Осанна - книга стихов Эллы Крыловой

Екатерина Никитична Крылова
Екатерина Крылова

«Осанна» Эллы Крыловой

Войти в мир поэзии – это войти в Неизведанное, и, прежде чем его узнать, нужно попривыкнуть к нему, освоиться в нем, и убедиться, что он существует своей неподвластной времени жизнью, что он целостен и светел, хотя бывают тучи и гремит гром, он только очищает истинное и светлое. Войти в этот мир – это взять в руки новый томик стихов Эллы Крыловой.

                Вверх стремится душа, словно верба,
                И судьба наша – в наших руках.
                Мы живём на окраине неба.
                Верный шаг – и паришь в облаках.

       Это не безгласный путь, а светлый и говорящий, путь познания и знания, путь восторга и изумления.

                Пусть мы лишь с твоих сандалий прах,
                Сохрани нас, Боже, и спаси!
                Косточки, ворочаясь в гробах,
                Молят: воскреси нас, воскреси!

       Под этим огромным небом, открытым земным пространством всё дышит, звучит, разливает ароматы, изумляет, дарит восторг и надежды. Холоден закат, льдист рассвет, но человек идет вперед, ощущая себя на взлете. И не надо языка надмирного, простой будничный язык высвечивает величайшие вершины духа, как в стихотворении «Тихий ангел»:

                Убеди, что мы воскреснем,
                Маловеры, вопреки
                Нам самим. А Бог не страшен:
                Голубем слетает с башен
                И стихи клюёт в руки.

       В стихах Крыловой – дыхание современности, слово пульсирует и вибрирует, вызывая отклик у читателей, которых немало. Тяга к свету – основа творчества. К этому свету тянется вся творческая Россия.
       Мир, созданный Богом, ему сообразен и ему принадлежит, но, в то же время, мир Богу иноприроден и никогда не может слиться с Творцом. Но верующий человек может вступить в личные духовные отношения с Создателем. Христианство пронизано персонализмом, Бог в мире царствует через человека, а не через духов, и жизнь человека – это не черная пропасть, а солнечная дорога, поднимающаяся к источнику света.

                Надо всё же верить во что-то
                Большее, чем мы, человеки:
                Чудеса не сбросить со счета.
                Впрочем, без Христа все – калеки.

       Глубоко лиричная поэзия Эллы Крыловой гуманистична, гражданственна, но это – гражданственность не россиянки, а землянки: «Я верую: рай должен быть на Земле!» Катастрофа духа – это смерть. Утративших дух людей не спасут никакие материальные блага:

                Мой друг, мы веруем в Христа,
                В поэзию как в требу,
                И душ святая высота
                Равна седьмому небу.

       Природа, как третья ипостась святости, живет полной самостоятельной жизнью, противопоставляясь неестественным нормам человеческого общества.

                В небесах роскошно и чудно,
                Телескопом их не измерить.
                Павел, как же веровать трудно!
                Но ещё ужасней – не верить.

       Волшебные стихи – редкий дар, но им владеет Элла Крылова, чьи строки помогают  глубже и пристальнее вглядываться в мир. Для того, чтобы увидеть мир по-новому, не нужно стоять на голове, хотя поэтам и великим ученым приписывают разные чудачества. Так, говорят, Ньютон испытывал чувство эйфории, пуская мыльные пузыри. Но есть чудачества, а есть истинные чудеса, и Элла пишет о них в небольшом очерке «Правда о чудесном». Она описывает опыт выхода из тела и опыт путешествий в иные миры.

       «Поэзия темна, в словах невыразима», - писал Бунин. Но вот книга Эллы Крыловой «Осанна» насквозь пронизана солнечным светом:

                Но выглянет солнце из туч,
                И света протянется нить,
                И каждый восторженный луч
                Отыщет живого, чтоб жить.

       Вся природа стоит на пороге трансформации, готовая родить свое новое состояние.  Человек – не характер, а индивидуальность, и несет полную ответственность за то, что происходит. Сейчас усиливается мировоззренческий полицентризм, возрастает значение индивидуальности. Зло – свойство человеческой природы, второй полюс доброты; происходит обезбоживание; раньше на поэта смотрели как на пророка, теперь как будто нет нужды в авторитетах, на двоих три мнения. Совершенствуется техника, но жизнь лучше не становится. Все ищут истину, но истина не результат, а процесс поиска, и нет одной истины для всех, и нельзя никого «научить жизни», вера в ценность человеческой жизни упала, и судьба каждого зависит от него самого: «В миру царят разлад и ложь, / но только вышним чутко внемлю».

       Высота творческих воззрений Крыловой не может оставить равнодушным. Гуманизм поэта обращен к Богу внутри нас. Поэт проповедует идею всеобщего братства, всеобщей любви. Выше этого нет ничего ни на Земле, ни на небесах.

Сентябрь 2013