Женская судьба

Айза Барзанукаева
   Героиня моего рассказа – обыкновенная женщина, скромная труженица, рассказать о которой можно было бы как о матери, учителе, чеченской женщине и просто хорошем человеке. О ней можно было бы написать в связи с провозглашенным Днем чеченской женщины. Или по поводу праздника – День учителя. Или 8 Марта… Но написать обязательно нужно. Это о таких женщинах пишут поэты: «Я пишу твое имя лучом на снегу…». Или – «Дарите женщинам цветы…». Или – «Если б краски мне дались, рисовала бы моя кисть женщину…».
По знаку Зодиака она Весы, главная добродетель которых – благородство помыслов и доброта души. А еще Весы – это великий знак женственности. По гороскопу  друидов она – рябина, за хрупкой внешностью которой скрывается стойкая натура. А по цветочному гороскопу она – камелия с приятной внешностью, которую характеризует утонченность и, несмотря на это, - мужество.
Вот, пожалуй, словесный портрет Чатаевой Раисы Юсуп-Хаджиевны, учителя русского языка и литературы гимназии №13, за плечами которой 30-летний труд в системе образования Чеченской Республики. В ее трудовой книжке обозначены всего 3 места работы: Эшилхатоевская средняя школа Веденского района (с11 ноября 1979 по 25 августа 1981 года), Аргунская средняя школа №2 (с 25 августа 1981 года по 1 сентября 1983) и Аргунская СОШ №4 (ныне гимназия №13) с 1 сентября 1983г. по сегодняшний день.
А начиналась ее трудовая биография очень просто и прозаично. Выпускница Веденской средней школы №1, она сразу же, в год окончания школы в 1979-м году, поступила на заочное отделение филологического факультета Чечено-Ингушского государственного университета. И как-то сразу, можно сказать, спонтанно, пришла в Веденский отдел образования и сообщила заведующему, что она студентка-заочница (и почти что его коллега). Недолго думая, должностное лицо направило ее учителем начальных классов в Эшилхатоевскую среднюю школу.
О первых шагах  в качестве учителя Раиса Юсуп-Хаджиевна говорит с чуть заметной улыбкой. Конечно, сказывалось отсутствие знаний по методике преподавания, а ведь методика начального образования специфична вообще. Но молодую учительницу выручала школьная база и большое желание научиться секретам учительского мастерства. Это были годы, когда все тянулись к знаниям, когда родители были помощниками учителей в деле воспитания детей. Плохо учиться было не модно. Это потом, со временем, сместились акценты в обучении в отрицательную сторону.
А тогда учиться плохо было стыдно. В какой-то степени был культ знаний. Не было пресловутой «процентомании». А Раисе Юсуп-Хаджиевне повезло еще и в одном: она работала вместе со своим дядей Чатаевым Назарбеком Буштуровичем, учителем математики. Он стал наставником молодой учительницы: помогал в составлении поурочных планов, посещал ее уроки и потом разбирал по всем пунктам плана, давая ей самой выяснить слабые и сильные стороны урока. Вспоминая начало своей трудовой биографии, Р. Чатаева удивляется: как это ее дядя находил время, чтобы уделять ей столько внимания? Ведь по собственному опыту теперь она понимает, что со временем-то как раз и проблемы бывают: дать свои уроки, а потом еще успеть на уроки своей подопечной. Удивляться-то удивляется, но, тем не менее, и сама теперь ухитряется в качестве наставника уделять внимание молодой учительнице Косумовой Айшат Юсуповне. О ней, о ее старательности и ответственности говорит с большой теплотой и уважением. Слушая ее лестные отзывы о молодой коллеге, я вспоминаю, как Айшат сама мне говорила, что в Чатаевой Р.Ю. она нашла внимательного, заботливого и опытного наставника. Это ли не плоды учительского труда, взращенные дядей Раисы Чатаевой? А теперь эстафету у него взяла и она сама. Кстати, отрадно отметить, что сам Чатаев Назарбек по-прежнему в строю - учит детей математике.
