Особенности евразийского мировоззрения

Юрий Шпилькин
2.1. Мировоззрение номадов исторических. 8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва. Эта битва положила начало не только освобождению от монгольского ига, но и зарождению и последующему развитию философии народов Евразии.  Традиционно преобладает точка зрения, что восточная философия имеет три основные ветви: китайскую, индийскую и арабоязычную. Причем в западноевропейской философии утверждалось, что восточная философия имеет преимущественно нравственно-созерцательный характер, в ней преобладает пессимизм и инертность, а поэтому более низкий уровень абстрактного философствования. В связи с этим народы делились на авангардные или согласно терминологии Л.Гумилева, пассионарные и оставшиеся на обочине культурной цивилизации. Так, например, даже в отношении признанных восточных культур Египта и Вавилона принято считать, что здесь не получили развития ни наука, ни философия. Потому, что в Египте религиозная философия в основном была направлена на объяснение жизни после смерти, а в Месопотамии она больше интересовалась достижением благоденствия в этом мире, и поэтому на первом месте стояли астрология, колдовство и предсказания.

Во-первых, такая трактовка генезиса философии Востока отказывает в философском мышлении не менее древним народам, заселявшим огромные пространства Евразии от Китая  до Сибири и от Байкала до Дуная. Во-вторых, противоречить фактам взаимодействия и взаимовлияния народов в процессе их Великого переселения и, особенно, в период «осевого времени». Один из сторонников этой концепции К. Ясперс отмечает, что западный мир еще со времен древних греков конституировался в рамках полярности Запада и Востока. Со времен Геродота противоречие межу Западным  и Восточным миром осознается как исконная и вечная противоположность, являющая себя во всех новых образах. Причем, речь идет не о простой противоположности между греками и варварами, когда Диоген Лаэртский заявляет, что все цивилизованные народы произошли от греков. Эта противоположность нередко рассматривается как несовместимая полярность. Так, известный писатель Киплинг, создатель образа Маугли, выразил эту мысль в формуле: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток и никогда им не сойтись вместе». Однако, более пристальное, внимательное изучение  взаимодействия народов Запада и Востока, их культуры, в том числе философии, позволяет утверждать, что Запад никогда не  обходился и не сможет обойтись без Востока. Восток остается равнозначный, вызывающий восхищение силой, как политической, так и духовной мощью сосредоточием знания. «Своеобразие же восточной философии, состоит в том, что здесь не было жестких, зафиксированных, устойчивых типов философии, а потому неверно применять критерии, вытекающие из новоевропейского способа философствования".

В современной литературе все более популярным становится понятие «номады». Номады (или кочевники) (от греч. nomados – кочующий) условное название народов и этнических групп, которые в течение года или сезона ведут подвижный образ жизни. Они отличаются своеобразным бытом, повседневной хозяйственной деятельностью и традиционной культурой. Номадами называют даже современных жителей мегаполисов, имеющих большое расстояние от дома до работы. Более того, современный французский футуролог Жак Аттали в книге «На пороге нового тысячелетия» рассматривает эволюцию планетарного общества в ближайшую четверть века, его экономическую, политическую, социальную и идеологическую организации как номадическую. По мнению Жака Аттали, демократия — это наилучшая политическая система, торговый строй — двигатель прогресса, всемогущество денег — самый справедливый порядок правления. Согласно Аттали, глобализация порождает новую кочевую элиту – номадов, которые  должны быть оторваны от своих национальных корней и которые  создадут новый социальный порядок - номадизм. Вместе с тем, общество будущего далеко от утопии. Нищета здесь по-прежнему будет сочетаться с богатством, только уже в глобальном масштабе. Но, пожалуй, самое зловещее в предсказаниях футуролога – это исчезновение институтов государства и разрушение семьи. Победители и проигравшие в наступающем мировом порядке – «богатые номады» и толпы народов, целые страны, загнанные в узы беспросветной и безвыходной бедности.

  В настоящее время евразийская философия - одна из самых сложных по строению областей философского знания. Одно из первых обоснований необходимости синтеза философии мы можем найти у Аристотеля, который в «Метафизике» (IV в. до н.э.) объяснил это следующим образом: «…привлечем также и тех, кто раньше нас обратился к исследованию существующего и размышлял об истине. Ведь ясно, что и они говорят о некоторых началах и причинах. Поэтому, если мы разберем эти начала и причины, то это будет иметь некоторую пользу для настоящего исследования; в самом деле, или мы найдем какой-нибудь другой род причин, или еще больше будем убеждены в истинности тех, о которых  говорим теперь».

