Шверин 3

Юрий Бровер
       В Шверине нет бездомных. Может быть, и найдётся несколько, но это люди, выбравшие бродяжничество в качестве хобби. Социальное пособие или пособие по безработице предусматривает определённую сумму  на оплату жилья: одно или двухкомнатной квартиры для одиночек  и  трёхкомнатной квартиры для  семейной пары. Короче, действует принцип: количество комнат равно количеству проживающих в квартире плюс одна комната плюс выгороженный участок подвала « келлер». Обиженных  нет. Даже пьяницы уверены в завтрашнем  дне, в завтрашней  выпивке. Поэтому они добродушны и предупредительны, как правило. Правда, один забулдыга  в категорической форме велел мне немедленно возвращаться в Украину. Я пообещал, что завтра же уеду. Он страшно обрадовался и полез целоваться.
Большая часть эмигрантов живёт в построенных при ГДР пятиэтажках типа «хрущёвка», но со значительно улучшенной планировкой квартир. Площадь кухни составляет девять квадратных метров! Перебоев с подачей электроэнергии, тепла и воды практически не бывает ( чтобы не сглазить!) Квартиросдатчиками являются, в основном, крупные фирмы  недвижимости.

Во времена ГДР проживало в Шверине до 130 тысяч человек и существовло несколько промышленных предприятий, хотя в целом экономика города была слабой. Бисмарк шутил: в Мекленбурге, (значит и в Шверине), всё происходит на сто лет позже, чем в остальной Германии.
Значит и конец света наступит позже. Поэтому он, Бисмарк, хотел бы своевременно перебраться в Мекленбург.  И, всё же, занятость населения поддерживалась на определённом уровне, в том числе благодаря развитой инфраструктуре Группы советских войск, требующей работников.

После объединения Германии, проблема безработицы в Шверине стала одной из самых острых.
Советские войска ушли, а многие предприятия города не выдержали конкуренции и закрылись.
Работоспособная часть населения, молодёжь, потянулась на запад, где с работой было полегче.
Сейчас в Шверине осталось около 96 тысяч человек.

На работу приходится ездить в Гамбург, Росток и другие близлежащие места. По утрам, начиная с часов с пяти, молодые люди заводят свои машины и отправляются за десятки километров на работу.  Ложатся спать рано, надо успеть выспаться. Особой привязанности к  съёмному жилью они не испытывают и легко расстаются с ним, если находят выгодную работу в другом городе.

Мебель, ковры, как правило, не забирают, перевозка стоит дорого и выгоднее купить новую мебель на новом месте. Старую мебель аккуратно выбрасывают на улицу. Такие « выбросы» или «выкидыши» становились бесплатным источником мебели для малообеспеченных и эмигрантов.
Подержанную « недвижимость», часто очень приличную, можно купить задёшево в социальных магазинах. Интересно, что ремонт мебели и  бытовой техники почти не практикуется, изделия даже с небольшими дефектами безжалостно выбрасываются и заменяются новыми. Возможно, такая система позволяет  поддерживать потребительский спрос  на промышленную продукцию?

Многие дома производят тягостное впечатление - вечерами светятся считанные окна, большинство квартир не заселено. Кругом объявления « Сдаётся, сдаётся…».  Эксплуатация малозаселённых домов становится невыгодной.
 Рост численности постоянного населения в Шверине не прогнозируется; планируется превратить город в первоклассный курорт!  И поэтому  сносятся  десятки ГДРовских пятиэтажек на окраинах города,  расчищается земля под коттеджи-пансионаты, гостиницы и другие элементы курортной инфраструктуры.

Нам, бывшим советским, больно смотреть, как прекрасно сохранившиеся дома аккуратно, быстро и даже элегантно крушатся  могучей немецкой техникой. Нам, помнящим прелести коммуналок.
Нам, знающим, что миллионы наших земляков не могут и мечтать о жилье, которое здесь уничтожается…
Вспоминается  детское возмущение по поводу того, что империалисты  в погоне за наживой сжигают тысячи тонн пшеницы!  А в мире столько голодающих!

Но немцы знают, что  делают. У них стратегические планы, которые будут выполнены, у них всё просчитано; у них люди, отвечающие за свои действия.
P.S.  Пластиковые окна из снесённых домов успешно продаются ( кажется, в Польшу).