Ефименко Николай. История села Благодарного

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Ефименко Николай Николаевич в Ставрополе. Фото из семейного альбома.

***



ЕФИМЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ ПОСЕЛЕНИЯ БЛАГОДАРНОЕ

(ОДНИМ ФАЙЛОМ)

«Краеведение – это способ
выражения любви к своей РОДИНЕ,
- к той, что пишется с малой буквы…»


На склоне лет, наверное, каждого из нас, почему-то тянет в историю. В историю фамилии, историю своего рода по отцовской и материнской линиям, в историю своей малой родины. А также хочется знать – откуда пришли твои деды и прадеды, и как они жили в те далёкие времена.
И почти каждый из нас сознаёт, что почти ничего не знает о своих предках и о своей родине. Как было бы хорошо, если бы нам в школе учителя (под конспект) рассказывали об истории нашей малой родины, нашего города, села, хутора, аула. В детской памяти навсегда остались бы эти сведения. Возможно, до самой смерти хранил бы каждый крупинку памяти о месте где родился и вырос. К сожалению, в моём детстве так не было. Да и вряд ли могло быть – такая уж она таинственная, эта наша история.
Известные Российские историки Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко (по секрету) сообщают нам – своим читателям: «...Известная нам сегодня древняя и средневековая история, в том числе и русская, вещь далеко не очевидная, весьма запутанная и зыбкая…»
И это истинная правда. В каждой эпохе развития человечества были лидеры (религиозные или светские), по прихоти которых история переписывалась, перелицовывалась, разукрашивалась и в ней затушёвывались или, наоборот, выпячивались и преувеличивались многие факты истории, уничтожались артефакты, рукописи, чертежи и карты. Уничтожались даже каменные и глиняные скрижали истории. Но проходило время, и приходили новые правители и историки вновь переделывали историю. Историкам всегда хватало работы и будет хватать всегда, ибо властители будут меняться вечно, пока существует человечество.
Историю моей малой родины-селения Благодарное (Благодарино, Благодарьино) некоторые авторы пытались написать, но попытки эти были какие-то неубедительные, неправдоподобные, в том числе и та история нашего селения, которая есть сейчас в Интернете на сайте Благодарненского района.
Мои собственные поиски в исторической литературе, архивах, в Интернете, привели меня к выводу, что история возникновения поселения на месте нашего города неразрывно связана с историей возникновения другого более известного поселения на нашей речке Байпале, а именно древнейшего поселения на территории Ставрополья называемого Мажары (Маджары, Маджара-Суба), о котором в исторических хрониках имеются многочисленные упоминания.
Например, на сайте «История Будённовска» каждый может прочитать профессиональное, великолепно и тщательно разработанное исследование о Маджарах, (автора которого я к сожалению не знаю), но мне хочется сейчас выделить слова из этого исследования, которые могут явиться ключевыми для дальнейших рассуждений об истории нашего поселения Благодарное. Вот эти слова: «…поселение Маджар находится НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ОСНОВНЫХ ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ, проходящих через Северный Кавказ».
Давайте поразмышляем над словом ПЕРЕСЕЧЕНИЕ.
Известно из исторических источников, что городище Мажар (Маджар, Маджар-Суба) основано на трассе древнейшего Алабугского (Алабужского, Елгаубского) торгового тракта по которому караваны следовали из Шумер (Самар), через Мидан  (Азейбарджан), Дербент, Кызыл-Яр, крепость Иске-Таш (Георгиевск), Мажары, и далее к устью реки Волги (Итель, Идель, Натель), где с 14-го века до нашей эры находился город, теперь называемый Астрахань, а ранее имевший другие названия, в т. ч. более поздние: Итиль, Хаджи-Тархан, который действительно находился на пересечении торговых путей.
Из Хаджи-Тархана можно было двигаться по трём направлениям: вверх по течению Волги (Ители) – водным или сухопутным путём; на восток – в страну древних киргиз-кайсаков Тубджак; на юго-восток – в Хиву или Бухару, а также и на запад – к городам Азаку (Азову) или к Саркелу. [1]
А вот на пересечении каких-таких основных торговых путей находился Мажар? Ответ на этот вопрос можно найти на старинных картах.
К сожалению, Россия начала топогеодезические исследования в Предкавказье только после завоевания Астраханского ханства. Первые топографические работы на Каспии и Каспийском побережье начались в 1715-1716 годах экспедицией князя Бековича-Черкасского и топографа Кожина. Но по заключению инициатора проведения работ – статс-секретаря Правительствующего Сената И.К. Кириллова были не очень удачными. Поэтому, съёмки были продолжены Мейером, Травиным, Кожиным и Урусовым и закончены только в 1718-1720 гг.
Эти карты не дошли до нас. Исследователь этих карт Г.С. Карелин прямо говорил, что карты утеряны. Результатом съёмок, произведённых  К.П. Верденом и Ф.И. Соймоновым, стала карта 1724 года, напечатанная в России и Франции. Рукописные копии с этих карт хранятся и сейчас в материалах Географического департамента, так же, как и копии позднейших карт Ф.И. Соймонова, составивших его Атлас Каспийского моря. Опубликованы карты  были лишь в 1745 году, как «Атлас Российский, состоящий из 19-ти специальных карт, представляющих Всероссийскую империю с пограничными землями, сочинённый по правилам географическим и новейшим обсервациям, с приложением при том Генеральной картой Всея империи, стараниями и трудами Императорской Академии наук».
Атлас составлялся уже бароном И.А. Корфом. [3, стр.19, 33]. В этом Атласе есть лист 17-й «Положение мест между Чёрным и Каспийским морями, представляющее Кубань и Грузинскую землю и остальные части реки Волги с ея притоками». Этот лист и вошёл в историю под названием «Карта Кириллова», хотя впоследствии этот лист неоднократно дополнялся  И.Г. Гербером в 1727 году, позднейшими топографическими съёмками Нагаева А.И.,  Палласа П.С., Гильденштедта И.А., Гмелина С.Г., Лопахина И.И., Рычкова Н.П. [3, стр.48]). Копия этого же  листа  № 17 именуется в некоторых документах как «Карта Ильина». 
Исследуя эти карты, можно прийти к заключению, что съёмки проводились только в военных целях и только вдоль древнего Алабугского тракта, и все населённые пункты вдоль него нанесены верно, и названия населенных пунктов есть. Есть и древнее Маджарское городище на левом берегу р. Кумы. И на левом же берегу р. Байпалы есть и озерцо в конце Байпалы, (ныне озеро Буйвола, что у Будённовска).
На карте нанесён сплошной линией Алабугский тракт и поселения вдоль него, а также другие торговые, соляные и «воровские» пути-дороги. Одна из этих дорог  показана напрямую – из Кизляра, до пересечения дороги с рекой Буйволой, (на месте нынешнего города Благодарного Ставропольского края), и далее – на Ергени и вдоль р. Маныч – на Азов.
Теперь становится понятно, почему Маджары находились на ПЕРЕСЕЧЕНИИ торговых путей, т. к. именно отсюда ответвлялся путь на запад – в Анаубу (Анапу) и в Азак (Азов) – дороги по которым везли из Крыма (Джалды) главный торговый товар – соль.
Становится понятным и то, почему и на древних персидских и на турецких, и на более поздних греческих, польских и французских европейских картах, непременно вдоль Алабугского тракта, прорисовывались реки: Терек, Кума, и на Куме, после слияния с Подкумком, по левому берегу обязательно прорисовывались хоть и  условно, даже без названия, такие мелкие речушки как Тумуглукалаит (ныне р. Томузловка) и Байпала (ныне Буйвола). Именно для того, чтобы не пропустить  ПЕРЕСЕЧЕНИЕ, т.е. отворот у Мажар (МАДЖАР) на запад – влево, по кратчайшему пути к берегам Чёрного и Азовского морей.
Исходя и вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что поскольку городище Мажары (Маджары) известно с 7-го века до нашей эры, когда торговые и соляные дороги стали известны и доступны, то существовала и остановка (стоянка для ночлега) караванов на месте нынешнего Благодарного. Но называлось это место раньше по-другому. Как оно называлось – мы, видимо, точно никогда не узнаем. Но попробуем вычислить, потому что, пользуясь отсутствием публичного ОФИЦИАЛЬНОГО фактографического материала, теперешние чиновники пытаются передвинуть историю поселения (на месте нынешнего Благодарного) на более позднее время, в угоду дате образования нашего краевого центра. Обидно становится! Ведь поселение наше гораздо старше и древнее!
Так и мне кажется, и вот почему.