Евразийская философия - это философия этносов, считающих Евразию своим «месторазвитием», а «мы можем рассматривать Евразию не только в географическом аспекте, но и в этническом как единое целое, достаточно устойчивое, чтобы отторгать внешние элементы»  . По словам П.Н. Савицкого: «над Евразией веет дух своеобразного «братства народов», имеющих свои корни в вековых соприкосновениях и культурных слияниях народов» . Во все времена, в Евразии правители явно склонялись к европейской культуре, а народы, скорее, к азиатской. 
Недавно встретил в Интернете дискуссию: Кто такие грузины, европейцы или азиаты? Наконец, участники форума пришли к выводу, что грузины и европейцы, и азиаты, а точнее евразийцы.
 Казахстанский философ А. Нысанбаев отмечает, что «евразийская философия взаимопонимания», основанная на добрососедских межгосударственных отношениях и интеграционных процессах в евразийском пространстве «вполне  естественное проявление глубинной сути евразийства» . По мнению А. Нысанбаева: «Запад и Восток являют собой два противоположных типа мировоззрения, мироотношения, способа бытия в мире, две противоположные типологические формы культуры: деятельностную и созерцательную, интеллектуально-рационалистическую и образно-поэтическую, активно-прогрессистскую и сдержано-консервативную, прагматическую и экологическую», поэтому для установления равноправного диалога между Востоком и Западом, взвешенного, сбалансированного и гармоничного типа их взаимодействия и взаимообогащения, можно сказать, что «философия взаимопонимания – это поистине философия будущего… ».

 По своему культурно-историческому характеру и российская, и казахстанская философия не являются ни западной, ни восточной в чистом виде или по преимуществу. Она -  философия евразийская, а значит, умеющая соединить достоинства Запада и Востока, Европы и Азии. По своему мировоззренческому содержанию евразийская философия отличается толерантным уважением сочетающихся в ней культур, соборностью, открытостью инокультурным влияниям и творческим достижениям.

2.2. Номадические формы религии.  К номадическим формам религии относятся такие религии как фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, табу, шаманизм, культ животных и предков, Вуду и сантерия. Эти формы религии имеют следующие особенности: 1) Древние люди поклонялись непосредственно материальным предметам, природным явлениям, животным и растениям, которые наделялись сверхъестественными свойствами и качествами. Почитание сводилось к их невидимости, неосязаемости или неуязвимости; 2) Смешение жизни и культа: неукоснительное соблюдение обрядов, правил и предписаний; 3) Каждое племя имело свои собственные религиозные культы: одни поклонялись животным, а другие верили в чудодейственную силу умерших предков. В настоящее время не менее 100 млн. человек: из них 80 млн. от этого числа живут в Африке, 18 млн.  – в Азии и Латинской Америке и около 2 млн. в Австралии и Океании.
Фетишизм  (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы.
Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Анимизм - (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. Культ предков -  одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков. Инициация (от лат. initiatio — совершение таинств), посвятительные обряды общества, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Некоторые из обрядов инициации, утратившие первоначальное значение, совершались над лицами более молодого возраста.
Магия (от греч. Mageia - колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов. Виды магии: вредоносная, лечебная, военная, любовная, метеорологическая,  производственная.
Табу - (полинезийск.), в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм. У некоторых народов Центральной Азии до сих пор существуют различные формы табу, например, запрет свекру садиться на постель невестки, употреблять в пищу свиное мясо, женщине появляться  без платка на голове и другие запреты.
Язычество (от слова «языки» — народы) — весьма неопределенный термин, который в свое время возник в церковной среде для обозначения всего нехристианского. В религиоведении под «язычеством» понимают разнообразные религиозно-мифологические представления, обряды и культы, которые существовали у различных народов планеты до обращения их в мировые религии. Таким образом, язычество представляет собой естественное явление, необходимый этап эволюции религии. В этом процессе язычество в принципе отвечает этапам первобытных и национально-государственных религий. Но чаще всего им обозначают верования тех народов, которые не имели собственных государств, а, создав их, сразу приняли одну из мировых религий, обходя стадию длительного раз¬вития собственной национально-государственной религии. В этих случаях язычество представляет собой целостную пеструю смесь первобытных и национально-государственных религиозных форм. Поэтому хронологические рамки язычества чрезвычайно широки — своими корнями оно уходит в каменный век, а его пережитки могут сохраняться до XIX—XX в.в.
Шаманизм (от эвенкийск. шаман, саман — возбужденный, исступленный человек), ранняя форма религии - одна из наиболее ранних форм язычества, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Для мировоззрения шаманистов характерен анимизм - одухотворение всего, что окружает человека - предметов, растений, животных; вера в многочисленных злых и добрых духов, способных влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья.  Основывается на представлении об общении шамана с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен). Основная функция шаманства — «лечение» больных. Известно многим народам Африки, Сев. и Вост. Азии, индейцам и др. Шаманизм для многих азиатских народов является древнейшей религией. Шаманство было открыто в Сибири в XVII–XVIII вв., после чего были найдены свидетельства существования этого явления во всем мире. По разным данным, религия появилась от 10 до 50 тыс. лет назад. Шаманизмом антропологи называют архаический магически-религиозный феномен, в котором главным является искусство вхождения в состояние экстаза. Шаманов считают проводниками в мир духов, поэтому почитают.

