Любовь - главнее всех

Ирина Ершова 2
«Главным и неизменным признаком  удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать и повторить наслаждение...» – так пишет в своем эссе Фазиль Искандер. Для него, как и для многих нас, такой книгой-наслаждением является все  творение Александра Сергеевича Пушкина. Поэт своими солнечными стихами «утеплил» российский климат. Нет  ни одного человека, которого обошло бы общение с пушкинским словом. И после него были гении, но при всей своей одаренности никто  никогда не достигал пушкинской гармоничности и теплоты.

По-разному к нам «приходят» любимые произведения: у одних – в детстве  прочитанные мамой строки; у других – передача, поразившая настолько, что потом уже захочется самому прочесть и осмыслить и пережить услышанное; у третьих – добрый, нежный голос учителя, уроки которого остаются в памяти навсегда.

Фазилю Искандеру повезло. Он на всю жизнь пронес любовь и благодарность к своей первой учительнице Александре Ивановне, подарившей столько ярких и счастливых впечатлений. Именно она очаровала «солнечным» голосом своих юных слушателей, именно в ее власти они находились и ее глазами они и ожидали появления Савельича, этого бесконечно  доброго и преданного дядьки.

Любому человеку необходимо внимание, забота, любовь, а эти мальчишки и девчонки голодной, истерзанной бедами послевоенной страны так нуждались в тепле человеческого сердца. И Александра Ивановна, подобно Савельичу и Арине Родионовне, смогла обогреть своих благодарных слушателей.

Прошло столько лет, а, читая строки Искандера, чувствуешь, как вновь его охватывает волнение, что уже и ты находишься во власти этого голоса и вспоминаешь свое детство, вновь переживая трогательные и незабываемые минуты.
Отсюда и повторы слов в тексте: «счастливые минуты», «счастлив человек, которому повезло… мне повезло». Это как биение сердца, которое вмиг отзывается как на боль, страдание, так и на радость и счастье.

Образ, сложившийся в детстве, и память о нем остается навсегда. Таким детским для Цветаевой образом, гипнотически притягивающим к себе, была фигура Пугачева, не исторического, а пушкинского Пугачева, Вожатого из «Капитанской дочки», самого неодолимого из всех романтических героев, сравнимых только с Дон Кихотом. У нее захватывало дух от восторга всякий раз, когда появлялся Пугачев. Как объяснить эту Любовь, эту привязанность?!

В 8 классе, читая «Капитанскую дочку»,  я тоже не могла понять, как можно полюбить того, кто на «твоих глазах» убил и убивает, какие бы оправдательные причины ни приводили. Возможно, у русского человека всегда заложено ожидание великого разбойника, который каким-то своим путем установит долгожданную справедливость!?

И только спустя время я поняла скрытый смысл цветаевских строк. Оказывается, зло может очаровывать окружающих и заставлять в предмете любви видеть лишь «оборот добра», что может быть зло с добрым лицом и добро со злыми проявлениями. Это сочетание и есть великая обольщающая сила, сопротивляться которой чрезвычайно трудно: мы сердцем принимаем, а умом пытаемся объяснить и понять.

А Савельича мы принимаем всей душой, не задумываясь, потому что он чист душой. Он предан и любит своего хозяина. А любовь – главнее всех.

Пишу эти строки и невольно ловлю себя на мысли, как велика и притягательна сила слова. Читая эссе Искандера, я тоже  оказалась в его  власти. Эти строки вернули на какой-то миг ушедшее детство, отогрели сердце в бесконечной суете и придали жизненные силы.