***

Сразу после Великой Отечественной войны, мальчишкой я жил в селе Благодарном, вместе с матерью при «Жучковой школе» (на углу ул. Ленина и пер. Фрунзе). А за двором школы был пустырь и через дорогу кладбище. На левом берегу реки Буйволы оно было одно, и, видимо, очень древнее. На пустыре за школой вместе с моими сверстниками, братьями Горковенко, Кулешовыми, Чекменёвыми, Оноприенко, Мышаевыми мы постоянно игрались, днями бегали и по кладбищу. В общем, знали там каждый камень.
Ограда кладбища из бутового камня была в то время уже частично разрушена, но входные кованые ворота были там же, где и сейчас. У самых ворот на кладбище стояли закопанные в землю три каменных идола - КАМЕННЫЕ БАБЫ из ракушечника. С одной стороны от входа было две, а с другой – одна. Всезнающие старушки рассказывали, что раньше БАБ было больше, но потом, «…приехали какие-то люди из Ставрополя, выкопали одну или две БАБЫ и увезли…» Так что, теперь каждый может увидеть,  возможно, ту самую «Благодарненскую БАБУ» у входа в Ставропольский краеведческий музей.
Почему я Вам это сообщаю? Сооружение каменных идолов на месте погребения, - а это подтвердит любой археолог, - было присуще только древним племенам ПОЛОВЦЕВ. Никакие племена, до и после них, каменных БАБ-идолов не устанавливали. Жили половцы давно и были вытеснены из Предкавказья  лишь монгольскими завоевателями примерно около 1218 года. Из этого неопровержимо следует, что на месте нынешнего поселения Благодарного до 1218 года постоянно проживала охрана источника, из племени ПОЛОВЦЕВ, имевшая курган для захоронений, который виден и сегодня.
Половцы были воинственными кочующими племенами, скотоводами, и постоянных мест проживания у них было немного, и почти всегда вблизи источника пресной воды.
Может показаться странным, что они выбрали место для стойбища и для своего  кладбища на левом берегу речки, ведь источник воды (ручей), находился на правом берегу! Но это странно только на первый взгляд. На самом деле место пригодное для стойбища на правом берегу, несомненно, было уже занято, там уже давно проживали постоянные жители.
И, скорее всего, эти жители были земледельцами, с которыми нужно было дружить.  Место это было удобным, поскольку находилось на торговой дороге, служило стоянкой, находилось на расстоянии одного дневного (гужевого) перехода от Маджар, и в этом месте находился ручей с прохладной, чуть солоноватой питьевой водой, а, следовательно, был постоянный  сторожевой пост около источника, а также (станция, Яма).
У «ямы» путники караванов спешивались, поили лошадей, сами принимали пищу, ночевали и наутро могли двигаться дальше. Здесь же, у «ямы»-«станции», очевидно, можно было пополнить запасы сена, овса, купить какой-то еды, иметь охрану от налёта ночных разбойников и т.п. 
Служители этой придорожной «ямы»-«станции», редута, находились при ней круглосуточно, а значит имели и своих лошадей, домашний скот, жён и детей и пр., а значит, рядом с ними жили и другие люди, которые производили для собственных потребностей и на продажу овёс и пшеницу, муку и молочные продукты, поскольку, кочевники не занимались земледелием.
Поэтому с уверенностью можно утверждать, что вместе с служителями станции, на хуторе жили и УЛЬЧИЙЦЫ (древние славяне), которые и выращивали зерно и мололи муку, а затем меняли произведённую продукцию служителям придорожной станции и проезжим путешественникам.
Можно также предположить, что на месте сторожевого поста, была и соляная таможня. Именно поэтому, половцы образовывали свои стойбища и жили на левом, а не на правом берегу реки, хотя там не было источников пресной, пригодной для человека воды. Правый берег был занят. На нём были жилища, загоны для скота, склады для хранения соломы, сена, зерна местных жителей, а смешивать свой скот со скотом постоянных жителей было нельзя, ибо это было чревато. При всём при этом, ульчийцы (славяне) и кочевники жили мирно, т. к. мирное сосуществование было взаимовыгодно.
Следовательно, хутор (поселение) с крестьянским населением был, и был задолго до 1218 года. Мы не знаем как он назывался. Вероятно, что название его менялось, так же, как менялись язык и  названия кочевых племён: булгары, хвалиссы, хазары, скифы, половцы, монголы, ногайцы. Очевидно только одно, что последними владельцами степей на месте Казыева улуса, а ещё ранее улуса Джучи, т.е. всего Предкавказья и территории Ставрополья и Кубани, в том числе и нынешнего Благодарненского района  были ногайские племена. Это исторический факт!
И вот что пишет священник Козьмодемьяновской церкви села Благодарного отец Василий Белоградский в «Сборнике статистических сведений за 1870 год» о названии нашего села: «…Русские называют и пишут наше село Благодарное, в среде же кочующих орд мало кто знает это название, - оно у них вообще слывёт под именем "Солдусь", "Салдуцкай". Коренные жители не хотят иначе называть прививку "солдатского элементу" к своей дикой гражданственности, как "Салдуцкой".
А между тем, это почти забытое наименование, видимо, никто не догадался проанализировать. Очевидно, что корни слов: "Солдусь, Салдуц, Сулдуц" - следует искать в ногайском (тюркском)  языке. Поскольку ногайцы, это отюреченные монголо-киргизские племена (скифы), расселившиеся на территории заволжья, поволжья, предкавказья, северного причерноморя  и Европы задолго до нашествия монголов и орд Атиллы.
Итак, начнём исследовать топонимику слов СУЛДУСЬ, СОЛДУСЬ, САЛДУЦ в ногайском (чагатайском, тюркском) языке. Слова эти сложносочинённые, состоят из двух частей, поэтому топонимический анализ необходимо проводить по частям.
Первая часть: СУ, СУЛ, СУЛА. В тюркских наречиях слово "СУ" - означает слово ВОДА, а слово "Сула" - означает слово РУЧЕЙ, РЕКА, РЕЧКА. Но это только первая часть исследуемых слов.   
Окончание "дусь", "дук", "дуц" или "дуца", "дука" имеют несколько значений. Например "дук" - "дука" - на тюркском означает склон горы, а на вайнахском – склон горы, на котором много могил. Слово же "дузу" (дуцу, дусу) - на тюркском обозначает мокрое место, лужу, болото, разлив воды.
Становится понятным, что все варианты названия МЕСТА связаны со склоном горы, на котором много могил, источником воды, ручьём, вытекающим из склона, лужей на месте вытекания ручья из склона горы и болотом на этом месте. А после анализа понятно, что название этого места звучало на тюркском примерно как "Суладуз" или "Суладук" или "Суладуц". То есть, название места, так или иначе, связывалось со склоном горы, МОГИЛАМИ на этом склоне, источником воды, для возможной остановки, стоянки и ночлега кочевников, торговых караванов, гонцов, путешественников.
На турецком слово «остановка» -  звучит как русское "дурак". Нам, славянам,  это неприятно слышать, но надо признать, что присутствие этого слова в названии нашего поселения было бы вполне уместно.
Учитывая изложенное, можно считать доказанным, что предшествующее Благодарному полное название поселения звучало на ногайском (чагатайском, тюркском)  как "СУЛДУЗ - ДУРА", "Сулдуц- дура".  Впрочем, так длинно и тогда, наверное, никто не называл, а говорили "СУЛДУС" или "СУЛДУЦ" и это вполне логично.
На территории нынешнего Ставрополья находилось пять, или более селений, имевших в своём названии чагатайское название «Сулду»: Величаевское (Солдатское), Солдато-Александровское, Солуно-Дмитриевское, село Сандатовское и т. п.
Малочисленное и безоружное (ульчийское) славянское крестьянское население спокойно принимало и само название и другие слова из языка и обычаев коренных жителей-кочевников, и скорее всего, неплохо говорило на их языке.


