1. 049. Владимир Афанасьевич Обручев

Виорэль Ломов
Владимир Афанасьевич Обручев
(1863—1956)


Вряд ли кто еще из писателей мог похвастать таким количеством наград, которыми был удостоен ак. Владимир Афанасьевич Обручев: орден Св. Владимира 4 ст., пять орденов Ленина, две Сталинские премии и пр. Знаки отличия были в основном за геологические и географические труды — 70 с лишним томов, по 550 страниц в каждом, 3 872 печатные работы, не считая переизданий и переводов.

«Редкое геологическое учреждение мира коллективно выпустило столько печатной продукции, сколько дал один Обручев». И это был не плод раздумий кабинетного ученого, а итог исследований путешественника, исходившего с ежедневным риском для жизни десятки тысяч верст.

Обручев был до мозга костей «земной» человек. Даже при создании своих научно-фантастических романов он углублялся в недра земли либо шел на ее край. И хотя его романы вошли в золотой фонд научной фантастики, писатель говорил всегда о них как о побочной работе.

Будущий фантаст родился 28 сентября (10 октября) 1863 г. в селе Клепенино Тверской губ. под Ржевом в семье кадрового военного Афанасия Александровича Обручева и Полины Карловны Гертнер, дочери лютеранского пастора. Свободным владением родным, а также немецким и французским языком мальчик был обязан матери.

В Вильно (Вильнюсе) Володя окончил реальное училище, в 1881 г. поступил в Петербургский горный институт. Сокурсники прозвали Обручева за его взрывной характер Бомбой. А еще всех поражала его феноменальная память.

На втором курсе юноша стал сочинять стихи и рассказы (первый — «Море шумит» появился в газете «Сын отечества»), хотел ради них бросить институт, но преподаватель Полозов убедил его, что только деятельная профессия может родить писателя. Через год лекции известного русского географа и геолога И. Мушкетова пробудили в Обручеве, лучшем студенте курса, интерес к изучению Сибири, Монголии и Китая — территориям, соразмерным его широкой натуре.

Владимир хотел быть только геологом, причем работать в Центральной Азии, чем немало удивил ректорат института. Тогда в России было всего семь штатных геологов, а в Центральной Азии вообще ни одного.

Обручев добился направления его после окончания института в 1886 г. «аспирантом» в экспедицию в Каракумы, где велось строительство Закаспийской (Ашхабадской) железной дороги.

Результаты туркменских исследований Обручев изложил в статьях и книге «Закаспийская низменность». Русское географическое общество (РГО) удостоило молодого ученого за его труды серебряной и малой золотыми медалями и избрало своим действительным членом. Тогда же в петербургских газетах стали печататься рассказы и очерки Обручева, а сам он женился на Елизавете Исаакиевне Лурье.

В 1888 г. в Иркутске появился первый сибирский геолог. Три года Обручев зимой изучал специальную литературу, а с весны до осени проводил разведку месторождений угля, графита, слюды, ляпис-лазури, идущей на украшения и драгоценные вазы, изучал геологию и золотоносность россыпей, геологическое строение берегов р. Лены и о. Байкал.

В 1892—1894 гг. ученый по предложению РГО принял участие в экспедиции знаменитого путешественника Г. Потанина в Центральную Азию.

За 2 года 2 месяца Обручев, одевшись в китайское платье, прошел отдельным маршрутом 13 625 км, из них половину там, где не ступала нога европейца. На ряд районов не было карт, не все проводники оказывались надежными, земли воинственных тангутов пришлось преодолевать без охраны. В пути геолог вел ежедневный дневник наблюдений с вычерчиванием карт, собрал 7 000 образцов и 1 200 отпечатков ископаемых животных и растений.

Сведя в единое свои наблюдения и сведения предшественников, Обручев поставил точку на изучении Центральной Азии. После него в геологии и географии громадной территории, а также в культуре и быте населяющих ее народов не осталось «белых пятен».

По богатству собранного материала и широте охвата территории это путешествие Обручева остается и поныне непревзойденным, а его научными работами китайские геологи пользуются по сей день.

Закончилась одна экспедиция — началась другая. В связи с постройкой Транссиба Обручев больше трех лет возглавлял горную партию, занимавшуюся геологическими исследованиями и изучением природы Забайкалья; написал монографию о Селенгинской Даурии.

В конце 1890-х гг. Обручев, уже всемирно известный ученый, несколько раз выезжал из Петербурга за границу — в Германию, Австрию, Швейцарию и Францию. Принял участие в Географическом конгрессе, проходившем в Берлине, и в геологическом конгрессе в Париже.

Газеты и журналы почитали за честь печатать его письма, статьи, путевые очерки. Ученого отметили: Парижская академия наук — премией великого русского путешественника П. Чихачева, РГО — премией им. Н. Пржевальского и высшей своей наградой — Константиновской золотой медалью.

Когда Обручев собрался в 1901 г. в третий раз ехать в Сибирь, чтобы продолжить изучение Ленского золотоносного района, ему предложили занять кафедру геологии и организовать горное отделение в Томском технологическом институте (ТТИ).

