул через другого и сделал сальто, потом пришел мальчик и начал танцевать хип-хоп. Все это я снимал на камеру. За это я люблю свой телефон. Камера есть везде, где она нужна.

Чуть дальше, другой мальчик, играл на электронной гитаре. Ему было лет 10, а играл он очень даже неплохо.
Вокруг него собралась толпа, все были очень удивлены, многие снимали его на камеру.

Через несколько минут я увидел вход в метрополитен. И решил попробывать прокатиться.
Метро - это такое небольшое зеркало города и общества, которое в нем живет.
Скажу сразу, метро значительно изменило мои впечатления о Глазго.
Это было очень мрачное и угнетающее место. Я ждал свой первый поезд около 5 минут.
Рядом со мной сел кто-то из рабочего персонала. Он начал свистеть, и этот звук заставил, снова, как вчера, представить себе 50-ые годы. Это песня уходящей жизни. Кто-то также свистел 60 лет назад и многих из тех уже нет в живых.
Мужик перестал свистеть и начал есть бутерброды. Я стараюсь говорить как можно с большим количеством незнакомцев в новых городах и спросил его:
-В Глазго сейчас какой-то фестиваль? Я видел толпы народа и многих музыкантов на улице.
Мужчина удивленно посмотрел меня, доел бутерброд и ответил:
-Нет никакого фестиваля. Здесь всегда так.
-Я был здесь неделю назад. Улицы были пусты, а музыкантов было гораздо меньше.
-Наверно, был дождь

Наш разговор закончился, приехал поезд.
Все метро очень сильно отличалось от того, что я видел в Лондоне.
Маленький тесный вагон, в котором с трудом умещались люди. Чтобы войти в него, нужно было наклонить голову, чтобы не удариться. Вся его конструкция давила на меня. Это была маленькая тесная коробка, забитая людьми, которые мне показались странными.
Я выходил на одних станциях и прогулявшись, ехал к другим.
На одной из них было еще более жутко. Небольшая дорожка между двух пар рельс, на которой нужно было быть очень осторожным. Вдоль самих рельс текла вода. Она стекала прямо из стен и были слышно бесконечное: кап, кап, кап.
Я почувствовал себя словно я где-то глубоко под землей, в канализации или в каких-то оставленных шахтах.

Вагоны были практически пустыми, когда я взял 3 поезд, но через несколько станций я увидел толпу людей, которая хотела войти. Я решил, что пора выходить.
Потом я очень пожалел об этом. Я шел и видел огромную, бесконечную толпу. Потом стал видеть полицейских, которые кричали им: Пошли! Стоп! Пошли! Быстрей!
Вначале, я подумал, что это заключенные. Когда я вышел на улицу, я увидел несколько полицейских на лошадях, и огромную, бесконечную очередь в это метро. Посмотрев чуть дальше, я увидел таверну, клуб поддержки футбольной команды Rangers. Она была плотно забита людьми, которые пытались с трудом выйти. Почти на каждом из них были синие шарфы и синие цвета, и они все что-то кричали
Наверно, только что закончился матч или что-то в этом роде.
Сам район казался местом, где-то на окраине. Как и метро, жуткое, позабытое место.
Я долго шел оттуда, пытаясь найти центр. В метро из-за этой толпы возвращаться было совсем не вариант.
Солнце покинуло небо и стало мрачно-белым, подул сильный ветер, а по улицам шли бесконечные толпы болельщиков Rangers.
Около двух часов ушло на тот путь, и не раз я пожалел, что вышел именно на той станции. Это был омерзительный район.
В конце концов, наконец обнаружив центр, я покинул Глазго.
В эти часы город угнетал меня и оставил без всякой энергии и вдохновения.
-------
Глава 3.            Осень

1 сентября
Я не слишком люблю лето, но люблю осень. Мне нравится ее прохлада, люди в легких куртках, и балас между жарой и морозом.
В осень я гуляю чаще. Мыслей больше, и все лето я жду, когда наступит осень. Также как всю зиму жду весны.
Эти "сбалансированные" времена года для меня самые лучшие.

Осень наступила. И я почувствовал ее ауру с первого дня.
Сменилось не только время года. Сегодня я покидал свой зоопарк.
Пришло время ехать в новый отель, в центре Эдинбурга.