***

Славяне-поселенцы попали на Северный Кавказ отнюдь не с целью научных географических исследований. В основном это были беженцы (утеклецы), беглые холопы (бродники), дезертиры, беглые каторжники, и, особенно, иноверцы: староверы-раскольники, худояры (социалисты) иудейской веры. Поэтому вся местность в пойме реки Буйволы и вдоль "воровской", соляной дороги из Мажар называлась в народе "воровской".
Постоянные жители (поселенцы) рады были, что их никто не трогает, смирённо проживали они, сосуществовали с кочующими племенами, и не лезли не в свои дела, тем более в переименования поселений. Но только до поры и до времени. До тех пор, пока славянская община не стала относительно крупной, преобладающей, христианской, многочисленной и был построен первый молельный христианский дом или церковь. А только после этого, поселение могло переименовываться и стать СЕЛОМ, это общеизвестно. Попробуем определить дату этого события.
Священник Василий Белоградский в 1870 году сообщает нам, что «…лет за 120  с небольшим (т.е. до 1750 года), Правительство распорядилось поселить на этом месте отставных семейных солдат, около 20-ти семей. На этом самом месте потому, что оно уже было знакомо начальству, что тут уже был сторожевой редут или пост, состоявший из военных людей, огороженный каменной стеною, укреплённый окопами…»
- Следы редута, - пишет он, - до сих пор видны…
Что же мог представлять из себя ПОСТ или РЕДУТ в то время, и где он находился? И как следует понимать временную добавку Василия Белоградского – "с небольшим". Примем сами эту добавку в 20 лет, и запомним, о каком времени идёт речь: 1870-120-20 = 1730 год.
Запомним эту дату! Она подтверждает, что РЕДУТ был до 1730 года.
Теперь попробуем определить местонахождение поста-редута.
По моим детским воспоминаниям, скорее всего он находился на месте, с которого редут контролировал основную (столбовую) дорогу, проходившую по левой стороне речки, а также одновременно и скотопрогон через речку к ручью.
Послевоенные дети могут подтвердить, что самым высоким берегом речки был огороженный бутовым забором-стеной двор ВЕТЛЕЧЕБНИЦЫ. А самым мелким бродом через речку был брод, там же, напротив переулка Ветеринарного.
Бутовый забор редута был устроен на исскуственно возвышенном левом берегу речки при впадении в её русло оврага с левого берега. Овраг был неглубокий и проходил по нынешнему переулку Ветеринарному. А с правого берега, в этом же месте в речку стекала вода из ручья. Нанесенный потоком ручейный песок и грунт, образовали в этом месте мель, и речку здесь люди переходили по камушкам.  Вот, видимо, здесь и есть древнее место РЕДУТА!
Очевидно, что на огороженном каменной стеною ПОСТУ-РЕДУТЕ, находились служители этого редута, работники соляной таможни. Были здесь обустроены склады, загоны для скота, казарма, кухня, конюшня, контора, изба в которой проживали начальник с супругой, денщиком и кухаркой, караульное помещение, возвышались скирды сена-соломы. Содержалось на посту довольно много лошадей.
При четырёхпостовом  карауле численность караульных была не менее 40 человек. Но ещё были ветеринар, писарь, кузнец, служащие соляной таможни, водовоз. Многие служители редута жили с семьями. Все жители этого редута, во все времена, были "государевы люди". Следовательно, сами они не пахали и не сеяли, но в то же время нуждались в хлебе, молоке, мясе, овсе, сене, соломе, топливе и многом другом. Этим "другим" их, конечно, обеспечивали местные жители в счёт повинности (подати). Сколько местных жителей проживало в поселении, нам неизвестно, но, наверное, тысяча, или даже больше.
Именно поэтому, Правительство и "подселило" сюда в 1730-м году, 20 солдатских семей, потому что численность гражданского населения позволяла прокормить и новых поселенцев в первые годы их проживания.  Надо при этом иметь в виду, что, подселяемые солдатские семьи были льготниками. Они полностью или частично освобождались от податей, бесплатно получали земельный надел (около 15-ти десятин на каждую душу мужского пола) и пособие: 20 рублей серебром  на семью.
Когда же поселение было переименовано из Сулдуц-дура в Благодарьино или Благодарное?
Возвращаемся опять к запискам нашего самого древнего сельского историографа, священника Козьмодемьяновской церкви Василия Белоградского, к его описанию подселения 20-ти солдатских семей, в период времени около 1730 года.
Он писал, что «…водворённым солдатам весьма понравилось житьё на новом месте, ибо воды в речке было много, в ней водилась рыба, леса в изобилии, пашни роскошные, земледелие удовлетворительное, посему, когда приехал областной начальник проведать жителей, они встретили его хлебом-солью и в знак признательности преподнесли ему какой-то дар. Но начальник сказал им: "…Не надо господа служивые ваших подарков, живите себе на здоровье. А за то, что Вы благодарны, пусть и село ваше называется  Благодарное. Так и записал он в своей записной книжке…»
При всём уважении к В. Белоградскому, эти сведения, донесённые им до нас, нельзя признать верными. Хотя бы потому, что переселялись солдаты с семьями в уже известное НАЧАЛЬСТВУ место, имеющее название. Это, во-первых! Во-вторых – даже генерал-губернатор в те времена не имел права переименовывать географические названия.
В истории нашего края был такой прецедент, и он известен. В одном месте нашей губернии тоже был сторожевой редут, носивший очень неприличное (даже непечатное) название, но когда возникла необходимость в его официальном наименовании на топографической карте, то было подготовлено и отправлено прошение на Высочайшее имя, подписанное самим генерал-губернатором. Разрешение на переименование было выдано Канцелярией Его Императорского Величества и только после этого, на карте Кавказского наместничества появился х. Невинной Мыс.
Правда, право нанесения названий географических обьектов имели военные топографы (при проведении первичных топографо-геодезических работ, а также при триангуляции местности). Но мы знаем, что в Благодарном, эти работы проводились позднее, возможно экспедицией полковника Пядышева…
Для нас были бы наиболее интересны съёмки Нагаева, потому что именно ему были поручены правительством съёмки побережья Каспия и калмыцких кочевий. Но съёмки Нагаева таинственно исчезли.
Так что можно полагать, что переименование нашего редута Сулдуц-Дура произведено, скорее всего, самими жителями ещё до освоения Россией этих земель, т.е. до 1745 года, следовательно, до 1730 г. Значит, солдаты с семьями подселялись в «…уже известное место», то есть – в Благодарьино.
Когда же оно получило это новое наименование? Рискну на свой страх и риск, выдвинуть другое предположение. Из истории с. Маджар известно что, несколько ранее, в 1688 г., на месте Маджар, поселились около 1200  беглых казаков-староверов мятежного атамана  Манычского куреня  Войска Донского Льва Маницкого (Лёвки Маноцкого), и чернеца Пафнутия.     Именно они, беглые казаки староверы, отличавшиеся необыкновенной набожностью, трудолюбием, строгостью нравов, по моему мнению, стали теми людьми, которые будучи вытесненными с Дона, поселились в Маджаре, воздвигли на реке Байпале большую земляную плотину, построили земляной город со рвом и даже с деревянными пушками.
Этот город стал убежищем не только для казаков-староверов (православных христиан не принявших Никоновские  реформы в церкви), но и для большого числа казаков из других округов Войска, а также и не казаков, а просто подселявшихся невдалеке беглых холопов, бурлаков, дезертиров, иноверцев. Вследствие чего, город Маджары (Мажар) стал "официально" называться "воровским городком".   
Маджарские казаки-староверы вели активную пропаганду против церковных реформ Никона во всей округе и в Войске Донском, и даже, участвовали в Донском восстании 1688 года. Поэтому, царское правительство послало в 1688 году на разгром "воровского города Маджар" карательные войска и казачьи формирования, состоящие из верных правительству «низовых казаков», под общей командой князя В.Ю. Долгорукого.
Карательные войска  разрушили и сожгли город Мажар, разорили крепость, часть казаков была убита, часть была угнана. Только около 200 семей сумело покинуть Маджар и переселилось на Кубань, в район  шамхальского городка Копыл (ныне г. Славянск-на-Кубани); опять выбрало атаманом Льва Маницкого.
Остальная, большая часть казаков вместе с семьями разбежалась из Маджар по окрестностям. Можно предположить, что около тысячи семей ушли вверх по течению Буйволы, до поселения Сулдуц-дура, и местные жители, конечно, тоже староверы, приютили их, чем-то помогли, но самое главное, не выдали карателям.
И именно эти люди, беженцы, были очень БЛАГОДАРНЫ местным единоверцам. Именно это событие стало, по-моему, впоследствии, причиной переименования нашего села.
Простые расчёты показывают, что переименование было произведено  в период между 1689 и 1730 годами. И это логически укладывается в тот исторический период: население поселения резко возросло за счёт прибывших христиан-староверов. И встал вопрос о сооружении молитвенного дома, а затем и христианского храма. 
Храм был построен, конечно, не за один год. Можно предположить, что строили его лет 20-25, но всё-таки построили. И вероятно, этот храм был сразу назван Никольским или Троицким, естественно старообрядческим. А поселение Сулдус-дура стало СЕЛОМ, в котором основное население было православным-староверским.
И имя селу дали САМИ ЖИТЕЛИ новое, христианское, и было это примерно в 1696-1730-м году. И этот отрезок времени нужно считать временем основания села Благодарино (Благодарьино, БЛАГОДАРНОЕ). Недаром, наши предки,  по памяти, тоже считали 1764 год – годом образования села.