Раиса Юсуп-Хаджиевна эшилхатоевских ребятишек учила недолго, неполных 2 года: весной 1981 года она вышла замуж за  Исмаилова Али и в августе того же года перевелась в Аргунскую школу №2 (по месту жительства). В профессиональной деятельности ей опять повезло: она попала в престижную школу с очень грамотным и требовательным руководителем – директором Наибом Геримсултановичем Тимерсултановым. Здесь она оттачивала свое профессиональное мастерство. Навыки, приобретенные под мудрым руководством наставника Чатаева Н. Б., «легли» в благодатную почву, созданную педагогами второй школы во главе с Н.Г. Тимерсултановым. И когда в 1983-м году в Аргуне открылась школа-новостройка, ее перевели туда. Директором новой школы был назначен Сайма Диканиевич Диканиев, сыскавший себе непререкаемый авторитет и уважение среди всех, кто знал или слышал о нем. По отзывам знавших Диканиева людей, складывается впечатление, что он своего рода Сухомлинский в чеченском варианте. Учитель от Бога, прекрасный человек, талантливый руководитель, грамотнейший филолог, учитель-практик, он в новую школу к себе взял только добросовестных, работоспособных, целиком отдающих себя профессии педагогов. В их число попала и Раиса Чатаева, в то время еще студентка-заочница (ЧИГУ она окончила в 1985-м году). Ей в очередной раз повезло в профессиональном плане. До 1992 года она обучала детей в начальных классах, а затем ей дали в соответствии с дипломом нагрузку учителя русского языка и литературы. Неоценимую помощь ей оказывал сам директор, который удивительным образом находил время посещать ее уроки. Раисе дорога была оценка директора, важно было его мнение об уроке, который он посетил. Оценка профессионала давала «крылья», обязывала, как говорится, держать марку, заниматься самообразованием, не успокаиваться на достигнутом.
Немало для нее сделали и коллеги по начальным классам – Ахмедханова Пиян Адамовна, в совершенстве постигшая секреты методико-педагогического мастерства, и заместитель директора по начальным классам Пенькова Лидия Игнатьевна. Они анализировали ее уроки,  отмечали удачные моменты, сами приглашали ее на свои уроки. Надо сказать, что к тому времени она сама выросла в профессиональном плане. И если в 1979 –м году сразу после поступления в вуз она как-то спонтанно пришла в Веденский отдел образования, то теперь она понимала, что тогда выбор профессии ею был сделан не случайно. Это была родственная ее душе работа. Она приносила свои плоды в виде удавшихся уроков, благодарных глаз школьников, уважения родителей и признания коллег.
Специфика работы учителя в старших классах накладывала на Р. Чатаеву дополнительные обязанности. И здесь она почувствовала поддержку и помощь: Раиса Алхазуровна Абдулкадырова, которая была не просто учителем чеченского языка, а хранителем и пропагандистом родного языка, создавшая уникальный национальный мини-музей в своем кабинете, и Дадагова Малкан Хароновна, чьи уроки чеченского литературы были уроками нравственности,  и ныне покойная Герасименко Людмила Николаевна, виртуозно владевшая методикой преподавания русского языка и литературы и ненавязчиво передававшая ей свой опыт, – все они, так или иначе, помогли Раисе в ее профессиональном становлении.
Совершенству, как говорится, нет предела. Хотя Раиса Юсуп-Хаджиевна и сама опытный педагог, сама является наставником молодых учителей, она не перестает учиться и сегодня. С тех пор, как средняя школа №4 преобразована в гимназию №13, перед педколлективом стали новые задачи. Чтобы шагать в ногу со временем, приходится осваивать новые технологии. Конечно, Раиса Юсуп-Хаджиевна находит помощь и поддержку со стороны директора Диканиевой Ш.У. и заместителя директора по учебной части Межидовой Мадаш. А особенно ей, как и другим педагогам, помогает Маташева Зарган Пашаевна, которая является заместителем директора по ИКТ. Очень грамотный в техническом плане специалист,  Зарган помогает Раисе осваивать компьютерные технологии.