  2.3. Евразийское мировоззрение. Выдающийся историк В.О.Ключевский в первой лекции «Курса русской истории», имеющей методологическое значение,  прямо пишет, что «тайна исторического процесса, собственно не в странах и народах, по крайней мере, не исключительно в них самих, в их внутренних, постоянных, данных раз навсегда особенностях, а в тех многообразных  и изменчивых счастливых или неудачных сочетаниях внешних и внутренних условий развития, какие складываются в известных странах для того или другого народа на более или менее продолжительное время». Ключевский выделяет «две основные первичные силы, создающие и движущие совместную жизнь людей: это - человеческий дух и внешняя, так называемая физическая природа»[4]. Но история, считает ученый,  не наблюдает деятельности истории человеческого духа - это область метафизики, т.е. философии. В.О. Ключевский  считает, что личности существуют не сами по себе, но в обществе, которое развивается в конкретных исторических условиях, в рамках которых формируются основные свойства и потребности: физиологические (пол, возраст, кровное родство); экономические (труд, капитал, кредит); юридические и политические (власть, закон, право, обязанности); духовные (религия, наука, искусство, нравственное чувство). Кроме того, Ключевский выделяет в качестве третьей силы – природу страны, многообразные географические изменения которой влияют на бытовые условия и духовные особенности – «то, что мы называем народным менталитетом» и духовным складом людей [5].

Таким образом, историк В.О. Ключевский  поставил вопрос о влиянии на повседневный быт, психологию, сознание и подсознание народа природно-географической среды, которую евразийцы, спустя четверть века обозначили очень удачно подобранным словом – «месторазвитие». О влиянии  природно-географических факторов на общественное и культурное развитие особенно разрабатывали евразийцы П.Н.Савицкий и Г.В.Вернадский. П.Н.Савицкий писал, что «над Евразией веет дух своеобразного «братства народов», имеющих свои корни в вековых соприкосновениях и культурных слияниях народов различнейших рас…Только преодоление нарочитого «западничества» открывает путь к настоящему братству евразийских народов: славянских, финских, турецких, монгольских и прочих… Евразийское «месторазвитие», по основным свойствам своим, приучает к общему делу. Назначение евразийских народов – своим примером увлечь на эти пути также и другие народы мира»[6]. Один из существенных недостатков классического евразийства, с точки зрения исследователя проблемы ментальности, заключался в том, что они связывали природно-климатические с политикой (отсюда их выход к геополитике) и культурой. Поведенческая сфера, столь важная для понимания специфики и генезиса менталитета, как правило, выпадала, из их поля зрения. Следует отметить, что еще в советский период развернулась дискуссия между Л.Н.Гумилевым и его московскими оппонентами во главе с академиком Ю.В.Бромлеем, которые утверждали, что этнос – явление социальное. Назвавший себя «последним евразийцем», Л.Н.Гумилев в теории этногенеза осуществил «выход в географию» для обоснования целого ряда исторических процессов, в том числе жизненного цикла любого этноса.