***

Крепость и станицу Ставропольскую начали строить казаки Хопёрского казачьего войска в 1777 году. Затем, после сооружения церковного храма, решением Правительства, в связи с образованием Кавказского наместничества, её переименовали в 1785 году в город Ставрополь. Но поселение, возникшее на реке Байпале, на месте нынешнего города Благодарного – гораздо старше и его возникновение связано с соляными и торговыми дорогами в маловодной степи.
Уже потом, такие малодоступные и неудобные для жительства места, как Сулдут-дура, стали заселяться  староверами, баптистами и другими беженцами из России, несогласными с религиозной политикой Российского государства и РПЦ. Православные староверские церкви в Благодарном существовали задолго до этого, и вплоть до 1913 года.
В Старопольском архиве ГАСК имеется  метрическая  книга за 1907-1908 годы Никольской старообрядческой церкви села Благодарного (Ф-135, опись 78). Именно эта церковь была последней старообрядческой церковью в нашем селе, а всего таких церквей было несколько. Никольская была последней, дожившей до 1913 года.
Последний священник Никольского старообрядческого храма Евфимий Карнышов (отец Ефимий) жил в селе Благодарном и в 1921 году. Его фамилия есть в списках  лиц, у которых Благодарненская  рабоче-крестьянская инспекция конфисковала дома для размещения советских учреждений (ГАСК, ФР-369, оп. 1, дело 5).
Поскольку старообрядчество подразумевает несколько вариаций, в том числе: поморское согласие, беспоповцы, субботники, молокане и прочее, можно предположить, что церквей было несколько.
Например, в селе Благодарном была  ещё одна, ещё более древняя ТРОИЦКАЯ церковь, находившаяся где-то в районе нынешнего Верхнего рынка. Там ежегодно проводились ТРОИЦКИЕ ярмарки. А на нижнем рынке, на площади у Никольского храма – ежегодно проводились Никольские ярмарки.
Однако, по мере вытеснения староверческих церквей, к 1913 году осталась одна – НИКОЛЬСКАЯ церковь. Установить её местонахождение теперь трудно, но если обратиться к старожилам, то кое-что узнать и теперь можно.
В августе 2011 года один из старожилов нашего города, мой двоюродный дядя Н.И. Ефименко  рассказывал мне, что в 30-х годах он, будучи комсомольским активистом, участвовал в строительстве первого Благодарненского районного Дома Культуры (теперь в нём находится Дом детского творчества) и он подтвердил, что стройка производилась на месте какой-то церкви, потому что при расчистке были обнаружены великолепные церковные полы, а во дворе находился дом, который весьма похоже был домом приходского священника.
Также подтверждением этого может служить и тот факт, что рядом с этим местом до революции и даже долго после войны, располагалась начальная  школа. Директорами её были Медведев Ник. Мих. и Чапковская Елена Вас.
Мои сверстники помнят, что это была 6-я базовая (образцовая) начальная школа, а в ней филиал Будённовского педагогического училища. Явно это была лучшая начальная школа нашего села и района. А откуда она взялась там? Ведь большевики в то время школ не строили. Следовательно, можно утверждать, что школу построили задолго  до революции, при церкви.
Церковно- приходские школы, как правило,  всегда строились  рядом с церковью и жилищем священника. Ведь он и был основным учителем. Единственное чего недостаёт для подтверждения факта точности нахождения храма в этом месте, так это того, что невдалеке от церкви обычно должно было бы быть и кладбище. Но я не знаю, было ли оно поблизости?
Основываясь на вышеизложенном, можно опровергнуть современную "историографию", которая утверждает, что в селе Благодарном первым христианским храмом являлся храм посвящённый Св. Безсеребрянникам Козьме и Демьяну, находившийся на левом берегу Буйволы.
Храм этот, находившийся на месте нынешней автостанции, был отнюдь не первым. Ибо построили его аж в 1838 году, и не на правом берегу реки, где он по праву должен бы быть, и где проживала основная часть (по сведениям В.Белоградского – две трети) жителей-старообрядцев, как следует полагать, и уже была своя церковь, а на левом – там, где и было собственно село, где селились "новые" переселенцы.
А вот следующий, второй двухпрестольный храм – церковь Сретения Господня построили только в 1865 году, уже  на правом берегу речки (на этот месте нынче кинотеатр «Мир»), где староверов уже было мало и их не очень стеснялись.
Церковь же в память 25-тилетия царствования Государя Императора Александра Николаевича, которая и ныне существует, но называется им. Александра Невского, была построена позже на правом берегу. Видимо, в то время старообрядцев в нашем селе было совсем мало.
Старообрядцы активно покидали село Благодарное. В Ставропольском архиве ГАСК хранится документ (Ф-79, опись 2, дело 321) под названием: «Переписка Главноуправляющего Закавказским краем с Кавказской палатой госимуществ». Дело о переселении крестьян в Таньшинское ханство Закавказского края. Дело начато 12 сентября 1839 года и окончено 5 марта 1841 года.
Суть дела: 14 семейств  крестьян-субботников из села Благодарного просили разрешения переселиться на жительство к своим единоверцам, давно проживающим в Тяншинском ханстве. Поскольку все семейства регулярно и в срок исправно уплачивали налоги и подати, разрешение последовало.