Мне нравилось в старом отеле только одно. Каждое утро я ел вкусный хлеб с медом, а перед глазами был вид на шотландские горы.
Вид из окна обеденной комнаты там был просто восхитительный. Сегодня я просидел там немного дольше обычного, попивая жуткий растворимый кофе, но покорившись этим образам и мыслям..

Что раздражало абсолютно, так это это крепкая привязка именно к 12 автобусу, чтобы доехать до колледжа и обратно (приходилось подстраивать под него утро, а днем ждать по 20 минут), и, конечно же, платный интернет.

Сегодня я купил час интернета в первый и последний раз, чтобы проверить почту с ваучером. И он стоил 4 фунта. Один час стоил 200 рублей.
За такие деньги можно купить месяц интернета, а мне достались лишь 60 минут, и нельзя было выходить надолго, иначе он отключится и мое время с этим закончится.
Я ощущал это страшнейшей несправедливостью и обманом. Они в какой-то мере продавали воздух, то, что было им доступно абсолютно всегда за гроши.
Во многом, именно из-за интернета и неудачного расположения, я покидал этот отель.

Для себя у меня есть условное деление: Хороший отель - бесплатный интернет, плохой - платный.
В нынешние времена интернет стал одним из основным источником информации и общения. Делать его роскошью в 21 веке непозволительно.
---
Днем, пришел кто-то из персонала и сообщил, что я должен был выписаться еще 2 часа назад.
Поспешно собрав вещи, я покинул свой зоопарк и отправился к новым приключениям.

2 сентября
Новый отель был лучше. В самом номере преобладали зеленые тона, был доступен бесплатный интернет, а по телевизору были испанские каналы.
А еще здорово было то, что в туалете был динамик телевизора и я мог практиковать языки практически непрерывно.

В Эдинбурге продолжались дорожные работы, трамваи не ходили, многие районы были перекрыты.
Но это помогало мне ориентироваться и быстро находить свой новый отель.
У меня была прекрасная прогулка по городу, вчера вечером. В центре собралось много людей, посмотреть на фейверк. Небо светилось яркими огнями, а воздух был прохладный и свежий.
Потом я попробывал пойти в новый ресторан и понял, что моя консервативность в выборе мест питания не так уж и плоха. Место было совсем не очень. Какая то барная обстановка (не люблю неспокойные места), дорогая и не очень сытная еда.
Обычно я хожу в Subway или Bella Italia. В последнем, некоторые официанты уже знают, где я сяду и что закажу. Играет хорошая музыка, обстановка спокойна и приятна.
И не очень дорого. Я люблю это место.
Как правило, я пишу именно отсюда.

Днем, Икра принесла лапшу своего собственного приготовления и всех угощала.

3 сентября
Мне снился странный сон про Россию.
Будто я вернулся на каникулы и хотел ехать обратно, а толстая баба на паспортном контроле не хотела меня пропускать. Она требовала всю информацию про колледж и мое пребывание там, распечатанные переписки и т.д.
Она сказала, что в России теперь особые требования, которые отличаются от всех в мире.
Во сне я разозлился на нее и начал искать что-то в сумке.
---
Кажется, что первая неделя была так далеко..
Событий произошло очень много. Я начал ко всему привыкать..
С языком проблем нет. Большинство информации я понимаю, хотя порой стесняюсь сказать что-то неправильно при носителях, но все равно стараюсь учавствовать в дискуссиях.
Сегодня на философии мы обсуждали, что такое счастье. Каждый написал на листочке про то, что делает его счастливым. И все написали совершенно разные вещи.
У меня было слово "Кофе". Оно делает меня счастливым каждый день.

Из этой группы я знаю пару людей.
Например, Конрад, который увлекается египетской историей и в перерывы пишет арабский алфавит на листочке (из которого я знаю 10 букв).
Есть и неформалы. Хана, у которой розовые волосы и проколотые губы. Но она, на удивление, очень добрая.

Вечером был первый урок английского (ESOL).
Наконец, я встретил людей из Испании в своей группе. Быть может, получится попрактиковать свой второй иностранный язык.
Кроме того, были люди из Ливии, Украины, Польши.
Поляков, кстати, в Эдинбурге больше, чем русских.
Например, продавец бутебродов в Сабвее, около зоопарка (я писал про него чуть ранее, он учится в моем колледже) оказался поляком, который переехал сюда 7 лет назад и его произношение было как у носителя языка.
Он тоже хотел заниматься в классе ESOL, но его английский оказался выше этого уровня и он пошел на английский с элементами литературы (для тех, кому английский как родной язык)

Говорят, что польский - второй язык после английского по распространенности на территории Британии.

