Усадьба Остафьево является памятником архитектуры и садово-паркового искусства конца XVIII – начала XIX века, одним из Пушкинских мест.
По преданию, «Русским Парнасом» назвал Остафьево именно А.С. Пушкин. В овальном зале с коринфскими полуколоннами поэт читал стихотворение «Моя родословная». Стены, отделанные искусственным мрамором, слышали его голос. По воспоминаниям сына поэта Петра Андреевича Вяземского, Пушкин, «…потирая руки, декламировал, сильно напирая на: «Я мещанин, я мещанин, я просто русский мещанин». С особым наслаждением Пушкин прочел врезавшиеся в мою память четыре стиха: Не торговал мой дед блинами, В князья не прыгал из хохлов, Не пел на клиросе с дьячками, Не ваксил царских сапогов».
История усадьбы Остафьево начиналась достаточно прозаично. В XVIII веке промышленник К.М. Матвеев основал здесь суконную фабрику, построив каменный дом и разбив регулярный парк.
Князь Андрей Иванович Вяземский, из древнейшего рода Рюриковичей, в 1792 году приобретает это имение и приступает к его реконструкции. К 1806 году был построен новый двухэтажный кирпичный дом с шестиколонным портиком коринфского ордера. Просторный дом соединялся колоннадами с боковыми флигелями. По преданию, строительством усадьбы в стиле классицизма руководил сам владелец. Возле регулярного парка был разбит - пейзажный.
В состав усадьбы вошла Церковь Святой Троицы, которая была освящена в 1782 г. Здание кирпичное, оштукатуренное, с белокаменным лепным декором. Основная часть храма представляет собой сочетание четверика и вписанной в него ротонды, перекрытой куполом с люкарнами (оконными проемами в купольном покрытии). Алтарная часть, прямоугольная в плане, и прорисовка деталей указывают на тесную связь памятника с культовой архитектурой барокко.
Андрей Иванович умер в 1807 году, оставив сыну Петру огромное состояние, в том числе и Остафьево. Петр Андреевич Вяземский - друг А.С. Пушкина, поэт, переводчик и журналист. Это ему принадлежат слова «…очень люблю и ценю певучесть чужих стихов…»
В XIX веке усадьба Остафьево стала одним из центров русской культуры. Именно здесь Николай Михайлович Карамзин, «Колумб русской истории», по образному выражению Пушкина, написал семь томов «Истории государства Российского» и начал писать 8-ой. Историк был женат на Екатерине Андреевне, сестре П.А. Вяземского, и прожил в Остафьеве 12 лет. Московская библиотека Карамзина сгорела в пожаре Отечественной войны 1812 года. К счастью, черновики «Истории…» сохранились в Остафьеве.
Не случайно имение называли и называют «Русским Парнасом». Здесь бывали Василий Львович Пушкин и Мицкевич, Василий Жуковский и Денис Давыдов. Трудно даже перечислить всех современников Петра Андреевича Вяземского, гостивших в усадьбе.
А.С. Пушкин писал о Петре Вяземском: «Судьба свои дары явить желала в нем, В счастливом баловне, соединив ошибкой Богатство, знатный род – с возвышенным умом И простодушие с язвительной улыбкой».
Его сын Павел Петрович Вяземский был основателем общества любителей древней письменности и одним из первых собирателей русской иконописи и предметов прикладного искусства. Им созданы в Остафьеве богатые коллекции картин, гравюр и оружия. Библиотека Вяземских насчитывала 32 тысячи томов. П.П. Вяземский создал домашний музей.
Во владении Вяземских имение находилось до 1898 г., затем перешло к графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву, женившемуся на Екатерине Павловне, внучке Петра Андреевича Вяземского. С.Д. Шереметев – археограф, издатель, автор статей и очерков по истории усадеб России. При нем в Остафьеве стали снова бывать деятели литературы и искусства, и воцарилась атмосфера, присущая этой усадьбе. В 1899 году, ко дню торжественного празднования столетия со дня рождения А.С. Пушкина, Шереметевы открыли усадьбу для широкой публики, превратив ее, по сути, в один из первых музеев, связанных с именем великого поэта.
В 1911 – 1913 годах в парке были установлены памятники поэтам и писателям: Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому, П.А. Вяземскому и А.С. Пушкину, а в 1914 году - П.П. Вяземскому.
В марте 1918 года музею была выдана охранная грамота. Однако в 1930 году музей был ликвидирован, и его коллекции были рассредоточены по культурным учреждениям, включая музеи, и частично распроданы. После ликвидации музея в усадьбе размещаются различные учреждения, а с 1947 года усадьба стала домом отдыха. Для нужд дома отдыха проведена частичная перепланировка внутренних помещений, застеклены колоннады и превращены в бильярдную и кинозал.
Только 5 декабря 1988 г. усадьба Остафьево стала опять музеем на правах филиала Государственного музея А.С. Пушкина и уже в ноябре 1989 г. открыла двери для посетителей.
Приказом Министра культуры Российской Федерации от 21 января 1994 года музей-усадьба Остафьево получил статус федерального музея с переименованием в музей-усадьбу «Остафьево» – «Русский Парнас».
Н.М. Карамзин писал: «Остафьво достопамятно для моего сердца: мы там наслаждались всею приятностью жизни …, там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвященные семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства, в тишине страстей мятежных».
С 25 января 2000 года музей приступил к обширным реставрационным работам. Было принято решение воссоздать дворец таким, каким он был в первой трети XIX века, во время завершения строительства дворца и расцвета духовной жизни в усадьбе.
Сегодня уже можно побродить «…Вдоль блещущих столбов прозрачной колоннады…», откуда открывается вид на липовую аллею и парк с памятниками. Они, эти памятники поэтам и писателям, в чинном спокойствии наблюдают за реставрационными работами. Они много пережили и много видели за свою почти вековую жизнь.
Посетив Остафьво в холодные апрельские дни, поняла, что и сегодня сотрудники музея, несмотря на реставрационные работы, сохраняют в дорогом для нас месте Подмосковья атмосферу домашнего уюта и тепла.
В июне музей всегда ждет гостей на празднование дня рождения А. Пушкина.
Если вы еще не были в Остафьеве, обязательно посетите этот замечательный музей.
09.06.2004