Уехали:
Левин Пётр Митрофанович (с ним 4 чел);
Клюшников Семён (с ним 5 чел.);
Козликин Григорий Алексеевич (с ним 4 чел);
Скуратов Захар Фандеевич (с ним 6 чел.);
Кудинов Тимофей Алексеевич, (с ним 9 чел.);
Пашков Гордей Софронович, (с ним 6 чел.);
Кулешов Пахом, (с ним 5+7 чел.);
Шатов Семён, (с ним 6 чел.);
Пашков Панкрат, (с ним 2 чел.);
Погушев Василий, (с ним 7 чел.);
Андросова Фёдора Стефановича сыны: Ермил и Ион, (и с ними 8 чел);
Погушев Вас. Вас., (с ним 8 чел.);
Носиковы – всё семейство, и Голосовы – тоже всё семейство.

Вот так на истории образования нашего села отразились церковно-политические антагонизмы в России. Ведь русская православная церковь (РПЦ) предала АНАФЕМЕ всё, что составляло старую веру: и священные книги, и иконы, и обряды, и самих верующих. Надлежало всячески изничтожать всё, что связано со староверами. Их имущество изымать, самих верующих изгонять с мест проживания или убивать, жилища и хозяйственные постройки разрушать и сжигать. Буквально, стереть из памяти всё, связанное со старой верой.
Именно поэтому сейчас сохранилась только одна из многих метрических книг Никольской церкви с. Благодарного. А ведь именно в этих книгах производились записи о рождении, бракосочетании и смерти жителей села, наших прапрапрадедушек и прапрапрабабушек.