…Уже 9 лет работы в школе, почти столько же ее семейному счастью. У нее подрастают трое детей. Что еще нужно молодой женщине? Казалось бы, живи и радуйся. Но судьба уготовила ей жестокий удар: в декабре 1988-го года в автокатастрофе погибает ее муж Али. У нее на руках малолетние дети: старшему Магомеду 6 лет, Ахмеду – 4 года, а дочке Нуре – два с половиной. Ей самой только 26 лет. Но она выдержала. Не сломилась. Иначе и не могло быть. Ведь она из сотен тысяч чеченских женщин, на долю которых испокон веков выпадали трудности, лишения и страдания. Так исторически сложилось, что характер женщины-чеченки формировался в суровых условиях выживания чеченского этноса и стал сродни мужскому характеру. Поэтому только у нашего народа есть понятие Къонах-зуда, что в полной мере можно отнести и к ней. Выросшая в религиозной семье, строго придерживавшейся чеченской ментальности, Раиса понимала, что все в воле Аллаха. Поэтому выдержала, не ропща на судьбу. Понимала, что теперь она вдвойне ответственна за судьбу детей – за мужа и за себя. Да и родные разделили с ней ее горе, стали опорой ей во всем. С большой благодарностью и любовью вспоминает Раиса свою свекровь, которая ни на один день, ни на одну ночь не оставила ее одну с детьми.
В первую войну семья Раисы Юсуп-Хаджиевны лишилась добротного двухэтажного дома. Им пришлось стать беженцами. Брат мужа, живший по соседству, забрал их с собой в Москву. Кстати, компенсацию за утерянное жилье ее семья не получила до сих пор.
Когда военные действия несколько утихли, Раиса вернулась домой. Дома как такового не было. Остался лишь небольшой домик, построенный до двухэтажного,  весь изрешеченный снарядами и осколками, а металлический забор представлял собой решето.
Но Раиса не сдалась обстоятельствам. Она заново слепила этот дом. И вновь зазвучали в этом доме детские голоса. И потекла жизнь в обычном русле. Но в 2004-м году ушла из жизни свекровь Раисы, одна из основных ее опор, ушла, выполнив свой материнский долг перед погибшим сыном (Дала гечдойла цунна!), словно почувствовав, что жизнь в республике налаживается и осиротевшей семье ее сына ничто впредь не будет угрожать (Дала мукъ лахь!)
Выросли дети Раисы. Магомед учится на 3-м курсе геолого-промыслового факультета ГНИ, Ахмед окончил Тверской госуниверситет и работает в Грозном менеджером. Дочь Нура окончила Грозненский медицинский колледж, замужем, у нее двое детей. Недаром, говорит Раиса, сказано, что когда дети малы, от них болит голова, а вырастают – начинает болеть сердце. Поэтому тревожится она за них. Что нужно материнскому счастью? Чтобы дети были здоровы и устроены в жизни. В этом и есть счастье Раисы – матери.
Раиса Юсуп-Хаджиевна по-прежнему работает в школе. Незаметно прошли годы. А уже 30-летний юбилей трудовой деятельности она отмечает в этом 2009-м году. И совершенно не ощущает груза прожитых лет. Наверное, потому, что занимается делом, ставшим смыслом ее жизни. Или, может, потому, что говорить о грузе прожитых лет в ее возрасте не приходится: ей только 48. Но эти 48 лет ее жизни вместили не только ее личное горе, но и трагедию всего народа – две войны и все связанное с ними: облавы, обстрелы, «зачистки», тревожные дни и ночи и вселенский ужас. А еще эти годы вместили все то хорошее, ради чего стоит жить.
Профессия учителя, считает Раиса, это состояние души. Сопричастность к этой благородной профессии дает ей силы и энергию.

Р.S. Каждый раз, когда я вижу Раису Чатаеву идущей в школу, я вспоминаю одинокую рябину, не согнувшуюся перед ветрами, и сравниваю с прекрасной камелией, которой характерна утонченность и, несмотря на это, - мужество.