Екатерина Крылова
«Осанна» Эллы Крыловой
Войти в мир поэзии – это войти в Неизведанное, и, прежде чем его узнать, нужно попривыкнуть к нему, освоиться в нем, и убедиться, что он существует своей неподвластной времени жизнью, что он целостен и светел, хотя бывают тучи и гремит гром, он только очищает истинное и светлое. Войти в этот мир – это взять в руки новый томик стихов Эллы Крыловой.
Вверх стремится душа, словно верба,
И судьба наша – в наших руках.
Мы живём на окраине неба.
Верный шаг – и паришь в облаках.
Это не безгласный путь, а светлый и говорящий, путь познания и знания, путь восторга и изумления.
Пусть мы лишь с твоих сандалий прах,
Сохрани нас, Боже, и спаси!
Косточки, ворочаясь в гробах,
Молят: воскреси нас, воскреси!
Под этим огромным небом, открытым земным пространством всё дышит, звучит, разливает ароматы, изумляет, дарит восторг и надежды. Холоден закат, льдист рассвет, но человек идет вперед, ощущая себя на взлете. И не надо языка надмирного, простой будничный язык высвечивает величайшие вершины духа, как в стихотворении «Тихий ангел»:
Убеди, что мы воскреснем,
Маловеры, вопреки
Нам самим. А Бог не страшен:
Голубем слетает с башен
И стихи клюёт в руки.
В стихах Крыловой – дыхание современности, слово пульсирует и вибрирует, вызывая отклик у читателей, которых немало. Тяга к свету – основа творчества. К этому свету тянется вся творческая Россия.
Мир, созданный Богом, ему сообразен и ему принадлежит, но, в то же время, мир Богу иноприроден и никогда не может слиться с Творцом. Но верующий человек может вступить в личные духовные отношения с Создателем. Христианство пронизано персонализмом, Бог в мире царствует через человека, а не через духов, и жизнь человека – это не черная пропасть, а солнечная дорога, поднимающаяся к источнику света.
Надо всё же верить во что-то
Большее, чем мы, человеки:
Чудеса не сбросить со счета.
Впрочем, без Христа все – калеки.
Глубоко лиричная поэзия Эллы Крыловой гуманистична, гражданственна, но это – гражданственность не россиянки, а землянки: «Я верую: рай должен быть на Земле!» Катастрофа духа – это смерть. Утративших дух людей не спасут никакие материальные блага:
Мой друг, мы веруем в Христа,
В поэзию как в требу,
И душ святая высота
Равна седьмому небу.
Природа, как третья ипостась святости, живет полной самостоятельной жизнью, противопоставляясь неестественным нормам человеческого общества.
В небесах роскошно и чудно,
Телескопом их не измерить.
Павел, как же веровать трудно!
Но ещё ужасней – не верить.
Волшебные стихи – редкий дар, но им владеет Элла Крылова, чьи строки помогают глубже и пристальнее вглядываться в мир. Для того, чтобы увидеть мир по-новому, не нужно стоять на голове, хотя поэтам и великим ученым приписывают разные чудачества. Так, говорят, Ньютон испытывал чувство эйфории, пуская мыльные пузыри. Но есть чудачества, а есть истинные чудеса, и Элла пишет о них в небольшом очерке «Правда о чудесном». Она описывает опыт выхода из тела и опыт путешествий в иные миры.
«Поэзия темна, в словах невыразима», - писал Бунин. Но вот книга Эллы Крыловой «Осанна» насквозь пронизана солнечным светом:
Но выглянет солнце из туч,
И света протянется нить,
И каждый восторженный луч
Отыщет живого, чтоб жить.
Вся природа стоит на пороге трансформации, готовая родить свое новое состояние. Человек – не характер, а индивидуальность, и несет полную ответственность за то, что происходит. Сейчас усиливается мировоззренческий полицентризм, возрастает значение индивидуальности. Зло – свойство человеческой природы, второй полюс доброты; происходит обезбоживание; раньше на поэта смотрели как на пророка, теперь как будто нет нужды в авторитетах, на двоих три мнения. Совершенствуется техника, но жизнь лучше не становится. Все ищут истину, но истина не результат, а процесс поиска, и нет одной истины для всех, и нельзя никого «научить жизни», вера в ценность человеческой жизни упала, и судьба каждого зависит от него самого: «В миру царят разлад и ложь, / но только вышним чутко внемлю».
Высота творческих воззрений Крыловой не может оставить равнодушным. Гуманизм поэта обращен к Богу внутри нас. Поэт проповедует идею всеобщего братства, всеобщей любви. Выше этого нет ничего ни на Земле, ни на небесах.
Сентябрь 2013