В группе ESOL была Икра, Мирай и Сабина (с которой я учу испанский).
Сабина очень гордится тем, что она наполовину русская и может говорить по-русски.

Вечером я бродил по городу. Нашел туристическое агенство, чтобы организовывать свои путешествия в другие города на выходных.
Нашел музыкальные магазины и начал искать себе  новую гитару.

4 сентября
Утро началось нелепо. Я опаздывал, и во время завтрака все падало из рук. Случайно, я уронил чашку с молоком прямо на пол (хорошо, что брызги не долетели до соседки).
У меня есть примета, что если идет серия мелких неудач, то значит скоро будет что-то очень хорошее.
Как и наоборот. Если в один момент слишком много хорошего, значит скоро будет что-то очень плохое. (Эта примета не раз подтверждалась)

А из смеси хорошего и плохого, а также комбинации различных совпадений, решений и обстоятельств и формируется человеческая судьба. Или специфика, как я ее еще называю.
У каждого есть своя специфика. Кто-то женился и развелся, кто-то родился в Африке и т.п.
Обьективно, нет ничего хорошего и плохого. Все эти обстоятельства подобны рассвету и закату Солнца. Они просто есть и будут.
А человеческое восприятие уже способно решать, что плохо, а что хорошо.
Счастлив тот, кто умеет каждую ситуацию принимать как благо.
Результаты любого поступка могут полностью раскрыться как в настоящем времени так и в будущем.

Эта философия сформировалась у меня недавно.
Для меня, хорошее, которое компенсирует плохое - это развитие, что-то новое или полезное. То есть, "инвестиции" в мою будущую жизнь. Какой-то небольшой факт, который узнаешь случайно, может через какое-то время поменять направление жизни. (В особенности, когда узнаешь про новые места и страны)
---
Спустя недели, каждый день я все еще знакомлюсь с новыми людьми. Здесь их очень много, так как в каждой группе разные студенты и всегда есть те, кого я не знаю.
В ближайшее время, я также собираюсь пойти на спорт и актерские курсы.
Путешествия - это неисчерпаемый источник нового опыта и общения.
Я ценю опыт. Это один из самых нужных ресурсов для человека.
Я хочу периодически менять обстановку до той поры, пока это не надоест или не появятся обстоятельства, сдерживающие меня.

Хотя, мне гораздо проще общаться с иностранцами в этой стране, чем, собственно, с самими шотландцами.
Наверно, шотландцы, действительно, более закрыты, как сказала польская официантка из Глазго.
Что ново для этой поездки, проще всего мне общаться с мусульманами, например Заимом и Икрой. Практически всегда есть о чем поговорить и с Теной.
Благодаря совету Тены, я начал пить кофе латте, Это оказалось очень хорошей идеей, потому что его наливают больше, чем эспрессо.
---
Уже не первый день я продолжаю искать себе хорошую гитару. Проблема разве в том, что моя комната не слишком большая и я присматривался к сокращенным моделям инструмента.
В одном магазине, они стоили дёшево, но и звук не завораживал так, как моя гитара дома.
Я пробовал самые разные модели - совсем маленькие и побольше.
В конце концов попробывал и самую большую - обычный размер.
Но не одна из них не впечатлила. И я ушел с пустыми руками.

Один из продавцов в том магазине, узнав, что я из России, сказал, что у русских был только один умный президент - Горбачев.
Заграницей его любят. На Мальте даже называют детей в его честь и в честь его жены.
А в России все наоборот.
Горбачев, наверно, навсегда останется неоднозначной фигурой в истории России.
Но, пожалуй, во многом благодаря его реформам, я смог уехать.
---
Вечером я ездил на Горги роад, смотреть секцию по боксу. Я долго искал это место, спрашивал нескольких людей.
Это оказалось далеко, на окраине. Тут было много тесных уродливых продовольственных магазинов, продавцы которых были только иммигранты.
Я думаю, что это был спальный район для приезжих рабочих или что-то в этом роде.
Зал я так и не нашел, уехал через 10 минут прогулки. По времени все равно не успеваю туда ездить, надо найти что-то другое.
---
Я сидел один, смотрел на горящую свечу в итальянском ресторане.
Столик возле окна, вечер. И в очередной раз я подумал: "Как же хорошо, что я здесь"..

