Иерархия любви

Ангелина Кныш
Многие говорят, что заповедь Христа «возлюби ближнего своего, как самого себя» невыполнима, потому что невозможно любить всех.

При этом путают любовь к ближнему с любовью к близким людям. В Евангелии сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). То есть, есть некий круг близких друзей, ради которых мы готовы на очень многое, вплоть до самопожертвования (другое дело, что в наше время такое нечасто встретишь). Подобную любовь мы испытываем также к близким родственникам. Есть еще чувство к женщине (мужчине) в период влюбленности, когда, согласно научным исследованиям, активизируется тот же участок мозга, который ответственен за удовольствие от алкоголя или наркотиков.

Ясно, что ко всем окружающим нас ближним любовь такого большого накала не может быть проявлена, иначе на всех просто не хватит ни душевных, ни физических ресурсов.
 
Так как же нужно любить ближнего? Для ответа на этот вопрос нужно понять, как мы любим самого себя.

Многие ли из нас любят себя с эйфорией влюбленного? Ясно, что нет. Любим ли мы себя так, что готовы, например, по максимуму ежедневно выкладываться ради своего домашнего комфорта? Как ни странно, если не удается переложить это на кого-то другого, то часто мы предпочитаем поберечь свои силы. Нередко мы недовольны собой, и знаем за что. Но любовь к самому себе предполагает, прежде всего, снисходительное отношение к своим недостаткам. Мы многое себе прощаем, в том числе различные слабости и вредные привычки. Мы весьма беспокоимся о своем здоровье и ограждаем себя от чрезмерных нагрузок. Мы заботимся о собственной безопасности. И бываем очень недовольны, когда другие посягают на этот комфортный кокон, в который мы так заботливо завернули себя, любимого.

Дело за малым – признать право других на такой же свой кокон. Быть снисходительными к другим, ведь у этих людей тоже есть свои недостатки или болезни, из-за которых они и ведут себя так невнимательно по отношению к нам. Протянуть руку помощи попавшему в беду – насколько это возможно в сложившихся обстоятельствах. Не глотать тайком от других пищу, а поделиться с голодным и т.д.

Именно так трактуют богословы заповедь «возлюби ближнего, как самого себя».  То есть, поступай с ближним так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
 
Однако превыше всего в сердце человека должна быть любовь к Богу. Кому-то покажутся жестокими слова Христа: «Кто любит отца или мать, сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37).

Но они  не означают, что нужно в прямом смысле жертвовать матерью или детьми во имя Бога. Вспомним, как  Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына Исаака, и, когда тот собирался на горе исполнить волю Всевышнего – отвел руку готового повиноваться отца.

  Так был проверен Авраам на готовность пожертвовать самым дорогим: он доказал Господу свою безграничную любовь.

Так проверяемся и мы. Мать, годами безутешно убивающаяся за умершим ребенком, поступает неправильно – тем самым она ставит сына в своем сердце выше Бога, не смиряется и осуждает Господа, забравшего ее сына по причинам, безусловно, очень весомым.
 
В то же время, правильно поступает молодой человек, оставляющий успешную мирскую жизнь ради монашества, если почувствовал властный зов Бога. Один монах говорил об этом так: «Когда мне открылся Бог, я побежал за Ним – только пятки засверкали. Это невозможно передать словами, это – как плазма в груди…».

Кто-нибудь задавал себе вопрос, что заставляет образованных, добившихся многого в миру людей из века в век бросать все и добровольно идти в монастыри? Ведь рядовые монахи не имеют и сотой доли преференций высшего черного духовенства и ведут очень трудную в физическом плане жизнь.
 
Наверное, все же «плазма», которую зажигает Бог. Только дилетанты могут рассуждать о какой-то там несчастной любви и прочих жизненных неудачах. На самом деле, монахи – очень сильные люди, духовная элита общества.

Нам до этого далеко. Но даже если в сердце будет просто яркая свеча веры – все остальное приложится нам. Об этом говорил Иисус Христос, и это – исходя из собственного опыта – подтверждает великое множество тех, кто уже третье тысячелетие передает эстафету христианской веры из поколения в поколение.