***

Староверы издавна, с самого 1633 года, разбегались с российских земель. Они оседали на Дону, вдоль Волги, Яика, Терека, становились "казаками", но сохраняли свято свою веру. Потом и оттуда также убегали в ещё более пустынные, необжитые места, где не было засилья и произвола правительства, РПЦ  и на новых местах  образовывали новые поселения.
Впоследствии в такие места прибивались и другие беглецы: беглые каторжники, дезертиры. Всех их раньше  называли БУРЛАКАМИ. Бурлаками же их называли потому, что так называли добытчиков поваренной соли на восточном берегу Волги, в соляном озере Баскунчак.
Соль в то время стоила очень дорого и труд бурлаков оплачивался хорошо. Хватало и на харч, и на вино. Однако, вода озера, рассол, РАПА быстро разъедала кожу ног и бурлаки, чтобы прокормиться, вынуждены были бросать соляной промысел и заниматься другими работами.
Всем известна картина Репина «Бурлаки на Волге», на которой оборвыши-мужики тянут вверх по Волге лодку с купеческим товаром. Не брезговали бурлаки разбоем, конокрадством и другими незаконными промыслами, поэтому селились вблизи поселений, но отдельно, в укромных, потаённых местах, для осуществления воровских набегов.
Из истории, например, известно, что нынешний город  Светлоград, ранее называвшийся селом Петровским, а ещё ранее  хутором Петровским, образовался вблизи потаённого укрытия бурлака Писаренко. Поэтому нам, родившимся в Благодарном, стоит задуматься о тайне происхождения названия рядом расположенного с  Благодарным села Бурлацкого (ранее Ново-Митрофановского).
Именно поэтому, священник Козьмодемьяновской церкви с. Благодарного Василий Белоградский ничего не сообщает нам о том, что в селе нашем, где в 1870 году уже действовали две церкви и строилась третья, присутствовала и СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ церковь, или даже несколько церквей. Этого он сделать не мог, как служащий РПЦ, и так как всё староверческое было вне закона, предано АНАФЕМЕ до наших дней, до 1971 года. И все документы этой церкви безжалостно уничтожались.
Зато В. Белоградский описывает, что СЕЛОМ называется исключительно поселение на ЛЕВОМ берегу Буйволы, а основная часть жителей, а именно 2\3 части их, проживают на правом берегу, и они считают себя коренными жителями, а тех, кто на левом – называют СЕЛЯНАМИ, ПОСЕЛЕНЦАМИ.
В. Белоградский сообщает, что жилые строения на левом берегу реки строятся уже ПОРЯДКАМИ, т.е. улицами. Отсюда понятно, что первая улица села проходила по левому берегу реки, по  «воровской», «соляной» - столбовой дороге, и впоследствии стала ПОЧТОВОЙ, а потом уже Ленинской. Впоследствии на этой же улице, ниже по течению реки, восточнее от РЕДУТА, расположили почту с конторой, конюшнями, хоздвором, трактир и дом для приезжих.
На правом же берегу реки улиц не было, там дома и постройки  располагались группами:  Шотланка, Собачья улица, Кочетовка, Ярмарочная, Городок, Горькие ключи, Богатый колодезь, Подгорная… А между ними были пустоши, широкие скотопрогоны к ручью, к речке. И жителей с левого берега правобережцы дразнили презрительным словом «СТОЛБОШНЯ». Я помню: так было даже после войны.
Кстати, о названии Шотланка у меня есть своя версия, и она связана со строительством каменного моста, или обеих каменных мостов через Буйволу. Шотланский мост был построен из Бурлацкого тёсаного камня, но неизвестно кем и когда. Вряд ли в то стародавнее время в нашем селе жили люди умевшие проектировать, строить устои мостов, тесать из камня клиновидные и одинаковые по размерам элементы сводов, сооружать столь сложные сооружения. Скорее всего "Благодаринское обчество", собрав необходимые средства, пригласило специалистов, у которых уже был авторитет строительства мостов.
Известно, что в те же времена, в Пятигорском округе Ставропольской губернии были такие люди. Имелось два поселения, в которых жили свободные переселенцы (по вероисповеданию) из Шотландии. Первое поселение было у ст. Новогригорьевской (ныне Зеленокумск), а второе – в районе нынешних Минеральных Вод, где шотландцы образовали поселение Шотландское и обустроились. Впоследствии на это же место переселились из Саратовской губернии немецкие колонисты, и эта колония официально называлась "Шотландская колония немецких колонистов «Каррас» (ныне Иноземцево).
Вот этих-то шотландцев из ст. Новогригорьевской или Карраса, по-моему, и пригласило Благодарненское сельское общество на строительство моста (или мостов). Поскольку гостиницы в селе не было, к тому-же шотландцы  были не православные, то им для их проживания построили поближе к стройке отдельное временное жильё. Впоследствии около их жилищ построились и поселились с семьями рабочие, те, кто рыл котлованы под фундаменты опор моста, устраивал кружала, выполнял каменные, плотницкие работы и готовил пищу. После окончания строительства моста (или обеих каменных мостов) шотландцы уехали, а место их проживания осталось, и стало упрощённо называться Шотланкой. 