С тех пор, как я переехал в новый отель, сияние ночного Эдинбурга стало не такой редкой роскошью, как было еще в прошлую пятницу.
Что радует и вдохновляет.
---
5 сентября, четверг
Я начал создавать в себе философию постоянного оптимизма. То есть радоваться всему, во всем видеть плюсы.
Мое настроение стало гораздо лучше.
Странно, что детей не воспитывают в этой манере и гораздо больше людей вырастает с понятиями "Надо", "Жизнь жестока", "Главное - уметь зарабатывать"
И мало кто думает что желаемое счастье можно найти внутри себя. Попытавшись радоваться тому, что есть, чаще обращать на это внимание.
Люди больше замечают то, чего у них нет.
Человеческое самовнушение способно на чудеса. Мы можем внушить себе эффект лекарств и менять температуру.
Так люди внушают себе апатию, унылость и безысходность.

6 сентября, пятница
На философии опять были интересные дебаты, хотя времени всегда не хватает, чтобы каждый мог развить свою точку зрения.
На перерыве я встретил Абду Азиза. Мы немного поговорили и он посоветовал мне посмотреть лекции Ахмеда Дедита, известного писателя-мусульманина, легенду в своих кругах. Он был блестящим оратором и любил сравнивать ислам и христианство, не раз вступая в дебаты с крупными европейскими и американскими мыслителями.

Сегодня я также решил, что надо немного учить арабский. Я пробовал и раньше, но в России на это абсолютно не хватало времени, а здесь я стал более организованным и в моей жизни нашлось время для многих вещей.

Меня давно увлекает арабская культура и ислам, да и в целом мне нравится учить языки и читать про разные страны.

Изучение любого языка - Это не только изучение одной грамматики, как это дается в школах.
Это долгий и упорный труд, требующий подавления своей собственной лени.
Это бесконечное путешествие в другие культуры и их историю.
А само звучание языка подобно музыке, особой песне, которая следует за своим видом мышления.
Языки состоят из слов, их применения и звуков, с которыми мы их ассоциируем. И конечно, смысл, который в них вкладывают.
Язык - это то, в каком порядке и образе думают люди. Суть мысли может быть одинакова. А ее построение совершенно разное.

После философии мне предоставилось много свободного времени.
Психологии сегодня не было, и я больше времени посвятил самообразованию.
Мы сидели с Теной и Икрой за нашим любимым столом, разговаривали и одновременно я что-то писал у себя в тетради.
Получилось найти время и на английский, и на испанский, и на арабский, и при том, почитать статьи на самые разные темы.

Позже, был дождь, но нужно было купить поесть и я пошел на улицу. Зашел в магазин сувениров, где было очень много символов шотландской культуры: кильт, волынки, футболки с знаками и т.п.
Я купил себе шапку, чтобы голова не промокала от  дождя, а пока покупал, попробовал поиграть на волынке. Получилось забавно. Я играл первый раз на таком инструменте.
В этот день я сделал больше, чем ожидал и чем делал в другие дни. Просто бывает такое настроение. Когда хочется сделать сразу много дел и совершить хороший шаг вперед.
Иногда такое настроение задерживатся не на день, а на неделю, месяц.
А бывает и наоборот. Делаешь каждый день понемногу и все.
Человек - существо, сильно зависящее от своих эмоций.

7 сентября, суббота
Сегодня я опять ездил в Глазго. Закрепляющая поездка, и, пожалуй, последняя.
Единственный раз, когда это было интересно, очевидно, был первый.
Город оставил меня равнодушным, но он был ближе всех из крупных городов и получилось, что я приезжал туда несколько раз.

Если Эдинбург кажется культурным, историческим и имеющим свою ауру, то Глазго показался мне просто домом рабочих, с красивыми зданиями.
Он был явно переполнен людьми. Которые стояли или шли по улице с каменными лицами, не имеющих никакого интереса друг к другу. Именно за это я и не люблю большие города. За безразличие и одиночество.
Хотя Глазго не так огромен, как Лондон, например (в 10 раз меньше), но он показался перерасыщенным.
Прошлое города было очень темным, а сейчас, как я уже писал, он стал местом ночной жизни.
Подобное я чувствовал и на Мальте, в небольшом городке Пачевиле, где я прожил большую часть той поездки. Это было просто скоплением молодых людей, а не интригующим завораживающим местом.
Валетта увлекла меня значительно больше, хотя это уступало впечатлениям от Эдинбурга или Сиднея. Эти места навсегда оставят мне яркие воспоминания.
Но что было хорошо сегодня, я обо многом подумал и продолжаю свою интенсивность в самообразовании. Когда под руками интернет, моя любознательность растет с каждым днем.

