Старушки

Алексий Мельников
        Так получилось, что в свободное от работы и безделья время я иногда пономарю в храме. Пономарство дало мне многое: открыло двери в алтарь, где я грешный имею возможность созерцать Евхаристию, позволило читать часы, шестопсалмие и иногда Апостол. Но ещё оно даровало мне возможность взглянуть на людей с новой стороны.
        Я очень люблю помогать держать плат во время причащения мирян, наблюдать за тем, с какой радостью, скорбью и покаянием принимают верующие в своё естество Христа. А ещё я люблю раздавать хлеба на Всенощной и каждый раз ждать встречи с ними, с двумя особенными старушками и нашего с ними диалога.
        Подходит первая, и я говорю ей, протягивая хлеб: «Во славу Божию!». Она же, низко кланяясь, отвечает: «Благодарю!». И что удивительно, многие отвечают так же, но она говорит это особенным «светящимся» образом: «Благодарю!». Когда у меня достаточно хлебов, я стараюсь дать ей больше, дабы воздать благодарность за её «Благодарю», за радость, которой она меня одарила в этот момент.
        Через некоторое время подходит вторая, и я тоже говорю ей: «Во славу Божию!». Она же, взяв хлеб, улыбаясь, вновь отвечает мне: «Оставайтесь с Богом!». И я опять буду помнить её лицо, слова, радоваться, всматриваясь в них, стараясь сохранить в своих дырявых руках старушечье наставление.
        Я не знаю их имен и не говорил с ними помимо наших «всенощных» диалогов, но я помню их лица и жду новых встреч, «дежурных» бесед...