1. 060. Сергей Николаевич Сергеев-Ценский

Виорэль Ломов
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (Сергеев)
(1876—1958)


Сергей Николаевич Сергеев-Ценский более полувека прожил в Крыму и написал о нем и героической 349-дневной обороне Севастополя в Крымскую войну (1853—1856) грандиозную эпопею «Севастопольская страда», любимейший роман миллионов читателей. В целом главной темой творчества его стала тема Родины.

Будущий писатель родился 18 (30) сентября 1875 г. в селе Бабино на реке Цне (отсюда и псевдоним его — Ценский) Тамбовской губ. в семье Сергеевых, земского учителя Николая Сергеевича, участника героической обороны Севастополя, и терской казачки Натальи Ильиничны.

У отца была прекрасная библиотека; читать Сережа научился в пять лет; проглотив Пушкина, Лермонтова, Крылова, в 7 лет он стал сочинять стихи, а освоив Гоголя и Тургенева, в 11 написал первую повесть.

Отец со словами: «Ты думал, должно быть, что писать прозой легче, чем стихами? Нет, труднее, в двадцать раз труднее!» — бросил повесть сына в печь. Сам он часто рассказывал мальчику о прозе войны и о героях Крымской кампании — адмиралах Нахимове, Корнилове; о легендарном матросе Петре Кошке.

Учился Сергей в начальном и уездном училище при Екатерининском учительском институте в Тамбове. После смерти отца и матери и старших братьев подросток остался без всяких средств к существованию.

В 1892 г. Сергеев поступил на казенный счет в Учительский институт в Глухове, окончив который с медалью, зачислился вольноопределяющимся на военную службу. Сдав через год экзамены на прапорщика запаса, молодой человек ушел из армии и стал преподавать русский язык и литературу, математику и физику, историю и географию, естествознание и анатомию, рисование и черчение в училищах Каменец-Подольска, Павлограда, Спасска, Талсене и др. городков Украины, Прибалтики, России. Жизнь была насыщенной: педагог знакомил своих учеников с произведениями русских классиков, ставил с ними спектакли, сочинял стихи.

Первой публикацией Сергеева-Ценского стала его заметка в «Тамбовских губернских ведомостях» (1892) — «Кочетовская плотина». Первый поэтический сборник писателя — «Думы и грезы» вышел в 1901 г., а в 1902 г. в «Русской мысли» были напечатаны рассказы «Забыл» и «Тундра».

В годы русско-японской войны (1903—1905) Сергеев был призван в армию, служил в Херсоне, Одессе и Симферополе.

Прапорщик отличался неуемным нравом, и из-за разногласий с командирами его то и дело переводили из одной части в другую. За возмутительные сочинения, «политическую неблагонадежность» и за отказ идти вместе с полком на усмирение бастующих рабочих и крестьянских волнений, мятежника уволили из армии.

«Возмутитель спокойствия» купил себе небольшой участок земли на склоне горы Хурда-Тарлы (ныне Орлиная) близ Алушты, построил на пустыре дом, корзинами натаскал землю, взлелеял парк-сад и ушел на «покой», с головой погрузившись в сочинительство.

Рассказы «Коварный журавль», «Тундра», «Молчальники», а также повесть «Сад», направленные против социальной несправедливости, принесли их автору «политическое имя». За публикацию повести журнал «Вопросы жизни» был закрыт.

В 1906 г. Сергеев-Ценский познакомился в Алуште с А. Куприным, который предложил ему напечатать свои вещи в Петербурге. Литературное имя Ценскому сделала поэма в прозе «Лесная топь».

Заметным явлением в литературе той поры стал роман о провинциальном офицерстве «Бабаев» и об интеллигенции — «Валя», повести «Движения», «Печаль полей», «Пристав Дерябин», «Наклонная Елена», позднее вошедшие в эпопею «Преображение России» (1914—58).

Особое место в творчестве писателя занимали рассказы о детях: «Испуг», «Лерик», «Небо», вызвавший восторженный отзыв В. Короленко. Еще с довоенной поры М. Горький стал называть Ценского «большущим русским художником, властелином словесных тайн».

С годами его мнение не изменилось. Так в 1928 г. он писал: «Сейчас во главе русской художественной литературы стоят два совершенно изумительных мастера. Это — Сергеев-Ценский и Михаил Пришвин».

Хотя Сергеев-Ценский жил в Алуште уединенно, затворником он не был. У него гостили А. Куприн, И. Шмелев, М. Горький, К. Чуковский, А. Новиков-Прибой и др. литераторы; зимой он выезжал на Север, а летом в Сибирь, Среднюю Азию, в Донбасс.

Прозаик досконально изучал предмет, прежде чем сочинять о нем. Так, например, он до того постиг сибирскую жизнь, что В. Шишков утверждал, что рассказ «Медвежонок» написал коренной сибиряк, а М. Горький удивлялся, «как мог писатель, не будучи горным инженером, с таким знанием дела написать повесть («Наклонную Елену». — В.Л.) из горнозаводского быта».

