Словенская Адриатика

Олег Крюков
         Моря в Словении немного. Всего-то 26 километров. Если в Портороже выйти на берег, то посмотрев влево, увидишь Хорватию, а если повернуть голову направо, то Италию. От красивейшего в стране городка Пирана в Венецию ходят прогулочные катера. В общем, просторы не наши. Но даже и этот крохотный кусочек побережья вызывает недовольство соседей; хорваты считают половину своей. Сами словенцы, например, говорят, что Триест их город и принадлежит Италии незаслуженно.  К счастью всё это на уровне «кухонных» пересудов.
   Если Порторож – современный город-курорт, то Пиран, находящийся под охраной ЮНЕСКО, город-музей. 
   Неблагозвучное название города  Порторожа,  на самом деле,  словенское прочтение итальянского Порто-Россо – Красный порт. Город примечателен лишь Палас-отелем, песчаным пляжем, да чистым морем. Типичный курортный городок, чем-то напомнил мне черногорский Бар. Но, конечно, побогаче. 
   Вообще словенский язык на моё русское ухо необычен. Хотя он менее «загрязнён» ксенологизмами,  чем русский. Но тут, на мой взгляд, срабатывает стереотип: например, чем больше примеси чужой крови, тем красивее люди. Хотя во всём нужна мера. Согласитесь, глупо звучит фраза: - Я вас ангажирую в кафе, чтобы за чашкой кофе обсудить пролонгирование нашей унитарной, креативной деятельности. А словенцы, например, телевизор называют жевака за лупака, что означает жвачка для дурака. А к чёрту на кулички звучит у них в мiсто волкоебни.
  Но от словесности вернёмся  к  географии. От Порторожа до Пирана 40 минут неторопливой ходьбы вдоль побережья. А дальше мы попадаем в город музей, Венецию в миниатюре. Только без   каналов. Улицы настолько узкие, что пройди основоположник научного коммунизма по пиранской улице своего имени, он мёл бы своей знаменитой бородой стены. Городок наполнен таким очарованием и негой, что в нём хочется как можно дольше задержаться.
  Выходим на площадь и видим памятник Джузеппе Тартини,  одному из величайших скрипачей и композиторов 18 века. Родители прочили его в священники, а он, мало того, что умыкнул племянницу римского кардинала и женился на ней, так ещё и услышал от дьявола сонату, которую потом  исполнял на скрипке.  «Trille du diable» - самая известная его вещь.
  Пиран – город небольшой, и уже через минут сорок блужданий по узким улочкам мы выходим к морю и окунаемся в чистые воды Адриатики.