 Другое странное название: Собачья улица – по-моему сохранилось также от ещё более древних поселенцев, соляных таможенников, древних хранителей питьевого источника-ручья и служителей укреплённого РЕДУТА, ногайцев (скифов, печенегов, половцев). Об их традиции привязывать на свои бунчуки головы собак, я уже писал. Ногайцы уехали, а название Собачья улица – осталось. Вот такие у меня соображения о древней истории нашего города.
В  истории города есть и другие интересные факты. Например, с 1884 года село Благодарное стало уездным центром Новогригорьевского уезда, созданного на основании Высочайшего Указа императора России Александра Второго от 9 декабря 1867 года. А почему так? Ну и назвали бы уезд Благодаринским, но ведь не назвали. Вот и давайте теперь поразмышляем о том, ПОЧЕМУ центром огромнейшего Новогригорьевского уезда стало село Благодарное?
Уезд был огромным, даже по тем временам. В него входили по нынешнему административно-территориальному делению районы: Зеленокумский, Будённовский, Александровский, Петровский, Ипатовский, Апанасенковский, и территории кочующих народов: ныне районы Туркменский, Арзгирский, Ачикулакский и Левокумский.
Крупнейшими населёнными пунктами этого уезда тогда были: ст. Новогригорьевская и ст. Прасковейская. Село Благодарное по численности населения было меньше. Оно было равным селу Медвецкому, и примерно, таким же, как ст. Александровская и село Высоцкое. Поскольку крупнейшим поселением была станица Новогригорьевская и уезд, поэтому, назвали так же.
А уездным центром к 1884 году стало "холопское", мужицкое село Благодарьино, входившее раньше то в Пятигорский, то в Алексанровский уезд, то в Георгиевский уезд, и даже в Медвецкий ( ныне с. Гофицкое, ранее МедвОдское, т. е. Медовая вода).
По-моему виноваты в этом "ПОЧЕМУ" были греческие переселенцы из Турции, которым царское правительство предоставило невероятные льготы для переселения из Турции на территорию Кавказа. Представители турецких греков заранее выбрали себе места поселений, оговорили своё двойное гражданство, право ношения оружия, величину ежегодных правительственных субсидий грекам-переселенцам.
Но пока они улаживали в Турции неотложные дела, пока собирались, пока доехали до Пятигорского округа, Ставропольское губернское управление, ничего не зная об этих Петербургских дипломатических договорённостях, роздало лучшие земли для заселения переселенцам из Российских и Малороссийских регионов.
Грекам, по прибытии, тоже выделили землю, но не лучшую, а просто хорошую, они заселились. Греки стали жить, соблюдая свою греческо-православную веру и неприятный для славян турецкий уклад жизни, к которому греки привыкли.
Используя силу оружия, которое им было разрешено иметь, греки стали изгонять русских поселенцев с уже освоенных земель и занимать их. Возникли волнения коренных селян, которых поддержали казаки станиц Новогригорьевской и Александровской. Грекам было указано их место. Но по жалобе греков в Петербург, наместник Кавказа прислал карательные войска из Пятигорска.
Казаков наказали, а казачьи станицы Новогригорьевскую и Александровскую сделали опять сёлами, т.е. казаков лишили казачьего звания и казачьих привилегий. В назидание казакам, центром Новогригорьевского уезда стало мужицкое, холопское село Благодарное, в котором не было и не могло быть волнений и восстаний. К тому же оно географически находилось почти в центре новообразованного уезда.
В новом уездном центре сразу же всё преобразовали. Так, в Благодарном разместили уездное полицейское управление и отряд полицейской стражи (45 чел.), тюрьму, уездное казначейство, почтово-телеграфную контору, камеры (кабинеты) земского начальника 6-го участка, судебного следователя 1-го участка, уездного врача, ветеринарного врача, акцизного чиновника, нотариуса.
Тюрьма в Благодарном стала третьей в губернии, после Пятигорской и Ставропольской губернской. Все остальные тюрьмы в губернии были закрыты, или стали пересыльными.
Известный нам, современникам, собиратель исторических документов и сведений о селе Благодарном Грибцов Петр Федорович сделал невероятно значительную работу ; основал музейный фонд, на основе которого можно вести дальнейшие исторические «раскопки» о Благодарном. Поэтому музей города по праву назван его именем.
Однако нам не следует забывать и о первом историографе нашего села – священнике Козьмодемьяновской церкви Василии Белоградском, имя которого следует непременно увековечить в памяти жителей. Об этом нужно подумать нынешней администрации города, а может быть и района. Всё равно ведь придётся переименовывать нынешнюю улицу имени Ленина (Ленинскую) – раньше или позже. Лучше это сделать раньше!