В течение одиннадцати лет (1901—1912) Обручев занимался педагогической деятельностью (его лекции проходили всегда при переполненных аудиториях), а каждое лето выезжал на Алтайские золотые рудники либо в пограничную Джунгарию (Синьцзян).

Ученый в 1905 г. был в числе профессоров ТТИ, подписавших протест против расправы над участниками студенческой демонстрации 18 января. Это ему сошло с рук, но когда Обручев стал регулярно публиковать под псевдонимами «Кадет» и «Ш. Ерш» (по-французски «ищи») фельетоны о городском и институтском начальстве, его тут же «нашли» и предложили подать в отставку.

«Фельетонист» уехал в Москву, систематизировал свои исследования и за два с половиной года опубликовал полторы сотни (!) монографий, статей и карт. Заодно Обручев «для исправления ошибок, допущенных Ж. Верном и А. Конан Дойлом» в их «Путешествии к центру Земли» и «Затерянном мире», написал для себя научно-фантастический роман «Плутония» (1915). Писатель направил своих героев внутрь полого шара Земли с внутренним солнцем, и… мир получил роман, ничуть не уступавший сочинениям классиков жанра. («Плутония» с подзаголовком «Необычайное путешествие в недра Земли» впервые вышла в Ленинграде в 1924 г. в издательстве «Путь к знанию»).

В это же время Обручев продолжал свои исследовательские поездки в Забайкалье, Крым, на Кавказ. После экспедиции на Алтай ученый создал новую ветвь геологии — неотектонику.

В дни Октябрьской революции писатель работал над утопической повестью «Тепловая шахта», к сожалению, оставшейся незаконченной. Гражданская война застала Обручева в Харькове, где он как член Высшего совета народного хозяйства в Донбассе провел поиски и разведку огнеупорных глин и мергелей.

Два года он состоял штатным профессором Таврического университета в Симферополе, а в 1920 г. вернулся в Москву, был избран профессором по кафедре прикладной геологии Московской горной академии, вел экспертные работы по золотоносным районам. С 1921 г. Обручев — член-корреспондент, а с 1929 г. — действительный член Академии наук СССР.

Второй фантастический роман Обручев написал, находясь на лечении в Железноводске. Он был основан на научной гипотезе, возникшей после того как в 1911 г. промышленник Я. Санников, а затем полярный путешественник Э. Толль в Ледовитом океане увидели неизвестную землю или плавающий остров.

Книга «Земля Санникова, или Последние онкилоны», мгновенно ставшая популярной, появилась в 1926 г. в ленинградском издательстве «Пучина». Одновременно с ней вышла повесть «Рудник убогий».

В 1929 г. Обручев оставил преподавательскую работу. Он был назначен председателем Комиссии по изучению вечной мерзлоты, возглавлял геологический, а затем институт мерзлотоведения АН СССР. Последнюю свою экспедицию ученый совершил в 73 года на Алтай, где исследовал месторождение ртути и выходы мраморов для строительства Московского метрополитена.

В 1938 г. АН СССР учредила премию им. Обручева за лучшие работы по геологии Сибири. Позднее геологическую историю Сибири поделили на три периода: до Обручева, обручевский и после Обручева.

После кончины жены в 1933 г. Обручев через два года женился на Еве Самойловне Бобровской.

Во время Великой Отечественной войны Обручев руководил поисками месторождений полезных ископаемых на Урале, за что в 1945 г. получил звание Героя Социалистического Труда. Труды ученого нашли мировое признание. С 1947 г. Обручев — почетный президент Географического общества СССР, член не менее двух десятков зарубежных и отечественных научных обществ, член редколлегии журнала «Вокруг света».

Писатель до последних дней, даже когда у него стало сдавать зрение, создавал свои фантастические произведения — «Событие в Нескучном саду», «Путешествие в прошлое и будущее», «Загадочная находка», «Золотоискатели в пустыне», «Полет по планетам», «В дебрях Центральной Азии. Записки кладоискателя», «Коралловый остров»; биографические очерки о русских исследователях Азии — Пржевальском, Черском, Мушкетове, Потанине, Кропоткине, Комарове; популярные описания экспедиций — «От Кяхты до Кульджи», «Мои путешествия по Сибири», «По горам и пустыням Средней Азии». После смерти Обручева в его архивах нашли два романа — «Лик многогранный» и «Наташа», пьесу «Остров блаженных», повесть «На Столбах», несколько рассказов.

В последние годы жизни в минуты отдыха Владимир Афанасьевич раскладывал пасьянс. Жизненный пасьянс у него разложился великолепно. Его именем назван минерал обручевит, несколько видов ископаемой фауны, городские улицы, геологоразведочный факультет Томского университета, горный хребет и гора, ледники, подводная возвышенность в Тихом океане, оазис в Антарктиде, степь между реками Мургабом и Амударьей…

Скончался Обручев 19 июня 1956 г. в Москве.