При рассмотрении событий в свете этногенеза опорными  становятся такие понятия как этнос, этническая система, поля этнической системы, вспышки или толчки пассионарности, а  так же последовательно сменяющие друг друга фазы этногенеза.  Подтверждая неоспоримость цикличности природных явлений, Гумилев подчеркивает важность пульсации, колебаний климата, обусловленные, в частности, солнечной активностью, что определяет пути атлантических циклонов, «от которых  прямо и непосредственно зависит история Великой степи». Гумилев утверждает,  что Homo sapiens как вид потому и выжил, что обладает исключительной пластичностью, способностью адаптироваться в разных ландшафтах и климатических условиях. «Но эта пластичность и приспособляемость, - пишет ученый, - повлияли на возникновение разнообразных людей, всегда живших коллективами, непохожими друг на друга. Эти коллективы называются «этносами», и каждый из них имеет оригинальную внутреннюю структуру и собственный стереотип поведения».  Причем каждый этнос, в свою очередь, включает в себя субэтносы – мелкие группы, отличающиеся друг от друга иногда языком, иногда религией, иногда родом занятий, но всегда стереотипом поведения. Гумилев прямо указывает, что «этносы  - члены одного суперэтноса не всегда похожи один на другой, но всегда ближе друг к другу, чем к этносам других суперэтносов, как по ментальности, так и по поведению»[7]. Гумилев считает, что суперэтнос не есть общность духовная или политическая, это есть явление географическое. Суперэтносы живут долго, но не вечно. А границы их подвижны как в пространстве, что связано вековыми климатическими вариациями, так и во времени. Большое значение во взаимодействии между суперэтносами имеет комплиментарность, которая «есть неосознанная и неопределенная какими-либо видимыми причинами взаимная симпатия различных суперэтносов и даже отдельных персон».
 
Именно комплиментарность, по мнению Гумилева, явилась  поводом для дружбы Александра Невского и сына Батыя Сартака. Именно комплиментарность, утверждает Гумилев, способствовала тому, что после штурма Казани не было геноцида, как не было его и после похода Батыя и «наоборот, степняки стали добровольно входить под власть Белого Царя – сначала калмыки и буряты, затем казахи и киргизы» [8]. В связи с этим вызывают удивление высказывания о насильственном присоединении кочевых народов Великой степи к империи. Какими силами кроме комплиментарности можно было удержать номадов, перед которыми расстилалась бескрайняя степь?

Более того, комплиментарность между народами Евразии имеет более давнюю историю, чем указывает Гумилев. В  зороастрийском памятнике «Авеста», (которая возникла, видимо, в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э., а текст кодифицирован при Сасанидах  в 3-7 вв.)  изложена пикантная просьба  ария, который просит обожествляемую Ардвисуру Анахиту (Аму-Дарья) не только   победить туранца Аджи Дахака, но и «чтобы я его жен обеих похитил, обеих – Сандхавак и Арнавак, - их материнское лоно прекрасно, их проворство в домашней работе прекрасно». И даровала ему эту удачу Ардвисура Анахита[9]. Это еще одно подтверждение многовековых комплиментарных связей между предками Российского и Степного суперэтносов. Правда, совершенно справедливо Гумилев предупреждает, что «суперэтнические системы ценностей, как правило, взаимоисключающи и, уж во всяком случае, плохо совместимы между собой. Такая несовместимость вполне оправдана и отвечает функциональной роли суперэтнических доминант. Ведь именно они служат индикаторами принадлежности отдельного человека и этноса к «своему» суперэтносу». Поэтому любые попытки искусственно создать общечеловеческую систему ценностей  и культуру или навязать систему ценностей другого суперэтноса  неизменно завершаются крахом. Комплиментарность, также как и менталитет формируется в процессе длительного времени совместного проживания  этносов и суперэтносов. Этнос (гр. genos – род, племя), общеслав. родъ от ordti, соответствует русскому понятию родня, английскому – kin,  казахскому – ру.   Названный Гумилевым, стереотип поведения  - это одна из составляющих  характеристик этноса и суперэтноса или нации.
Термин «этнос» соответствует принятому в статистике понятию «национальность», который вполне понятен населению.  Этносы самоопределяются по своей национальности, т.е. каждый относит себя к той или иной национальности как это он осознает: я - русский, казах, киргиз или узбек. В  суперэтносах, ведущих длительное время оседлый образ жизни и претерпевших этническую ассимиляцию, как правило,  меньше субэтнических самоназваний. Например, среди   русских чаще всего,  выделяют субэтносы по месту их проживания или воспроизводится исторически  молодое название субэтносов как казаки, поморы, чалдоны. Этноним «чалдон» (сибиряк) заимствован в 19 в. из монгольского языка (бродяга, каторжник).  Среди казахов выделяются древние родовые этнонимы: аргыны, найманы, кипчаки - эти и другие  субэтносы составляют казахский этнос.  Причем до сих пор почти каждый казах, пытается узнать свою родословную до седьмого колена.   
 