Вечером я зашел в индийский ресторан, недалеко от моего отеля. Он был пуст, что радовало меня больше, нежели если бы он был полон. Я выбрал место, которое мне больше всего подходило. Официанты никуда не торопились, и из любопытства я решил развязать разговор с одним из них.
Это был официант из Бангладеша, который жил в городе, близком к столице. Немного рассказал мне про историю этой страны, и так как он был мусульманином, я смог немного поговорить с ним про арабский язык (который каждый мусульманин должен знать, потому что перевод Корана - не Коран).
Всегда интересней послушать о странах от самих ее жителей, а не только почитать про это.
Также как и о языках и религиях. Идея выглядит в одном виде, а люди реализуют ее совершенно по-другому.
Порой я любил говорить с людьми из других государств, работающих в ресторанах. Если коренные жители страны не особо замечают свои реалии и не особо думают о них, то иммигранты -те люди, которые в силу каких-то причин уехали, проанализировали свою жизнь, обе страны (свою и куда они едут).
Они замечают все эти исторические и культурные особенности больше, чем рожденные в городе. Потому что коренной эдинбуржец по сторонам особо не смотрит, он уже привык ко всему еще в детстве.

Есть и второе поколение иммигрантов, с ними уже говорить сложнее и менее интересно.
Порой я встречаю коренных африканцев или арабов, которые отвечают, что они приехали из Англии или Франции. Они уже представляют смесь между своей культурой и культурой нового места. Но ни о том, ни о другом особо их не спросишь, потому что они что-то посередине между двумя мирами.
Хотя, конечно же, зависит от человека.
----
8 сентября, воскресенье
Несколько дней назад президент России Владимир Путин заявил, что в случае нападения на Сирию, Россия окажет всяческое содействие, в том числе вступление в войну.
Вопрос: а кто-нибудь спросил мнение солдат и граждан России, которым придется в таком случае воевать, пока Путин будет сидеть в своем кресле?

Аналогичный вопрос и к Штатам. Спрашивали ли они своих граждан разрешение развязывать Третью Мировую войну?

Вся эта "демократия" - простая фикция, которая создана, чтобы  завуалировать рабство.

Но если в США армия контрактная и они хотя бы знали, на что идут, то у нас отправят 18-летних призывников.
Они росли, чтобы умирать за идеи Путина и Ассада? За тиранов, которые держатся за власть любой ценой, даже игнорируя жизни тысяч и миллионов людей?
Странно, что народ спокойно идет на поводу этого безумия, даже если это грозит бесмысленной гибелью.
---

День сегодня был "ленивый". До самого вечера едва ли хотелось куда-либо идти и что-либо делать. Обычно такие у меня субботы, но порой это смещается на один день (хотя суббота уже традиционно стала днем отдыха)
Но вечером мне все же надоело безделье и я ушел исследовать новые земли.
Недалеко от галереи играла музыкальная группа, исполняя что-то достаточно веселое, шотландское.
Я остановился на несколько минут. Синие облака, летящие птицы, вокруг высокие каменные башни и горы, и красивая инструментальная музыка.
Конечно же, я заснял этот момент. Это такие минуты, когда ты снимаешь не только на телефон, но и крепко оставляешь это в своей памяти. В такие моменты чувствуешь себя счастливым.
---
А потом я пошел в сторону своего старого дома - зоопарка, которому не так давно исполнилось сто лет.
По дороге я увидел огромный замок. Раньше я проезжал мимо него на автобусе, а сейчас представилась возможность погулять и посмотреть его поближе.
Это было захватывающе. Зеленое поле и высокий замок возле меня.
Но потом пришел африканец в синей рубашке. Это немного напоминало фильм ужасов, вроде Resident Evil- огромный каменный замок и пустое поле. Он сказал, что мне нельзя здесь находиться, это частная собственность.
Я немного поспрашивал его об этом месте. Раньше это был колледж для глухих людей, а теперь он был пуст. Хозяин хотел продать его под отель или что-то в этом духе.
Я тоже хотел бы учиться в таком красивом замке. Возможно, потом я поступлю в похожее место.