Николай Ефименко
Санкт-Петербург
2011 – 2012 гг.



Приложение 1. Некоторые карты в пояснение к тексту.

1. Генеральная карта Всероссийской империи 1734 года, (карта Кириллова) суказанием населённых пунктов вдоль древнего Алабугского тракта (Великого Волжского (Камского) пути из Шумер.
2. Атлас карт Всероссийской империи 1724 года из 19-ти листов, под редакцией А.К.Кириллова. Лист 11. Положение мест между Чёрным и Каспийским морями, представляющее Кубань, Грузинскую землю и достальную часть реки Волги с ея устьем. На карте указана р. Байпала.
3.Атлас карт Российской империи1745 года, состоящий из 19-ти карт, под редакцией Ф.И. Соймонова. Лист 17. Положение мест между Чёрным и Каспийскими морями, представляющее Кубань, Грузинскую землю и достальную часть реки Волги с ея притоками.Показана Юго-Западная часть Астраханской губернии и р. Байпала. Библиотека Иркутского университета.
4. Испанская карта северного Причерноморья и Кавказа 1783 года, с указанием границ на юге Российской империи, указана р. Байвала, Маджар
5.   Карта России начала 17-го века, по чертежу царевича Ф.Б. Годунова. Севернее р. Кумы, неверно показана ещё одна р.Кума, на самом деле – это Байпала.
6.  Карта Фра Мауро 1459 года, по изданию Сантарема. Вид на южные земли Казанского царства из столицы. На карте есть изображение Маджар, и торговые пути из Маджар на юго- восток и на юго-запад.
7. Латинская (рисованная) карта начала 17 века с указанием границ Российской империи по р. Дон, по излучине между Доном и Волгой, т.е. границей между Россией и ханствами Крымским и Астраханским, до присоединения Астрахани.
8. Латинская (рисованная по памяти) карта начала 17 века. Показана граница России и ханских саттелитов Османской империи, после взятия Россией г. Азова. Показан торговый путь из сел. Терки, до черноморского порта: Сахоум и ответвление (от Моздока?) до Манычского водораздела (Кокуджир), и далее к Азаку (Азову).
9. Карта Гильденштедта 1722 г, где впервые указано (неизвестная слобода) – поселение, на месте нынешнего Благодарного.
10.   Карта Кавказского наместничества и земли Войска Донского.1792  г. Лист 44., из Атласа Российской империи 1792 г. ГАСК,. Г. Ставрополь
11.    Атлас карт Российской империи 1871 года под редакцией Ильина, состоящий из 70 карт. Лист 19. Карта Кавказского края, губерний Тифлисской, Бакинской, Эриванской, Елизаветпольской, Кутаисского ген. губернаторства; и областей: Кубанской, Терской и Дагестанской.
12. Генеральная карта Астраханской губернии 1823 г.с показанием дорог, станций и расстояния между ними. Показан Алабужский тракт от ст. Кумская, до городского форпоста Астрахани и до ст. Сарепта.
13. Старинная карта Кавказа «Россия в Европе и Грузия». Издана в 1840 году. На карте показаны торговые пути в Предкавказье, в т.ч. Алабугский тракт. Отворот от него, показан в Кызыляре – на запад, вдоль Терека, затем до Георгиевска, где путь опять раздваивается. Далее, на север, путь проложен вдоль Кумы, по правому берегу, переправа через Куму в том месте, где сейчас с. Покойное, и по правому берегу р. Байпалы – до места, на котором сейчас Благодарный, далее по левому берегу до с. Сладкая вода (ныне с. Гофицкое), затем поворот на север, и далее вдоль р. Калаус до р. Маныч, затем на северо-восток – к г. Азову.
14.  Генеральная карта Кавказской губернии съ показаниемъ ея границ, уездов, казачьихъ станицъ и крепостей; сочиненная  1817 года. ГАСК., г. Ставрополь
15. Карта Ставропольской губернии 1881 года. ГАСК., г. Ставрополь.
16. Статистическая карта Старопольской губернии 1874 года.ГАСК., г. Ставрополь.
17. Карта Кавказского наместничества и земли Войска Донского.1792  г. Лист 44., из Атласа Российской империи 1792 г. ГАСК,. Г. Ставрополь.


Приложение 2: Список использованных источников.


1. Бахши Иман. Джагфар Тарихы. Том 2 и 3.   http:// baltauar.runarod.ru
2. Cборник статистических сведений о Ставропольской губернии за 1870 г., раздел – Село Благодарное. Автор: Священник Василий Белоградский. Ставропольская краевая библиотека, арх. № 364895.
3. Справочник. Географический департамент Академии наук России  18 – й век. Под редакцией   В.Ф. Гнучева, Князева Г.А., Модзолевского Л.Б., Географический архив Российской национальной библиотеки, С-Птб., 1946г.
4. Ставропольская губерния в 1897 году. А. Тварчелидзе. Типография М.Н. Корицкого.,г. Ставрополь,ул. Николаевский пр-т., 1897г.
5. Интернет – сайт: История города Будённовска.
6.     Евграф Савельев. «Беглые крестьяне и старообрядцы на Дону». Главы 1,2,3,4.
7.     Интернет. Биография воеводы князя Туренина Василия Ивановича.
8.     Интернет. Биография воеводы Царицына князя Волконского Льва Михайловича
9.     Интернет – биография князя Долгорукого В.Ю.
10. Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану. www.uostlit.info/Text/rus9/Barbaro/flametext.htm.
11. Административно – территориальное устройство Ставрополья с конца 18-го века по 1920 г. Справочник. 2008 год.
12   Иван Баламберг. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа.  Alanica.ru>library/blaramberg/
13.   Казаки-некрасовцы на Кубани и в Черноморье. И. Тверитинов. Edemkakaza,ru/etnograf/390-nekrasstory,html
14. Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествие по Средней Азии. М., Наука.,1988г.

7 сентября 2013 г.
Г. Санкт-Петербург
Николай Ефименко