 Суперэтносы или нации образуются из живущих рядом этносов, чаще всего в одной стране. Это  россияне, казахстанцы,  американцы, киргизстанцы. Следует согласиться с директором института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишковым о том, что необходимо вводить в научный оборот и социально-политическую практику такие понятия как российский народ или россияне. Собственно, эти понятия используются и уже давно, вспомним знаменитые ельцинские слова: «Дорогие россияне!». Но вызывает возражения предложение Тишкова об использовании понятий, состоящих из сложных слов для обозначения этнических маргиналов – потомков смешанных браков, например, русский еврей, украинец-русский, татаро-башкирин и т.д., а если у этого еврея  в роду найдутся еще китаец, украинец или француз, то надо будет всех перечислять?

3.4. Евразийский менталитет.
Понятия ментальность и менталитет в философской, этнографической, психологической и другой литературе используются в различных сочетаниях и смыслах. Но если этнографа может удовлетворить существование эмпирических фактов, стереотипов мировосприятия конкретных этносов, а психолога - различного уровня установки, то для философского исследования необходимо рассмотреть природу, генезис этого феномена отраженного в движении понятий и категорий. Прав в своих сомнениях казахстанский философ Канагат Жукешев, который не соглашается с утверждениями, что культура или образование должны адаптироваться к национальной ментальности и традициям, а содержание духовного развития должно соответствовать менталитету нации, более того менталитету, который «сформировался как результат вековых традиций кочевого образа жизни»[1].

Не могу согласиться с названным автором лишь в том, что о проблеме менталитета начали писать только после провозглашения независимости республики Казахстан. Безусловно, термин ментальность в современных трактовках появился  позднее, но  исследователи обнаружили, что корень «mens» в различных вариант присутствует уже в санскрите и встречается в Упанишадах в значении «связанный с сознанием», «мыслительный», «духовный». В связи с этим, следует отметить, например, в новой науке соционике в исследованиях, основанных на  древнеиндийской философской традиции,  используется слово «ментальный» для обозначения «одной из оболочек личности». Согласно их концепции «ментальное тело» существует наряду с физическим, астральным и другими телами человека. Этимология обнаруживает связь латинского слова «mentis» (сознание, мышление, ум, рассудок) с  европейскими языками. В немецком ему близкое по смыслу слово «die Mentalitat» (образ мысли, склад ума), английское  «mentality» (умственное развитие, склад ума), французское «mentalite» (направление мыслей, умонастроение, направленность ума, склад ума).

В русском языке вместо слов «ментальность» и «менталитет» использовались, как мы теперь понимаем, различные синонимы и словосочетания, такие как «национальный характер»,  «дух народа», «этническая психика» или «национальное воззрение». Например, Н.А.Бердяев в работах «Русская идея» и «Самопознание» называет такие понятия: со словом «склад» - «склад русского мышления», «склад русского характера», «склад души народа», «русский духовный склад»;  со словом «тип» - «духовный тип человека»,  «тип русского человека»; со словом «образ» - «умопостигаемый образ народа», «образ мыслей людей»; со словом «слой» - «очень глубокий слой русской души», «более глубокий слой, не нашедший себе выражения в сознании».  Встречаются у Бердяева и другие словосочетания, близкие по смыслу современным толкованиям,  как «сфера подсознательного», «глубины подсознательного», «душевная структура народа»[2]. В русскоязычную литературу понятия менталитет и ментальность ввели комментаторы французской исторической школы «Анналы» историки Ю.Н.Афанасьев и А.Я.Гуревич, Среди философов одним из первых в 1993 г. опубликовал монографию «Разум и сердце: История и теория менталитета» профессор Санкт-Петербургского университета Б.В.Марков, а в  Казахстане  монографию «Казахский менталитет: вчера, сегодня, завтра» (на каз. Яз.) в 1999 г. опубликовал академик НАН РК Д. Кшибеков. Защищены кандидатские и докторские диссертации, проводятся конференции, в Штутгарте в 1993 г. под редакцией профессора П.Динцельбахера опубликован фундаментальный труд «Европейская история менталитета», в котором более тридцати немецких, австрийских и французских исследователей осуществили всесторонний обзор проблем, входящих, по их мнению, в содержание «европейского» менталитета.