В 1914 г. Сергеев-Ценский был мобилизован в армию и около года служил в ополченской дружине севастопольского гарнизона. Впечатлений от действительной военной службы прапорщику хватило на всю его долгую творческую жизнь.

Обе революции и Гражданскую войну Ценский встретил в Алуште. Как все, Сергей Николаевич вместе со своей женой учительницей Христиной Михайловной Буниной терпел голод и лишения. Он отказался сотрудничать в белогвардейской печати и служить на стороне белых, не стал эмигрантом, хотя и получил несколько приглашений.

В 1919 г. Алуштинский Военно-Революционный Комитет выдал литератору мандат, согласно которому «гражданин Сергей Николаевич Сергеев-Ценский, как великий представитель русского искусства и замечательный русский писатель, находится под высоким покровительством Советской власти».

В лихолетье Ценский писал мало, но уже в 1921 г. взял в руки перо и создал несколько повестей («Чудо», «В грозу», «Жестокость» и др.), пьесу «Хозяин», в которых изобразил весь ужас братоубийственной войны.

С 1923 г. прозаик обратился к историческим темам (рассказал о Пушкине, Лермонтове, Гоголе), написал роман «Обреченные на гибель» (1927) о русской интеллигенции в канун Первой мировой войны. «Горькая правда» писателя пришлась не по вкусу лидерам РАПП, они обвинили Ценского в тенденциозном сгущении красок и в клевете на действительность.

Невзирая на критику, Сергей Николаевич продолжал создавать прекрасные произведения о детях: «Живая вода», «Аракуш», «Потерянный дневник», «Воронята», «Счастливица» и др. Часто бывая на новостройках первых пятилеток, Сергеев-Ценский много писал о тружениках и созидателях. Вышли романы «Искать, всегда искать!», «Зауряд-полк», «Лютая зима» и др. — очередные звенья «Преображения России», которую стали называть аналогом Бальзаковской «Человеческой комедии».

В 1937—1939 гг. писатель работал над «Севастопольской страдой», за которую получил в 1941 г. Сталинскую премию 1-й степени. Замысел сочинить эпопею родился у Сергеева-Ценского «из более скромной мысли написать историю Севастополя для детей в виде книжки небольшого объема».

«Я писал эпопею, что называется, запоем, — признался позже автор, — больше всего потому, что я был покорен несказанным величием и красотой подвига рядовых русских солдат и матросов, самозабвенно защищавших в течение целого года то, что «невозможно было защищать», по мнению обоих главнокомандующих всеми силами Крыма — и князя Меншикова, и князя Горчакова».

Одной из центральной фигур эпопеи (из 350 персонажей) стал адмирал Нахимов, свято веривший в то, что «все сделает матрос, если мы с вами забудем о том, что мы — помещики, дворяне, а он — крепостной! Он — первая фигура войны — матрос, да-с! А мы с вами — вторые-с! Он — матрос, — вот кто!.. Так же и солдат!»

Эпопея была переведена на многие языки и получила мировое признание. В годы Великой Отечественной войны патриотический роман стал для советских людей одним из источников «живой» воды истории Отечества.

Военные действия на территории Крыма заставили Ценского уехать из Алушты. В Москве, Куйбышеве, Алма-Ате он писал рассказы о героях-современниках (сборник «Настоящие люди») и романы («Брусиловский прорыв», «Пушки выдвигают», «Пушки заговорили»).

Как публицист, Сергеев-Ценский сотрудничал в 16 центральных и периферийных изданиях; в 1943 г. был избран действительным членом АН СССР. Его вообще не обходили наградами: орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Знак Почета, медали...

Вернувшись в 1944 г. в Алушту, Сергей Николаевич восстановил свой разрушенный фашистами дом. Главным делом писателя в послевоенные годы явилась работа по завершению эпопеи «Преображение России», в которой специалисты увидели три главные темы: «Война и народ», «Преображение человека» и «Искусство и народ».

Эпопея осталась незавершенной. Впервые выпущенная отдельным изданием в 1956—1959 гг., она состояла из двенадцати романов, трех повестей и двух этюдов. Сергеев-Ценский создал также воспоминания о М. Горьком, И. Репине, А. Новикове-Прибое, эпопею в стихах «Долой войну» об Отечественной войне 1812 г. (не завершена).

Умер Ценский 3 декабря 1958 г. Похоронен неподалеку от дома, в котором он до последнего дня ежедневно трудился по 8—10 часов.

В 1962 г. в этом доме был создан литературно-мемориальный музей беллетристу, которому «выпало на долю редкое для писателя счастье — ему удалось написать несгораемые слова». (М. Пришвин).