 Казахстанский народ или казахстанцы имеют свой казахстанский менталитет, который можно определить как совокупность наиболее устойчивых архетипов, представлений и стереотипов, исторически сложившихся у казахстанских этносов, под влиянием социокультурных факторов и проявляющихся на осознаваемом и подсознательном уровнях в виде особого способа мироощущения и умонастроения, влияющих на их  образ жизни и социально-политическое поведение.  Отличительными факторами казахстанского менталитета являются как исторически присущие комплексы, так и современные черты как реакция на потрясения и катаклизмы последних десятилетий. Позитивное проявление исторических комплексов: во-первых, архетипная  многовековая комплиментарность и дружба народов; во-вторых, межэтническая и межрелигиозная толерантность; в-третьих, осознание роли государства как гаранта общественной и личной безопасности. Негативные проявления исторических комплексов: во-первых, возрождение трайбализма, стимулирующего этнократический этноцентризм, подменяющий демократию и подбор кадров по деловым качествам; во-вторых, советский патернализм проявляется  как рецидивы иждивенчества и отсутствие инициативы; в-третьих, с трудом происходит переоценка ценностей.

Вторую группу составляют черты казахстанского менталитета привнесенные «суверенно-демократическими» преобразованиями. Распад Советского Союза,  с одной стороны, создал условия для реализации потенциальных возможностей представителям одних этносов и слоев населения, прежде всего, партийно-хозяйственной номенклатуры, сумевшей приватизировать наиболее экономически весомые фрагменты экономики. С другой стороны, для миллионов людей самоустранение государства из социальной сферы как ведущего актора  привело к резкому падению уровня образования, медицины и социального обеспечения, что актуализировало такие черты менталитета как пессимизм, угодничество, взяточничество, приоритет личных интересов перед общественными.

Особенности  евразийского менталитета определяются историко-географическими, социально-экономическими, религиозными  и этнополитическими условиями совместного проживания народов Евразии в процессе формирования евразийской цивилизации на протяжении двух тысячелетий. Евразийская цивилизация адаптировала языческие традиции и духовность суфизма и монорелигий к многообразию национальных культур. Для евразийского менталитета характерно стремление к абсолютной свободе и абсолютной любви, к толерантности и терпимости. Евразийцу в полной мере присущи чувства дружбы, равенства и равноправия. Евразиец - скорее интернационалист, чем космополит, сторонник толерантного отношения между людьми различных наций и рас, основанного на взаимопонимании, взаимном доверии, взаимообогащении культур, ценностей, знаний и технологий. Евразиец проявляет терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, обладает обостренным чувством справедливости, стремлением к образованию и развитию национальных языков,  владеет русским языком как языком межнационального евразийского общения.

Проявление евразийского менталитета как интегранта национальных менталитетов  народов Евразии основано на возрождении  императива о необходимости интеграции народов, имеющих давние этнические, экономические, политические связи, в целях взаимообогащении национальных культур. Эта интеграция должна происходить на основе новой евразийской идеи, отличающейся как от идей основателей евразийского движения начала ХХ века, так и различных интерпретаций современных идеологов националистического или религиозного толка. Евразийская идея может быть сформулирована как синтез идентичности каждого отдельного народа Евразии с общеевразийской идентичностью в целях обеспечения благосостояния, свободы и безопасности каждого человека.

Алияров Е.К., доктор политических наук, президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры считает, что в Казахстане межэтническая напряженность может возникнуть по трем причинам: во-первых, как известно, в казахстанских государственных органах доминируют представители титульного этноса; во-вторых, как показывает теория и практика этнологических исследований, этнический изоляционизм неизбежно ведет к нарастанию этнических фобий, предрассудков, столкновению этнических культурных ценностей; в-третьих, как показывают данные многочисленных социологических опросов, в Казахстане имеет значительное распространение бытовой национализм в связи с преобладанием казахов среди чиновников.
_____________